рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к экзамену История дизайна и культуры

Моррис, «Движение искусств и ремесел»

Эпоха (из статьи о земпере, но в тему всего вопроса)

Вперед или назад - вот один из волнующих вопросов эпохи. Земпер живет в

момент зарождения новой архитектуры, стали и стекла, Хрустального дворца

Пэкстона, который приветствует, но и не одобряет полностью. Раньше многих

он понимает короткую дистанцию, отделяющую прогресс от безликости. Не боясь

показаться ретроградом, он смело использует формы различных исторических

стилей - так, большинство дрезденских построек часто характеризуют как

неоренессанс. Тем не менее при всей любви к античности или Возрождению

задача воссоздания образцов прошлого никогда не ставится.

Ясно, что для зданий новой эпохи - вокзалов, пассажей, цехов - уже

недостаточно классицистской конструкции из двух опор и перекрытия. Нужны

новые решения, на новой технической основе. А "внешнее оформление здания

должно следовать функции, для которой оно предназначено", - говорит

архитектор.

Главное - это разумные принципы организации формы, утраченные в связи с

бурным развитием техники. "У современности нет времени, чтобы освоиться с

чуть ли не навязанными ей благодеяниями и стать хозяином положения", -

предостерегает он.

Раньше время позволяло найти безошибочную форму, "тип", адекватный

назначению предметов и зданий. Новый темп жизни не предусматривает

спонтанности. Поиски нужно поставить на теоретическую основу и пользоваться

багажом истории, который уже оправдал себя. Только это откроет дорогу к

новому стилю. Пафос, лишенный наивности. Романтическое здравомыслие.

Предвидение всех грядущих "историзмов".

Моррис рисует обои, размышляя над тем, как хороши вещи, сделанные

вручную. Земпер говорит о новых технологиях, стимулирующих ложный спрос. И

вместе с тем - ищет пути их наиболее рационального применения.

Земпер

ЗЕМПЕР, ГОТФРИД (Semper, Gottfried) (1803–1879), немецкий архитектор и

теоретик искусства, представитель романтического историзма.

Родился в Альтоне (город близ Гамбурга, ныне его район) 29 ноября 1803.

Первоначально изучал право и математику в местном университете, затем

занимался в мастерских архитекторов Ф.Гёртнера в Мюнхене (1825) и Ф.Гау в

Париже (с 1826). В 1830–1833 путешествовал по Франции, Греции и Италии.

Профессор дрезденской Академии художеств (с 1839), принял участие в

революции 1849 года, после чего вынужден был эмигрировать. Жил в Париже,

Лондоне (с 1851). В 1855–1871 – профессор Политехникума и директор

Строительной школы в Цюрихе. В 1871–1876 работал в Вене.

В своей архитектурной практике вдохновлялся античной классикой, однако не в

чистом виде (как было у его друга К.Ф.Шинкеля), а воспринятой сквозь призму

итальянского Ренессанса и барокко. Разрабатывал монументальные комплексы,

доминирующие в ансамблях центров обновляемых городов. Известнейшее его

произведение – здание Дрезденской оперы (1837–1841, достройки 1871–1878). В

соавторстве с К. фон Хазенауэром внес выдающийся вклад в сложение историко-

ретроспективного «стиля Рингштрассе» в Вене, спроектировав здания

Художественно-исторического и Естественно-исторического музеев (1872–1881),

а также «Бургтеатра» (1874–1888). Среди прочих его построек – Политехникум

и Университет в Цюрихе (совместно с И.Вольфом; 1860–1864).

Опубликовал целый ряд теоретических работ, важнейшей из которых является

книга Стиль в технических и тектонических искусствах (1863) – опыт

«практической эстетики», где он в противовес философскому идеализму своего

времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Ратовал за активизацию роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой

проблеме работы Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних

(1834) и О полихромии (1851). С 1876 жил в Италии.

* Он собирает обширный материал о раскрашенных статуях и домах. Земпер

считает, что, будучи людьми естественными и эмоциональными и живя "под

солнцем свободы", греки не смогли бы жить в монотонном мире. Позже он

вводит цвет и различные материалы в свои постройки с тем, чтобы

визуализировать структуру и назначение здания.

** Есть несколько ключевых идей, к которым он не раз возвращается на

протяжении жизни. Мысль о том, что архитектура и пространство, ею

создаваемое, может влиять на нравы и умонастроения людей. Уважительное

отношение к традиции. Желание ансамбля: Цвингер, Ринг. Тема нового стиля,

новой классики, исполненной вкуса и совершенства.

Чему учит Земпер? Создавая большие формы, не пренебрегать малыми. Не

спешить, для того, чтобы успеть. Работать. Быть верным себе. Понимать:

устаревает "что", а не "как".

Умер Земпер в Риме 15 мая 1879.

Рескин

Рескин, Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон, — 20.1.1900, Брентвуд,

Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк,

публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). Будучи последователем Т.

Карлейля, в своих трудах («Современные живописцы», 5 тт., 1843—60; «Семь

светочей архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 3 тт., 1851—53; «Политическая

экономия искусства», 1857) Р., развивая концепцию единства красоты и добра

А. Шефтсбери, выступал с романтической критикой капиталистической

цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой

нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда,

коллективных форм художественного творчества. Взгляды Р. во многом

обусловили антибуржуазные элементы в эстетике прерафаэлитов, которых он

поддерживал (книга «Прерафаэлитизм», 1851). Обращаясь к английскому

пролетариату («Письма к рабочим и труженикам Великобритании», 1871—86), Р.

приобрёл большую популярность в его среде; преподавал в первом Рабочем

колледже. Ранние сочинения Р. отличаются патетикой и изысканностью

литературного стиля; позднее он заботился о ясности слога, его доступности

простому народу (незаконченные мемуары «Прошлое», 1886—1900). Близкий к У.

Моррису, Р. участвовал в организации его художественно-промышленных

мастерских. Известен также как рисовальщик и акварелист.

Или еще: Джон Рёскин(1819-1900) - английский писатель, крупнейший теоретик

и историк искусства, литературный критик и публицист, блестящий лектор-

популяризатор. Главная мысль Рёскина, проведенная им через долгую жизнь в

литературе -неприятие викторианской цивилизации и прогресса, вера в идеи

гуманизма, которые он противопоставлял машинному прогрессу, поэтизация

ручного труда и ремесел.

Сделал его знаменитым пятитомный труд "Современные художники"

(1843-1860).Идеи Рёскина стали популярными.Его эстетика была синтезом

искусствоведческих идей античности, романтизма и просветительства. Принципы

романтической эстетики были сформулированы им полнее всего, а затем и

принципы реалистического творчества. Наиболее ценимый им писатель - Вальтер

Скотт,соединивший в своем творчестве два этих принципа. Рескин считал, что

искусство любой страны является выражением ее нравственной, социальной и

политической жизни.

Он называл тесную связь между жизнью реальной и искусством

"политической экономией искусства". Его взгляды оставили глубокий след в

творчестве не только английских писателей и художников, но и таких деятелей

культуры, как Л. Толстой, Ганди и др.

Моррис

Английский писатель, художник, социалист, издатель. Будучи студентом

Оксфордского университета он подружился с Берн-Джонсом. Именно тогда он

начал писать стихи и увлекся средневековой архитектурой, читая Рескина и

Пьюджина.

В 1856 году он начал учиться под руковдством архитектора Дж.Е.Стрита, но

вскоре увлекся под влияньем Д.Г.Россетти увлекся живописью. Его

единственная завершенная картина "Королева Гиневра" ("Queen Guinevere (La

Belle Iseult)", 1858г., Галерея Тэйт, Лондон) выполнена в манере Пре-

Рафаэлитов. В 1859 году У.Моррис женился на джейн Бёрден, которая

изображена на многих картинах и фотографиях Д.Г.Россетти в образе "femme

fatale". В этом же году Моррис с женой переехал в свой знаменитый Красный

Дом, который специально для него спроектировал его друг Филлип Уэбб. В 1861

г.вместе с Уэббом, Россетти, Берн-Джонсом, Ф.М.Брауном, Маршаллом и

Чарльзом Фолкнером Моррис основал фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко."

Фирма занималась тем, что производила мебель, ткани, ковры. Берн-Джонс и

Моррис определяли главную концепцию фирмы и сосредоточились на подражани

средневековому ремесленному цеху. Они определяли искусство как "выражение

человеческой радости в труде" и рассматривали его как существенную часть

человеческой жизни. Как социалист Моррис хотел творить искусство для масс,

но в этом было слабое место его теории, потому что только богатые люди

могли себе позволить купить вещи, сделанные вручную. К сожалению, идеи

Морриса о возрождении средневековых техник ремесла совпали с эрой

наступления машинного производства и поэтому выглядели совершенно

нереальными. Но идеи были поддержаны в Англии (Arts and Crafts Movement) и

заграницей (Wiener Werkstatten, Deutsche Werkstatten и Deitsche Werkbund).

Моррис сыграл также важную роль в развитии частного книгопечатания,

основав свое собственное издательство Kelmscott Press в 1890 году. До сих

пор в лондонском доме У.Морриса, в Уэлтемстоу и в его в его поместье

Кельмскотт, в Оксфордшире хранится коллекция работ У.Морриса и его

современников.

Или: 1834-96, английский поэт, художник, мастер, проектировщик, социальный

реформатор и священник. Его долго считали одним из великих Викторианцев и

назвали самым великим английским проектировщиком 19-ого столетия. Находясь

в Оксфорде, Моррис со своим другом Эдвардом Берн-Джонсом, глубоко

интересовался ритуалами и архитектурой Средневековья. Однако, наибольшее

влечение Морриса пошло из произведений Джона Раскина, чьи идеи относительно

эстетства и социального продвижения он постепенно адоптировались. В 1856

году он был отдан учится архитектуре. В то время Моррис присоединялся к

братству Прерафаэлитов, и через поддержку Данте Габриэля Россетти начал

писать. В 1858 году он издал свой первый сборник стихов «Защита Геневры и

Другие Поэмы». За ним последовали «Жизнь и Смерть Джейсона» (1867) и

«Земной Рай» (1868-70), в котором группа средневековых норвежских

странников ищут землю, где не было бы ни смерти, ни страдания. Со своими

друзьями в 1861 году он открыл фирму декораторов, позже известную как

«Моррис и Компания», которая, отвечая на растущий индустриализм, искала

вдохновения в средневековом стиле и средневековых декоративных искусств.

Искусства и ремесла

Во второй половине ХIХ в. Англия была одной из передовых во всех отношениях

держав. Длительное и устойчивое правление королевы Виктории, следствием

которого стал экономический и промышленный подъем, сделало небольшую

островную страну «мастерской мира», законодательницей моды и стиля. Но

разве так уж хорош стиль, который позволяет сочетать абсолютно не

совместимые эклектичные вещи, загромождать интерьеры безвкусными

тиражированными машинными предметами «роскоши»? В противовес этому в

художественной среде родилось стремление возвращения к ручному ремесленному

производству уникальных и стильных вещей, что воплощали в своем творчестве

участники «Движения искусств и ремесел».

Промышленный подъем в Англии второй половины ХIХ в. привел к тому, что в

среде зародившейся буржуазии и представителей нового среднего класса

появилось стремление к украшению своего быта, домов и квартир, наполнению

их деталями и интерьерными вещицами, которые создавали бы иллюзию

«роскошной жизни». Но роскошь - понятие дорогостоящее, поэтому рынок

наводнили тиражированные промышленным способом «бронзовые » светильники из

крашенного гипса или великолепная «золоченая деревянная» резьба из папье-

маше. При этом в одной комнате могли находиться предметы различных

исторических стилей, огромное количество драпировок и массивных рам, что

делало интерьер безнадежно перегруженным, тяжеловесным и практически

непригодным для жизни. В подобном великолепии терялось так необходимое

человеку ощущение уюта.

Действие рождает противодействие, каким и стало «Движение искусств и

ремесел» (The Arts & Crafts Movement) – художественное течение, участники

которого пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам

творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для

каждого человека. Идейными вдохновителями и теоретиками обновления

декоративных искусств в Англии были Джон Рескин (1819 - 1900) и его младший

современник и ученик Уильям Моррис (1834 - 1896).

По мнению Морриса и Рескина, основная беда современного им искусства была в

его механичности, фабричности, тогда как что может быть приятнее, чем труд,

работа, которые позволяют человеку самореализоваться и дарят наслаждение

творчества.

«Просто делать что либо руками уже должно быть удовольствием», -

пропагандировали они. Истоки подлинно народного, ремесленного,

человеческого творчества они нашли в искусстве Средневековья, когда еще не

изобрели хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства».

Мастера «Движения искусств и ремесел» создавали деревянную мебель,

расписанную мифологическими сюжетами в средневековой манере и отделанную,

наподобие ремесленных народных образцов, металлическими скобами, планками и

фурнитурой. Активно распространялись также обои и ткани, в том числе с

серебряным и золотым шитьем. Все детали оформленных художниками интерьеров,

и даже костюмы и платья жильцов были выдержаны в единой манере и цветовой

гамме, что создавало ощущение стилистической целостности и гармоничности

пространства.

Парадокс заключался в том, что ручное производство совсем не было дешевым,

и недорогая тиражированная промышленная «роскошь» опять оказывалась вне

конкуренции. Стиль «Движения искусств и ремесел», как и его прямой

наследник – модерн, оказался искусством для избранных, изысканным стилем

высокого искусства. Но что может быть лучше высокохудожественной

индивидуальности и неповторимости! Стремление человека к окружению себя

стильными вещами ручного производства не ослабевает и по сей день, и более

того, мы вновь наблюдаем рост интереса к рукотворному искусству.

Вопрос 6

Идея возрождения ремесел в России (Абрамцево Талашкино)

Возрождение

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ одна из форм народного художественного

творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные

художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и

деревенскому ремеслу >. Позже образовались работающие на рынок кустарные

промыслы, а также частные мастерские, вовлеченные в систему

капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных

товаров. В кон. 19 - начале.

20 вв. во многих странах началось < возрождение > народных художественных

промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному

производству бытовых изделий (в < России > < абрамцево -кудринская резьба,

мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные

промыслы (в Российской Федерации палехская миниатюра, дымковская игрушка и

др.) развиваются при поддержке государства.

Абрамцево

Начать надо с Амбрамцевского кружка. Это было артистическое

содружество, сложившееся в середину 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова,

промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека.

Поэтому часто кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века

подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом

русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более

короткий

срок приезжали художники – от уже известных до совсем молодых. Среди

посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова. Здесь

много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту

среднерусской природы и обаяние душевно близких людей ставили домашние

спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в

специально устроенных кустарных мастерских.

Художественная жизнь Абрамцева – это, с определенной точки зрения,

история формирования «неорусского стиля», который оказался существенной

гранью модерна в России.

Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо

заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты –

такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно

определить ту «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной

атмосфере усадьбы.

Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой

мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда

говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где

складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации

мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты

представлялось членам содружества не только серьезным общественным

долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией,

органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе

важные черты народного идеала.

Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены

Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую

(1885) и керамическую(1890). И в том, и в другом случае дело касалось

попыток

возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами

собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской

колонии не смотрели на эти изделия крестьянского труда как на «образцы»,

подлежащие копированию. Намерения были вернуть декоративно-прикладному

искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную

функцию – украшать повседневный быт человека. Художники, чьи стилевые

искания шли в этом направлении по-разному осмысливали поэтику и

стилистику народного творчества, и, скажем, керамика, созданная Врубелем в

абрамцевской мастерской, откликалась на совершенно иные стороны

фольклорной художественной традиции, чем резные двери, полки буфеты,

исполнявшиеся Е. Поленовой и ее коллегами по столярной мастерской. Более

того, здесь можно говорить о различных модификациях «неорусского стиля» -

от творческого воссоздания традиционной изобразительной лексики и

орнаментальных форм предметов крестьянского быта до их серьезной

трансформации в новую пластическую систему.

Вместе с Абрамцевым часто справедливо называют другой интересный

очаг русской культуры того времени– находящееся вблизи Смоленска село

Талашкино и его окрестности. Им владела меценат, художница и коллекционер

М.К.Тенишева. Среди работающих там художников были Рерих и Малютин.

Интерес талашкинских мастеров к возрождению крестьянских ремесел, к

воссозданию творческой фантазии народа был гораздо более сосредоточен на

стилевых задачах искусства и в этом смысле был более прагматичен. Об

абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства

можно говорить лишь условно – он постоянно развивался, обретал новые

свойства и качества. Талашкинский «стиль», напротив, являл собою

обособленную и вполне устойчивую «национально-романтическую»

разновидность русского модерна.

Абрамцево-Кудринская резьба

Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой

(ковши, декоративные блюда, тарелки для хлеба, чайницы, поставцы, вазы и

горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные

письменные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бокалы для карандашей)

изготавливаются в городе Хотьково (Московская область). Основой мотив

орнамента -- растительный в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев,

ветвей. Называется такая резьба абрамцево-кудринской. Свое название она

получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла .в конце XIX

века. Одним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворноcков. Для

изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы.

Тоталитарному режиму все это оказалось ненужным. Художественное гнездо в

Талашкино было разорено

Вопрос 7

Протодизайн. Феномен тоннта, «венский стул»

Идея протодизайна - идея неких изначальных первовещей, которые сделаны не

дизайнером, а народом и давно обитают в деревенской среде

Материальная культура содержит в себе громадное богатство знаний. Если вы

хотите знать, как предмет должен быть спроектирован, то есть, какова должна

быть его форма, размеры, из какого материала он должен быть сделан,

взгляните на существующие образцы этого типа предметов и просто скопируйте

(изучите) образец, принадлежащий прошлому. Именно протодизайн так успешно

способствовал созданию материальной культуры ремесленного общества:

ремесленник просто копировал дизайн вещей с предыдущих образцов. И Джонс, и

Александер не уставали подчеркивать, что бессознательные процессы

ремесленного дизайна давали в результате поразительно благородные,

прекрасные и соответствующие своему назначению вещи. Очень простой процесс

может действительно породить очень сложные вещи.

Тонет и венский стул

Михаэль Тонет, австрийский мастер-мебельщик, открыл в 1819 году мебельную

мастерскую. Он делал много красивой мебели, стилизуя ее под рококо,

Чиппендейла и Шератона.

Но производство традиционной мебели его не удовлетворяло - Тонет был

изобретателем. И он мечтал создать свою мебель, найти "стиль Тонета". Он

хотел, чтобы эта мебель была конструктивно проста, а формы ее чисты, чтобы

она была легкой, но прочной, уютной и компактной.

Тонет приступил к экспериментам. Он клеил и гнул деревянные детали,

подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала. В

результате многочисленных опытов Тонетом был разработан промышленный метод

гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных

гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив

количество деталей.

Новая технология позволила открыть следующий этап формообразования мебели.

Тонет получил патент на свое изобретение со следующей формулировкой:

"выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-

механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе

округлых". Патент Тонет получил в Вене, и отныне стулья, изготовленные по

его технологии, стали называться "венскими".

Тонет спроектировал около 20 базовых стульев (для каждого предусматривалось

8-10 исполнений из различных пород дерева с разной отделкой).

Стержнем всей этой гаммы стала "Модель 14" - самый лаконичный, изящный,

графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное

гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение

круглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было

сведено до минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но

стабильной. Этот стул приобрел одно волшебное свойство - когда на него

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.