рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственная поддержка инвестиционной деятельности

возможности для реализации государственных инвестиционных программ,

позволяет осуществлять их финансирование, не опасаясь влечения на другие

цели и создавая все условия для контролируемой адресной работы по

формированию и обновлению производственно-технической базы страны.1

Для мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечения

иностранного капитала необходимо формирование инвестиционного климата,

предполагающее создание благоприятных условий и механизмов накопления

национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции,

содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного

капитала, стимулирование притока иностранных инвестиций.

В создании условий для благоприятного инвестиционного климата важную

роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению

амортизационных отчислений - преимущественно на инвестиционные нужды для

воспроизводства основных фондов. С учетом дальнейшего развития рыночных

отношений решение этой задачи осуществляется не на принципах жестких

ограничений по направлениям использования амортизации, а за счёт

приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений

предприятий к налогооблагаемому доходу.

Важным направлением повышения действенности амортизационной политики

является приведение стоимости основных фондов в соответствие с их рыночной

оценкой. Это дает не только основу для разработки основных норм

амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы

предприятий.

Усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая

переоценка основных фондов и применение механизма ускоренной амортизации.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики

предоставляют ряд льгот по налогообложению. В их числе льготы при

налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными

инвестициями, освобождение от НДС на импортируемое технологическое

оборудование и запасные части к нему.

Ещё один фактор привлечения кредитных ресурсов для финансирования

инвестиционных проектов - система государственно-коммерческих гарантий.

Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса на

предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного

сектора.

Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает

дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает

достижение экономической и денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в

страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов

в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их

страхования.

На первый план сегодня выходит также задача формирования эффективных

форм организации капитала, заключающиеся в создании современной

институциональной среды.

Ее основу должны составить институты с мощным финансовым, промышленным,

инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам относятся

финансово-промышленные группы (ФПГ), образующиеся вокруг одного или

нескольких технологически связанных крупных предприятий-производителей, а

также банковской структуры с развитой филиальной сетью и иные

«профессиональные корпорации», создающие эффект солидарной

заинтересованности и ответственности субъектов управления и производство за

принятие и реализацию решений.

Формирование финансово-промышленных групп обеспечивает дополнительные

возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных программ,

является одним из факторов устойчивой стабилизации экономики и повышения

эффективности производства. Объединение финансовых ресурсов участников ФПГ

существенно расширяет в целом их внутренние инвестиционные возможности,

позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.

Мощным стимулом для концентрации финансовых средств в производство

должно стать создание специализированных инвестиционных банков,

занимающихся только долгосрочными проектами. Для них государство должно

принять максимально льготные ставки налогообложения и создать реальные

условия, поддерживающие конкурентоспособность на межбанковском уровне.

За последние три года при активном участии государства был сделан

важный для стимулирования инвестиционного процесса шаг - стал развиваться

рынок ценных бумаг. Он предоставил легальную возможность динамичного

перелива капитала в наиболее перспективные отрасли и проекты, которые,

показав свою эффективность, требуют дополнительных средств для дальнейшего

развития.

В настоящее время наряду с проблемами снижения процентных ставок,

снижения налогового бремени, сокращения рисков, порождаемых общим

состоянием экономики, превращения государственной политики поддержки

частных инвестиций в один из важнейших приоритетов и т.п. наиболее

существенны следующие направления работы:

Завершение существенно отставшего процесса формирования минимально

необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.

Привлечение денег населения на инвестиционные цели.

Расширение лизинга, увеличение средств, направляемых на развитие лизинга в

структуре финансирования государственной инвестиционной программы.

Расширение банковского кредитования инвестиций.

Формирование финансово-промышленных групп различных типов, в том числе на

основе участия банков в капитале предприятия, которое они кредитуют.

Дальнейшее развитие по мере преодоления кризиса, российского рынка

корпоративных ценных бумаг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности

фирм, участвующих на этом рынке.

Развитие конкуренции между регионами за создание большей инвестиционной

привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов, имея в виду,

что именно регионы начали играть ведущую роль в формировании благоприятных

условий для инвестиционной деятельности.

Решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки, без

которой невозможно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности.

Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий в

области стратегии, бизнес - планирования и обоснования инвестиционных

проектов. Создание сети школ проектного финансирования. Формирование более

широкой сети консультационных фирм и активизация консультационной

деятельности в области инвестиций, особенно в регионах.1

Если дать общую оценку сложившейся на текущий момент ситуации, то можно

сказать, что потенциальные возможности Сибири как сферы приложения капитала

задействованы далеко не полностью в силу ряда причин, в первую очередь,

макроэкономического и институционального характера. Тем не менее,

инвестиционные возможности регионов Сибири имеют большие перспективы. С

одной стороны, в России в последнее время наметились признаки экономической

стабилизации, с другой стороны, и государство как на федеральном, так и на

региональном уровнях делает шаги по улучшению инвестиционного климата и

стимулированию инвестиционной активности, в том числе и по привлечению

иностранных инвесторов.

Ведется соответствующая работа российского правительства и на

международном уровне. Россия подписала Сеульскую конвенцию (1985г.) об

учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) при

Всемирном Банке, Вашингтонскую конвенцию (1965г.) по созданию

Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном

Банке. Все это позволит уменьшить риск капиталовложений, что для России

сейчас чрезвычайно актуально.

2.2.История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области

Изучая инвестиционный процесс в регионе, можно отметить его сложность и

существенное отличие от инвестиционного процесса на государственном уровне.

На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они

как с масштабами деятельности, также особенностями хозяйствующих субъектов,

их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ

инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма

трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов

инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.

Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен

множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой

степени уникален. Хотя некоторые закономерности направлений инвестирования

по различным секторам экономики прослеживаются достаточно четко.

В настоящее время, органы государственного управления субъектов РФ

осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим

основным направлениям:

а) финансирование капитальных вложений органов государственного

управления для осуществления и поддержания своей деятельности;

б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора

экономики на возвратной и безвозвратной основе (субсидии, дотации и т.п.);

в) целевое финансирование некоммерческого сектора экономики в

соответствии с региональными программами развития.

Таким образом, государственные органы осуществляют целевое

финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На

региональном уровне целевое финансирование находит место как в

федеральных, так и в региональных программах.

Наиболее известными федеральными программами, реализуемыми на

территории Новосибирской области являются: «Дети России», «Сохранение и

развитие культуры и искусства», «Социальная поддержка инвалидов».

Особое значение для Новосибирской области имеет такой фактор как

«специфическая особенность Новосибирской области - преобладание в структуре

промышленности высокотехнологичных и наукоемких производств, в основном

предприятий ВПК, наличие десятков научно-исследовательских организаций.

Здесь имеется значительный научно-технический потенциал, квалифицированные

специалисты, что может послужить основой инвестиционного развития нового

типа в противовес первой волне инвестиций, затронувшей топливно-сырьевые

регионы с преобладающей экспортной ориентацией,»1 - считает В. Поляков,

один из организаторов Агентства содействия инвестициям.

К числу положительных моментов в инвестиционной сфере Новосибирской

области он относит следующие:

1.Наличие производственно - технической базы достаточно

диверсифицированной структуры, пригодной для организации различных видов

бизнеса.

2.Научный потенциал, овеществленный в различных формах интеллектуальной

собственности - патентах, промышленных образцах, ноу-хау.

3.Наличие квалифицированного персонала.

4.Потенциальная востребованность части продукции предприятий области на

внутреннем рынке, рынках ближнего и дальнего зарубежья.

5.Поддержка со стороны администрации области мероприятий по развитию

новых ресурсосберегающих технологий, производству импортозамещающих и

экспортных товаров.

Однако он отмечает и негативные стороны, противодействующие

инвестиционному развитию, которые, по сути, нейтрализуют все

положительные моменты:

1.Производственное оборудование предприятий морально и физически

устарело, не в полной мере отвечает задачам их рыночной ориентации,

основные производственные и инфраструктурные мощности простаивают.

2.Имеющаяся интеллектуальная собственность не оценена с позиций её

рыночного применения. Некоторые наиболее привлекательные запатентованные

технологии, ноу-хау расхищаются или используются без лицензий или иных

компенсаций.

3.Потенциальные возможности персонала недоиспользуются из-за

неразработанности организационно-экономических форм его включения в новые

формы и виды деятельности.

4.Маркетинговый анализ потребностей внутреннего рынка, рынков ближнего

и дальнего зарубежья, с привязкой к производственным возможностям

предприятий не проводится.

