рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Стихии

космогонии или в представлениях некоторых народов Океании о космосе из

девяти слоев, каждый из которых связан с особым классом мифологизированных

существ).

Процесс творения может совершиться в результате волевого акта самого

творца или в ответ на чью-либо просьбу, мольбу; часто (особенно в

архаических мифологиях) в результате ошибки, оплошности (в австралийских

мифах два человека забывают поднять с земли копья, из которых вырастают

чудесные деревья; в мифах индейцев апапокува –гуарани старший брат солнце

творит вселенную, исправляя ошибки младшего брата – месяца и др.).

«Материальным составом» творимых объектов чаще всего служат либо части

тела, слово и т.п. любого из творцов (бога или человека, иногда животного),

как при порождении (возникновение мира из тела убитого гиганта, например

аккадский Тиамат), либо элементы, смешанные в хаосе (Апсу и Тиамат в

аккадской мифологиях, египетская, греческая, китайская, японская версии,

также изредка в мифах индейцев). Практически универсальный мотив

возникновения мира из первозданных вод, часто отождествляющихся с хаосом

(мифология Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки,

Америки); создание вселенной из пены, ила, грязи: пена и ил, плавающие в

первозданном океане (мифология индейцев миштеков), грязь (гавайский миф).

Космогенез предстает как развитие из яйца мирового или из близких ему

образов, например, из двухстворчатой раковины, из скорлупы. Вселенная может

создаваться творцом с привлечением различных других сил (также

осмысляющихся как ее части): с участием божеств четырех сторон света

(четыре брата в мифологии индейцев виннебаго; четыре бога, сотворенных

первозданным океаном Лова в мифах туземцев Маршалловых островов), духов, с

помощью гигантского змея, поддерживающего землю (скандинавский Ермунганд,

огромный змей Мидгарда, опоясывающий мир; Айдо-Хведо–змея-радуга в

дагомейской мифологии).

Два других типологических параметра космогонических мифов представляют

крайние точки эпохи творения, т.е. начало и ее конец. На уровне

мифологических персонажей им соответствуют творец и тварь, среди которых

последнее звено в цепи творения – человек, о его происхождении повествуют

антропогонические мифы как составная часть космогонической мифологии. С

сотворением человека, вместе с тем, открывается уже другая серия мифов,

связанная с человеческими деяниями, с достижениями и завоеваниями

культурного героя (обычно уже в узкоземном масштабе) вплоть до рубежа

мифического времени.

Творец, если он вообще существует в данной космогонической традиции,

как некое первое существо может иметь божественную космическую природу:

(«высший бог» Темаукль, или «тот, что наверху», «один на небе», создатель

неба и земли, о котором говорят, что не было времени, когда бы Тамаукля не

было в мифах индейцев Огненной Земли); «первый бог», создавший мир и в

дальнейшем редко вмешивающийся в дела людей (праздный бог), возникший из

первородного хаоса или океана или нашедший сам себя (обнаруживший себя в

пустоте и безвидности), «делатель земли»; космические родители: небо-отец и

земля-мать (иногда речь идет о двух началах – мужском, идущим от неба, и

женском, идущем от земли, которые сливаясь порождают отца и мать,

находящихся между небом и землей).

Творец, обладающий человеческой природой (во всяком случае более

близкой к ней, чем к божественной; на грани того и другого–демиург), – это

первочеловек, культурный герой, основатель данной культурной традиции.

Творец иногда имеет облик животного: ворон, койот, корова, ящерица, червь

(участие змея в сотворении мира), гагара и т.п.

Таким образом, по трем перечисленным параметрам космогонический миф

отвечает схеме типа «некто сотворил неким образом нечто (некоего)».

2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ.

С самых ранних ступеней развития коллектива его общественным

сознанием, обслуживающим важные практические потребности общины, была

мифология. Ее зарождение связано со стремлением людей осознать отношения

между человеком и природой, а тем самым и осмыслить социальные и духовные

отношения. В основе мифологических представлений лежала архаическая,

неразвитая, примитивная форма веры в сверхъестественное – магические

верования. Но в то же время мифы имели чувственно-конкретный, наглядный,

художественно-образный характер. Они были одним из проявлений

развивающегося воображения человека. Мифы включали в себя зачатки

художественной образности и этических представлений, т.е. зачатки

искусства.

