рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Культурология

Древним оружием были руки, ноги и зубы,

Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья,

Пламя затем и огонь, как только узнали их люди.

Сила железа потом и меди были открыты… [4, с. 24].

Однако в дальнейшем христианские богословы отвергли столь далекое от слова Библии толкование процесса антропогенеза. Было определено, что сотворение мира произошло за 5508 лет, а человека – за 4004 года до рождества Христова. Это было результатом поверхностного истолкования Святого писания, поэтому серьезными учеными признавалось недостоверным.

В период Просвещения предпринимались попытки подлинно научного объяснения древнейшей истории человечества. Европейцы, изучая жизнь отсталых народов Нового Света, подтвердили гипотезы о том, что в таком же диком состоянии находились и жители цивилизованной Европы. К. Линней (1707-1778) пошел дальше – в своей классификации животного мира он отнес человека и обезьян к одной группе. Он ввел и термин, обозначающий современного человека: homo sapiens – «человек разумный». В 1859 г. Ч. Дарвин в своей работе «Происхождение видов путем естественного отбора...» заявил, что человек возник из обезьяны благодаря половому отбору.

Начинается глобальный поиск вещественных доказательств эволюции человека. В 1856 г. остатки древнего человека, сильно отличавшегося от современного физического типа, были найдены в долине Неандерталь (Германия). В 1891-1894 гг. на острове Ява были обнаружены остатки еще более древнего человекоподобного существа – питекантропа, а в 1927 г. в пещере близ Пекина – кости 25 особей синантропа. Возраст этих находок определялся в несколько сотен тысяч лет, хотя точная датировка здесь невозможна. Находки самых древних предков человека – атлантропов, австралопитеков, зинджантропов – были сделаны в Восточной Африке в 30-80-е годы английскими археологами Лики. Возраст этих существ определялся в 2,5–3 млн лет.

На основании подобных открытий появилась версия о том, что около 30 млн лет назад возникли первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе эволюционного развития приматов, около 3 млн лет назад возник отряд гоминид – существ, умевших изготовлять орудия труда, обладавших навыками прямохождения (австралопитеков). Затем появились более совершенные виды человека: питекантроп (1,0–0,25 млн лет), неандерталец (0,25-0,04 млн лет) и современный тип человека (кроманьонец), возраст которого около 40 тыс. лет. Однако четкой генеалогии (эволюционного пути), признанной всеми учеными, не существует. Спорным является вопрос: почему отдельные виды обезьян начали превращаться в человека и действительно ли этот процесс был эволюционным?

Ф. Энгельс (1820-1895) выдвинул и обосновал формулу: «Труд создал человека». Обезьяна начала манипулировать камнем или палкой и достигла при этом положительного результата при добывании средств пропитания и в защите от врагов. Этот полезный навык, закрепившись, получил развитие – приматы начали уже целенаправленное изготовление орудий труда. В результате не только повышалась эффективность труда и обороны, но и происходило совершенствование органов человеческого тела, развивались мышление, речь, усложнялась организация коллектива и т.д. Критики этой «трудовой теории» усматривают два ее недостатка: переоценку интеллектуальных способностей обезьян и невозможность в краткий срок (2-3 млн лет) осуществления всего комплекса эволюции. Современными учеными не признана бесспорной и теория естественного отбора Ч. Дарвина.

Многие ученые считают важным учитывать внешние факторы, повлиявшие на антропогенез. Одним из таких факторов является непосредственное сотворение человека Богом, т.е. признание правоты Библии. Другой фактор – астрофизический. Это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия), в результате которого произошли глобальные изменения климата и животного мира планеты. Атлантропы, неандертальцы и современные люди появились именно во время таких инверсий.

Действие еще одного фактора обусловливается тем, что район Восточной Африки – прародины человека – это зона высокой тектонической активности и залегания радиоактивных руд. Радиоактивность могла повлиять на изменение генетической наследственности приматов, произошла мутация. У обезьян стали появляться дети с врожденными дефектами: кости скелета стали менее крепкими, изменилась форма черепа – он стал больше, но исчезли острые клыки, служившие обезьянам естественными кинжалами. Это ослабление организма приматов заставило их заняться орудийной деятельностью, развивать свой интеллект. Таким образом, в человека превращается не обычная обезьяна, а та, которая утратила естественную связь со средой, т.е. ослабленная физически, но с более развитыми умственными способностями.

В развитие этих версий Э. Кассирер (1874–1945) выдвинул подражательно-символическую теорию антропогенеза. В результате мутаций человек стал не только слабее животных, но и освободился от их прирожденных инстинктов (табу), например преодолел страх огня. Человек начал присматриваться к поведению других животных, как бы учиться у них, например у бобров, строящих плотины и обрабатывающих дерево. При этом человек начинает познавать мир с помощью символов – слов-понятий, жестов, знаковых систем, заменяющих конкретные предметы и действия. Если у животных существует прямая реакция на внешние стимулы и раздражители, то человек подвергает свои ответные реакции мысленной обработке.

Периодизация первобытной истории

Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века – каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» – около города Шель в Северной Франции, «Костенки» – от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня – нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем.

Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X–VII вв. до н.э.– среди племен, обитавших на Северном Кавказе (скифы, киммерийцы), в Поволжье (дьяковская культура), Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

1) эпоха первобытного стада;

2) эпоха родового строя;

3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все названные системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. Поэтому оптимальная система периодизации должна учитывать наибольшее число показателей развития общества.

 

2.2. Материальная культура и социальные отношения

В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности – потребляющее и производящее хозяйство, что в известной степени соответствует библейским преданиям – эдемский и послеэдемский периоды.

На первом этапе люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства – камни, палки. Постепенно от необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.

Важными моментами в развитии производительных сил явились открытие способа добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Но средства труда оставались примитивными и исключали возможность воздействия людей на природу в одиночку. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. В это время господствовали уравнительные отношения (эгалитет).

Второй этап первобытного способа производства начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а в конечном счете явилось одним из факторов, приведших к образованию государства.

Человек раннего палеолита, или периода дикости, являлся стадным животным. Само изготовление орудий труда было мыслимо только в коллективе, ибо коллектив был хранителем навыков, примитивного производственного опыта, передачи его другим поколениям. Во главе стада стоял вожак – мужчина или женщина. В стаде существовал промискуитет, т.е. неупорядоченные половые отношения, что, возможно, не исключало создания более или менее устойчивых брачных пар или гаремных отношений.

В позднем палеолите прежняя архаичная стадность уступает место более высокой организации общества:

1. От основного стада (точнее, это уже племя) отпочковываются более мелкие группы – роды, способные вести хозяйство самостоятельно. Между этими коллективами поддерживаются производственные связи и родственные отношения.

2. Внутри каждой из этих групп (родов) запрещаются брачные связи – вводится экзогамия (от греч. «экзо» – вне, «гамо» – брак). Одновременно поощряются брачные связи молодых людей с представителями другой родственной группы (рода), т.е. вводится эндогамия (от греч. «эндо» – внутри). Таким образом, формируются крупные устойчивые сообщества родственников – экзогамные роды и эндогамные племена.

3. Внутри рода происходит естественное разделение труда по признаку пола. Одни производственные функции выполняют только мужчины (преимущественно охота, не приносящая стабильного результата), другие – женщины (собирательство, рыбная ловля, гончарное дело, организация лагерного быта и т.п.). Это способствует повышению авторитета женщин в коллективе. Важно и то, что в то время отсутствовало понятие отцовства – дети знали только свою мать. Таким образом, возникает матриархат (от греч. arche – власть, лат. mater – мать).

Такое усложненное и упорядоченное устройство первобытного человеческого коллектива получило название родовой общины, или родового строя, который пришел на смену стадной организации. Родовая организация была демократичной: все были равны и свободны. Однако общепринятые традиции и обычаи подавляли интересы отдельных членов рода, сковывали их свободу и инициативу. Поэтому дальнейшее развитие производственных отношений, семьи и личности становилось возможным лишь через распад первобытно-общинного строя.

С развитием производства в позднем неолите и бронзовом веке (плужное земледелие, домашнее скотоводство, ремесла) произошли глубокие изменения в семейных отношениях – «революция в семье», которая стала моногамной (парной).

Мужчина осваивает ведущие отрасли семейного хозяйства, становится производителем основного дохода в семье, а следовательно, главой этого микроколлектива. Произошел переход от матриархата к патриархальным отношениям в первобытном обществе. Новый тип семьи способствует подрыву родовой общины: большие трудовые коллективы становятся ненужными, основной производственной ячейкой становится семья. Объединение таких малых семей приводит к возникновению соседской территориальной общины. Старая родовая демократия уступает место новой форме политической организации – военной демократии. При этом укрепляется положение вождя – должность становится наследственной, с большими полномочиями. Таким образом, эволюция социально-экономических и политических факторов приводит к замене родового строя государством.

Государство опирается не только на копья дружинников, но и на закон, который создается на основе старых родовых норм и новых начал, регулирующих жизнь частнособственнических коллективов (семей), а также на религию, которая осуществляет сакрализацию (освящение) светской власти.

Итак, организация первобытного общества прошла сложную эволюцию – от стадной анархии до родовой демократии и далее к жестко функционирующему государственному устройству.

 

2.3. Духовная культура

Культурологические теории происхождения искусства

Реконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок – искусно обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т.п., а также этнографических материалов, свидетельствующих о развитии религии, мифологии, морали, музыкального и художественного творчества отсталых народов. Г.В. Плеханов (1856–1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному» [7, с. 47]. Это суждение является крайним выражением материалистического понимания истории.

Ф. Энгельс проявлял большую осторожность в подобных реконструкциях. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства [9, с. 490]. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.

