|
Золотое сечение|множества, | | | | | | | | | | | | | | | |обладающие | | | | | | | | | | | | | | | |какими-то новыми | | | | | | | | | | | | | | | |уникальными | | | | | | | | | | | | | | | |свойствами? | | | | | | | | | | | | | | | |Действительно, | | | | | | | | | | | | | | | |зададимся числовым | | | | | | | | | | | | | | | |параметром S, | | | | | | | | | | | | | | | |который может | | | | | | | | | | | | | | | |принимать любые | | | | | | | | | | | | | | | |значения: 0, 1, 2, | | | | | | | | | | | | | | | |3, 4, 5... | | | | | | | | | | | | | | | |Рассмотрим числовой| | | | | | | | | | | | | | | |ряд, S + 1 первых | | | | | | | | | | | | | | | |членов которого – | | | | | | | | | | | | | | | |единицы, а каждый | | | | | | | | | | | | | | | |из последующих | | | | | | | | | | | | | | | |равен сумме двух | | | | | | | | | | | | | | | |членов предыдущего | | | | | | | | | | | | | | | |и отстоящего от | | | | | | | | | | | | | | | |предыдущего на S | | | | | | | | | | | | | | | |шагов. Если n-й | | | | | | | | | | | | | | | |член этого ряда мы | | | | | | | | | | | | | | | |обозначим через ?S | | | | | | | | | | | | | | | |(n), то получим | | | | | | | | | | | | | | | |общую формулу ?S | | | | | | | | | | | | | | | |(n) = ?S (n – 1) + | | | | | | | | | | | | | | | |?S (n – S – 1). | | | | | | | | | | | | | | | |Очевидно, что при S| | | | | | | | | | | | | | | |= 0 из этой формулы| | | | | | | | | | | | | | | |мы получим | | | | | | | | | | | | | | | |«двоичный» ряд, при| | | | | | | | | | | | | | | |S = 1 – ряд | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи, при S = | | | | | | | | | | | | | | | |2, 3, 4. новые ряды| | | | | | | | | | | | | | | |чисел, которые | | | | | | | | | | | | | | | |получили название | | | | | | | | | | | | | | | |S-чисел Фибоначчи. | | | | | | | | | | | | | | | |В общем виде | | | | | | | | | | | | | | | |золотая S-пропорция| | | | | | | | | | | | | | | |есть положительный | | | | | | | | | | | | | | | |корень уравнения | | | | | | | | | | | | | | | |золотого S-сечения | | | | | | | | | | | | | | | |xS+1 – xS – 1 = 0. | | | | | | | | | | | | | | | |Нетрудно показать, | | | | | | | | | | | | | | | |что при S = 0 | | | | | | | | | | | | | | | |получается деление | | | | | | | | | | | | | | | |отрезка пополам, а | | | | | | | | | | | | | | | |при S = 1 –знакомое| | | | | | | | | | | | | | | |классическое | | | | | | | | | | | | | | | |золотое сечение. | | | | | | | | | | | | | | | |Отношения соседних | | | | | | | | | | | | | | | |S-чисел Фибоначчи с| | | | | | | | | | | | | | | |абсолютной | | | | | | | | | | | | | | | |математической | | | | | | | | | | | | | | | |точностью совпадают| | | | | | | | | | | | | | | |в пределе с | | | | | | | | | | | | | | | |золотыми | | | | | | | | | | | | | | | |S-пропорциями! | | | | | | | | | | | | | | | |Математики в таких | | | | | | | | | | | | | | | |случаях говорят, | | | | | | | | | | | | | | | |что золотые | | | | | | | | | | | | | | | |S-сечения являются | | | | | | | | | | | | | | | |числовыми | | | | | | | | | | | | | | | |инвариантами | | | | | | | | | | | | | | | |S-чисел Фибоначчи. | | | | | | | | | | | | | | | |Факты, | | | | | | | | | | | | | | | |подтверждающие | | | | | | | | | | | | | | | |существование | | | | | | | | | | | | | | | |золотых S-сечений в| | | | | | | | | | | | | | | |природе, приводит | | | | | | | | | | | | | | | |белорусский ученый | | | | | | | | | | | | | | | |Э.