5.Недостаточно разработаны инвестиционные программы (включающие и

пакеты конкретных проектов), позволяющие материализовать в различных формах

поддержку со стороны администрации области, привлечь сторонние источники

инвестиций и снизить воздействие всего комплекса негативных факторов.

Возможность реализации инвестиционных программ и проектов сдерживается

рядом факторов. Решающими из них являются несогласованноесть действий

участников инвестиционного процесса, неумение правильно оценить

инвестиционную ситуацию, а также неготовность предприятий-инициаторов

проектов выполнять комплекс работ инвестиционного цикла: от проведения

технико-экономических исследований до эффективного управления ресурсами

проектов на этапе их реализации. Ситуация усугубляется недостаточно

развитой в области (и по России в целом, за исключением Москвы)

инфраструктурной инвестиционной деятельности, включающей системы

информационного обслуживания, оказания квалифицированных услуг, подготовки

и переподготовки руководителей и ведущих специалистов.1

Таким образом, при наличии значительного инвестиционного потенциала,

область, тем не менее, находится в ситуации инвестиционного кризиса.

Следует отметить, что ситуация в инвестиционной сфере Новосибирской

области не намного отличается от ситуации по России в целом, с тем лишь

отличием, что наблюдается более равномерное изменение ситуации, без резких

скачков.

Более подробно динамика распределения инвестиционных ресурсов по

источникам показана в Таблице 1.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за

1995-1999 гг. (в процентах к итогу)

(1995-1998гг по полному кругу предприятий, 1999 -2000гг. по кругу

крупных и средних предприятий), (2000г.-прогнозные данные)

| |1995г.|1996г.|1997г.|1998г.|1999г. |2000г. |

|Инвестиции в основной |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|капитал, всего | | | | | | |

| Собственные |47,2 |54,8 |56,7 |59,2 |60,1 |53,2 |

|средства предприятий | | | | | | |

|Привлеченные средства, |52.8 |45.2 |43.3 |40,8 |39,9 |46,8 |

|из них: | | | | | | |

|Государственное |17,7 |23,3 |24,8 |23.6 |17,0 |24,1 |

|финансирование, в т.ч.:| | | | | | |

|Федеральный бюджет |8,4 |15,7 |16,1 |14,94 |11,7 |16,8 |

|Областной бюджет и |9,9 |7,6 |8,7 |8,66 |5,1 |7,1 |

|местные бюджеты | | | | | | |

В период 1995-1999гг. в Новосибирской области происходит постепенное

снижение доли областного и местного бюджетов в общем объеме инвестиций в

основной капитал. Если в 1995г. доля местных бюджетов составляла 9,3%, то в

1999-снизилась до 5,1%, в 2000г. наметился подъем до 7,1%, но это

прогнозные данные и, скорее всего, фактически они будут ниже.

С 1992 года основным источником финансирования являются средства

предприятий. На их долю приходится более половины средств, используемых на

инвестиции. Но инвестиционные возможности большинства предприятий на

сегодняшний день не велики.

Изменилась за последние годы и воспроизводственная структура

капитальных вложений. В 1992 году 44% всех капитальных вложений в

промышленности были направлены на реконструкцию и техническое

перевооружение действующих предприятий. А в 1994 году уже 25%. В то же

время доля затрат на строительство новых предприятий возросла с 38% до 56%.

Более подробно данные изменения показаны в Таблице 2.

Таблица 2

Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал но объектам

промышленного назначения (в процентах к предыдущему году)1

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |

|Инвестиции в основной капитал, всего |100 |100 |100 |100 |100 |

|в том числе направленные на: | | | | | |

|техническое перевооружение и |44 |36 |25 |30 |28 |

|реконструкцию действующих предприятий| | | | | |

|расширение действующих предприятий |15 |10 |14 |12 |12 |

|новое строительство |38 |50 |56 |54 |55 |

|отдельные объекты действующих |3 |4 |5 |4 |5 |

|предприятий | | | | | |

Уменьшение инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и

реконструкцию, привело к возрастанию износа именно промышленного

оборудования. В результате, износ всех ОПФ в промышленности в 1994 году был

равен 48,9%2 и значительно превышал износ всех ОПФ по народному хозяйству

Новосибирской области (38%).

