рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Зарождение российского кино

Зарождение российского кино

Содержание.

Введение. 2

I. Возникновение первых фильмов в России. 5

II. Два русских кино 20-х годов 16

III. Жанры дореволюционного кино в России. 22

IV. Виды кино. Научно-просветительские фильмы в дореволюционной России.

27

Заключение. 39

Приложение. 41

Список использованной литературы. 45

Введение.

Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно

родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции,

Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю

примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов,

особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим

кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино.

Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами,

происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от

позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда

было любимым видом искусства нашего народа.

Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в

которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным

путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль

оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы

,такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Живые

и мертвые”, “ Пираты XX века” и др. стали в прямом смысле учителями,

проводниками жизни нашего народа.

Мной были использованы исследование С.И.Фрейлих по проблемам жанра и

стиля кино. Работа польского исследователя Ежи Теплица “История

киноискусства”. Но чаще всего—статьи из журналов, заметки, посвященные 100-

ю кино кинокритика, искусствоведа Юренева Р.Н, Толстых В, Медведева А.

В работе также я применяла воспоминания, публикации, документы, в

которых с большой любовью, уважением говорилось о людях, создавших образы,

переживших свое время.

В 1995 году киноискусству исполнилось сто лет. Воистину чудесный

юбилей: все в нем многозначительно и необычно. Нет сегодня государства, где

не создавались бы кинофильмы — игровые, документальные, научные,

анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские —

всякие. Учесть их практически невозможно. Их десятки тысяч, а может быть, и

сотни тысяч, выпускается в год.

ЭФФЕКТ сохранения на сетчатке глаза следа увиденного изображения, а

также соединения отдельных, быстро сменяющихся изображений в единое, как бы

движущееся, был известен еще древним египтянам, о нем писал Лукреций, его

исследовали Леонардо, Ньютон. Позднее были изобретены приборы, сливающие в

движении изображения предметов. Они стали научными аппаратами и детскими

игрушками — зоотропами, мутаскопами, тауматропами. В XVII веке был

изобретен «волшебный фонарь» — аппарат, отбрасывающий изображение световым

лучом на отдаленный экран. В середине XIX века австриец Ухациус соединил

зоотроп с «волшебным фонарем»: на экране появились движущиеся рисунки —

почти кино!

За пятнадцать лет до этого французы Дагерр и Ньепс изобрели фотографию.

Стремительно развиваясь, она вышла на уровень искусства, особенно в

портрете, фотограф Надар выставлял свои работы вместе с импрессионистами.

Научные эксперименты американца Мэйбриджа, французов Марэ и Деммини

позволили снимать серии фотографий с движущихся предметов. Располагая такие

фотографии на движущихся лентах, француз Рейно показывал эти почтифильмы с

1892 года в музее Гревен. Но бумажная лента рвалась. И тут-то химик

Болдырев изобрел целлулоидную ленту. Усовершенствования посыпались как из

рога изо-билия: американец Латам создал амортизирующую петлю, немец Аншютц

— демонстрацию с прерывающимся светом, Грейфер — специальную вилку,

ритмично продергивающую пленку перед объективом. Появились и различные

предшественники киноаппарата: англичанина Пола, поляка Прушинского,

француза Фриз-Грина, русских Тимченко, Самарского, Акимова. Многие из этих

аппаратов остались в научных лабораториях, в безвестности. Дальше всех

пошел великий Томас Альва Эдисон. К своему блистательному фонографу,

механизму, впервые заговорившему человеческим голосом, он со своим

ассистентом Диксоном сконструировал кинетоскоп — ящик с маленьким экраном,

взглянув в который через объектив, можно было увидеть и услышать человечка.

Звуковое кино было изобретено раньше немого? Многие американские

историки так и считают: кино изобрел Эдисон в 1889 году! Но зрелище это

было рассчитано только на одного зрителя, прильнувшего к объективу. Это был

еще аттракцион, заставляющий и Эдисона считать предшественником. А

подлинными изобретателями киноаппарата справедливо считаются братья Огюст и

Луи Люмьеры. 3 февраля 1895 года они запатентовали аппарат, в котором

удачно соединили изобретения многих предшественников. Весну и лето они

снимали, а 28 декабря того же 1895 года показали целую программу своих

фильмов в помещении большого кафе на бульваре Капуцинов в Париже группе

зрителей, сидящих, как в театре, перед экраном. Кинематограф был изобретен!

Коротенькие фильмы Люмьеров на многое не претендовали: выход работниц

из ворот фабрики, игра в карты, кормление младенца, прибы-тие поезда на

перрон. Но успех был огромен. Создалась даже легенда, что зрители

вскакивали с мест, а дамы падали в обморок при приближе-нии паровоза! Это

прелестная ложь. Поезд приближается наискосок, так как съемка производилась

с перрона, посреди встречающих. Но все же эффект, нужно признать, был

огромным.

Кинематограф был рожден, но когда родилось киноискусство? Ведутся

споры. По этому поводу кинокритик Ирина Любарская считает, что:

“Первоначально искусство кино возникло как публичный научный аттракцион той

прекрасной, но ставшей губительной для многих иллюзий человечества эпохи,

когда наука, одержимая поиском границ познания, с просветительским пафосом

вторглась в сферу полуграмотного массового сакрального, которое скудело не

по дням, а по часам. В общем-то, глуповатый, но поучительный ярмарочный

балаган синематографа Мельеса, осененный волшебной люмьеровской загадкой

запечатления «живой жизни» на целлулоидной пленке и полотняной простыне,

подоспел очень ко времени. Новый универсальный инструмент управления

массами стал идеальным «опиумом для народа», силу воздействия которого

быстро оценили и купцы, и творцы, и власть. Так что в кино почти

одновременно начали развиваться и зрелищные, и экспериментальные, и

идеологические черты, в совокупности составляющие феномен этого вида

искусства. Самобытность России заключалась в том, что она всегда старалась

причудливо переставлять акценты во всеобщих процессах развития. Сначала

настаивая, что «важнейшее из искусств» может быть только «для всех», то

есть понятно народу, необразованным массам, позже — мечтая

интеллектуализировать массовый вкус. Стало быть, основной сюжет

существования первородного искусства ХХ века — противоборство массового

(товарного) и элитарного (штучного) на экранном пространстве — разыгрывался

и на нашей территории. Однако необходимость доли элитарного в общем объеме

была объявлена на десятилетия едва ли не государственной изменой. “

И напрасно будем считать, что киноискусство родилось тогда же, 28

декабря 1895 года. В неприхотливых бытовых сценках и персонажах, играющих в

карты и нянчащих младенца, есть элементы характеристик, а в заключающем

программу комедийном фильме «Политый поливальщик» есть и сюжет с завязкой,

кульминацией и развязкой, характеры — озорной мальчишка, наступивший на

шланг, и простодушный садовник, заглянувший в отверстие шланга, политый

водой, а потом преследующий и наказывающий мальчонку.

I. Возникновение первых фильмов в России.

ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на

ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через

несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через

несколько недель. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание

техники — кино- и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен

импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские

предприниматели начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли

внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая

вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М.

Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же

Дранков снимал Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим

писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал,

но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А.

Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально

набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью

сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже

романсы были экранизированы.

Вначале это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание

зрителем литературных героев. Так персонажи «Мертвых душ» с поклонами

группировались вокруг бюста Гоголя, фабула «Идиота» была втиснута в 15-

минутную картину, а «Псковитянка» (с участием самого Шаляпина) — в

несколько слабо связанных эпизодов. Но уже к 1914—1915 годам появились

вдумчиво построенные и вырази-тельно оформленные и сыгранные «Дворянское

гнездо», «Бесы», «Война и мир». Лучшим дореволюционным фильмом можно

считать «Пиковую даму» режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в

роли Германа. Международное внимание заслужили большие исторические

полотна: «Оборона Севастополя» А. Ханжонкова, снятая на подлинных местах

сражений, удачно сочетала игровые сцены с документальными, «Трехсотлетие

дома Романовых» и «1812 год», где широко использовался опыт живописи

Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко. Еще плодотворнее было обращение

кинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра — В.

Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других —

сблизило молодое киноискусство с великой театральной традицией России.

Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов

и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими

кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового

авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.

Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали

Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А.Ханжонков. На

последних я бы хотела остановиться поподробнее.

Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы

зрителей, о ней вздыхали поэты и музыканты, западные режиссеры предлагали

ей невероятные по тем временам гонорары. У актрисы было удивительное лицо --

такое в старину называли "колдовским". Смоляные волосы, тонкий профиль,

капризные губы и глаза -- огромные, глубокие, печальные... Она провела на

съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой

кинематографической эпохой.

