рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Запорожская Сечь - козацкое государство

Являясь олицетворением мечты украинского народа о собствен­ном государстве, Запорожская Сечь сыграла важную роль в формиро­вании политико-государственного сознания украинцев. Народ выраба­тывал мировоззренческое убеждение, по которому украинское госу­дарство должно было иметь демократическую власть, избранную са­мим народом. В этом заключается еще одна историческая миссия За­порожской Сечи. От нее зависела дальнейшая судьба государственно­го строительства украинского народа, формирование им политико-государственных устремлений и готовность к их осуществлению. [1, с. 146-147]

У запорожских казаков  существовала своеобразная судебная система. Судебные функции здесь выполняли все представители казацкой старшины: кошевой атаман, довбыш, полковник паланки, а иногда и весь кош. Кошевой атаман считался наивысшей судебной инстанцией, поскольку он сосредоточивал в своих руках высшую власть над всем войском. Суд кошевого атамана выступал сначала как суд первой инстанции по делам военной старшины и полковников паланок. Со временем, приблизительно в середине XVII ст., он превратился в высшую апелляционную инстанцию. По наиболее сложным делам как суд первой инстанции иногда выступал весь кош. [12, с. 150]

Основные функции относительно осуществления правосудия у запорожских казаков полагались на военного судью. В своей деятельности он руководствовался казацким правом и традициями, занесенными на Запорожье из всей Украины. Военный судья рассматривал уголовные и гражданские дела. Однако не по всем делам он выносил окончательное решение. Наиболее сложные дела он передавал кошевому атаману или военному совету.

Судебные полномочия других представителей военной старшины были менее значимыми и сводились преимущественно к выполнению отдельных поручений. Военный есаул выполнял функции следователя, следил за выполнением судебных решений. Куренные атаманы часто исполняли среди казаков роль судей в собственных куренях. Они имели право рассматривать дела между казаками своего куреня и даже карать их телесно. Полковники паланок также выполняли судебные функции в пределах своей паланки. [4, с. 154]

Таким образом, в организации казачьего самоуправления, которое сложилось в Запорожской Сечи, мы видим зарождение будущей украинской государственности, которая заявит о себе в полный голос в годы Освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. [1, с. 146-147]

Большую роль в процессе возрождения украинской государственности сыграла личная деятельность гетмана Богдана Хмельницкого. Это признают даже те, кто отрицает роль лица в истории и считает главной движущей силой народные массы. Казацкое государство периода Богдана Хмельницкого было полноценным, со всеми характерными для любого государства признаками.

Политическая власть находилась в руках казацкой старшины — новой генерации украинского господствующего слоя. На вершине её иерархической пирамиды находился гетман. Избранный военным советом в Запорожье на неопределенный срок, он осуществлял руководство военными силами, возглавлял старшинскую администрацию, определял направления внутренней политики, проводил переговоры или переписку с правительствами других государств. Гетман имел право пересматривать решение Генерального суда. Однако сосредоточение законодательной и исполнительной власти в его руках повлеклось к тому, что военные советы и даже советы старшины сзывались изредка: важнейшие вопросы гетман решал единолично.

Законодательную власть Богдан Хмельницкий реализовывал путем издания универсалов, приказов и тому подобное. Он подписывал эти документы «рукой собственной». Гетманский титул при этом фигурировал в разных формах (в зависимости от политической ситуации): сначала «Гетман войска его королевской милости запорожского», потом «гетман с войском его царского величества». Существовали и другие варианты, но суть их не изменялась. Атрибутом гетманской власти в дальнейшем оставалась булава. При поддержке старшины с привлечением наемных полков гетман подавлял народные восстания. Следовательно, в его руках сосредоточивалась практически неограниченная власть (сам Богдан Хмельницкий называл себя «единовладцем и самодержцем руським...»).

Богдан Хмельницкий определял границы украинской этнической территории так: «Достаточно нам в Украине и Подолья и Волыни; теперь достаточно достатка в земле и княжестве своим по Львов, Холм и Галич». [5, с. 40]

Впервые в ходе Ос­вободительной войны территория независимой Украины была оформ­лена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 пол­ков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Следова­тельно, освобожденная территория имела свое административно-тер­риториальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государствен­ного территориального строя. Начиная с лета 1648 г. полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое про­живало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654г. освобожденная территория охватыва­ла Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значитель­ную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км). Следовательно, к моменту заключения украинско-московского до­говора 1654 г. Украина была независимым государством, которое име­ло свою государственно организованную территорию. Мартовские ста­тьи 1654 г. юридически закрепили этот факт. [1, с. 173-175]

Анализируя сведения 1653—1654 гг., Иван Крипьякевич приблизительно описал государственные границы казацкой территории: «С Польшей — Яруга — Черновцы — Мурафа — Красное — Винница — Прилуки — Самгородок — Паволоч — Каменеброд — Макаров — Чернобыль — Карпиловка; с Россией — традиционной границей; с Турцией и Крымом — через так называемое Дикое поле». При этом следует отметить историческую роль в процессе создания государства Среднего Поднипровья, которое и раньше было ядром украинского этноса. На протяжении длительного периода прослеживалась его относительная стабильность. В то же время Запорожская Сечь осталась «центром свободы», продолжала выступать общественным идеалом украинского крестьянства.

На освобожденной территории были ликвидированы органы власти Речи Посполитой. Вместо воеводств и уездов созданы полки и сотни. Возникло новое правление — своеобразное старшинское правительство: военный совет, совет генеральной старшины, полковой и сотенная администрация, курени и городовые атаманы. Магистраты и ратуши получили право самоуправления. Высшим органом власти по традиции считался военный (или генеральный) совет, который решал политические, военные и хозяйственные дела. [5, с. 40- 41]

В начале Освободительной войны выс­шим органом власти была Войсковая рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорож­ской Сечи, а также отразилось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой рады входило решение важнейших го­сударственных вопросов — как военных, так и политических: она вы­бирала гетмана и Генеральный уряд и имела право на их устранение, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, при­нимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Система управления состояла из трех ступеней: Генерального, пол­кового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглав­лял всю систему управления и был постоянно действующим органом. Генеральный уряд избирался Войсковой радой. Возглавлял Гене­ральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верхов­ный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал уни­версалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнитель­ным и судебным органом государства. Кроме гетмана в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельны­ми отраслями управления. Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорун­жий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войс­ка и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Вой­ска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по от­ношению к полковым и сотенным судам. Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства. Перечисленные государственные лица составляли Раду генераль­ной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую раду.

Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах. Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпи­ровали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятель­ность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная адми­нистрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотен­ная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятель­ности, следует полагать, были положены традиции и обычное право. [1, с. 173-175]

В 1648 — 1654 гг. происходили поиски новых форм и методов ведения хозяйства. События тех времен имели значительное влияние на последующее социально-экономическое развитие края. Даже в источниках XVIII ст. с характерные примеры ссылки украинских чиновников всех рангов, в частности судей, на порядки («новые обычаи»), основанные Богданом Хмельницким. Была введена собственная монета. [5, с. 41]

С освобождением Украины от польско-шляхетской власти и со­зданием самостоятельного государства ее финансовая политика полу­чила суверенный характер. Если в 1648 г. все налоги в украинских зем­лях направлялись в казну Речи Посполитой, то отныне — в сокровищ­ницу (казну) Войска Запорожского, которая становится общегосудар­ственной казной. Налогами и казной заведовал генеральный подскар­бий, который входил в Генеральный уряд. [1, с. 174]

Вооруженные силы Украины выступали как самостоятельные (независимые от других правительств), часто добровольные, с некоторыми элементами самоуправления. Складывались они из представителей разных социальных слоев населения, то есть можно в известной мере утверждать об их общесословный характер. После 1654 г. казацкое войско составляло автономную часть российской армии. Богдан Хмельницкий стремился создать мобильную регулярную наемную армию вроде тех, которые существовали в большинстве тогдашних европейских стран. Первые замыслы относительно этого появились у гетмана еще в 1648 г.       [5, с. 41]

 Согласно Зборовскому договору за Украиной было признано пра­во иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. чел. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., однако в действитель­ности в годы Освободительной войны в Украине действовала огром­ная по тем временам армия. В битве под Пилявцами войско Хмель­ницкого насчитывало 100 тыс. чел., под Львовом —200 тыс., в зборовской кампании — 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско в 360 тыс. чел. По сравнению с армиями других стран того периода это была огромная военная сила.

Казачье войско имело стройную организацию: оно подразделялось на полки, сотни и курени. В полку было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сот­ню делили на десятки, позднее — на курени. Десяток состоял из ата­мана и девяти казаков. Позднее в курени входило до 30 чел. При власти Польши реестровое войско получало плату из государ­ственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, во­енная служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и панских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена для общих военных нужд и получила название ранго­вых. Эти земли переходили к казацкой старшине, некоторые из них были предназначены для содержания артиллерии и др. Государствен­ная казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы — "третью войсковую меру" с мельниц, доходы с аренды и т. д.

Войсковыми доходами заведовала генеральная канцелярия казны под руководством генерального подскарбия. Ему помогали комисса­ры в полках и комиссарские десятники в сотнях. Следовательно, во время Освободительной войны в Украине сложилась хорошо организованная, одна из наиболее боеспособных армий в Европе. [1, c. 176]

Украинское государство уже в первый год своего существования снискала широкое международное признание. Гетман наладил связки с представителями России, Крыма, Турции, Польши, Трансильвании, Молдовы. Впоследствии правительство Богдана Хмельницкого признали Венеция, Валахия, Швеция и другие страны. Невзирая на дипломатическое противодействие благородной Польши и ее союзников, Украина закрепилась на международной арене как суверенное, независимое государство.

Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны и имело свои особенности, были при­сущи все признаки государственности. Выборность органов публич­ной власти, роль коллегиальных учреждений дают возможность утвер­ждать, что основой Украинского государства была республиканская форма правления.

М. Драгоманов писал, что строй Украинского государства 1648— 1654гг. был больше похож на строй свободных государств европей­ских, так называемых конституционных.

Политическую организацию, которая сложилась на территории Украины, современники считали Украинским казачьим государством. Его называли также Войском Запорожским, Хмельниччиной, Гетман­щиной.

Следовательно, украинская государственность в середине XVII ст. существовала уже в завершенном виде. Но сточенная со всех сторон врагами, которые только и стремились дестабилизировать положение, чтобы захватить новое государство, молодая независимая Украина могла удержать свою государственность только при условии внутреннего единства, солидарности, взаимного доверия в обществе.       [5, с. 42]

Освободительная война 1648—1654гг. свидетельствовала о пробуж­дении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государствен­ность охватывает, как правило, всю или часть этнографической зем­ли. Украинская государственность в силу исторических условий воз­рождалась не на всех этнографических украинских землях, хотя гет­манское правительство не раз вспоминало о совместной судьбе всего украинского, по терминологии того времени — русского, народа.                    [1 с. 178-179]

2.2. Общественный строй Запорожской Сечи.

Социальную базу Сечи составляли крестьяне, которые сбежали от своих феодалов, а также представители других слоев населения, в частности, — мещане, которые не могли рассчитаться с долгами, шляхтичи, которые убегали от судебного преследования, недовольные властью священники. Кроме украинцев, здесь находили пристанище литовцы, поляки, россияне, белорусы, греки. [13, с. 73]

Любой христианин мужского пола, независимо от его общественного положения, мог прийти сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем одного из грубо сколоченных деревянных «куреней», крытых соломой, и приобщиться к казацкому братству. Так же просто он мог и уйти восвояси. Женщины и дети — лишняя обуза в кочевой казацкой жизни — на Сечь не допускались. [6,с. 142]

Польским законодательством переселения и пребывания на этих землях подданным Речи Посполитой запрещалось (конституция Вального сейма в 1590 г., постановление Венского сейма 1593 г.). Особенности социальных источников формирования Запорожской Сечи, законодательная неурегулированность ее существования содействовали развитию Сечи как антиправительственной оппозиции, сделали ее центром социального недовольства в украинском обществе. Сечь активно участвует в казацких и крестьянских восстаниях.

Организационно в мирное время Сечь состояла из куреней (максимально их было 38), где находилось 5 - 6 тыс. казаков. Территория на берегах Днепра возле Запорожской Сечи разделялась на паланки — области с собственным самоуправлением, которых в разные периоды было 5 - 8, максимально — 10. Ежегодно по жребию земли получали те или другие курени. На этих территориях казаки занимались хозяйством, там же, на хуторах, жили с семьями женатые казаки. Но постоянная военная опасность делала невозможным активное хозяйственное освоение земельных угодий, развитие промыслов и скотоводства. Лишенное в польском государстве официального статуса, а также платы, запорозьке казачество активно занималось военным наемничеством и походами на земли Османской империи. [13, с. 74]

Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ни­чему, кроме своих собственных законов, которые передава­лись и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побежда­ла та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «стар­шину». Во время военных походов старшина обладала абсо­лютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными.

Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составляв­ший примерно десятую часть общей их численности. Осталь­ные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыбо­ловстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Посколь­ку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономи­ческие отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками (чернью), время от времени разряжающиеся бун­тами и переворотами.

В городах пограничья также проживало много казаков. Так, например, в 1600 г. население Канева состояло из 960 мещан и 1300 казаков с семьями. Точно так же, как и сечевики, так называемые городовые (т. е. городские) казаки игнорировали какие-либо власти, признавая только своих старшин. [6, с. 142]

Освободительная война внесла определенные изменения в обще­ственный строй. Почти вся украинская этнографическая территория того времени фактически была освобождена от польского господства. С от­ступлением казацких войск в конце 1648 г. часть украинской террито­рии — Волынь и Галиция — снова была захвачена польскими войсками.

Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той Украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на гос­подствующие и зависимые сословия в Украине осталось. [1, с. 168]

Вместо польской элиты господствующее положение занимают украинские феодалы, так называемая новая шляхта. К этому классу входила и часть старой шляхты, которая окончательно не полонизировала и поддержала борьбу украинского народа за независимость. Права этой шляхты на земельные владения были подтверждены гетманскими универсалами. Хотя ее роль в обществе была достаточно влиятельной, из-за своей малочисленности

она не создала отдельного господствующего состояния. [13, с. 87]

Казацкая служба, хотя и предоставляла значительные преимущества, была тяжелой, а часто и недоступной для большинства населения. Чтобы ее отбывать, кроме здоровья, нужно было иметь соответствующие материальные возможности. Вот почему в документах того времени встречаются данные о том, что бедных в казаки не записывали, что в них принимали только зажиточных крестьян. Однако такие требова­ния ставились только перед теми, кто вступал в реестровое казачество. В годы войны казаки составляли приблизительно половину насе­ления Украины.

В ходе Освободительной войны укрепляется положение казачества как отдельной социальной группы. Зборовский договор был юриди­ческой основой оформления казачества в привилегированное сосло­вие, со своими правами, администрацией, судами. Составление реес­тра было одной из сторон этого оформления. Значительно расшири­лась территория, на которой имели право жить казаки. Привилегии казачеству были подтверждены королевскими грамотами, Белоцерковским договором 1651 г., московским правительством в «Мартовских статьях» 1654г., в царских жалованных грамотах.

Изменения в правовом положении казаков могли произойти толь­ко в результате закрепления их привилегий на государственном уров­не. Необходимо отметить, что это новое привилегированное сословие сыграло прогрессивную роль в истории Украины. Важное значение имело также то, что в период своего формирования казачество как со­словие не было таким замкнутым, как другие привилегированные со­словия. Оно не было однородным, в него входили как зажиточные, так и рядовые казаки.

К зажиточным прежде всего принадлежали казаки, которые были реестровцами до войны. Они составили основу казацкой старшины. Группой, близкой к реестровцам, были прежние «выпищики» и дра­гуны, которые во время боев переходили на сторону повстанцев.

Указанные группы составляли около 50 процентов всего реестро­вого войска.

Война внесла значительные изменения в состав казацкой старши­ны. Некоторая ее часть воевала на стороне польско-шляхетского вой­ска. В ходе войны часть довоенной реестровой старшины погибла или по различным причинам отошла на второй план. Казацкая старшина значительно обновилась за счет мелкой украинской шляхты и рядо­вого казачества. Эта часть старшины отличалась от довоенной своим менталитетом: пылким стремлением к независимости Украины. Но­вые выдвиженцы из казачества создали окружение гетмана и стали ока­зывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

По социальному положению старшина в годы Освободительной вой­ны единой социальной группой не была. Каждая группа казацкой стар­шины имела свои экономические возможности, свои традиции и др.

Сведений о старшинском землевладении в годы войны сохрани­лось очень мало. Вероятнее всего часть старшины владела фольварка­ми и хуторами. Однако в силу ряда причин старшинское землевладе­ние не могло быть развитым. Во-первых, к нему негативно относи­лись рядовое казачество и крестьянство, которое только что освобо­дилось от гнета польско-шляхетских землевладельцев. Во-вторых, ка­зацкое хозяйство, в том числе и зажиточное, было мало связано с рын­ком, особенно с внешним, куда могли направляться продукты сель­ского хозяйства. Больше внимания зажиточные казаки уделял промыс­лам — дегтярному, мукомольному, селитряному и т. д.

Бесспорно, казацкая старшина обогащалась за счет крупной воен­ной добычи. И чем дальше, тем больше казачество разделялось на два противоположных лагеря — старшину, которая захватила в свои руки основные материальные блага и политическую власть, и рядовое ка­зачество, которое ими не пользовалось.            [14, с. 148]

К господствующему сословию принадлежала также украинская шляхта. Шляхетское сословие до войны имело наибольшие привиле­гии, оно было экономически господствующим, сосредотачивало в сво­их руках политическую власть. В ходе войны здесь произошли значи­тельные изменения.

Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохране­ние привилегий шляхты на имущественное владение, все же она утра­чивает свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин.

Как известно, польские магнаты и шляхта, которые владели круп­ными имениями, были изгнаны из Украины или уничтожены наро­дом. Одна часть украинской шляхты разделила судьбу польской, а другая часть, главным образом мелкая шляхта, принимала актив­ное участие в Освободительной войне, чтобы после нее занять при­вилегированное положение в обществе. При господствующих в Речи Посполитой порядках, когда политическую власть узурпировали магнаты, а мелкая шляхта теряла даже свои небольшие земельные владения, которые разными путями попадали к магнатам, когда украинство и православная вера всячески унижались, украинская шляхта не могла осуществить свои стремления. Ее намерения со­впадали со взглядами и делами казацкой старшины. Следователь­но, украинская шляхта, находясь в Войске Запорожском, переходи­ла на позиции казацкой старшины, сливалась с ней сословно и по­литически.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.