рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

поры почти лишены декоративных элементов; только поясок аркатуры с

поребриком проходит по фасадам и верхней части апсид, подчеркивая суровую

мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой

физической силы. Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом

феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими.

При Андрее Боголюбском архитектура переживает стремительный расцвет.

Столица переносится во Владимир. Город, красиво расположенный на высоком

берегу Клязьмы, в 50- 60-х годах XII века быстро обстраивают новыми

зданиями, окружают могучими валами с деревянными стенами и белокаменными

воротными башнями. Из них сохранились Золотые ворота (1164) с огромной

торжественной аркой проезда, над которой возвышалась надвратная церковь.

Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой.

Интенсивное строительство свидетельствует о сложении во Владимире опытных

многочисленных кадров строителей. Они восприняли традиции галицкой

архитектуры, быстро переработали их и далее развивали совершенно

самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой

поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что

Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барбароссе.

Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую

архитектуру в вариант романского стиля. Романские черты проявились в

основном в деталях и резном декоре, в то время как общерусские формы,

восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в

конструкции. Тяготеющие к разным источникам особенности настолько органично

слиты, что создают совершенно самобытное зодчество, ярко характеризующее

культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи.

Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского - Успенский собор во

Владимире (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу реки,

он стал основным звеном великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185 года

собор был обстроен с трех сторон, получил новую алтарную часть и

дополнительные четыре угловые главы, первоначальный облик его ясен.

Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным

декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены

тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких

перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные

детали— оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы

сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и

богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжественный Успенский

собор образно утверждал идею главенства владимиро-суздальской земли,

превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси.

Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на Нерли (1165, ил.

20, 21) — один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры.

Она выполнена в великолепной белокаменной технике. Сложно профилированные

пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции

изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер.

Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные

кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-

колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует

перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан

ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о музыкальных

ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако

первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен

показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они

должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный

монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в

княжескую резиденцию— соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное

князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось

водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие

поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного

камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали

землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован

каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля

поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой

части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только

фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь

предположительно.

Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на высоком

берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с

белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом

на хоры собора. Основания стен последнего, как и остатки других частей

ансамбля, раскрыты раскопками.

Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными

плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от

которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу

от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену.

Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись

аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое.

Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты

золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для

древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под белый

мрамор и завершенные огромными лиственными капителями. Пол хоров устилали

майоликовые плитки, а в самом храме — медные плиты, запаянные оловом и

блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много

драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском

зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной

водосвятной чашей.

Строительство времени Всеволода III знаменует дальнейший блестящий подъем

владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре возникают два течения:

епископское, отрицательно относящееся к развитию скульптурного убранства

храмов, приверженное к строгости их облика, и княжеское, широко

использующее пластику.

Крупнейшим памятником первого течения стал владимирский Успенский собор

после его обстройки в 1185—1189 годах. Фасады почти лишены скульптур; лишь

единичные резные камни были перенесены на них со стен старого собора.

Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем

приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку

галереи были несколько понижены. На углах поставлены четыре новые главы,

образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора

еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все

искусство времени могучего «самовластца» Всеволода.

Эта же идея — апофеоз власти и могущества владимирской земли с большей

силой выражена в Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197).

Первоначально, подобно собору в Боголюбове, храм входил в дворцовый

ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан

переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу

одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную

схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность

храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены

богатейшим резным убором. Дмитриевский собор наиболее ярко характеризует

второе течение владимирского зодчества, резко отличное от епископского

строительства любовью к пышному резному убранству зданий В первой половине

XIII века Владимирское княжество дробится на ряд удельных княжении. В

зодчестве определяются две основные линии: ростово-ярославская, где

строительство ведется как из камня, так и из кирпича-плинфы, и суздальско-

нижегородская, развивающая традиции белокаменного строительства и

декоративной скульптуры. Ко второй группе принадлежат соборы Рождества

Богородицы в Суздале (1222-1225) и Георгия в Юрьеве-Польском (1230—1234).

