|
Курсовая работа: Проблема истории формирования караимской общины в ЕвпаторииМалая кенаса скромнее и проще первой, построена она в конце XVIII в., когда мангупская караимская община покинула пришедший в упадок город и частью перебралась в Чуфут-Кале. Материалы и оборудование для этой кенасы бьли вывезены с Мангупа. Перед большой кенасой стоит каменный резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Вероятно, это остатки миквы. Об убранстве кенас можно судить со слов путешественника конца XVIII — начала XIX в. П. Сумарокова: " Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами". По своєму внутреннему устройству кенасы Чуфут-Кале не отличаются от других караимских кенас. Еще один путешественник конца XVIII, академик Паллас, пишет, что «около хорошего строения синагоги разведен маленький садик, на время праздника кущей».[ с 81 Паллас] Дома жителей Чуфут-Кале того же типа, что у других народов Крыма. Большей частью они были двухэтажными с балкончиками (софа), окнами во двор. Крыши были черепичными. Комнаты отапливались печами — тандырами, устроенными в земле, или переносными жаровнями, верхний этаж был жилым, а в нижнем располагались конюшня и хлев. Все дома, по свидетельству Палласа, обнесены высокими стенами из камня на глине. Он же приводит примерное количество домов на Чуфут – Кале – 200.[ с 81 Паллас] К настоящему времени на Чуфут-Кале полностью сохранился лишь один дом, где в XIX в. жил известный караимский собиратель древних текстов А. С. Фиркович. .[ евр кр с 28-29] Балта-Тиймез (в переводе - «Топор не коснется»)- древнее родовое кладбище караимского народа, находящееся вблизи Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине. [Кр изв №19 98] Оно расположено на двух весьма крутых склонах долины, густо поросшей лесом. [ евр кр с 29] От крепостных ворот к кладбищу ведет дорога. Оно было огорожено каменной стеной с узким арочным входом, символизировавшим бренность бытия и необратимость смерти. Возле ворот находился дом смотрителя. От ворот кладбища вглубь ведет извилистая аллея, по обе стороны которой вверх по склонам поднимаются надгробия.[бахчисарс. 50] Его территория вытянунута с запада на восток. До сих пор не установлено точное количество надгробий, по приблизительным оценкам их не менее 5 ты сяч. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей. Иосафатова долина была почитаемым местом пгребения, куда привозили умерших даже из других городов.[ евр кр с 29] Умершему и похороненному в дали от Чуфут-Кале ставили безмогильный памятник в виде вертикальной прямоугольной стелы.[с 37 Полк обр и обыч] Такие памятники называются кенотафами.[бахчис с. 50] В долине росли вековые дубы, которые, видимо, дали кладбищу название: „Балта-тиймез”. Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы. Сегодня еще можно видеть до десятка древних дубов, в основном же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.[ евр кр с 29] На кладбище сохранилось множество памятников. Расположены они хаотично, но если присмотреться, то можно увидеть следы планировки. Формы надгробий разнообразны: это и простые прямоугольные горизонтально лежащие плиты, и надгробия домикообразной формы, двурогие и однорогие монументы, стало- и гробообразные памятники, обелиски, вертикально стоящие плиты, другие типы.[Бахчисарай с. 50] Форма памятников, как уже было сказано, разнообразна, она видоизменялась в зависимости от эпохи. Некоторые исследователи считают наиболее характерными седловидные памятники и в виде бэшика (детская колыбель). [Кр изв №19 98]Другие же выделяют прямоугольные, домикообразные и гробообразные формы надгробий. Эпитафии на памятниках выполнены в подавляющем большинстве на иврите, хотя есть и на караимском, но еврейскими буквами. Надгробия конца прошлого — начала нынешнего века, как правило, имеют двуязычные надписи, на русском и иврите. [ евр кр с 29-30] Надписи размещены на северной торцевой стороне. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже – ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения.нередко надписи включают краткие напутствия усопшему.[с36 обр и обыч полканов] Изредка на могилах встречаются цитаты из Ветхого Завета.[бахчисарс 50] Академик Паллас в своем известном путешествии по Крыму так описывает Балта – Тиймез: «Надгробные памятники его (кладбища), хорошо иссеченные из камня, сделаны почти все по одному образцу и напоминают вид саркофагов, на конце которых находится возвышенная плита в виде фронтона на домах. Все памятники стоят рядом, на многих из них иссечены еврейские надписи ».[ с 81 Паллас] Характерная ориентировка могил – с севера на юг.[с36 обр и обыч полканов] Украшения на надгробиях, как правило, отсутствуют, изредка встречается простой геометрический орнамент либо стилизованные схематические изображения деревьев.[с36 обр и обыч полканов] На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Кипарисы (символ скорби) и розетки (символ тор жества и радостной жизни) отражают малоазийские корни культовой обрядности. Некоторые надмогильные памятники в виде прямоугольных стел с полусферическим экраном напоминают армянские хачкары (по всей видимости это связано с тем, что в Чуфут-Кале была армянская община). Есть надгробия типа распространенных в Западной Европе в XV-XVIII вв. Особенно показательны памятники, резко вьщеляющиеся по архитектуре и орнаментальным мотивам, южная ориентация которых указывает на принадлежность иному погребальному обряду, нежели караимский. В эпитафиях часто приводятся краткие цитаты из Танаха. Название местности, где находится кладбище — Иосафатова долина, — упоминается путешественниками с конца XVIII в. По преданию, оно появилось в память о семье, вышедшей из Иерусалима, проживавшей на Чуфут-Кале и похороненной на этом кладбище. Если верхняя хронологическая граница существования кладбища устанавливается без особых проблем — вторая половина XIX в., а последние захоронения — 50-е гг. XX вв., то проблема времени возникновения некрополя стоит очень остро. Вопрос о времени появления кладбища остается нерешенным. Оно археологически не исследовалось, не проводилось и серьезной работы по систематизации и установлению даты большинства памятников. [ евр кр с 29-30] После того как жители покинули Чуфут-Кале, кладбище не забрасывалось, а наоборот, становилось в некотором роде национальной усыпальницей. Захоронение здесь считалось почетным. Именно в это время появились памятники, выполненные из дорогих пород камня, поставленные над могилами богатых караимов. Члены бахчисарайской караимской общины продолжали хоронить умерших на этом кладбище до 50-х гг. XX в. В наше время кладбище постигла печальная участь. Оно практически не изучено, но неумолимо разрушается временем и человеком. В течение долгих лет окрестные жители здесь добывали камень, упражнялись кладоискатели, которые разрывали могилы, разбивали и опрокидывали памятники в поисках несуществующих сокровищ.[бахчисар с 50-51] Необходимо решать этот вопрос. Памятник караимской культуры требует тщательного археологического исследования, иначе многие вопросы караимской истории так и останутся без ответов. Заключение Таким образом, автор данной работы в ходе разрешения поставленных в начале исследования задач, пришел к следующим выводам. 1. История евпаторийской караимской общины является фактически неисследованной, нет ни одного труда, посвященного данной теме. Встречаются лишь отдельные упоминания по этому вопросу в работах, посвященных истории крымских караимов, так как невозможно, рассматривая историю этого народа не уделить внимание караимской общине Евпатории. Интересным также является тот факт, что ученые, работающие в этой области фактически не уделяют внимание жизни и деятельности караимской общины Евпатории до того, как этот город стал центром крымских караимов, то есть до XIX в. Однако и после переноса караимской столицы внимание исследователей мало сосредоточено на жизни общины, не существует исследовательских публикаций по этому вопросу. Это, несомненно, является белым пятном, как истории Евпатории, так и истории Крыма в целом. Если о жизни евпаторийской караимской общины, начиная с XIX в. мы можем черпать кое-какие сведения из периодической печати, связанные с активной общественной деятельностью представителей этого народа, то о жизни общины до этого периода в литературе вообще отсутствуют какие-либо данные. Поэтому до сих пор неизвестно с какого времени караимы появились в Евпатории, хотя этот вопрос является очень интересным, так как, по всей видимости, для перенесения культурного центра караимов с Чуфут-Кале именно в этот город у властей империи были серьезные основания. Надо полагать, до этого времени в Евпатории была достаточно большая по численности община. Также о том, что здесь существовала караимская община свидетельствует то, что в городе уже существовал караимский храм, который мог быть воздвигнут только в случае достаточно плотного населения города караимами. Итак, этот вопрос является очень проблематичным и требует тщательного исследования. В связи с этим автор данной работы планирует расширить свое исследование в этом направлении. 2. Религиозная и светская власть в караимской общине осуществлялась единым органом. Представить структуру караимской общины в целом мы можем, рассмотрев структуру духовного управления. Главой караимов Таврической губернии и города Одессы был гахам, то есть он возглавлял караимские общины всех городов, находящихся на подвластной ему территории. Так как и светское и духовное правление общины сосредотачивалась в руках одних и тех же лиц, а в последнее, кроме гахама, входили газзаны и шамаши, то следующим структурным элементом являются газзаны. В указе от 3 марта 1837 г. газзаны и шамаши перечисляются фактически через запятую. Это говорит о том, что правительство в своих постановлениях ставит их на один уровень. Автор данной работы считает, что если попытаться выстроить иерархию правления в караимской общине, то, несмотря на указанное выше обстоятельство, на второе после гахама место необходимо поставить газзанов. Для данного утверждения автор работы считает достаточным следующее обоснование: тот факт, что религиозное и светское правление совпадает, говорит о достаточном, можно даже сказать очень сильном авторитете духовных лиц в общине. Несмотря на то, что шамаши, также как и газзаны, относятся к караимскому духовенству, они все-таки занимали должность, которая опосредованно влияет на прихожан, а газзаны, как священники, несомненно имели большую власть в общине в связи со своим непосредственным духовным влиянием на верующих. При каждой караимской кенасе было два газзана: Старший и Младший. Однозначно сказать, кто из них имел более весомое положение, по мнению автора, невозможно. Но, судя по всему, Старший газзан выполнял более значимые для прихожан обязанности, такие как: обрезание мальчиков-младенцев (первоначально), наречение имен. Заключение и расторжение браков, ведение метрических книг. Что касается Младшего газзана, то он исправлял молитвы и выполнял духовные потребы прихожан. Во время отсутствия или болезни Старшего газзана его обязанности выполнял Младший. Итак, третьим структурным звеном караимской общины являлись шамаши, надзиратели за имуществом кенас. В их обязанности входило: обучение детей при кенасе, надзор за имуществом кенас и предоставление в конце года гахаму отчета о поступивших, расходованных и оставшихся суммах. 3. Деятельность караимской общины Евпатории в XIX в. была очень активной. Подтверждением этому является открытие здесь типографии, сооружение памятника воинам, павшим в бою 5 февраля 1855 г. за освобождение Евпатории. Но самой яркой, по мнению автора, является образовательная деятельность караимского народа в этот период. Несомненно, для Евпатории было большим достоинством множество открытых караимами учебных заведений. Также в этот период были сооружены караимские кенасы, которые и по сей день являются одним из красивейших архитектурных сооружений города. 4. В XIX в. отношение государства к караимам было положительным, в отличие от отношения к остальным нехристианским народам. Об этом мы можем судить из законодательных актов, посвященных правам караимов. В этот период издается множество документов, которые носят характер разграничения евреев и караимов. Их издают с целью подтверждения тех или иных прав караимов как подданных Российской империи, так как на местах к ним очень часто применялись законы, изданные исключительно для евреев. 5. Говоря о памятниках караимской культуры, обычно выделяют крепость Чуфут-Кале, находящиеся рядом с ней караимское кладбище Балта-Тиймез и караимские кенасы в Евпатории. Все эти памятники были охарактеризованы в этой работе. Следует обратить внимание на плачевное состояние Балта-Тиймез, которое все больше и больше разрушается временем и нуждается в тщательной реставрации. Ситуация с Чуфут-Кале немного получше, в том числе и благодаря усилиям караимских общин разных городов, которые проявляют инициативу в восстановлении крепости своих предков. Что касается караимских кенас Евпатории, то они восстанавливаются только усилиями местной караимской общины. Планируется реставрация Кафедральной кенасы, в Малой кенасе регулярно проходят богослужения. Список литературы Гармаш П. Е. В Евпатоию – за здоровьем. Путеводитель – справочник. – Симф.: Бизнес – информ, 1999. – 160 с. 12 л. ил. Бахчисарайский историко-культурный заповедник: Путеводитель/ Ред.-сост. Ю.М. Могаричев. – Симф.: Таврия, 1995. – 64 с. ил. Евпатория как курорт и климатическая станция. - Издательство Евпаторийской городской управы, 1910. – 32 с. Евреи Крыма. Очерки истории. Под ред. Лунева Д. – Симф., 1997. – 127 с. Карамская народная энциклопедия. Под ред. Сарач М. С. В 10-ти томах. Т. 1. – М., 1995. – 243 с. Карамская народная энциклопедия. Под ред. Сарач М. С. В 10-ти томах. Т.2. – Париж, 1996. – 169 с. Крым многонациональный. Сост. Степанова Н. Г. – Симф.: Таврия, 1988. – 144 с. Крымская АССР (1921 – 1945). Сост.Горбунов Ю. И. – Симф.: Таврия, 1990. – 320 с. Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. Сост. Н.В. Малышева, Н.Н Волощук - Симф.: Бизнес-Информ, 2003. – 400 с. С ил. Лебедева Э.И. Очерки по истории крымских караимов-тюрков. – Симф., 2000. – 146 с. Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск 14.Караимы.Кн. 2. Караимский биографический словарь (от конца VIII в. до 1960 г.). Словарь составил Ельяшевич Б. С. – М., 1993ю – 238 с. Полканов Ю. А. Караи – крымские караимы – тюрки. История. Этнография. Культура. – Симф., 1997. – 146 с. Полканов Ю. А. Караи – крымские караимы (караи – коренной малочисленный тюркский народ Крыма). – Париж,1995. – 245 с. Полканов Ю. А. Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков. Женитьба, рождение ребенка, похороны. – Бахчисарай, 1994. – 52 с. Поляков В. Крым. Судьбы народов и людей. Симф., 1998. – 270 с. Пьянков В.Г. Вся Евпатория. Адрес – Календарь- Справочник за 1913 г. с приложением плана города Евпатория. – Евпаторийская типография И.Ф. Райхельсона, 1913. – 76 с. Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданых караимов. Издание Фирковича З.А. – СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1890.-223 с. Спутник по городу Евпатория. Издание городской управы. - 1916. - 36 с. Сквозь века. Народы Крыма. Выпуск второй. Под ред. Николаенко Н. и др. – Симф., 1996. – 87 с. Хрущев В. Л. , Агаджанян Н. А. Курорт – Евпатория. – Симф., 2003. – рис. 45, табл. 52, фотогр. 279. Фуки А. Караимы – сыновья и дочери России. – М.: Интерпринт, 1995. – 152 с. Шапшал С. Караимы в Крыму. Краткий очерк. Симф., 2003. – 48 с. Ялпачик Г. С. Русско-караимский разговорник – Урускъарай лакъырдылыкъ. – Симф.: Таврия, 1993. – 112 с. Статьи Бебеш Б. Крымские караимы – тюрки. // Крымские известия. – 1997. - 16 апреля. Белый О.Б. Из истории караимской общины Крыма в конце VIII- начале XIX в. // Крымский музей. – 1995. - №1(1994.) Каневский С. Табачный генерал.//ЕС. – 2003. – №48(16 декабря). Караимы в Тракай (Три статьи из Тракайской районной газеты 1957 года) Общество охраны памятников и краеведения Литовской ССР.Секция караимоведения Тракайского отделения. – Тракай, декабрь 1969 года. Крымские караимы-тюрки (крымские караи)// Відродження. – 1997. - № 2. Кушуль С. Ищите в Библии. О тенденциозности в вопросе этноса крымских караимов .// Евпаторийская здравница. – 1997. – 6, 12, 13, 14 августа. Кушуль С. С любовью к Евпатории.// Евпаторийская здравница. – 1991. – 26, 27,31 июля. Павленкова Н.Александровское караимское духовное училище в Евпатории.// Пилигримы Крыма. – осень1999. Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 т. – Симф.: Крымский Архив, 2000. Павленкова Н. Единственное в России.// Евпаторийская здравница. – 1995. – 25 марта. Полканов Ю. Вероисповедание караимское. // Наука и религия. – 1993. – 9 сентября. Полканов Ю.А. Культура крымских караимов: вчера, сегодня, завтра.// Культура Крыма на рубеже веков (XIX – XXвв.). Материалы республиканской научной конференции 27 - 29 апреля 1993.- 120 с. Помнят камни Джуфт – Кале след малого, но славного народа.// Крымские известия. – 2003. - №36 (25 февраля). Путешествие по Крыму академика Палласа в 1793 и 1794 годах.//Записки императорского Одесского общества истории и древностей. Т. 12. – Одесса, 1881. – 208 с. Приднев С. Караимские книги, изданные в Евпатории.// Редькина Л. И. Этнопедагогика караимов Крыма. Монография. К.: Педагогічна преса, 2000. – 195 с. Самые коренные.// Русский мир. – 2002. - №19.- 9 августа. Стариков С. Обращаясь к истории.// Крымские известия. – 2000. - № 15. - 27 января. Шайтан И. Балта – Тиймез.// Крымские известия.- 1998. - №19 (31 января). Шайтан И.А. О судьбах караимских кенас в Крыму.//Мещанская газета. – 1994. - № 22(26 марта). Кропотов В.С.История караимов. – 2001. – 171 с.(Рукопись / библиотека национально-культурного караимского общества « Приложение Число недельных уроков в «Караимском училище Соломона Когена» (приложение приведено в первоначальном проекте положения об учреждении училища) Двухгодичные курсы Всего I класс II класс III класс Караимское вероучение и древнееврейский язык 7 9 9 25 Русское чтение и письмо и русский язык 9 5 4 18 Арифметика 6 3 3 12 Практическая геометрия - - 2 2 Отечественная история и география - 4 3 7 Естественная история и физика - 2 2 4 Чистописание и черчение 3 2 2 7 25 25 25 75 Источник: Государственный архив АРК. Ф. 241: - Оп.1. – Д. 500. – Л. 13.
Приложение Число недельных уроков в «Караимском училище Соломона Когена» (приложение приведено в измененном проекте положения об учреждении училища) Двухгодичные курсы Всего I класс II класс III класс Караимское вероучение и древнееврейский язык 9 8 8 25 Русское чтение и письмо и русский язык 8 6 4 18 Арифметика 5 4 3 12 Практическая геометрия - - 2 2 Отечественная история и география - 2 3 5 Естествоведение - 2 2 4 Черчение и рисование 3 2 2 7 25 25 25 75 Примечание 1: каждый урок продолжался 1 час; Примечание 2: пение и гимнастика полагаются вне классного времени, и на них назначается по три часа в неделю. Источник: Государственный архив АРК. Ф. 241: - Оп.1. – Д. 500. – Л. 38. 2 Водоснабжение Гезлёва 2.1 История изучения. Средневековая система водоснабжения города ещё мало изучена. Если его наземные настройки можно найти на планах 18 в., в архивных данных материалах и описаниях путешественников, то скрытые в земле гидротехнические коммуникации прослеживаются только археологически. Наземные гидротехнические сооружения упоминаются в описаниях города 17-18 вв. Турецкий путешественник 17 в. Эвлия Челеби приводит данные о количестве гидротехнических сооружений Гезлёва и даёт месторасположение некоторых из них. П. С. Паллас и П. И. Сумароков в конце 18 в. упоминают уже разрушенную систему водоснабжения. Определённую информацию можно извлечь из планов города составленных в 18 нач. 19 в. Из всех известных планов города лишь 11 содержат данные по рассмотрению этого вопроса. Эти данные объединены в схему на основе плана 1771 г. К сожалению, первый Российский «План крепости и гавани крымского города Козлова», составленный во время занятия города войсками Миниха в 1736 г., очень схематичен виду кратковременности пребывания войск. На нем обозначены лишь мечети, контуры крепостных стен и пригороды. Источники питьевой воды не отмечены, хотя из воспоминаний участника Крымского похода известно, что «… по дороге к Козлову великий был в воде недостаток. » Первые упоминания о системе водоснабжения встречаются на плане «… города Козлова с показанием внутри и вне его строений, который от российских войск занят был 1771 года июня 21 дня». В правом нижнем углу плана приведены два разреза «бассейнов». Оба бассейна обнесены оградой и расположены рядом друг с другом. Остальные планы города выполнены небрежно: искажена конфигурация стен, вычерченному прапорщиком Ларионом; «… в близи с пресной водой речек не имеется, а довольствуется хорошей водой из колодцев, коих на дорогах довольно.» В 1775 г. начерчен ещё один план города с « обяжащею около его до тех верст ситуациею», также содержащий обозначения «бассейнов» и колодцев. Интересен не датированный план с фасировкой стен крепости. На нем отмечены 4 фонтана и баня против ханской мечети. В начале 1784 г. генералом поручиком О. А. Игельстромом в крымские города были разосланы ордена с требованиями описания городов, крепостей и других достойных внимания зданий. Гезлёв был поручен полковнику Селивестору, который сразу же рапортом построил прислать офицера для составления плана города. Не найден и план конца 18 в., составленный дизайнером квартирмейстером, поручиком Жуковым. Сохранился лист приложения к данному документу с планами и видами Ханской мечети, шести фонтанов, «означенных на плане цифрами», а также разреза и плана, ямы за Акамечетским фуршратом, из коей посредством колеса, к которому употреблялись четыре лошади для беспрерывного движения, вытягивали воду, которая расходилась по всем городским фонтанам, а теперь уже несколько лет оная бездействия и обваливалась» Последующие планы города и его участников конца 18- нач. 19 в. в основном уделяет внимание не столько городу сколько построениям вне его округи казармам Белеевского полка, карантину, редутам и провиантским складам. В 30-х гг. 18 в. в связи с нехваткой воды в городе предпринимались попытки восстановить татарскую систему водоснабжения. В июне 1832 г. чиновник по искусственной части архитектор Ю. Гридлинг открывает участок древнего водопровода и просит у Таврического гражданского губернатора А. И. Казначеева средств для его восстановления. Работы проводились в 1832-1833 гг. и в 1835г. Находки керамических труб вызвали большой интерес, как у жителей города, так и у путешественников. Посетивший Евпаторию в 1836 г. Н. Мурзакевич переводил такое татарское название города Гезлёва как «подземелье», отмечая, что «…остатки водопроводов, которыми город изобиловал при владении татар, составляют такие подземелья…» . Но на дальнейшее исследование водопроводо, тем более на его восстановление, деньги не были отпущены. Вероятно, это связанно с тем, что в 1834 г. в городе был открыт артезианский горизонт. Первый артезианский колодец, глубиной до 60 сажен, давал в сутки около 8000 вёдер воды. Несмотря на это, интерес к древним водопроводам не исчез. В «Известиях» Таврической губернии археологической комиссии встречаются сообщения о деле № 161 Таврического губернского правления от 2 апреля 1840 г., из которого следует, что: «…исправляющий должность евпаторийского губернского землемера Лепешевич вызвался открыть в Евпатории древнейший водопровод. Губернатор приписал городской думе отпустить ему на расходы до 25 рублей. Лепешевич начал рыть на разных улицах и во дворах и, между прочим, открыл бассейн, который архитектором Дево был найден интересным по древнему его устройству. НО полиция пожаловаласьЮ что Лепешевич разрыл улицы и делает их неудобными; городская Дума тоже не без основания сомневалась в пользе поисков Лепешевича, и дело тем и закончилось.» Губернский архитектор Дево проектировал в 1839-1842 гг. фонтан и при артезианской скважине в Евпатории. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |