рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Художники передвижники

двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали

классическими в русском искусстве.

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой

"Девочка с персиками" (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет,

хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у

старых мастеров". В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры

"Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). Вспоминая это время, Мария

Яковлевна Симанович писала: "Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись:

он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового

способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при

свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не

считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой

погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд" ("Заросший пруд.

Домотканово", 1888, ГТГ). Оба портрета наполнены не только увлеченностью

новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что

сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину

"Девочка с персиками" Серов получил премию Московского общества любителей

художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.

В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как "Октябрь" (1895,

ГТГ), "Стригуны" (1898, ГТГ), "Баба с лошадью (1898, ГТГ) и многие рисунки

к басням Крылова.

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была

большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал

их. Портрет-картина "Дети" (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника

Юра и Саша, рисунок "Сестры Боткины" (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова

(1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: "Написал я в

Костроме два портрета. Совсем портретчиком становлюсь". Тонкий психологизм,

умение увидеть и показать, "коего духа человек перед ним", делают Серова

ведущим портретистом России. В портретах Серова - его современники, разные

по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891,

ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, "золотой глоткой",

жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ),

одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Лесков

(1894, ГТГ).

Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим

горением работал художник над портретами.

"А вот глаза - глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким

желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей

молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших

подробностей".

В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После

написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери

архимиллионеров Морозовых, и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ),

показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в

творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись,

боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он

шаржирует модель. "Никогда не шаржировал, - отвечал он, - что делать, если

шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил".

В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств

человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной

эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-

1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем

в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента

Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Особенно

известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по

свидетельству дочери Серова, "все умолял убрать руку, которой он как бы

доставал золотые из кармана".

Серов не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были

порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Когда же человек был

ему приятен, хотя это был и официальный заказ, то под кистью мастера

возникал привлекательный образ: например, 3. В. Юсупова (1902, ГРМ)

обаятельна женственностью и мягкостью, Г. Л. Гиршман (1907, ГТГ) отличается

аристократической тонкостью.

Живописное мастерство, совершенство рисунка Серова необыкновенно высоки.

Полнота эмоционального воздействия произведений художника объясняется

умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме

воплотить многогранную картину жизни. Портрет работы В. А. Серова- "Портрет

Портретыч", как шутя называл этот жанр художник, - не просто талантливое

воссоздание черт индивидуального лица, но -и мир, в котором живет

изображаемый человек.

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни

художника. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро

осознающего социальную несправедливость. В Петербурге Серов стал очевидцем

расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его...

"Он слышал выстрелы, видел убитых. С тех пор его характер резко изменился -

он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его

крайние политические убеждения", - писал о Серове Репин. В знак протеста он

вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день

освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы,

был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В

альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а

затеми картина, исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же

ваша слава?" (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос.

музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали

Николая II как палача революции: "1905 год: После усмирения", "1905 год.

Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ).

В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-

рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И.

Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Врубеля, Л. Н. Андреева

составляют гордость русского искусства.

На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории.

Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой,

маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны

с натуры ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны", 1900, ГРМ).

Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением

художника. Одна из лучших композиций - темпера "Петр 1" (1907, ГТГ). Петр

на "журавлиных" ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному

ветру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их

развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В

стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в

тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках - во всем ощущение динамики

преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии,

вихревому натиску мужественных людей.

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное

впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью

памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать

существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает

поэтическое сказание "Похищение Европы" (1910, ГТГ) и различные варианты

"Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ, ГРМ).

Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Его занавес к балету

"Шехерезада" имел большой успех и в Париже и в Лондоне.

Интересом к монументально-декоративному искусству было вызвано и особое

решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Серов находил в

облике актрисы черты подлинного Востока и сравнивал ее с фигурами античных

барельефов.

В портретах последних лет - О. К. Орловой (1911, ГРМ), В. О. Гиршмана

(1911, ГТГ) - художник стремится к обостренной выразительности формы. Это

особенно заметно в портрете Г. Л. Гиршман (1911, ГТГ) и в неоконченном

портрете П. И. Щербатовой.

Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к

Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете

творчества, в возрасте сорока шести лет...

Смерть художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом

мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого

слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал,

выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".

[pic]

Портрет Г. Л. Гиршман

1907

Масло, холст

140*140

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Портрет балерины А.П.Павловой

1909

бумага голубая, уголь, мел

194*170

Государственный Русский Музей

[pic]

Девочка с персиками

1887

Холст, масло

91*85

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Волы

1885

Холст, масло

47,5*59,5

Государственная Третьяковская галерея

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ

Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель

организатор "передвижников".

С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-

демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. Писарева и Н. Добролюбова.

Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую

художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл

определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-

1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом

передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и

темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен

Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для

искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по

преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал

глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть

действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Через

всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным

взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан

П. М. Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость,

общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался

камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя

Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика

живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. Лучшие портреты

Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла

Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В. Г. Перов, а в 1880-

е годы - И. Е. Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей

русской культуры, прежде всего писателей.

Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет

Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и

передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков -

Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и

вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет

А. С. Грибоедова (1873).

На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского

"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамского

неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе

В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую

ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого

человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли

за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу". Эти слова невозможно

понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и

выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности

отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент

сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной

предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку

жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.

В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь",

"Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается

связано с воплощением женских образов.

Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим

толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не

присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не

остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как

бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его

недостижимость.

"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина

Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших

сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина

"Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы

продолжать жить.

Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на

помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и

крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется

сдержанное достоинство искусства Крамского.

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -

29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский

живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в

Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у

Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76

пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных

художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В

годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние

И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с

В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он

стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными

академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над

портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических

произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться

жизненности образов, выразительной психологической характеристики

действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-

Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент

художника, умение использовать позу, жест модели для её образной

характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты

В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и

В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал

большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская

консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки

действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает

принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от

жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал

жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому

и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский

музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает

скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные

неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых

большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской

живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став

обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим

противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу

общества - народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то

время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился

с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих

лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует

о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты

парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном

царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более

удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин

пленэрной живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский

художественный музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже",

1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в

Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых

произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся

поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская

галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, - оба

1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин

изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 -

начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно

работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей;

"Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах

раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном

правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к

созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной

России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение.

Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений,

многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в

Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное

шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик,

священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление

безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики

действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и

забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других

"хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего

строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и

могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось

высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое

солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее

плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его

лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с

самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни

России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения.

Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье,

Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и

силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения

("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали",

1884-88, - все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла -

"Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе

революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал

зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына,

мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для

монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями

героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин

пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.

Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал

бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая

живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились

его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной

портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах,

раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном плане

и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873),

А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881),

П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -

все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого

мастерства достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном

рисунке; графическая манера Репина к этому времени становится свободной,

способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок

"Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея, и "Невский проспект", 1887,

Русский музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Репин много работает над

иллюстрациями.

Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его

интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.

Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными

историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи

("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.