Собор Рождества Богородицы сохранился не целиком. Верхняя часть его после

разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. Этот

большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально

тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную

логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными

камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов.

На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и

тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, «писанные золотом»

медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной

становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную

представительность, его облик живописен и жизнерадостен.

Эти близкие народной культуре тенденции достигают полного развития в

Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. После перестройки XV века его

внешний облик искажен, а декоративная система нарушена. Первоначально собор

был значительно выше и стройнее. Без существенных изменений сохранилась

лишь нижняя половина здания. Это четырехстолпный храм с тремя открытыми

внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и

воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до

закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на

поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания,

оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как

широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты

(арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне

плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе

изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В

закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы.

Религиозно-политическая и народно-сказочная тематика сплетается в

неповторимом резном уборе собора, своеобразном гимне владимирской земле.

4. Архитектура Преднепровской школы. Чернигов 11-12 вв.

Памятники киево-черниговской архитектуры XII века отличаются от более

древних композицией и строительной техникой. Кладку стен ведут теперь

исключительно из кирпича-плинфы, но не прежней, почти квадратной, а более

вытянутой формы. Новая техника позволила отказаться от кладки со скрытым

рядом и перейти к более простой в исполнении равнослойной кладке, где торцы

всех рядов кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Это снижало

декоративность поверхностей стен. Чтобы не обеднить фасады, зодчие начали

вводить дополнительные, легко выполнимые из кирпича элементы декора -

аркатурные пояски, многоуступчатые порталы, объединенные в одну композицию

окна и т. д. Важным элементом фасадов стали массивные полуколонны,

прислоненные к лопаткам и делающие стену более пластичной. При этом

полуколоннами усложняли только промежуточные лопатки, угловые же оставляли

плоскими. Как и в XI веке, каждое членение фасада завершалось полукруглой

закомарой. Поскольку принцип соответствия декора стены строительному

материалу сохранялся, стены, как было и прежде, часто не покрывали

штукатуркой.

Несколько памятников начала XII века сохранилось в Чернигове. Таков

шестистолпный собор Бориса и Глеба, недавно восстановленный в

первоначальных формах, но без примыкавших галерей, прежний облик которых

точно не установлен. Вероятно, к их убранству относились найденные здесь

при раскопках белокаменные капители, покрытые великолепной резьбой. Собор

Елецкого монастыря, также шестистолпный, в юго-западном углу имел

встроенную маленькую часовню. Черниговские мастера создали и пример

бесстолпного решения, применявшегося для наименьших по размеру церквей, -

Ильинскую церковь. Поддерживающие барабан купола подпружные арки опираются

здесь не на столбы, а на пилоны в углах помещения. Это единственная

бесстолпная церковь XII века, сохранившая своды и главу. Фасады некоторых

черниговских построек были частично оштукатурены и расчерчены на квадры,

имитирующие кладку из белокаменных блоков. В этом, видимо, сказался интерес

к белокаменному зодчеству.

Политически связанное с Черниговом Рязанское княжество следовало

архитектурным вкусам своей митрополии. Столица княжества была огромным,

красиво расположенным на высоком берегу Оки городом, защищенным гигантскими

земляными валами (ныне городище Старая Рязань). Здесь раскопками открыты

развалины трех каменных храмов, из них два относятся к первой половине XII

века. Это шестистолпные соборы; один из них имел три притвора. Как и в

Чернигове, в рязанских постройках при кирпичной кладке применялись резные

белокаменные детали. Очевидно, что их и возводили черниговские мастера.

Рязань, жившая в очень трудных военно-политических условиях, видимо, не

имела своих строителей.

Чрезвычайно яркая архитектурная школа существовала на рубеже XII и XIII

веков в киево-черниговских землях. В это время здесь было возведено

несколько храмов, выдающихся как по своим художественным качествам, так и

по смелости конструктивного решения. Одним из таких шедевров является

церковь Пятницы в Чернигове. Несмотря на традиционную схему плана,

четырехстолпный храм с тремя апсидами совершенно необычен по облику.

