рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственная поддержка инвестиционной деятельности

. Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

. Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут

осуществлять прямое участие, путем:

. Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;

. Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации;

. Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по

инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность

мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью

обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.

Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем

взаимодействия государственных органов управления федерального и

территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В

принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ,

Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными

актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а

также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере

наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в

стране.

Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-

государственные и административно-территориальные образования, которые

согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с

Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство

субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю

национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема

инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в

финансировании инвестиций на их территории достигает 30%.1 Для

административно-территориальных образований соотношение совершенно иное -

соответственно 85 и 70 %.

Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет

региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам

привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых

примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом,

жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные

для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие

инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как

правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта

строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто

используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой

остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и

подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется

принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные

механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы

создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов,

вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и

другие экономические методы стимулирования инвестиций .

Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом

регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом

третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным

инструментом его инвестиционной политики остается федеральная

инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому

принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их

территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне

низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются

по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты

территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на

индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами

центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не

преднаначены для инвестиционных целей.

Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления

различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет

расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов

политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от

03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют

разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего

времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и

субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные

экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.

Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных

органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и

должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.

Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных

иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения

финансовую базу.

Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой

характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных

трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный

характер.

В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов

из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди

функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально -

бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление

структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной

экономики.

Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов

должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по

единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных

органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли

бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных

источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики,

необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий

для успешного осуществления инвестиционной деятельности.

В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов,

поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую

экономическую отдачу.

Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией

развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и

развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику

региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное

вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития

и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики

регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения

проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и

соответствующим стратегии региона.

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации

2.1.Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов

Инвестиционный климат представляет собой совокупность факторов,

влияющих на решение инвестора о вложении средств в экономику региона.

Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов,

определяющих инвестиционный климат. Обычно для оценки применяют так

называемые выходные параметры инвестиционного климата - приток и отток

капитала, уровень инфляции, доля сбережений в ВВП, а также входные

параметры:

. природные ресурсы и состояние экологии;

. качество рабочей силы;

. уровень безработицы;

. уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

. политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения

форс-мажорных обстоятельств;

. состояние бюджета, платежный баланс и долг ОГВ и МСУ региона;

. качество государственного управления, политика центральных и местных

властей;

. законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни;

. уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;

. защита прав собственности, уровень корпоративного управления;

. обязательность партнеров при исполнении контрактов;

. качество банковской системы и других финансовых институтов;

. доступность кредитования;

. административные, технические, информационные и другие барьеры входа на

рынок, уровень монополизма в экономике.

Согласно проведенному опросу журналом «Эксперт»[39], выделяют следующие

группы факторов, от которых зависит легкость и удобство привлечения

инвестиций:

. Макрофакторы - экономическая и политическая стабильность;

. Государственная политика;

. Законодательство и его соблюдение;

. Уровень развития инфраструктуры;

. Внутрифирменные факторы.

Прежде чем давать полное представление об инвестиционном климате

региона, мы должны рассмотреть инвестиционный климат в стране в целом.

В течение 90-х годов российская экономика претерпевала значительные

перемены, которые были обусловлены различного рода причинами, в т.ч.

политическими. Одним из самых значительных и переломных моментов в

экономике страны был кризис 1998 года., который был связан с тяжестью

перехода от планово-социалистической экономики к рыночной. К моменту начала

реформ ситуация выглядела следующим образом:1

К 1991 г. ВВП сократился по сравнению с предыдущим годом на 13 %, при

росте потребительских цен в 2 раза. В стране существовала карточная

система, одна из основных отраслей экономики – ВПК переживает спад и

производство становится нерентабельным. С каждым годом экономика все больше

усугубляется кризисной ситуацией, среди факторов такой ситуации можно

выделить:

o Устойчивый бюджетный дефицит, пирамида ГКО, нехватка денежных ресурсов.

o Слабость самого государства, несогласованность принимаемых решений,

невыполнение договоренностей с МВФ.

o Проблемы реального сектора экономики. Продолжается переход от плановой

экономики к рыночной в искаженной форме. Рубль продолжает падать,

наблюдается инфляция.

Все это создает предпосылки для экономического кризиса.

К 1996г. в преддверии президентских выборов, несмотря на сложную

экономическую обстановку, законотворчество в стране продолжается,

принимаются следующие важные нормативные акты:

Указы президента РФ «О внесении изменений и дополнений в Указ

президента РФ от 17.09.94г. №1928 «О частных инвестициях в РФ». 20.01.96.г.