М. Сороко в книге| | | | | | | | | | | | | | | |«Структурная | | | | | | | | | | | | | | | |гармония систем» | | | | | | | | | | | | | | | |(Минск, «Наука и | | | | | | | | | | | | | | | |техника», 1984). | | | | | | | | | | | | | | | |Оказывается, | | | | | | | | | | | | | | | |например, что | | | | | | | | | | | | | | | |хорошо изученные | | | | | | | | | | | | | | | |двойные сплавы | | | | | | | | | | | | | | | |обладают особыми, | | | | | | | | | | | | | | | |ярко выраженными | | | | | | | | | | | | | | | |функциональными | | | | | | | | | | | | | | | |свойствами | | | | | | | | | | | | | | | |(устойчивы в | | | | | | | | | | | | | | | |термическом | | | | | | | | | | | | | | | |отношении, тверды, | | | | | | | | | | | | | | | |износостойки, | | | | | | | | | | | | | | | |устойчивы к | | | | | | | | | | | | | | | |окислению и т. п) | | | | | | | | | | | | | | | |только в том | | | | | | | | | | | | | | | |случае, если | | | | | | | | | | | | | | | |удельные веса | | | | | | | | | | | | | | | |исходных | | | | | | | | | | | | | | | |компонентов связаны| | | | | | | | | | | | | | | |друг с другом одной| | | | | | | | | | | | | | | |из золотых | | | | | | | | | | | | | | | |S-пропорций. Это | | | | | | | | | | | | | | | |позволило автору | | | | | | | | | | | | | | | |выдвинуть гипотезу | | | | | | | | | | | | | | | |о том, что золотые | | | | | | | | | | | | | | | |S-сечения есть | | | | | | | | | | | | | | | |числовые инварианты| | | | | | | | | | | | | | | |самоорганизующихся | | | | | | | | | | | | | | | |систем. Будучи | | | | | | | | | | | | | | | |подтвержденной | | | | | | | | | | | | | | | |экспериментально, | | | | | | | | | | | | | | | |эта гипотеза может | | | | | | | | | | | | | | | |иметь | | | | | | | | | | | | | | | |фундаментальное | | | | | | | | | | | | | | | |значение для | | | | | | | | | | | | | | | |развития | | | | | | | | | | | | | | | |синергетики – новой| | | | | | | | | | | | | | | |области науки, | | | | | | | | | | | | | | | |изучающей процессы | | | | | | | | | | | | | | | |в | | | | | | | | | | | | | | | |самоорганизующихся | | | | | | | | | | | | | | | |системах. | | | | | | | | | | | | | | | |С помощью кодов | | | | | | | | | | | | | | | |золотой S-пропорции| | | | | | | | | | | | | | | |можно выразить | | | | | | | | | | | | | | | |любое | | | | | | | | | | | | | | | |действительное | | | | | | | | | | | | | | | |число в виде суммы | | | | | | | | | | | | | | | |степеней золотых | | | | | | | | | | | | | | | |S-пропорций с | | | | | | | | | | | | | | | |целыми | | | | | | | | | | | | | | | |коэффициентами. | | | | | | | | | | | | | | | |Принципиальное | | | | | | | | | | | | | | | |отличие такого | | | | | | | | | | | | | | | |способа кодирования| | | | | | | | | | | | | | | |чисел заключается в| | | | | | | | | | | | | | | |том, что основания | | | | | | | | | | | | | | | |новых кодов, | | | | | | | | | | | | | | | |представляющие | | | | | | | | | | | | | | | |собой золотые | | | | | | | | | | | | | | | |S-пропорции, при S | | | | | | | | | | | | | | | |> 0 оказываются | | | | | | | | | | | | | | | |иррациональными | | | | | | | | | | | | | | | |числами. Таким | | | | | | | | | | | | | | | |образом, новые | | | | | | | | | | | | | | | |системы счисления с| | | | | | | | | | | | | | | |иррациональными | | | | | | | | | | | | | | | |основаниями как бы | | | | | | | | | | | | | | | |ставят «с головы на| | | | | | | | | | | | | | | |ноги» исторически | | | | | | | | | | | | | | | |сложившуюся | | | | | | | | | | | | | | | |иерархию отношений | | | | | | | | | | | | | | | |между числами | | | | | | | | | | | | | | | |рациональными и | | | | | | | | | | | | | | | |иррациональными. | | | | | | | | | | | | | | | |Дело в том, что | | | | | | | | | | | | | | | |сначала были | | | | | | | | | | | | | | | |«открыты» числа | | | | | | | | | | | | | | | |натуральные; затем | | | | | | | | | | | | | | | |их отношения – | | | | | | | | | | | | | | | |числа рациональные.| | | | | | | | | | | | | | | |И лишь позже – | | | | | | | | | | | | | | | |после открытия | | | | | | | | | | | | | | | |пифагорейцами | | | | | | | | | | | | | | | |несоизмеримых | | | | | | | | | | | | | | | |отрезков – на свет | | | | | | | | | | | | | | | |появились | | | | | | | | | | | | | | | |иррациональные | | | | | | | | | | | | | | | |числа. Скажем, в | | | | | | | | | | | | | | | |десятичной, | | | | | | | | | | | | | | | |пятеричной, | | | | | | | | | | | | | | | |двоичной и других | | | | | | | | | | | | | | | |классических | | | | | | | | | | | | | | | |позиционных | | | | | | | | | | | | | | | |системах счисления | | | | | | | | | | | | | | | |в качестве | | | | | | | | | | | | | | | |своеобразной | | | | | | | | | | | | | | | |первоосновы были | | | | | | | | | | | | | | | |выбраны натуральные| | | | | | | | | | | | | | | |числа – 10, 5, 2, –| | | | | | | | | | | | | | | |из которых уже по | | | | | | | | | | | | | | | |определенным | | | | | | | | | | | | | | | |правилам | | | | | | | | | | | | | | | |конструировались | | | | | | | | | | | | | | | |все другие | | | | | | | | | | | | | | | |натуральные, а | | | | | | | | | | | | | | | |также рациональные | | | | | | | | | | | | | | | |и иррациональные | | | | | | | | | | | | | | | |числа. | | | | | | | | | | | | | | | |Своего рода | | | | | | | | | | | | | | | |альтернативой | | | | | | | | | | | | | | | |существующим | | | | | | | | | | | | | | | |способам счисления | | | | | | | | | | | | | | | |выступает новая, | | | | | | | | | | | | | | | |иррациональная | | | | | | | | | | | | | | | |система, в качестве| | | | | | | | | | | | | | | |первоосновы, начала| | | | | | | | | | | | | | | |счисления которой | | | | | | | | | | | | | | | |выбрано | | | | | | | | | | | | | | | |иррациональное | | | | | | | | | | | | | | | |число (являющееся, | | | | | | | | | | | | | | | |напомним, корнем | | | | | | | | | | | | | | | |уравнения золотого | | | | | | | | | | | | | | | |сечения); через | | | | | | | | | | | | | | | |него уже выражаются| | | | | | | | | | | | | | | |другие | | | | | | | | | | | | | | | |действительные | | | | | | | | | | | | | | | |числа. | | | | | | | | | | | | | | | |В такой системе | | | | | | | | | | | | | | | |счисления любое | | | | | | | | | | | | | | | |натуральное число | | | | | | | | | | | | | | | |всегда представимо | | | | | | | | | | | | | | | |в виде конечной, – | | | | | | | | | | | | | | | |а не бесконечной, | | | | | | | | | | | | | | | |как думали ранее! –| | | | | | | | | | | | | | | |суммы степеней | | | | | | | | | | | | | | | |любой из золотых | | | | | | | | | | | | | | | |S-пропорций. Это | | | | | | | | | | | | | | | |одна из причин, | | | | | | | | | | | | | | | |почему | | | | | | | | | | | | | | | |«иррациональная» | | | | | | | | | | | | | | | |арифметика, обладая| | | | | | | | | | | | | | | |удивительной | | | | | | | | | | | | | | | |математической | | | | | | | | | | | | | | | |простотой и | | | | | | | | | | | | | | | |изяществом, как бы | | | | | | | | | | | | | | | |вобрала в себя | | | | | | | | | | | | | | | |лучшие качества | | | | | | | | | | | | | | | |классической | | | | | | | | | | | | | | | |двоичной и | | | | | | | | | | | | | | | |«Фибоначчиевой» | | | | | | | | | | | | | | | |арифметик. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |8. Принципы | | | | | | | | | | | | | | | |формообразования в | | | | | | | | | | | | | | | |природе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Все, что | | | | | | | | | | | | | | | |приобретало | | | | | | | | | | | | | | | |какую-то форму, | | | | | | | | | | | | | | | |образовывалось, | | | | | | | | | | | | | | | |росло, стремилось | | | | | | | | | | | | | | | |занять место в | | | | | | | | | | | | | | | |пространстве и | | | | | | | | | | | | | | | |сохранить себя. Это| | | | | | | | | | | | | | | |стремление находит | | | | | | | | | | | | | | | |осуществление в | | | | | | | | | | | | | | | |основном в двух | | | | | | | | | | | | | | | |вариантах – рост | | | | | | | | | | | | | | | |вверх или | | | | | | | | | | | | | | | |расстилание по | | | | | | | | | | | | | | | |поверхности земли и| | | | | | | | | | | | | | | |закручивание по | | | | | | | | | | | | | | | |спирали. | | | | | | | | | | | | | | | |Раковина закручена | | | | | | | | | | | | | | | |по спирали. Если ее| | | | | | | | | | | | | | | |развернуть, то | | | | | | | | | | | | | | | |получается длина, | | | | | | | | | | | | | | | |немного уступающая | | | | | | | | | | | | | | | |длине змеи. | | | | | | | | | | | | | | | |Небольшая | | | | | | | | | | | | | | | |десятисантиметровая| | | | | | | | | | | | | | | |раковина имеет | | | | | | | | | | | | | | | |спираль длиной 35 | | | | | | | | | | | | | | | |см. Спирали очень | | | | | | | | | | | | | | | |распространены в | | | | | | | | | | | | | | | |природе. | | | | | | | | | | | | | | | |Представление о | | | | | | | | | | | | | | | |золотом сечении | | | | | | | | | | | | | | | |будет неполным, | | | | | | | | | | | | | | | |если не сказать о | | | | | | | | | | | | | | | |спирали. | | | | | | | | | | | | | | | |[pic] | | | | | | | | | | | | | | | |Рис. 12. Спираль | | | | | | | | | | | | | | | |Архимеда | | | | | | | | | | | | | | | |Форма спирально | | | | | | | | | | | | | | | |завитой раковины | | | | | | | | | | | | | | | |привлекла внимание | | | | | | | | | | | | | | | |Архимеда. Он изучал| | | | | | | | | | | | | | | |ее и вывел | | | | | | | | | | | | | | | |уравнение спирали. | | | | | | | | | | | | | | | |Спираль, | | | | | | | | | | | | | | | |вычерченная по | | | | | | | | | | | | | | | |этому уравнению, | | | | | | | | | | | | | | | |называется его | | | | | | | | | | | | | | | |именем. Увеличение | | | | | | | | | | | | | | | |ее шага всегда | | | | | | | | | | | | | | | |равномерно. В | | | | | | | | | | | | | | | |настоящее время | | | | | | | | | | | | | | | |спираль Архимеда | | | | | | | | | | | | | | | |широко применяется | | | | | | | | | | | | | | | |в технике. | | | | | | | | | | | | | | | |Еще Гете | | | | | | | | | | | | | | | |подчеркивал | | | | | | | | | | | | | | | |тенденцию природы к| | | | | | | | | | | | | | | |спиральности. | | | | | | | | | | | | | | | |Винтообразное и | | | | | | | | | | | | | | | |спиралевидное | | | | | | | | | | | | | | | |расположение | | | | | | | | | | | | | | | |листьев на ветках | | | | | | | | | | | | | | | |деревьев подметили | | | | | | | | | | | | | | | |давно. Спираль | | | | | | | | | | | | | | | |увидели в | | | | | | | | | | | | | | | |расположении семян | | | | | | | | | | | | | | | |подсолнечника, в | | | | | | | | | | | | | | | |шишках сосны, | | | | | | | | | | | | | | | |ананасах, кактусах | | | | | | | | | | | | | | | |и т.д. Совместная | | | | | | | | | | | | | | | |работа ботаников и | | | | | | | | | | | | | | | |математиков пролила| | | | | | | | | | | | | | | |свет на эти | | | | | | | | | | | | | | | |удивительные | | | | | | | | | | | | | | | |явления природы. | | | | | | | | | | | | | | | |Выяснилось, что в | | | | | | | | | | | | | | | |расположении | | | | | | | | | | | | | | | |листьев на ветке | | | | | | | | | | | | | | | |(филотаксис), семян| | | | | | | | | | | | | | | |подсолнечника, | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |