рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к экзамену История дизайна и культуры

Ответы на вопросы к экзамену История дизайна и культуры

Это примерные ответы на вопросы, которые нам выдал Кагане С.М. перед

экзаменом на четвертом курсе ХГФ МГОПУ отделение «дизайн». Не то, чтобы тут

расписано вообще все, но кое в чем к сессии подготовиться помочь может. Кое-

какую инфу (модерн) несложно найти в книгах, рассуждения Маркса вставлены

как «хоть что-нибудь», вопрос не совсем об этом, но лучше что-то чем

ничего. Удачи!

Вопрос 1

Основные положения. Проблема «челоек – среда – предметный мир»

Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную

трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж,

узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор

(особенно в области промдизайна), с другой - оформитель, а если смотреть

глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он

работает (независимо от того, веб-сайт ли это, танк или визитная карточка).

Но так эта наука называется сегодня. До того это можно было назвать

преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн,

теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и

материальной культуре. Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в

нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн,

единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн,

промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн,

исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн,

коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный

сайнс-дизайн, текстовый дизайн...

+ из вопроса 2 что-нибудь

Вопрос 2

Дать характеристику ранних форм материальной культуры человечества

(основные достижения технического производства)

Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной

труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное

производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность,

функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая

целесообразность. Производством бытовых вещей издавна занимались

ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает

одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались

индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в

малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы

кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический,

экономический, экологический.

Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века):

производство создало "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века

индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с

помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма

примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции

занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид.

Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного

производства, предварительно изучив технологию современного производства и

свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними

придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором

времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков,

инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии

начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация,

узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость.

Этап Дизайна (с начала XX века): этот этап соединил достоинства предыдущих

двух этапов :) Дизайнер работает на промышленном производстве, использует

различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством

и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не

оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер

- существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан

наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде

обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное

дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для

кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан

сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы,

материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов

предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать

дизайнер (художник -конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию,

демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и

до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию,

физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства

материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры

знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает

это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины

психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик , окрашенный

в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже

колористика - наука о цвете. Практика показывает: там, где ценится работа

дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким

качеством.

Вопрос 3

Развитие техники и производства. Ремесленные и мануфактурные формы

производства.

Теперь необходимо провести различие между двоякого рода вещами: кооперацией

многих однородных машин и системой машин.

В одном случае вся работа производится одной и той же рабочей машиной.

Машина выполняет все те различные опера­ции, которые ремесленник выполнял

своим орудием, например ткач при помощи своего ткацкого станка, или которые

ремес­ленники последовательно выполняли при помощи различных орудий, причем

безразлично, были ли они самостоятельными ремесленниками или членами одной

и той же < мануфактуры >. Например, в новейшей < мануфактуре > почтовых

конвертов один рабочий фальцевал бумагу фальцбейном, другой смазывал клеем,

третий отгибал клапан, на котором отпечатывается девиз, четвертый выбивал

девиз и т.д., и при каждой из этих частич­ных операций каждый отдельный

конверт должен был перехо­дить из рук в руки. Весь про­цесс, который в <

мануфактуре > разделен и выполняется в извест­ной последовательности, здесь

выполняется одной рабочей машиной, которая действует посредством комбинации

различных орудий. Является ли подобная рабочая машина только механи­ческим

воспроизведением сложного < ремесленного > орудия или комбинацией

разнородных простых орудий, специализирован­ных < мануфактурой >, на

фабрике, т. е. в мастерской, основанной на машинном < производстве >,

неизменно каждый раз вновь по­является простая кооперация, и притом прежде

всего как про­странственное скопление однородных и одновременно совместно

действующих рабочих машин (рабочего мы оставим здесь в сто­роне). Так,

например, ткацкая фабрика образуется из многих механических ткацких

станков, а швейная фабрика - из мно­гих швейных машин, находящихся в одной

и той же мастерской. Но здесь существует техническое единство, поскольку

многие однородные рабочие машины одновременно и равно­мерно получают

импульс от биения сердца общего первичного двигателя, причем движение это

переносится на них посред­ством передаточного механизма, отчасти тоже

общего всем им, так как от него идут лишь особые отводы для каждой

отдельной рабочей машины. Подобно тому как многочисленные ору­дия

составляют лишь органы одной рабочей машины, точно так же многие рабочие

машины образуют теперь лишь одно­родные органы одного и того же

двигательного механизма.

Но собственно система машин заступает место отдельной самостоятельной

машины только в том случае, когда предмет труда проходит последовательный

ряд взаимно связанных ча­стичных процессов, которые выполняются цепью

разнородных, но дополняющих друг друга рабочих машин. Здесь вновь выступает

характерная для < мануфактуры > кооперация, основанная ( на разделении

труда, но теперь она представляет собой уже комбинацию частичных рабочих

машин. Специфические орудия различных частичных рабочих — например, в

шерстяной < ману­фактуре > орудия шерстобитов, шерсточесов, ворсильщиков,

шерстопрядильщиков и т.д.— теперь превращаются в орудия различных рабочих

машин, из которых каждая составляет особый орган, выполняющий особую

функцию в системе комби­нированного рабочего механизма. В тех отраслях, где

система машин вводится впервые, сама < мануфактура > в общем и целом

доставляет для нее естественную основу разделения, а следова­тельно и

организации процесса производства. Однако с самого начала выступает и одно

существенное различие между мануфактурным и машинным производством. В

мануфактуре рабочие, отдельные или соединенные в группы, должны выпол­нять

каждый отдельный частичный процесс при помощи своих ручных орудий. Если

рабочий и приспосабливается здесь к про­цессу, то и процесс, в свою

очередь, уже заранее приспособлен к рабочему. При машинном производстве

этот субъективный принцип разделения труда отпадает. Весь процесс

разлагается здесь объективно, в зависимости от его собственного характера,

на свои составные фазы, и проблема выполнения каждого частичного процесса и

соединения различных частичных про- цессов разрешается посредством

технического применения механики, химии и т. д., причем, разумеется,

теоретическое решение должно быть усовершенствовано, как и раньше, . с

помощью накопленного в широком масштабе практического опыта. Каждая

частичная машина доставляет другой машине, непосредственно следующей за

нею, сырой материал, и так как все они действуют одновременно, то продукт

непрерывно нахо­дится на различных ступенях процесса своего образования,

постоянно переходит из одной фазы производства в другую. Как в мануфактуре

непосредственная кооперация частичных рабочих создает определенные

количественные отношения между отдельными группами рабочих, так и в

расчлененной системе машин для того, чтобы одни частичные машины непрерывно

давали работу другим частичным машинам, необходимо опре­деленное отношение

между их количеством, размерами и быстротой действия. Комбинированная

рабочая машина, пред­ставляющая теперь расчлененную систему разнородных

отдель­ных рабочих машин тем совершеннее, чем непре­рывнее весь выполняемый

ею процесс, т. е. чем, с меньшими перерывами сырой материал переходит от

первой до послед­ней фазы процесса, следовательно чем в большей мере

пере­мещается он от одной фазы производства к другой не рукой человека, а

самим механизмом. Поэтому, если в < мануфактуре > изолирование отдельных

процессов является принципом, вытекающим из самого разделения труда, то,

напротив, в разви­той фабрике господствует принцип непрерывности отдельных

процессов.

Система машин, покоится ли она на простой кооперации однородных рабочих

машин, как в ткачестве, или на сочетании , разнородных машин, как в

прядении, сама по себе составляет большой автомат, раз ее приводит в

движение один первичный двигатель, сам порождающий собственное движение.

Однако система в целом может приводиться в движение, например, паровой

машиной, между тем как отдельные рабочие машины для известных движений все

еще нуждаются в содействии ра­бочих, как, например, до введения

автоматических мюль-машин оно требовалось для запуска мюлей, а при

тонкопрядении тре­буется еще до настоящего времени; или же определенные

части машины для выполнения своих операций должны подобно ору­дию

направляться рабочим, как было в машиностроении до превращения поворотного

суппорта в автоматиче­ский механизм. Когда рабочая машина выполняет все

движе­ния, необходимые для обработки сырого материала, без содей­ствия

человека и нуждается лишь в контроле со стороны рабочего, мы имеем перед

собой автоматическую систему машин, которая, однако, способна к постоянному

усовершенствованию в деталях. Так, например, аппарат, автоматически

останавли­вающий прядильную машину, как только оборвется хотя бы одна нить,

и автоматический выключатель, останавливающий

усовершенствованный паровой ткацкий станок, как только на ткацком челноке

окончится вся уточная нить, являются вполне современными изобретениями.

Примером как непрерывности производства, так и проведения автоматического

принципа может служить современная бумажная фабрика. На бумажном <

производстве > хорошо вообще изучать в деталях как раз­личие между

отдельными способами < производства >, имеющими в основе различные средства

< производства >, так и связь обще­ственных производственных отношений с

различными спосо­бами < производства >; старинное германское бумажное дело

дает образец < ремесленного > < производства >, Голландия XVII и Фран­ция

XVIII века образец собственно < мануфактуры >, а совре­менная Англия -

образец автоматического < производства > в этой отрасли; кроме того в Китае

и Индии до сих пор существуют две различные древнеазиатские < формы > этой

же промышлен­ности.

В расчлененной системе рабочих машин, получающих свое движение через

посредство передаточных механизмов от одного центрального автомата,

машинное производство приобретает свой наиболее развитый вид. На место

отдельной машины при­ходит это механическое чудовище, тело которого

занимает целые фабричные здания и демоническая сила которого, сначала

скрытая в почти торжественно-размеренных движениях его исполинских членов,

прорывается в лихорадочно-бешеной пляске его бесчисленных собственно

рабочих органов.

Мюль-машины, паровые машины и т. д. появились раньше, чем появился рабочий,

исключительное занятие которого со­стоит в производстве паровых машин, мюль-

машин и т. д.; точно так же как человек носил одежду раньше, чем появились

портные. Но изобретения Вокансона, Аркрайта, Уатта и т. д. могли получить

осуществление только благодаря тому, что эти изобретатели нашли

значительное количество искусных рабочих-механиков, уже подготовленных

мануфактурным периодом. Часть этих рабочих состояла из самостоятельных

ремесленни­ков различных профессий, другая часть была объединена и <

мануфактуры >, где, как упомянуто раньше, господствовало особенно строгое

разделение труда. С увеличением числа изобре­тений и возрастанием спроса на

вновь изобретенные машины все более развивалось, с одной стороны,

распадение машино­строения на многочисленные самостоятельные отрасли, с

дру­гой стороны — разделение труда внутри машиностроительных < мануфактур

>. Таким образом, мы находим здесь в < мануфактуре > непосредственную

техническую основу крупной промышленности. < Мануфактура > производила

машины, при помощи которых крупная промышленность устраняла < ремесленное >

и ману­фактурное < производство > .в тех отраслях, которыми она прежде

всего овладевала. Следовательно, машинное производство пер­воначально

возникло на не соответствующей ему материальной основе. На известной

ступени развития оно должно было произвести переворот в самой этой основе,

которую оно сперва нашло готовой, а затем развивало дальше, сохраняя ее

старую < форму >, и создать для себя новый базис, соответствующий его

собственному способу производства. Как отдельная машина остается

карликовой, пока она приводится в движение только человеком, как система

машин не могла получить свободного развития, пока на место уже

применявшихся двигательных сил — животных, ветра и даже воды — не пришла

паровая машина, так и все развитие крупной промышленности парали­зовалось

до тех пор, пока сама машина — характерное средство производства крупной

промышленности — была обязана своим существованием личной силе, личному

искусству, т. е. зависела от мускульной силы, верности глаза и виртуозности

рук, с ко­торыми частичный рабочий внутри < мануфактуры > или ремесленник

вне ее оперирует своим карликовым инструментом. Увеличение размеров машин-

двига­телей, передаточного механизма и. рабочих машин, увеличение сложности

и многообразия, а также строгой правильности со-> ставных частей рабочей

машины, по мере того как последняя порывает со своим < ремесленным >

образцом, первоначально все­цело определявшим ее конструкцию, и приобретает

свободную < форму >, определяемую исключительно ее механической задачей;

развитие автоматической системы и все более неизбежное при­менение

материалов, труднее поддающихся обработке, напри­мер, железа вместо дерева,

— вот те естественно выросшие задачи, разрешение которых повсюду

наталкивалось на рамки, которые обусловливаются зависимостью работ от

личности рабочего и которые даже комбинированный рабочий персонал в <

мануфактуре > мог лишь несколько раздвинуть, но не уничто­жить по существу.

< Мануфактура не могла бы создать таких машин как например, современный

типографский станок, современный' паровой ткацкий станок и современная

чесальная машина. Переворот в способе производства, совершившийся в одной

сфере промышленности, обусловливает переворот в других сферах. Это

относится прежде всего к таким отраслям промыш­ленности, которые

переплетаются между собой как фазы одного общего процесса, хотя

общественное разделение труда до такой степени изолировало их, что каждая

из них производит само­стоятельный товар. Так, например, машинное прядение

выдви­нуло необходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали

необходимой механико-химическую революцию в белильном, ситцепечатном и

красильном производствах. Таким же обра­зом, с другой стороны, революция в

хлопчатобумажном пряде­нии вызвала изобретение джина, машины для отделения

хлопко­вых волокон от семян, благодаря чему только и сделалось возможным

производство хлопка в необходимом теперь крупном масштабе. Но именно

революция в способе производства промышленности и земледелия сделала

необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства,

т. е. в средствах связи и транспорта. Средства связи и транспорта такого

общества, [стержнем] которого, употребляя выражение Фурье, были мелкое

земледелие с его подсобной домашней промышленностью и городское ремесло,

далеко уже не удовлетворяли потребностей производства в мануфактур­ный

период с его расширенным разделением общественного труда, с его

концентрацией средств труда и рабочих, с его колониальными рынками, а

потому и на самом деле претерпели переворот. Точно так же средства

транспорта и связи, унасле­дованные от мануфактурного периода, скоро

превратились в невыносимые путы для крупной промышленности с ее

лихо­радочным темпом и массовым характером производства, с ее постоянным

перебрасываниям масс капитала и рабочих из одной сферы производства в

другую и с созданными ею мировыми рыночными связями. Не говоря уже о полном

перевороте в па­русном судостроении, связь и транспорт были постепенно

при­способлены к способу производства крупной промышленности посредством

системы речных пароходов, железных дорог, оке­анских пароходов и

телеграфов. Но огромные массы железа, которые приходилось теперь ковать,

сваривать, резать, сверлить и формовать, в свою очередь требовали таких

циклопических машин, создать которые мануфактурное машиностроение было не в

силах.

Итак, крупная промышленность должна была овладеть характерным для нее

средством производства, самой машиной, и производить машины с помощью

машин. Только тогда она Создала адекватный ей технический базис и стала на

свои соб­ственные ноги. С ростом в первые десятилетия XIX века машин­ного

производства, машина на самом деле постепенно овладе­вала производством

рабочих машин. Однако лишь в последнее десятилетие колоссальное

железнодорожное строительство и оке­анское пароходство вызвали к жизни те

циклопические машины, которые применяются при постройке первичных

двигателей.

Здесь не надо учить все – просто прочитать и составить представление,

вычленив лишь самое важное.

Вопрос 4

Раскрыть проблему эстетики товаров

ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики)

Всесоюзный научно-исследовательский Государственного комитета Совета

Министров СССР по науке и технике (ВНИИТЭ). Создан в 1962 в Москве,

институт разрабатывает теоретические проблемы технической эстетики и

эргономики, методику художественного конструирования, проекты отдельных

видов массовых и уникальных изделий машиностроения, а также товаров

культурно-бытового назначения; осуществляет координацию научно-

исследовательских работ в области технической эстетики и эргономики, а

также методическое руководство работой специальных художественно-

конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в

организациях различных министерств и ведомств. В составе института: отделы

теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы

потребительских свойств изделий, художественного конструирования изделий

машиностроения, комплексных проблем оборудования жилых и общественных

зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий, анализа,

обобщения и распространения опыта художественного конструирования; филиалы

в Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси,

Ереване, Вильнюсе; опытное производство в Москве. институт имеет очную и

заочную аспирантуру; учёному совету предоставлено право приёма к защите

кандидатских диссертаций. Издаёт ежемесячный информационный бюллетень

«Техническая эстетика». Публикует сборники трудов, методические

рекомендации, информационные материалы.

Проблему эстетики товаров можно назвать одним словом «брэндинг»

Для того чтобы разработать брэнд, необходимо провести маркетинговые

исследования, определить перспективную рыночную нишу, описать и понять

потенциального потребителя нового товара или услуги, разработать концепцию

марки, создать и протестировать название, фирменный стиль и упаковку. Для

того чтобы торговая марка успешно развивалась, набирала силу, превратилась

в брэнд и приносила прибыль владельцу необходимо ее грамотно продвигать,

продавать и вносить своевременные изменения.

Для решений всех этих задач в компании созданы подразделения маркетинга,

брэндинга, рекламы, PR, организационного моделирования и подготовки

персонала. Поэтому рабочая группа, объединенная брэнд-менеджером для работы

над проектом клиента, способна эффективно сопровождать брэнд на отрезке

«идея о новом продукте – разработанная торговая марка - успешный брэнд».

Таким образом, в отличие от обычных агентств по созданию торговых марок,

рекламных кампаний или отдельных рекламных инструментов, «Практик» несет

ответственность за результат своей работы на всех этапах сотрудничества с

клиентом.

Это текст с какого-то сайта студии, ее название запоминать ненужно

Вопрос 5

Вторая половина XIX века. Первые … дизайна. Г. Земпер, Дж. Рескин, У.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.