№ 70., «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные

участки под объектами недвижимости в сельской местности» 14.02.96.г. №198.,

«О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ» от 01.04.96.г.

№443.

Правительство РФ принимает «Положение о порядке установления границ

землепользования в застройке городов и других поселений» 02.02.96.г. № 105,

«Положение о совершенствовании информационного обеспечения потенциальных

инвесторов» 02.02.96.г. № 80.

Это далеко не полный перечень документов, которые должны были

урегулировать отношения между субъектами инвестиционной деятельности.

1997 год давал ощущение подъема, но нужно отметить промедление в

принятии решений по реструктуризации внешних и внутренних долгов,

нерасторопность в бюджетной и кредитно-денежной политике, неблагоприятные

внешние факторы.

Одним из самых переломных моментов в экономике страны стал август

1998г. Этот период характеризуется кризисом банковской системы,

инфляцией, возникают проблемы с урегулированием российского внешнего долга.

Заморожены ГКО, снижаются цены на обязательства государства, наблюдается

девальвация рубля, граждане стремятся забрать свои вклады. Повышаются цены

и тарифы.

В 1998г. инфляция составляет 84, 4 %. Были сокращены расходы бюджета,

доля дефицита бюджета во ВВП составила 4, 7%. Инвестиционная активность

вследствие отказа от обязательств находится в «точке замерзания». Из-за

нехватки оборотных средств и бюджетного дефицита предприятия охватил, так

называемый, инвестиционный голод. Экономисты отмечают системный кризис в

экономике.

В период кризиса мы переживаем постоянные смены Правительства, каждое

из которых стремится создать условия и принять меры по стабилизации

экономики. Финансовый кризис разразился как дополнение к экономическому. За

июнь-июль шестикратно взлетает ставка рефинансирования, за день сокращаются

резервы ЦБ на 1млрд$. Правительство предлагает ужесточить фискальную

политику, чтобы остановить давление на рубль. В столь сложной ситуации

Правительство Кириенко предлагает следующие антикризисные меры: создание

профицита бюджета в размере 2%, для этого предлагается не только уменьшить

расходы, но и развивать промышленность. Российский хаос в экономической и

политической жизни России подверг инвесторов к огромным потерям.

На Правительство Черномырдина легла задача получения транша в размере

4,3 млрд. $ от МВФ, за счет этого транша Россия готова погасить ГКО. К

октябрю 1998г. кредитный рейтинг России становится очень низким. Предстоят

крупные выплаты по долгам Парижскому и Лондонскому клубам, возникает

необходимость обслуживания еврооблигаций, платить по валютным форвардным

контрактам, погашать краткосрочные кредиты западным банкам.

Следующие шаги по стабилизации экономики предпринимает уже

Правительство Примакова. Устанавливается следующий курс рубля - 20 рублей

за доллар, в период сентябрь - октябрь производятся выплаты заработной

платы, стипендий, пенсий.

Наблюдается спад импорта.

По данным Госкомстата, общее падение импорта за 10 месяцев 1998г. по

сравнению с предыдущим годом составило 10%. Эмиссия за август - январь

составила 20 млрд. рублей. По данным ЦБ, счет текущих операций за январь

–июнь 1998г. составил минус 6 млрд. $ ( по данным еженедельника Коммерсантъ-

власть №45, 1998г., с. 32.).

Если в первые годы реформ темпы преобразований в России внушали

инвесторам определенный оптимизм, то затем темп был потерян, интерес

инвесторов в значительной мере был утрачен. На сегодняшний день Россия

остро нуждается в реструктуризации своей экономики на современной

технологической основе, чтобы существенно поднять свою

конкурентоспособность. Для этого потребуется за 20 лет более 2-х трлн.$

инвестиций из всех источников. Сегодня износ основных фондов российских

предприятий более 50%, доля производственного оборудования с возрастом

более 15 лет - 46% (данные взяты из доклада экспертного института

«Инвестиционный климат в России»). Объем инвестиций в основной капитал

снижается уже более 12 лет и составляет по состоянию на май 1999 года 22%

от уровня 1991г.; в 1998г. инвестиции сократились еще на 6, 8% в сравнении

с предыдущим годом; отток капитала за годы реформ - 130-140 млрд. $ (данные

взяты из доклада экспертного института «Инвестиционный климат в России»).

Приток прямых частных иностранных инвестиций с 1993г. составил около 10

млрд.$. Это примерно 8 - 10 % от объема капитала, вывезенного из страны за

эти годы. В настоящее время большую часть инвестиций в основной капитал

производят предприятия (83%), в том числе на 20% за счет привлеченных

средств. Более половины этих средств приходится на федеральные естественные

монополии. Так, в 1998 году РАО «Газпром» инвестировало 35,8 млрд. рублей,

РАО ЕЭС «Россия» - 2,3 млрд. рублей.1 Это означает, что обрабатывающая

промышленность испытывает недостаток инвестиций при отсутствии внутренних

источников накоплений. Сбережения населения, образующие во всем мире основу

долгосрочных инвестиций, в России весьма низки (в 1998году они составили

4,4% от общего объема инвестиций). Внешний долг России будет существенно

сокращать внутренние источники инвестиций в течение 10 лет. С учетом всех

вышеизложенных факторов, можно сделать вывод о том, что перспективы

экономического роста в России весьма сомнительны. Ситуацию может изменить

только резкое повышение инвестиционной активности на базе частных

инвестиций. А для этого понадобится радикальное улучшение инвестиционного

климата.

Несмотря на отмечаемые отрицательные последствия кризиса, произошли и

некоторые положительные моменты. Наряду с девальвацией рубля произошло

относительное повышение конкурентоспособности российских товаров, начался

активный процесс импортозамещения. Рост промышленности за январь - август

1999 года составил 5,9 % относительно аналогичного периода прошлого года

(из доклада Экспертного института « Инвестиционный климат в России»).

Финансовые ресурсы, ранее уходившие на рынок высокодоходных ГКО, после

кризиса стали оставаться в реальном секторе и обслуживать обращение

товаров. Покупатели в первом полугодии 1999 года платили 47,7% денежными

средствами, а год назад - лишь 40,3% (из доклада Экспертного института

«Инвестиционный климат в России»).

По накопленной за период 1989-1998гг. сумме прямых иностранных

инвестиций на душу населения Россия занимает лишь 21 место среди 25 стран

Центральной и Восточной Европы и СНГ. Политическая нестабильность, кадровая

чехарда и информационные войны привели к тому, что в целом, инвесторы

предпочли занять выжидательную позицию по отношению к России. Подобную

ситуацию можно расценить как критическую. Кризис доверия губителен для

прямых инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее

ликвидную форму капитала.

Таким образом, России остро необходимо быстрое и существенное

изменение инвестиционного климата. Эта работа должна производиться

поэтапно, результатом такой деятельности должны стать существенные

экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России

эффективной рыночной экономики, в которой развитие обеспечивается частной

инициативой. В конечном счете, именно это означает благоприятный

инвестиционный климат.

В качестве важнейшего инструмента государственной инвестиционной

политики, ориентированной на стимулирование привлечения средств частных

инвесторов в реальный сектор экономики, предполагалось еще в 1997 году

запустить механизм Бюджета развития и связанный с ним механизм

предоставления государственных гарантий.

Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» был принят

только 26 ноября 1998 года.

Принципиальная важность Бюджета развития как стимулятора экономического

роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются

корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе.

В Бюджете развития сосредоточена часть ресурсов, выделяемых

государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для

выполнения государством своих обязательств - строительство социально

значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически

сложных систем - обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.

Максимально высокая эффективность использования средств Бюджета

развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых объектов по

критериям высокой экономической эффективности инвестиционных проектов на

принципах долевого участия государства в их финансировании. Обязательным

условием является наличие у заемщика собственных денежных средств в размере

не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по

крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долларов США) - не менее

10% указанного объема.1

Бюджет развития представляет собой список конкретных инвестиционных

проектов, прошедших конкурсный отбор и экспертизу и размер денежных

средств, выделяемых из Бюджета развития на финансирование этих проектов.

Ввиду известной напряженности ситуации с Федеральным бюджетом, для

потенциальных инвесторов больший интерес представляют государственные

гарантии, которые являются обязательством Правительства РФ возместить

кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных

им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата

заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный кредитным

договором.

Необходимо создавать механизм жесткого контроля со стороны государства

за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций, в

частности, в форме проверок целевого использования средств федерального

бюджета, предназначенных для реализации федеральных целевых программ, а

также контрольных проверок объемов и стоимости работ (поставок, услуг),

оплаченных за счет средств федерального бюджета, с применением штрафных

санкций, в случае их нецелевого использования. При этом должно быть

обеспечено ритмичное финансирование федеральных целевых программ, а также

строек и объектов инвестиционной программы года, в пределах выделяемых на

капитальное строительство финансовых ресурсов с учётом хода выполнения

работ.

Аналогичный контроль устанавливается за использованием бюджетных

инвестиций, направляемых на финансирование федеральных программ развития

регионов, а также капитальных затрат, финансируемых за пределами

федеральной инвестиционной программы по различным статьям бюджета.

Одним из ведущих направлений повышения инвестиционной активности и

привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны, в том числе

иностранных, должно стать развитие лизинговой деятельности в России.

Развитие лизинга в инвестиционной деятельности предоставляет широкие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.