Сложные пучковые пилястры влекут глаз к завершению здания, поражающему

своеобразием конструктивного и художественного замысла. Зодчий-новатор

полностью изменил систему сводов: не только перекрыл углы сводами в

четверть окружности, но и сильно поднял несущие барабан подпружные арки.

Таким образом, здесь впервые в русском зодчестве была применена ступенчато

повышающаяся к центру систем арок. Динамическое нарастание верха,

устремленность здания вверх получили закономерную конструктивную

основу. Фасады завершались трехлопастной кривой, отвечающей конструкции

сводов, а ступенчатые подпружные арки образовывали основу второго яруса

комар. Подножие стройного барабана окружали декоративные закомары-

кокошники Стремительное движение ввысь еще больше подчеркивалось

заостренным очертанием закомар. Фасады храма очень нарядны: мастер любовно

украсил их простым, но изящным решетчатым кирпичным поясом и лентами

меандра.

К той же группе принадлежит церковь Василия в Овруче (90-е годы XII века)

не вполне верно восстановленная в начале XX века. Явная близость

этого памятника церкви Пятницы в Чернигове заставляет полагать, что

первоначально своды его также был ступенчатыми, а композиция объема в целом

не статичной, а динамичной. Фасады украшены декоративными вставками в виде

больших валунов, а к углам западного фасада примыкали две круглые

лестничные башни. Купол был некогда покрыт золоченой медью. Церковь Василия

- дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича, имевшего, по словам летописца,

«любовь несытну о зданиях». Почти несомненно, что ее автором был любимый

мастер князя Петр Милонег, о творчестве которого есть восторженное

упоминание в летописи, сравнивающей Милонега с библейским зодчим

Веселиилом. Очень вероятно, что тот же Милонег строил и черниговскую

церковь Пятницы и вскрытую раскопками церковь Апостолов в Белгороде,

отличавшуюся особой роскошью внутреннего убранства.

5. Архитектура Московского Кремля.

В Центре столицы, на живописном холме над Москвой-рекой, высится

создававшийся талантом и трудом многих поколений неповторимый ансамбль

Кремля. Первое упоминание о Москве мы находим в документах 1147 г., однако

раскопки в Кремле показывают, что здесь уже были поселения во второй

половине первого тысячелетия до нашей эры. При князе Иване Калите в 1339-

1340 гг. из мощных дубовых стволов были сооружены новые стены. А уже при

Дмитрии Донском, когда москвичи готовились к решительной борьбе с татарами,

стены и башни Кремля были выложены из белого подмосковного камня.

“Царствующим градом” называли Москву при Иване III, когда она во второй

половине XV века стала столицей объединенного Русского государства. К этому

времени относится самое большое строительство Кремля. Три угловые башни -

круглые. Первая из них - Водовзводная, возле Б. Каменного моста. Она

названа так потому, что в ней был устроен первый в Москве водопровод для

орошения кремлевских садов. В верхних этажах башни помещались огромные баки

для хранения воды. Башня была построена в конце 1480-х годов. Одновременно

с ней была возведена вторая угловая башня - Беклемишевская, или

Москворецкая,- возле Москворецкого моста. По преданиям, она получила свое

название по имени бояр Беклемишевых, двор которых находился поблизости.

Третья угловая башня - Собакина, или Угловая Арсенальная, возле

Кремлевского проезда, вплотную примыкает к Арсеналу, сооружена в 1492 г.