Как известно, ранее одним из источников капиталовложений предприятий

были средства амортизационных отчислений. В 1991 году в России более 51%

всех капитальных вложений осуществлялись за счёт средств амортизационных

отчислений”3. В 1994 году эта доля уменьшилась до 10%. Использование их для

многих предприятий сейчас не выгодно из-за отсутствия каких-либо других

значительных источников пополнения оборотных средств.

Зачетная система расчетов за произведенную продукцию явилась чуть ли не

единственно возможным источником пополнения собственных средств -

простаивающие основные фонды, механизмы оптимальной реализации которых

сегодня только начинают разрабатываться.

Не меняется не только группа получателей инвестиций, но и стран-

инвесторов. До последнего времени основной формой участия иностранных

капиталов в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий.

Несмотря на довольно большое число зарегистрированных СП, размеры

привлечённых ими инвестиций невелики, а роль в экономике незначительна.

Что касается инвестирования предприятий посредством кредитования, то

ситуация в этой сфере за последние годы резко ухудшилась. По данным

Главного управления ЦБ РФ по Новосибирской области, за 1998 год кредитные

вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 392 млн. рублей, или на

220%, и на 1.01.99г. составили 1535,6 млн. рублей. Удельный вес

задолженности по кредитам в общей сумме вложений банков и филиалов составил

на 01.01.98 г 29% против 41% на 01.01.99 г. Доля просроченной

задолженности в кредитных вложениях возросла в три раза (с 6% на 01.01.98

г. до 18% на 01.01.99 г.).

Из приведенных данных видно, что ситуация в сфере кредитования

реального сектора 1998 году значительно ухудшалась. Это обусловлено резким

падением рубля, ростом темпов инфляции, ростом процентных ставок по

кредитам.

Всего за 1998 год банковской системой Новосибирской области было выдано

кредитов на сумму 4000 млн. рублей, что на 25% ниже, чем в 1997 году.

Практически все кредиты (90%) были направлены в три отрасли: промышленность

(17,4%), торгово-посредническая деятельность (35%), и прочие отрасли,

включая потребительские кредиты населению, органам власти и внебюджетным

фондам (37%). При этом, объемы кредитов, выданных промышленным предприятиям

области, уменьшились на 43%, торгово-посредническим предприятиям - на 24%.

Практически не кредитовалось сельской хозяйство, а в строительство и

транспорт было направлено 10% общей суммы выделенных средств.

Таким образом, из приведённых данных видно, что, проблем в

инвестиционном комплексе довольно таки много и что для активизации

инвестиционной деятельности и решения ряда проблем, стоящих па этом пути,

необходимо принимать меры.

В настоящее время действует закон «О внебюджетном фонде развития

промышленности Новосибирской области» от 25.05.98 № 12-03. Этот закон

устанавливает порядок образования и использования средств внебюджетного

фонда развития промышленности Новосибирской области, компетенцию органов

государственной власти по управлению и осуществлению контроля. Целью

создания фонда является накопление финансовых ресурсов для финансирования

целевых социально-экономических, научно-технических, конверсионных программ

и проектов промышленных предприятий, увеличения инвестиций в промышленность

области, повышения конкурентоспособности продукции предприятий области.1

Основным источником формирования фонда является задолженность

промышленных предприятий всех форм собственности перед областным бюджетом,

трансформированная в товары, услуги, фондовые инструменты.

Расходная часть фонда формируется в соответствии с законом НСО «О

бюджете внебюджетного фонда развития промышленности Новосибирской области»

на очередной финансовый год по следующим направлениям:

Предоставление кредитов промышленным предприятиям всех форм собственности

на подготовку и освоение производства с целью внедрения результатов научно-

технических и опытно-конструкторских работ,

Предоставление краткосрочных кредитов для финансовой поддержки предприятий,

выпускающих конкурентоспособную, экспортную и импортозамещающую продукцию

или осуществляющих структурную перестройку производства, в том числе

реализацию программ конверсии производства.

Новосибирским областным Советом депутатов 26 мая 1999 года принят

Закон НСО №12-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности

на территории Новосибирской области» (Приложение 1). В нем предусмотрен ряд

льгот для инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и система

государственных гарантий. Так, по этому Закону, предприятие, прошедшее

конкурсный отбор, освобождается от ряда налогов в части, зачисляемой в

бюджет области, в размере, не превышающем половины привлеченных инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.