рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Художники передвижники

академии на просторы жизни. Полстолетия - небольшой как будто срок, а

сколько сделано, какой пройден путь! Нет уже рядом Крамского. Давно ушел

Федор Васильев. Нет Перова, Саврасова, Ярошенко, нет нелюдимо-застенчивого

Серово. Нет Левитана с его горящими темным печальным огнем глазами. Нет

шумного добряка Куинджи и многих других. Но их творения живы, они по

прежнему взывают к чувствам будят мысли, зовут людей к истине,

справедливости и добру.

ХУДОЖНИКИ.

В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербргской академии художеств,

допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от

академического начальства права совбодного выбора темы конкурсной картины в

соответствии с наклонностями каждого. (А им были заданы один мифологический

и один классический ландшафтный сюжеты.) Получив отказ, "бунтари" вышли из

состава Академии и организовали петербургскую "Артель художников". Это был

первая организация независимого нового искусства.

К 70-м годам новые эстетические идеи так завладели умами русских

художников, что появилась потребность в объединении художников - реалистов

всей России, чтобы целеустремлённо проводить в жизнь дорогие всем принципы.

Идея Товарищества передвижных выставок, предложенная Г. Г. Мясоедовым,

В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, была горячо одобрена художниками

Москвы и Петербурга.

Передвижники - художники, входившие в российское демократическое

художественное объединение Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx

выcтaвoк. (ТПХВ), созданное в 1870 г. по инициативе В. Перова. Первая

выставка состоялась в 1871 г. Передвижники испытали воздействие

общественных и эстетических взглядов В. Белинского и Н. Чернышевского.

Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик

В. Стасов. П. Третьяков материально поддерживал передвижников, приобретая

их произведения для своей галереи. Передвижники были убежденными

реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в

изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни,

часто с критической тенденцией ("Земство обедает" Г. Мясоедова, 1872 г.,

"Встреча иконы" К. Савицкого, 1878 г.). Передвижники показывают не только

бедность, но и красоту народного быта ("Приход колдуна на крестьянскую

свадьбу" В. Максимова, 1875 г.), не только страдание, но и стойкость перед

лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ("Бурлаки на Волге"

И. Репина, 1873 г.), богатство и величие родной природы (пейзажи

А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной

истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения ("Арест

пропагандиста", 1892 г.; "Отказ от исповеди", 1885 г.; "Не ждали", 1888 г.,

И. Репина). Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой

портрет ("Курсистка" Н. Ярошенко, 1883 г.), пейзаж, а позже - историческая

живопись, где главным действующим лицом выступает народ ("Утро стрелецкой

казни" В. Сурикова, 1881 г.). Образы русской народно-сказочной фантазии

оживают на полотнах В. Васнецова. Произведения В. Сурикова, И. Репина,

Н. Ге, В. Васнецова, И. Шишкина,, И. Левитана, представляющие собой вершины

передвижнического реализма, отличаются свободной, широкой манерой письма,

передачей световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней, свободой

и разнообразием композиционных решений. Последняя 48 - я выставка ТПХВ

состоялась в 1923 г.

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|Н.Н.Ге |И.Н. |И.И. |В.Г. Перов |

| |Крамской |Левитан | |

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|А.И. |И.Е. Репин |В.А. Серов |В.М. |

|Куинджи | | |Васнецов |

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|И.И. |В.И. |А.К. |В.Д. |

|Шишкин |Суриков |Саврасов |Поленов |

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ

Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом

был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до

брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев.

Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник

утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.

Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А. В. Ступина -

лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он

переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и

зодчества.

"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в

Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.

В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права,

когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов

изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а

дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного;

сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем,

что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в

рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают

священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел

изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать

степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность

и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.

Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему

первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого

деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и

хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов

передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.

Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом

между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может

опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест

официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения

художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу

Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что

будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы

покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"

1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии,

Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая

гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность

раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем

свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские

тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре,

бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не

двигается. Большие картины остаются незаконченными.

"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа

жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра",

- пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища

пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.

Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов

превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает

свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница",

"Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", "

Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о

человеческом горе.

Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов

покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный

пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в

пустынном холодном мире.

Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани

с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.

Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого

периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у

заставы"(1868 г.).

Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания

шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы

были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков

начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов

- Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.

Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно

становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление

жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем

представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него

привычки, кто его окружает.

Большинство его моделей- писатели. Литература занимала центральное место в

культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение

общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за

разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким

предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное,

нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.

Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя,

этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского

языка", созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик,

покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля

просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины

ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди

служителей церкви, сколько среди интеллигенции.

В иконостас "лучших людей русских" включаются и портреты крестьян.

Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет

ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший

из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается

чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная

старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как

"Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои -

чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с

природой.

Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и

лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в

экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей

Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки,

выйдет из его состава.

Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины,

не понятый товарищами, списанный с "корабля современности" Крамским и

другими критиками. В эти годы рождается Перов - исторический живописец. Он

обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Перов задумывает триптих о

Емельяне Пугачеве: "Восстание", "Помещики и крестьяне", "Суд Пугачева" -

замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось

осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную

картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита

Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные

моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко

личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно

эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста".

"Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" -

примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по

форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском

искусстве.

Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если

раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь

он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным.

Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не

заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы,

но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это. В 1882 году он

умирает от чахотки.

Путь Перова в искусстве - это путь постоянного поиска, он не боялся

меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во

время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у

Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими

художниками: М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. С. Архипов.

С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая

воспоминания о своем учителе, художник М. В. Нестеров писал: "Перова больше

нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце".

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля

1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал

в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком;

детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и

помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-

математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского

университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию

Художеств, где занимался под руководством П. Басина .

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу "Ахиллес оплакивает

Патрокла" в 1855 г. малую, а за программу "Саул у Аэндорской волшебницы" в

1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него

сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка

произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым и имел

случай увидеть его картину "Явление Христа народу", которая не произвела на

него особенно сильного впечатления. Всего более он увлекался произведениями

Микеланджело. Писал портреты, как и в бытность свою в академии, и эскизы:

"Смерть Виргинии" (1857), "Любовь Весталки" (1858) и "Разрушение

Иерусалимского храма" (1858). Этими последними работами Ге остался

недоволен.

На некоторое время Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры,

совершает поездку в Неаполь, где пишет массу этюдов с поразившей его своею

красотою природы. В 1860 г. он покидает Рим и переселяется во Флоренцию,

где пытается писать эскиз "Смерть Ламбертации" (1860), но вскоре бросает

эту работу, совершенно ею неудовлетворенный. Разочарование Ге в своих силах

дошло до того, что он решил бросить искусство. "Я кончил тем, - пишет он в

своих записках, - что решил лучше ничего не сказать, чем сказать ничего -

слова К.П. Брюллова. Нужно оставить искусство, и вот я оставил все"... С

детства религиозный, Ге в столь тяжелый для него момент обратился к

религии; он стал усердно читать Евангелие и в нем нашел силу, пробудившую

вновь жажду творчества.

В 1861 г. Ге начал писать "Тайную вечерю", а в 1863 г. привез ее в

Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. "Впечатление

от "Тайной вечери" в Петербурге было, можно сказать, громовое" (В. Стасов

). За "Тайную вечерю" Ге был возведен в звание профессора, минуя звание

академика. Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во

Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты ("Христос и Мария,

сестра Лазаря", "Братья Спасителя" и другие) и начинает новую большую

картину: "Вестники Воскресения". В это пребывание во Флоренции Ге

знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 г. его портрет, самый

лучший из всех им написанных, пишет также много других портретов и много

работает с натуры.

В 1867 г. оканчивает свою картину "Вестники Воскресения" и посылает ее на

выставку Академии Художеств, но там отказывают в приеме ее, и его друзья

выставляют ее в художественном клубе, но картина никакого успеха не имеет.

Та же участь постигает и новое его произведение: "Христос в Гефсиманском

саду" как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в

Мюнхене в 1869 г., куда Ге послал ее вместе с "Вестниками Воскресения".

В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами

на религиозные темы заставила Ге бросить на время подобные сюжеты, и он

вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На

первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину "Петр I

допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Впечатление от картины было

очень сильное; она вызвала сильную полемику в газетах. Салтыков писал о

картине: "Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться,

что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не

изглаживаются из памяти". Государь заказал художнику повторение картины для

себя. Ге в это время вращался в среде писателей и ученых и написал портреты

Костомарова , Тургенева , Салтыкова, Некрасова , Пыпина , Серова ,

Антокольского , Т.П. Костомаровой. Тогда же он вылепил бюст Белинского.

В 1874 г. Ге выставил новую картину "Екатерина II у гроба Елисаветы"; она

не имела успеха. В 1875 г. он написал "Пушкина в селе Михайловском", но и

эта картина не произвела впечатления (приобретена она была Некрасовым). В

1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Малороссию, где купил

небольшой хутор. В его душе совершился крупный переворот: он на время

отказался совсем от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих

записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может

служить средством к жизни, что им нельзя торговать. Однако совершенно

отказаться от него Ге не может: он продолжает писать у себя в деревне

портреты соседей и родных, через четыре года начинает новую картину

"Милосердие", выставляет ее в 1880 г. в Петербурге, но она никого не

удовлетворила, и это вновь на время оторвало Ге от искусства.

В 1882 г. Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым и всецело подпал под его

влияние. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л. Н. Толстого, затем

новый ряд картин на религиозные сюжеты: "Выход с Тайной вечери" (1889),

"Что есть истина?" (1890), "Иуда" (Совесть) (1891), "Синедрион" (1892) и,

наконец, "Распятие" в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты

Лихачевой, Костычева , свой собственный, Н.И. Петрункевича, делает рисунки

к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы" и лепит бюст Л.Н. Толстого. Снова

во всех газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге.

Картину "Что есть истина?" сняли с выставки; один из поклонников Ге повез

ее по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела. Та

же участь постигла "Синедрион", а в 1894 г. - и "Распятие"; последнюю

картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после ее

удаления с выставки, затем ее увезли в Лондон.

Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он

нашел себя. Он скончался на своем хуторе 1 июня 1894 г. Еще в Киеве до

поступления в академию Ге много слышал о К. Брюллове , и хотя не застал его

в Петербурге, но увидел там его знаменитую "Помпею", которую считал идеалом

художественного достижения; однако родственнее ему по натуре был П.

Деларош, оказавший на него огромное влияние как в смысле содержания его

картин, так и в техническом отношении (Ге любил писать свои картины с

восковых фигурок, как это советовал делать Деларош). Свою любовь к Брюллову

Ге сохранил до своей смерти, хотя отошел совершенно от его манеры.

В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения

иного идеала; художнику, по его словам, талант дан для того, чтобы будить и

открывать в человеке, что в нем есть дорогого, но что заслоняется пошлостью

жизни. Главное в картине - мысль; главное значение Ге придавал сюжету и той

религиозно-этической проблеме, которую он хотел разъяснить; форма сделалась

для него чем-то второстепенным и ненужным. Одно время, под влиянием

Толстого, он даже бросил писать красками и иллюстрировал карандашом "Отче

наш". Его дружба с Толстым осветила весь конец его жизни; они часто

переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым

относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: "Картинами

выскажите простое, понятное и нужное людям христианство".

Взятый сам по себе, Ге представляется выпуклой и яркой художественной

личностью, в особенности в своих последних произведениях, в которых

выразилось особое, очень "русское" отношение к Евангелию как к проповеди

исключительно духовной красоты, с намеренным оттенением внешнего безобразия

как самого Христа, так и всей обстановки его жизни. Эти произведения

обладают серьезными и редкими качествами, дышат горячей искренностью и

благородной убежденностью. Та же черта благородства сказалась и в портретах

Ге - быть может, лучших русских портретах за вторую половину XIX в. Его

лица не только дышат жизненностью, но "на них лежит отражение благородной

души их автора" (Александр Бенуа ).

После Ге остались записки и масса писем, где он выясняет свое отношение к

искусству и где запечатлелись все его последовательные увлечения. Часть

этих записок была напечатана в виде отдельных статей: "Киевская первая

гимназия в сороковых годах" (сборник, изданный в пользу недостаточных

студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); "Встречи" ("Северный

Вестник", 1894, книга 4); "Жизнь русского художника шестидесятых годов"

("Северный Вестник", 1893, книга 3).

Из произведений Ге в Третьяковской галерее имеются: "Смерть Виргинии",

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.