Летом 1893 года в Полтаве, в семье учителей родилась девочка. Ее

нарекли Верой. Через два года после появления на свет "полтавской галушки",

как прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья переехала в Москву. В

одиннадцать лет, учась в гимназии, Вера мечтала о балете. Она даже

поступила в училище при Большом театре. Но бабушка, считавшая, что

профессия балерины не для девушки из порядочной семьи, настояла на уходе из

училища.

На выпускном балу после окончания гимназии Вера познакомилась с молодым

юристом Владимиром Холодным. Весь вечер он читал стихи, восхищался ее

необыкновенными глазами и чуть ли не сразу предложил руку и сердце. Она

согласилась. Вере было семнадцать лет.

Знакомые осуждали столь ранний брак. Но ничто не могло остановить два

любящих сердца. Через год у них родилась дочь Женя, а спустя еще год в доме

появилась приемная дочь Нонна. Супруги часто посещали светские клубы,

кинематограф. По воспоминаниям современников, Вера покоряла всех своей

красотой, умом и являлась украшением салона. Ее муж, Владимир Холодный был

человеком одаренным, хорошим музыкантом, страстно увлекался автоспортом.

Несколько раз они попадали в аварию на своем автомобиле, но судьба берегла

их.

Когда началась Первая мировая война Владимир был призван в армию и

материальные затруднения привели Веру к дверям кинофабрики. После

нескольких проб она снялась в небольшом эпизоде в фильме "Анна Каренина".

Но хотелось настоящей, большой роли. Великий ценитель красоты, режиссер

Бауэр, первым подметил и оценил талант актрисы. Успех первых фильмов

превзошел все ожидания. Своими прекрасными серыми глазами и классическим

профилем Холодная произвела сенсацию -- писали тогда газеты. На новую

звезду посыпались предложения сниматься на любых условиях. Молодая,

неискушенная актриса стала играть только главные роли. Специально для нее

писались сценарии. В то время название и содержание картин держали в

секрете, боясь конкуренции. Фильмы же с участием Холодной широко

рекламировались еще до начала съемок -- и в этом не было риска, ведь

уникальность заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой актрисы. Народ

шел на "Веру Холодную", ее фильмы были вне конкуренции.

Число ее обожателей росло с каждым днем. Однажды в 1915 году в квартире

Веры Холодной появился высокий худой солдат, он привез ей письмо от мужа с

фронта и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на

актрису и молчал. Это был Александр Вертинский -- чуткий, нервный поэт,

посвятивший ей свои песни. Он тосковал по ней, мучимый безответной любовью:

"Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?"

Слава первой русской кинозвезды росла от фильма к фильму. Снявшись в

шести фильмах у Бауэра, актриса переходит в ателье Харитонова, который

предложил ей сказочный гонорар. Это было очень кстати, ведь в то время она

одна кормила семью -- двух дочерей, двух младших сестер, мать и бабушку.

Муж как младший офицер получал мизерное жалование.

Вскоре Холодная становится законодательницей моды. Она одевается у

лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика на

многочисленных фото. Однако за внешним блеском стоял нелегкий труд. Актрисе

приходилось работать в условиях военного времени, ночью часами простаивать

в гриме, возвращаясь домой под утро с резкой головной болью и воспаленными

глазами. Но Вера никогда не позволяла себе "капризов примадонны". Засыпали

у объективов операторы, ворчали осветители, но "королева экрана" сохраняла

выдержку.

Свободно появляться на улице Вера Холодная уже не могла. Состояние зала

после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал "Фигаро" писал: "В

Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают

подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен?

Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая

все на пути." В Харькове в кинотеатре "Ампир" перед фильмом с участием

Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была

огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через

запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери

и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун.

Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили.

Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной.

Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном

таланте, называя Веру "Ермоловой кино". Сам Станиславский пророчил ей успех

на сцене, на что Холодная любила повторять: "Лучше быть первой в

кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме".

Так в чем же был секрет "королевы"? Каждая эпоха создает свой тип

женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике

изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В

них была какая-то загадочность, двойственность. Но откровения живописи и

литературные описания лишь приближали к еще не сказанному "последнему

слову". Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая,

открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное

присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня

чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя

однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость "образа

истерзанной души" и создала славу Веры Холодной.

Летом 1918 года труппа выехала в Одессу для съемок. Кругом шла война,

работалось плохо и съемки затянулись до зимы. В декабре Вера заболела.

"Испанка" (теперь это называется вирусным гриппом) протекала у нее очень

тяжело и в феврале 1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера Холодная

скончалась. Плакала вся Одесса, убитая горем. Не скрывал слез и почтенный

профессор медицины, не сумевший ее спасти. Тело актрисы бальзамировали,

чтобы потом перевезти в Москву. Как всякий глубоко верующий человек, она

приняла смерть тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.

Владимир Холодный не надолго пережил жену. После панихиды в

Художественном театре он стал заговариваться, иногда не слышал, что к нему

обращались. Постоянно говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер, а

малолетние дети были вывезены за границу.

Смерть актрисы породила множество сплетен и легенд. Газеты всех мастей

пестрели версиями: "Азербайджан" сообщила, что Холодная была найдена в

окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами, "Грузия" писала

об убийстве и ограблении актрисы неким мусульманином. Одни говорили, что

она шпионка и ее расстреляли большевики, другие -- что она красная

разведчица и ее убили французы, послав ей огромный букет лилий, от

губительного аромата которых она и умерла. Страсти еще долго не утихали.

Никто не хотел верить, что "королева" умерла от такой прозаической болезни,

как грипп. На ее смерть Вертинский сочинил печальную песню:

Ваши пальцы пахнут ладаном,

И в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль.

И когда Весенней Вестницей

Вы пойдете в синий край,

Сам Господь по белой лестнице

Поведет вас в светлый рай.

Тихо шепчет дьякон седенький,

За поклоном бьет поклон

И метет бородкой реденькой

Вековую пыль с икон.

Ваши пальцы пахнут ладаном,

И в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль.

Красота и талант Веры Холодной не оставили равнодушными и наших

современников. В частности коллекция haute couture дома "Валентин Юдашкин"

сезона осень-зима 97-98 года посвящена звезде немого кино Вере Холодной.

Впрочем, сложные драпировки, корсеты с богатой вышивкой и юбки из 150

метров шелкового тюля напоминали скорее о российских придворных модах эпохи

барокко, нежели о стиле актрисы, которой была посвящена коллекция. Широкое

использование в цветовой гамме коллекции черного и белого, вероятно, должно

было символизировать черно-белую пленку раннего кино, а холодные оттенки

зеленого, болотного, кофейного, синего и сиреневого как нельзя лучше

напоминали об имени нашей первой кинозвезды.

"В этой коллекции изменился крой", - рассказывает Юдашкин, - "все

сделано "по косой", в том числе и бархатные ткани, что технически крайне

сложно. Мы использовали кожу - изделие очень точное, шить можно только один

раз, - поэтому технически эта коллекция намного сложнее, чем предыдущие".

При создании коллекции были использованы джерси, шелковый трикотаж и бархат

на трикотажной основе.

Так, например, в воспоминаниях З.И. Ицкова мы знакомимся с творчеством

народного художника России, режиссером-постановщиком С.В. Козловским. Мы

можем проследить творческий путь художника, поиски нового в работе, а

именно, в 1916 году в кино Козловский одним из первых применил съемку с

движения макета с людьми, использовав двойную экспозицию

(домакетку),встречи с интересными людьми. Хочу привести несколько строк из

воспоминаний самого С.В. Козловсого: “ После отъезда Чаргонина в ателье

“Русь” начались съемки картины “Молодость Калиостро”. Режиссером и

оператором был Владислав Старевич. Оформлять постановку пригласили

известного театрального художника В. Симова. Симов в кино выступал впервые.

Алейников и режиссер Старевич попросили меня принять участие в этой

картине. В свое время, когда я работал в театре, я многому учился на

спектаклях Художественного театра, где Симов был основным художником. Мне

было приятно и интересно работать с таким крупным мастером.”[1]

А только что отшумевший Московский кинофестиваль заставил вспомнить имя

легендарного русского киномагната -- Александра Алексеевича Ханжонкова.

Свой солидный капитал -- несколько миллионов рублей серебром -- он

сколотил буквально из света и воздуха -- из мелькания кинопленки в

кинопроекторе. И этот его подвиг не удалось повторить пока ни одному

отечественному предпринимателю. Ханжонков доказал, что искусство и бизнес --

две вещи вполне совместимые; надо лишь уметь сочетать творческое безумство

со здравым расчетом.

"Он был среднего роста, рыжевато-белокурый блондин, с мягкими, какими-

то неопределенными чертами чисто русского лица" - так описывает мемуарист

внешность Александра Ханжонкова. Александру Ханжонкову - 120. Дата

некруглая, не пригодная для юбилейных торжеств. Но она - повод вспомнить о

кинопромышленнике, вклад которого в российский кинематограф сопоставим с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.