рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Запорожская Сечь - козацкое государство

Курсовая работа: Запорожская Сечь - козацкое государство

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        8

1. Появление казачества                                                               9

2. Запорожская Сечь                                                                          13

  2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи                 13

  2.2. Общественный строй Запорожской Сечи                              21

  2.3. Право Запорожской Сечи                                                        28

3. Упадок казацкой державы                                                            36

Заключение                                                                                        40

Список использованных источников                                              41


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этого вопроса состоит в том, что тяжело назвать другую тему из истории Украины, которая вызывала бы такой большой интерес, как история запорожского казачества. Ему посвящены многочисленные научные и популярные, исторические и литературные труды, произведения изобразительного искусства, драматургии, музыки, устного народного творчества.

Чтобы понять начало казачества, необходимо сделать обзор предыдущей истории края, откуда возникло казачество, иначе трудно понять, откуда и каким образом появились казаки. Ученые составляют различные гипотезы, указываются различные причины возникновения запорожского казачества, среди которых трудно разобраться.

Известный украинский историк Д. Дорошенко так писал о проблеме возникновения казачества: «Казачество зародилось и развилось органически, как результат особенных условий украинской жизни XV и XVI веков на степном пограничье, в соседстве с хищническим татарским Крымом. Процесс ее зарождения и формирования был длинным, и какие-либо отдельные моменты этого процесса были мало заметны и не поддавались фиксированию, тем более что именно жизнь казачества проходила в глухих степных просторах, вдалеке от культурных центров. Это привело к тому, что когда наконец казачество выступило на широкую арену истории, как сформированный военный класс, то на вопрос, как она восстала и откуда взялась, никто не сумел дать ясного и точного ответа.»


1. ПОЯВЛЕНИЕ КОЗАЧЕСТВА

1.1. Причины возникновения козачества.

Термин «козак» впервые упоминается в источнике XIII в. (в на­чальной монгольской хронике 1240 г.) и происходит из тюркских язы­ков. Смысловое значение этого термина — «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка термин «козак» переведен как «страж, конвоир».

Интересна такая деталь. Восточные древние источники называют половцев «желтой ордой». Поклонялись половцы Вечно Голубому Небу. С 1055 г. половцы начали овладевать степными просторами Украины. Шли они куренями (так у половцев назывались роды), кото­рые делились на коши (семейства), и назывались они «козаками» («ко» — небо, «зак» — защищать). Со временем, когда половцы начали при­нимать христианство, языческий термин «защитники неба» стал не нужным. Корень слова «коз» (свободный человек) был понятным и актуальным. В степи на юго-восточных рубежах Руси в конце XII в. возникают военные объединения из русов и половцев, которые фор­мировались не по родовому или этническому признаку, а как совмес­тная сила, которая защищала границы Киевской Руси. В этой среде родилось и слово «гетман» (вожак).

Казаки, т. е. совместные пограничные отряды половцев и русов, стали силой, которая первой оказала отчаянное сопротивление мон­голо-татарским захватчикам.

Следовательно, корни украинского казачества проникают еще во времена половецких куреней. Период конца XII — первой половины XIII в. характеризуется как первый этап формирования и развития украинского казачества. [1, с. 101-102]

Основная причина образования казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во второй половине XV—XVI ст. Польша и Литва и в дальнейшем ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономности. Усиливалась экспансия католицизма. В то же время консолидировался класс-«положение» феодалов — шляхты, в результате чего его землевладение расширялось. Следовательно, положение закрепощённого крестьянства ухудшалось с каждым годом. Ограничивалось крестьянское самоуправление; вотчинный суд феодалов. Общеземская привилегия 1447 г. резко ограничила крестьянские переходы. Устав 1529 г. обобщил предыдущие ограничения крестьянской воли и, в сущности, оформил крестьянство в бесправное положение. Особенно подавила крестьянство «Устава на волоки» 1557 г., которая сопровождалась ликвидацией крестьянской громады, внедрением поместий и введением барщины как основной формы использования труда закрепощенного крестьянства. [2, с. 115-116]

Одной из двух главных причин возникновения казачества являются притеснения со стороны феодалов и городской верхушки Польско-Литовской державы, которые вынуждали к побегам сельских жителей и городской бедноты. Второй причиной была турецко-татарская агрессия, которая в средневековье представляла собой смертельную опасность для славянских и ряда других народов. [3, с. 42]

Усиление социально-экономического, политического и национально-религиозного притеснения вызывало антифеодальную и национально-освободительную борьбу украинского народа, ее формы были разнообразными: побег от феодалов, поджог благородных имений, вооруженные восстания. Наиболее распространенной формой протеста стали массовые побеги крестьян на восточные и юго-восточные земли. Они основывали новые поселения — слободы, осваивали малозаселенные земли и пустыри. Такие беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Основными районами их стали Канев и Черкассы. В начале XIV ст. за днепровскими порогами возникают небольшие казацкие укрепленные городки — сечи, на базе которых образуется Запорожская Сечь, что стала главным очагом борьбы народных масс Украины за свою национальную независимость. [4, с. 105]

Колонизационная политика Польско-Литовского государства в Украине вызывала социальное и национальное сопротивление украинского народа. Крестьяне убегали от барщины в южные, степные районы Украины. В результате на равнинах Приднепровья сформировалось новое общественное положение — запорожское казачество.

Первые украинские казаки появились в конце 80-х годов XV ст. С распространением крепостничества в середине XVI ст. их численность значительно выросла. Центром казачества стало Запорожье. [5, с. 35]

1.2. Хозяйственная деятельность козаков.

После падения Киева в 1240 г. ареной основных событий в истории Украины стали западные земли — Галичина и Волынь. Но к концу XVI в. на востоке вновь возникает эпи­центр исторических движений — и мы должны обра­титься к землям, лежащим в бассейне Днепра и все это время пребывавшим в запустении.

Собственно, именно этот вековечный рубеж между оседлы­ми и кочевыми народами, широкое, громадное пограничье, своеобразная зона безопасности, периферия цивилизованного мира и называлась тогда Украиной, т. е. землей у края. В интересующую нас эпоху борьба с кочевниками разгорелась тут с новой силой, а религиозное противостояние христиан и мусульман еще и подливало масла в огонь. Этот вечный бой, бой не на жизнь, а на смерть, волновал, притягивал, манил многих молодых и сильных мужчин из мирных западных районов, оказавшихся в то самое время под гнетом крепостно­го права. Жизни в рабстве люди предпочитали опасности пограничья и смерть в бою. Так появляется новое сословие — колонисты-казаки, первоначальная цель которых состояла в том, чтобы оттеснить татар подальше на юг и таким образом обеспечить возможность хозяйственного освоения районов пограничья.

Но по мере того как оттачивались казацкие сабли и воен­ное мастерство их мобильных, хорошо организованных отря­дов, по мере того как наполнялись земли Украины слухами о захватывающих дух казацких победах над ордами татар и оттоманских турок — украинское общество начинало видеть в казаках не только борцов с мусульманской угрозой, но и своих защитников от религиозных домогательств и социально-экономического гнета польской шляхты.

Постепенно казаки выдвигаются в авангард украинского общества и оказываются глубоко вовлеченными в решение его главных проблем. Вот так и вышло, что взамен естественного лидера — дворянства, потерянного в результате полонизации, Украина получила руководящую и направляющую силу в лице казачества [6,с.136-137]

Со второй половины XV в. начинается возрождение украинского ка­зачества на так называемых «пустопорожних» землях. Это была территория к югу от Белой Церкви, земли, не закрепленные за собственника­ми. По мнению Д. Яворницкого, первопричиной возрождения здесь ка­зачества были «уход» и «добывательство». Уже во второй половине XV — начале XVI в. на Надднепрянщине образовались общины свободных вооруженных людей, численность которых возрастала за счет недоволь­ных общественно-политическим строем в польско-литовском государ­стве. Начиная со второй половины XVI в. в бескрайние просторы Дико­го Поля ринулся поток крестьян-беглецов из Галиции, Волыни, Поле­сья, Подолья. Побеги стали основной формой социального протеста крестьян против произвола панов. Вследствие побегов крестьян и го­родской бедноты в степях южной Киевщины и Брацлавщины возраста­ла численность свободного населения — казаков. Был основан ряд ка­зацких слобод и хуторов. Начался второй этап истории казачества.

Казаки распахивали «пустопорожние» земли, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Их жизнь была опасной: приходилось не только обрабатывать землю, но и защищаться от нападений татар. Впоследствии казаки сами начали осуществлять походы на крымских татар. Ряд таких удачных походов был совершен в конце XV в. Крым­ское ханство вынуждено было построить крепости на Днепре и Пере­копе. Однако казаки нападали даже на турецкие крепости. В 1521 г. они осуществили поход в Молдавию, в 1523 г. ходили в Крым и со­жгли Очаков, в 1545 г. снова напали на Очаков и захватили его.

С одной стороны, появление такой опасной силы, как казачество, на границах Польско-Литовской федерации беспокоило ее правитель­ство. В любое время эта разрушительная сила могла нанести удар по государству. Вследствие побегов крестьян паны теряли рабочую силу. С другой стороны, новоосвоенные казаками земли на Надднепрянщине привлекали панов и шляхту. Государство в лице казаков получило бес­платную силу, которая защищала границы как Литвы, так и Польши.

На новых землях сложился своеобразный казацкий строй. Казаки объединялись в общины и все важные вопросы обсуждали и решали на казацких радах. Здесь выбирали казацкую старшину: атаманов, еса­улов, судей. Каждый казак имел право принимать участие в радах, пользоваться землей, ловить рыбу, охотиться на зверя.

На землях, освоенных казаками, уже никогда, как им казалось, не появятся государственные служащие, не возникнет крепостная нево­ля. Но в начале XVI в. король своими указами, а великие князья — грамотами начинают раздавать просторы, занятые казаками, литов­ским и польским панам — магнатам. Острожские, Вишневецкие, Ражинские получали документы на «окраинные» земли, строили там свои замки-имения. Значительная часть этих земель отдавалась за службу Великому князю или королю с правом собирать с местного населения чинши и облагать его повинностями в свою пользу.

Таким образом, через некоторое время казаки снова оказались в зависимости от панов и шляхты. Значительная часть из них не желала подчиняться и снова убегала далее, на юг — к днепровским порогам и за пороги. Здесь в начале XVI в. и начинается история славного запо­рожского казачества — третий этап в общей истории казачества. [1, с.102-103]

В нижнем течении Днепра, за порогами, на острове Малая Хортица казацкий атаман Дмитрий Вишневецкий в 1552— 1554 гг. создал военное формирование — Запорожскую Сечь, которая имела вид укрепленного лагеря. Сечь стала для украинского народа мощной опорой в борьбе против феодально-крепостного и национального притеснения и турецко-татарской агрессии.

На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. Вместо феодального принуждения здесь властвовал принцип найма. Не признавая авторитета какого-нибудь правителя, запорожские казаки осуществляли самоуправление согласно с теми обычаями и традициями, которые формировались на протяжении поколений на украинских землях. На Запорожской Сече верховная власть находилась в руках казацкого совета, который избирал гетмана, атамана, есаулов, писаря, обозного и судью. [5, с.35]

Казачество является не только самым блестящим, самым эффектным появлением в украинской истории; оно представляет собой еще и эпоху наибольшего напряжения сил украинского народа и его государственного, социального и культурного творчества, когда проявились ярко лучшие-яркие и худшие-темные стороны украинского национального нрава. В казачестве украинский народ выделил между собой наилучший, наиболее активный элемент, образовал свою национальную аристократию. [7, с.148]


2. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ

2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи

Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государ­ственности. Казацкая административная и судебная власть распрост­ранялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». [1, с. 145]

Запорожская Сечь в своем составе имела деления — военные и территориальные, в соответствии с которыми и строилось управление ею. Как войско, запорожское общество разделялось на 38 куреней, а территориальное — сначала на пять, впоследствии на восемь паланок.

Высшим органом казацкого самоуправления, который решал важнейшие вопросы, были общие или, как их чаще называли, войсковые рады. Собирались они регулярно в точно определенные сроки — 1 января и 1 октября каждого года. Казацкий совет собирался и в другие сроки, когда на то была воля общества. На войсковых радах решались все важнейшие вопросы жизни Запорожской Сечи: объявлялась война и заключался мир, объявлялись военные походы, карались злостные преступники, ежегодно переделялись между куренями земли, реки, озера, леса, рыбные ловы и тому подобное, избиралась и смещалась казацкая старшина.

Кроме общих военных советов, у запорожских казаков были еще и советы по куреням, которые чаще назывались «сходками». Куренные сходки собирались в случае необходимости для решения мелких дел, срочных вопросов, а также тайных дел.

Были еще сходки по паланкам. Они рассматривали преимущественно мелкие хозяйственные споры, поскольку население паланок состояло из неженатых казаков, которые занимались хозяйством. [4, с. 146]

Кош возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный, есаул, хорунжий.

Следует заметить, что на Запорожской Сечи государственная сис­тема сформировалась из военной организации, поэтому государствен­ные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. [8, с.165]

Кошевой атаман, военный судья и военный писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались военным советом 1 января и состояли в должности один год. В число военной старшины иногда включались куренные атаманы. В мирное время военная старшина занималась административными и судебными делами, а во время войны возглавляла казаков, передавая свои полномочия старшине.

Кошевой атаман (гетман) сосредотачивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Войсковой Радой, его полномо­чия ограничивались годовым сроком пребывания на должности. [1, с. 145]

В военное время кошевой атаман был лишь обладателем Запорожья и в своих действиях руководствовался обычаями и традициями казачества. [4, с. 146]

Кошевому атаману принадлежала высшая военно-административная и судебная власть на Сечи. Он решал судьбу каждого казака, утверждая судебные приговоры, и в первую очередь смертные. От имени общества вступал в дипломатические отношения с иностранными государствами, утверждал избранных или назначенных казаков на должности, а также деление земель (паланок) и трофеев между куренями. Решал вопрос приема казаков к войску или их освобождению. Жил кошевой атаман в отдельном помещении (дому) вместе со своим поваром. Символом власти кошевого атамана была булава, которую он держал в руке во время торжественных мероприятий и в боевой обстановке. [3, с. 89-90]

Военный судья был вторым после атамана служебным лицом на Запорожье. Его основной обязанностью было осуществление суда над казаками. Кроме этого, он назначал начальника артиллерии. [4, с. 146]

В отсутствие кошевого атамана исполнял его обязанности, то есть был наказным кошевым атаманом. С помощью военного казначея регулировал расходы средств Сечи, хранил «сокровище и армату» в Военной Казне. Жил и питался судья в своем курени. Символами власти судьи была сечевая печать и тростина. [3,   с.  90]

Военный писарь заведовал канцелярией и вел все письменные дела войска: посылал приказы по куреням и паланкам, осуществлял все расчеты, принимал указы и послания, которые поступали на его имя. [4, с. 147]

От имени кошевого атамана и общества составлял и подписывал документы. Возглавлял Сечевую канцелярию, был начальником для всей военной старшины, которая занимала должности писарей в паланках и в походных командах. Должность военного писаря занимали высокообразованные люди, знающие иностранные языки и латынь. Благодаря грамотности и разносторонним знаниям они пользовались большим уважением у казаков. В связи с этим военный писарь редко переизбирался на сечевом совете. Жил военный писарь в отдельном помещении вместе со своей канцелярией, в которую входили писари разных рангов и повар. Внешним признаком достоинства военного писаря был каламар (чернильница) в длинной серебряной оправе, какой он во время совета держал за поясом, а перо втыкал за правое ухо. [3, с. 90-91]

Военный есаул смотрел за соблюдением казаками порядка в Сечи, а во время военных действий в военных лагерях следил за выполнением судебных решений кошевого атамана и военного совета, проводил дознание относительно преступлений, которые были совершены на территории Сечи, заготовлял продовольствие для войска на случай войны, выдавал хлебное и денежное обеспечение казакам, ведал охраной границ и др. [9, с. 214]

В его обязанности входила организация и ведение пограничной службы запорожских земель, охрана зимовщиков и путей на Сечь по Днепру и на суше. Он проводил следствие и выполнение судебных приговоров. Вместе с обозным поддерживал дисциплину и порядок в войске, в крепости Сечи и походных лагерях. Его помощником был военный довбыш. Символом власти военного есаула была тростина.

Военный обозный. Возглавлял артиллерийское и фортификационное дело на Сечи. Во время похода он или наказной обозный руководили построением лагеря из телег, а также штурмом укреплений врага. Занимался учетом и комплектованием войска, вместе с военным есаулом поддерживал дисциплину и порядок на Сече. Помощником обозного был пушкарь. [3, с. 91- 92]

После запорожской военной старшины шли куренные атаманы. Должность куренного атамана также была выборной. Куренными атаманами избирали людей способных, храбрых, решительных. Избрание куренного атамана было внутренним делом определенного куреня и исключало вмешательство в этот процесс казаков других куреней. [10, с. 356]

Наибольшим уважением на Сече пользовалась должность куренного атамана. Кто не был раньше на должности куренного атамана, не мог быть избранным на должность кошевого. Большое значение это имело также и для других должностей на Сечи. Особенное уважение к должности куренного атамана свидетельствует, что это самая давняя должность в войске, ее удостаивались самые талантливые казаки, в частности, военные старшины, которые занимали ранее должности кошевого атамана, судьи, есаула, писаря и др. Куренной атаман имел неограниченную власть над казаками своего куреня. Без его разрешения никто не имел права отпирать куренную казну, где сохранялись средства куреня и личные вещи казаков. Когда куренной атаман временно отсутствовал, по хозяйственным делам его замещал куренной повар. Во время похода назначался наказный куренной атаман, а избранный оставался в Сече. Куренной атаман имел свой значок, то есть небольшой флаг. Избирался куренной атаман на куренном совете. [3, с. 93]

Куренной атаман выполнял в Сечи функции интенданта: его прямой обязанностью было обеспечение казаков всем необходимым (продовольствием, топливом и тому подобное), сохранение денег и имущества казаков в куренной казне.

За военной старшиной шли военные чиновники, главной целью которых было предоставление помощи служебным лицам военной старшины в исполнении их обязанностей.

Непосредственно за военной старшиной стояла старшина походная и паланковая. Она считалась выше по рангу военных чиновников, но в отличие от них действовала за пределами Сечи в паланках. Походную старшину составляли полковник, есаул и писарь. Они действовали во время войны. Старшину паланки составляли полковник, есаул, писарь, подъесаул и подписарий. их власть распространялась на казаков, которые жили за пределами Сечи, в слободах и зимовщиках. Все представители паланковой старшины избирались на свои должности и оставляли их после общего военного совета, то есть ровно через год. Власть паланкового полковника в пределах его паланки была достаточно широкой: он фактически выполнял функции атамана, но в пределах территории паланки.     [4, с. 148]

К концу XVI в. на Запорожье уже существовало войско с четкой орга­низацией. Возглавлял его кошевой атаман (позднее — гетман). Основ­ной военной единицей был полк в 500 мушкетов. Полк подразделялся на сотни, а те, в свою очередь, на десятки. Должности кошевого ата­мана (гетмана), полковника, сотника, атамана, который командовал десятком (позднее — куренного атамана), были выборными. В своих грамотах и письмах они именовали себя титулом "Войско Запорож­ское". Основную его часть составляла пехота. Войско имело пушки. Рядовой казак был вооружен мушкетом, пистолетом, саблей, ножом, копьем, иногда использовались лук и стрелы. [11, с. 256]

Численность Запорожского войска не была четко определенной. К концу XVI в. оно насчитывало около 15 тыс. казаков. Сечь имела так­же свой флот, который состоял из больших лодок — чаек или байдаков. В походах на Крым и Турцию выходило 100—150 чаек.

Войско Запорожское имело свою печать — герб с изображением казака с ружьем на плече, с саблей и копьем, воткнутым в землю ря­дом с казаком. Сечевая корогва (флаг) была красного (малинового) цвета: на лицевой стороне был изображен в белом цвете св. Архангел Михаил, а на обратной стороне — белый крест, окруженный небесны­ми светилами. [1, с. 146]

Характерно, что эта своеобразная по структуре система органов военно-административной власти имела возможность выполнять сложные функции внутренней и внешней политики, присущие лишь государственной власти. Вот почему некоторые авторы считают возможным оценивать Запорожскую Сечь, как «своеобразное государственное образование» в низовьях Днепра или «республику с ярко выраженными демократическими чертами», подчеркивая, что в конкретно исторических условиях XVI—XVII ст. Запорожская Сечь, как военно-политическое образование украинского казачества, в силу специфической тогдашней ситуации выполняла функции государственного объединения и имела черты раннебуржуазних республик.

Военная старшина, опираясь на богатое казачество, пыталась использовать эту общественно-политическую организацию в собственных интересах. Она достаточно часто не отчитывалась перед казаками о своей политической деятельности, вопреки обычаям, которые сложились, удерживала в своих руках выборные должности на протяжении нескольких лет. В орудие классового влияния старшина превратила также военный суд. Однако засилье старшины не смогло разрушить основные демократические принципы построения органов военно-административной власти, упразднить присущие этой системе черты демократизма. [4, с. 148]

Номинально подвластная Речи Посполитой, Запорожская Сечь да­леко не всегда учитывала ее волю. Уже в конце XVI в. она начинает играть заметную роль в международных делах. Рассматривая Войско Запорожское как весомую политическую силу, Московское государ­ство, Турция, Венеция, Австрия, Крым устанавливают с Сечью посто­янные связи. Избирательная демократическая система, которая сложилась на За­порожье, была исторической нитью, связывающей нашу давнюю ис­торию с историей Украины казацкого периода. К тому же Запорож­ская Сечь настойчиво вырабатывала новую государственно-нацио­нальную традицию. Было понятно, что ни одно государство не будет защищать украинский народ, а только грабить и уничтожать его. Ес­тественно, возникла потребность в создании своего государства, ко­торое могло бы быть более гуманным к украинцам.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.