Магическая сторона мифа придавала уверенность, что с помощью действия

можно будет легче достичь поставленной практической цели, подчинить себе

чуждые внешние природные и социальные силы. А к чему все это привело мы

видим и ощущаем на себе. Поэтому в своей работе, придерживаясь поговорки

«Клин клином вышибают», я опиралась именно на мифы и на символику, в

надежде на то, что древняя мудрость мифологии заставит каждого человека

задуматься о глобальных проблемах человечества.

На мой взгляд, именно такая техника, как роспись шелка, наиболее

удачна для выражения моего замысла. Изображение, полученное с помощью этой

техники, может быть как плоскостным, так и вполне живописным, обладать

различной фактурой, также в работе присутствуют элементы графики. Из-за

такого множества положительных качеств работа приобретает достаточно яркую

эмоциональную окраску, что на мой взгляд привлечет внимание зрителя к

красоте природы. И каждый человек будет стремиться к достижению гармонии с

природой. Именно поэтому, в качестве выражения своего мироощущения я

выбрала технику росписи по шелку, так как шелк является природным

материалом, позволяющим ощутить всю тонкость и нежность взаимосвязи

элементов мироздания.

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ

В работе над дипломным проектом я опиралась на исторически сложившиеся

сведения из легенд и мифов всех народов мира. Немаловажную роль в своей

работе я отвела символике.

С древнейших времен человечество сопровождают символы. С их помощью

он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако

функции и значения символов часто разрастается до чего-то большего и

перестают быть только художественно выполненными указателями. В течении

тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам

передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские

«хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут

нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко

запоминающимися. Многие символы наделены не одним, множеством значений, так

как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку.

Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак

имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность».

Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения

иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как

древнейшие так и более новые представления людей о космосе, своем месте в

нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины

человеческого сознания и познания. Простые идеи, выраженные символом,

несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл

от частного случая к обобщению.

В процессе обмена идеями между людьми (и даже культурами) образы,

символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изображенные на

одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного

повторения, эти образы использовались как для магических целей – отвести

зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом – его

сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или

страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям чувствовать

гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждают к коллективным

действиям, люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, знаменами,

имеющими символическое значение.

С самого начала человеческой истории наиболее важные символы были

попыткой упорядочить и понять смысл человеческого существования в

таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы

замечательным образом совпадают как и в примитивных обществах, так и в

развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и

Центральной Америки. На Западе этот универсальный язык символов начал

постепенно терять свое значение в эпоху Возрождения, когда наука,

рациональное мышление и выросшее уважение к личности вызвали потерю

интереса к традиционным верованиям и ритуалам. Символы остались лишь в

литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре.

Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только

в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись,

но так же и в политике и рекламе.

Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того

существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами

неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на неком качестве, которое

этим предметам или существам изначально присуще: лев –храбрость, скала –

стойкость. Хорошо знакомые каждому объекты мира –животные, птицы, рыбы,

насекомые, растения или камни – все они включены в реестр символов. Они,

как и сами люди, когда-то считались частью чего-то большего, чем реальная

действительность, – особенности их поведения считались выражением законов

природы и моральных истин, присущих космическому порядку.

С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими

совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на фонетических

ассоциациях, что, например, обычно в китайской культуре. Подобные символы

могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и

ритуальные жесты.

В своей работе я старалась не слепо копировать символы, а пропустить

их через свое восприятие и мироощущение.

ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ.

Сложная система символических понятий, связанная с четырьмя (иногда

пятью) природными субстанциями и явлениями, которые по предположению

древних были составными частями при создании Вселенной. Западная традиция,

в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии,

таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь. Иногда добавлялся

и пятый элемент – эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством

преобразования из одного состояния в другое. Эти элементы представлялись

основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась

сопоставить с ними физические и психические особенности человеку: так,

мокроту, мозг, флегматичный темперамент связывали с водой; кровь, сердце и

сангвинистический темперамент – с воздухом; светлую желчь, печень и

холеристический темперамент – с огнем; темную желчь, селезенку,

меланхолический темперамент – с землей. Воздух и огонь представлялись

активными и мужскими элементами, а вода и земля – пассивными и женскими.

Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и

этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную

символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время

в связи с достижениями научной методологии. В Китае подобная система была

основана на пяти даосских элементах: воде, огне, дереве, металле и земле.

Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном

мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «инь»

(земля, вода, металл). Пятеричная индийская система символов предполагалось

как «космическое состояние вибрации» следующих элементов: акаша (эфир),

анас (вода), вайю (воздух), тега (огонь), придхиви (земля). В западном

искусстве вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и

рек; воздух – фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на

руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; огонь – птицей

Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными

волосами или молнией в руке; земля – аллегорической фигурой матери с

символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы.

В своей работе я показала гармонию этих элементов мироздания, а

именно стихий. С помощью форм показала и характер каждой из них.

Воспринимаемая как центр космоса земля характеризуется максимальной

сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался всегда как

священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Значительная

часть сюжетов с участием обожествленной земли содержится в космогонических

мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре – небе и земле.

Земля не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и

плодородная земля, почва. Поэтому я изобразила ее в виде женской фигуры,

спокойно сидящей. Ее положением я передала спокойствие, уравновешенность,

уверенность в себе. Ее нижняя часть напоминает форму листа не случайно, а

потому, что лист – китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют

множественность человеческих жизней и их краткость. Так же, лист

использовался как метафора для изображения проходящего времени. Земля

всегда ассоциируется с женщиной.

Дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм

преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех

ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее связанных с ними. Сюда

входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; ножны, корзина,

лодка, и, похожий по очертаниям на лодку, лунный полумесяц; углубления,

такие, как борозда или долина; сосуды–ваза, кувшин, чаша, урна. Остановимся

на символе кувшина, так как именно этот символ я использую в своей работе.

Как и другие сосуды, кувшин–символ материнского лона, источника жизни

живительного влаги. В Древнем Египте кувшин считался атрибутом Исиды и

Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто изображалась льющей воду

из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба, прислужница

олимпийских богов. В картах Таро кувшин – знак Водолея и Звезды. Кроме

этого с женщиной связываются символы плодородия – деревья и фрукты;

специфические сексуальные образы – раковина, ромб или перевернутый

треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике

с женщинами, – душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство,

пассивность и подсознательное, любовь и чистота. В искусстве женщины

персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также

идентифицируют с магическими способностями, особенно с предсказанием и

пророчеством. Поэтому землю в моей работе наполняют камни и растения

необычной формы. Камень – некогда чрезвычайно важный символ магических сил,

заключенных в неодушевленной материи. Основные качества, которые

символизировал камень во многих древнейших культурах, – постоянство, сила,

целостность. Их значимость усиливалась и приобретала священный смысл в

отдельно стоящих каменных объектах, каменных жезлах и ножах и каменных

амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод, удерживать воду, а

драгоценным камням – свет. Растение во всех культурах – основной символ

живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождение. Боги и

богини растений встречались среди древнейших божеств, часто почитались как

прародители человека, а также растений. Мифы о превращении людей в растения

символизируют космическое единство, жизненную силу, дающую начало всем

созданиям Божьим.

Воздух – одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь,

воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом в противоположность

земле и воде, относящимися чаще всего к началу женскому, тяжелому,

материальному.

Воздух описывается в виде дыхания, дуновения ветра, обладающих

множеством символических значений. Дуновение, дыхание – олицетворение

муссонного ветра; созидатель мира – дух божий, носящийся над водами. Также

существуют варианты мифов о мировом яйце, снесенном крылатым, т.е.

воздушным, божеством. Изображая в своей композиции воздух, я осознанно

показала его с крыльями, так как они означают: скорость, подвижность,

подъем, возвышение, сильное желание, превосходство, свобода, интеллект,

вдохновение. Хотя крылья обычно эмблема возвышения или перехода с земли на

небеса, они могут также символизировать защиту («взять под крыло»). Крылья

часто были связаны с солнечными божествами и привнесли иронию в

древнегреческий миф об Икар, который вместе со своим отцом Дедалом

попытался убежать от гнева владыки Крита Миноса. Икар разбился насмерть,

когда воск на его искусственных крыльях расплавился из-за того, что он

подлетел слишком близко к солнцу – истинному богу, противопоставленному

самонадеянному человеку. Лишь достойный человек может обладать крыльями.

Крылья тщеславных подрезаны или опалены огнем, как крылья сатаны. Так как

символизм птиц и крыльев тесно связан, в искусстве крылатые создания могут

быть хищными и пугающими, особенно те, чьи крылья покрыты чешуей или

напоминают крылья летучей мыши (знак сатаны). Феи наделены крыльями

бабочек. Обычай рисовать ангелов с крыльями появился приблизительно в VI

в.н.э. и основан на классических образах вестника богов и других крылатых

божеств. Кроме ангелов, душ и персонификации Духа, таких как голубь Святого

Духа, другие крылатые существа в искусстве включают греческого бога-

вестника Гермеса (у римлян Меркурий); бога сна Гипноса и его сына Морфея;

богиню Немезиду и Гарпий; и аллегорические фигуры Славы, Истории, Мира,

Фортуны. Крылатые диски – солнечные эмблемы. Крылатые змеи или драконы

сочетают в себе земную и небесную силы. На мой взгляд, воздух был бы беден,

если бы не обладал облаками – своим вторым я. Облака в символике означают

мужское плодородие, физическое и духовное. Кроме того, что облака несут

символику изобилия как предвестники дождя, они также символизируют

Божественное Откровение и само присутствие Бога. Так, бог Иегова в образе

облачного столпа вел израильтян через пустыню; согласно Корану, Аллах

вещает с облаков. В Китае облака, особенно розовые, символизируют счастье,

а также вознесение на небеса. «Девятое облако» – мистический символ

счастья. Также по воздуху, как легкой духовной субстанции, прилетают

крылатые божественные вестники – ангелы. Так как воздух является обиталищем

множества духов, среди них помещаются и души умерших, которые не нашли

успокоения.

Гераклит говорил: «Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха

– огонь». Именно поэтому в моей композиции воздух убегает от огня, а огонь,

для того, чтобы жить, догоняет воздух.

Огонь – божественная энергия, очищение, откровение, преображение,

возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение,

сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как

созидательные, так и разрушительные силы. Поэтому его я изобразила также

как и воздух с крыльями, но другими по общей форме и структуре. У огня

крылья – это языки пламени, которые как греют, так же и могут обжечь. В

древности люди были уверенны, что огонь может защищать от зла. Графически

огонь в алхимии изображается в виде треугольника и считается субстанцией,

объединяющей три остальные стихии. В моей композиции он несет такую же

функцию.

Вода – древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник

самой жизни. Существует множество мифов: в одних говорится о всемирном

океане, из вод которого появилась земля, а в других говорится, что бог

метнул молнию в землю и из того места начал бить ручей. Поэтому в моей

композиции вода и земля являются одним целым женским началом. Вода также

изображена в виде женской фигуры, значение которой описывалось в тексте о

земле. Вода во многих культурах – первичный источник жизни – безграничный,

неистощимый и полный неожиданностей. Вода является образом матери, но,

кроме того, символом превращения и возрождения, бесконечности познания. В

самой фигуре воды я изобразила потоки рек – мощный символ уходящего

времени, жизни. Кельты считали, что места слияния рек особенно священны.

Также в фигуре присутствуют различные раковины, которые в древности

символизировали плодородие. Также плодородие символизировал и кувшин,

описанный в тексте о земле, который также присутствует в фигуре воды. Для

того, чтобы показать, что вода является источником жизни я использовала

символ – точку. Точка в мистических представлениях – центр и источник жизни

– символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют

настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто

нематериальное, например, отверстие. Древний символизм точки, как предельно

сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе,

чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о

происхождении вселенной.

Все фигуры в композиции вписаны в круг, который в свою очередь вписан

в квадрат, так как круг означает совокупность, совершенство, единство,

вечность – символ полноты, законченности, который может заключать в себе

идею и постоянства и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной

физике и мистическими значениями круга поразительна. Помимо точки, или

центра, которая разделяет его символизм, круг – единственная геометрическая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.