Четыре башни - четырехугольные, проездные. Главная башня, через которую был

парадный въезд в Кремль,- Фроловская, а с XVII века Спасская, построена в

1491 г. под руководством Петра Антонио Солярно. Башня имеет десять этажей,

три из которых заняты механизмом часов. Первые часы были установлены в XVI

веке, нынешние - в 1851 г. Одна из самых высоких и красивых, эта башня

поражает тонкостью и изяществом своих белокаменных резных украшений и

является подлинным шедевром древнерусского зодчества. Одновременно со

Спасской была возведена Никольская башня, возле здания Исторического музея,

украшенная, словно кружевом, белокаменной резьбой. Следующая проездная

башня - Троицкая, возвышающаяся над Александровским садом. Она соединена с

ажурной башней Кутафьей каменным мостом. Когда-то здесь протекала река

Неглинная. Сейчас она заключена в трубу под Александровским садом. Троицкая

башня построена в 1495 г. Возле Оружейной палаты возвышается Боровицкая

башня. Ее название напоминает о тех временах, когда Кремлевский холм был

покрыт бором. Башня была возведена в 1490 г. Московский Кремль с точки

зрения военно-инженерного искусства представлял собой выдающееся

оборонительное сооружение XV века. Каждая башня - самостоятельная крепость.

Стены, поднимающиеся на холмы и сбегающие с них, имеют высоту от 5 до 19

метров и толщину от 3 до б метров. В центре Кремля - древняя Соборная

площадь и расположенные вокруг нее памятники русского зодчества, которые

представляют собой один из наиболее выдающихся архитектурных ансамблей

мира. Увенчанный пятью золотыми главами Успенский собор построен русскими

мастерами под руководством Аристотеля Фиораванти в 1475-1479 гг. Он был

местом торжественных церемоний, здесь венчали на царство русских царей,

хоронили митрополитов и патриархов. Иконостас собора является редким

собранием древнерусской иконописи. Незабываемое впечатление производят

хранящиеся в соборе деревянный резной трон Ивана Грозного, выполненный

русскими мастерами в 1551 г., и великолепный бронзовый шатер мастера

Дмитрия Сверчкова, отлитый в 1625 г. Псковские мастера возвели в 1484-1489

гг. в качестве домашней церкви царской семьи живописную архитектурную

группу Благовещенского собора. Здесь собраны редчайшие иконы работы

выдающихся мастеров XV века-Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с

Городца. Большую художественную ценность представляет роспись стен кисти

Феодосия (начало XVI века). Псковскими мастерами в 1484-1485 гг. построена

также возле западного крыльца Успенского собора церковь Разположения. Рядом

с Благовещенским возвышается строгий и торжественный Архангельский собор,

построенный в 1505- 1508 гг. Алевизом Новым. Четыре массивных столба,

поддерживающих своды собора, расписаны портретами князей Северо-Восточной

Руси, чьи владения вошли в состав централизованного Русского государства.

До Петра 1 Архангельский собор служил усыпальницей русских великих князей и

царей. Здесь находятся гробницы собирателя русских земель Ивана Калиты,

великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского,

князя Ивана III, царя Ивана Грозного и его сыновей. На Соборную площадь

выходит построенная при Иване III в 1491 г. архитекторами Марко Руффо и

Петром Антонио Солярно Грановитая палата - древнейшее гражданское здание

Москвы. Она названа так потому, что ее восточный фасад облицован белым

граненым камнем. В Грановитой палате проходили приемы иностранных послов и

праздничные торжества, заседания земских соборов, государственные совещания

и важнейшие дворцовые церемонии. Поражает великолепием своей внутренней

отделки, резьбой по камню, росписью, изразцами сказочный облик палат

Теремного дворца, построенного в 1635-1636 гг. русскими мастерами Баженом

Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Антипом Константиновым и Ларионом Ушаковым.

Два нижних этажа были возведены еще в XVI веке.

6. Архитектура Древнего Пскова.

Зодчество Пскова до XIV века целиком относится к кругу новгородской

архитектуры. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и становлением его

политической самостоятельности сложились предпосылки для формирования

собственно псковской архитектуры. Первые признаки этого можно отметить уже

в соборе Снетогорского монастыря (1310), представлявшем почти точную копию

Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Это повторение имело

определенный идейно-политический смысл: противопоставление Снетогорского

собора новгородским архитектурным формам. Видимо, мирожский собор XII века

казался псковичам олицетворением местной архитектурной традиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.