Важным является вопрос о цели, назначении первобытного искусства. Здесь также нет единого ответа. В советской историографии преобладало мнение, что искусство, как и знание, – это одна из форм познания реального мира. Для древнейших этапов истории характерна нерасчлененность (синкретизм) человеческого сознания, в котором переплетаются элементы нравственные, религиозные, эстетические, а также зачатки научных знаний, которые развиваются и используются в процессе практической деятельности.

Другой подход заключался в том, что искусство не зависит от общественной жизни и производственной практики. Эти взгляды лежат в основе представлений о «чистом искусстве», об «искусстве для искусства», т.е. идеалистических воззрений. Делается вывод, что корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы людям «свыше».

Различны представления ученых и о происхождении искусства. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864–1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре – бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

А. Шопенгауэр (1788–1860) также исходил из биологического толкования происхождения искусства, но рассматривал этот феномен более прозаично: человек (художник) создавал произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетет паутину, не сознавая цели. С.Рейнак (1858-1932) выдвинул теорию происхождения искусства из религии, в первую очередь из магических верований. З. Фрейд указывал, что источник искусства – в бессознательном. Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе.

Не следует, очевидно, считать каждую из этих теорий абсолютной (верной или неверной). Искусство – столь яркий и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение является следствием очень многих причин – и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

Возникновение мифологии, искусства и научных знаний

Развитие мировоззрения в первобытном обществе происходило в конкретной образно-символической форме. Способом понимания мира являлось мифологическое мышление. Мифы (of греч.– предание, сказание) – это насыщенные эмоциями и реальными представлениями сказания о фантастических существах, окружающих предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность. На основе мифологии уже на стадии цивилизации возникла философская картина мира, а также сложились различные литературные формы и жанры. Древние мифы со временем вошли в священные книги современных мировых религий. Именно в глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира всемогущим Богом, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Например, идею о том, что первый человек был вылеплен из глины богиней Энки, высказывали еще древние шумеры. Позднее этот миф заимствовали вавилоняне, ассирийцы, он вошел в Библию и Коран. О влиянии мифологии на изобразительное искусство свидетельствует то, что многие мифы как бы проиллюстрированы в рисунках эпохи неолита и бронзы.

Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры. Первооткрывателем древних рисунков считается французский нотариус и энтузиаст-исследователь Андре Буйе, который в 1833 г. в глубине пещеры близ селения Шафо (южная Франция) обнаружил настенную живопись. Изучение живописи первобытных художников российскими и зарубежными учеными (А.П. Окладников, С. Рейнак, М. де Саутола, А. Брейль и др.) позволяет детально охарактеризовать этот вид искусства.

1. Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита (мустье) – 100–35 тыс. лет назад. Именно тогда у неандертальца формируются на основе интеллекта эстетические представления.

2. Изображения носили стихийно реалистический характер. Нарисованы конкретные виды животных, часто в натуральную величину, сцены охоты с применением совершенных приемов и орудий (засады у речных переправ, применение копий, дротиков и т.п.).

3. Рисунки имели магическое назначение. Изображались преимущественно промысловые животные, что соответствовало идее привлечения полезных животных на территорию обитания племени или идее размножения этих животных.

4. Палеолитические рисунки были не только произведениями искусства, порой они носили характер знаковой информации. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции) дополняли реалистические изображения, давая более широкую информацию – направление пути, число убитых животных, план местности и т.д. То есть это – зачатки письменности в форме пиктографии.

5. Краски применялись естественные и минеральные. Например, специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью или жиром.

6. Расцвет реалистического рисунка был достигнут в период позднего палеолита (мадлен). В неолите отмечается преобладание схематизма изображений, уменьшение их размера, но чаще изображаются люди, мелкие животные и птицы, которые стали основным объектом охоты. Этот отход от принципа натурализма свидетельствовал как об изменении хозяйственного уклада древнего населения, так и о развитии абстрактного мышления художников.

7. Особая отрасль изобразительного искусства, не угасшая со времен палеолита,– орнамент. В период неолита искусство орнамента усложняется и принимает невиданный размах в связи с развитием керамического производства. Археологи и этнографы по характеру орнамента определяют территории миграции различных племен.

8. Важное место среди произведений первобытного изобразительного искусства занимает пластика, т.е. изготовление скульптур. На древних стоянках России обнаружено около 1/3 мировых «запасов» скульптурных изображений человека, преимущественно изображений обнаженных женских фигур – «Венер». Эти женские фигуры имели глубокий социальный смысл – символ плодородия, культ матери-земли, свидетельство появления материнского рода (матриархата).

Загадкой древности являются мегалитические (от греч.– большой камень) сооружения. Они воздвигались во многих регионах мира со времен позднего неолита и достигли расцвета в век бронзы. Различны их формы и назначение. Менгир – отдельно стоящий камень высотой до 20 м. Дольмен – это два (или более) крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих - погребальную камеру. Кромлех – самая сложная мегалитическая конструкция, состоящая из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. Самый известный кромлех – Стоунхендж был возведен в Англии около 1900-1600 гг. до н.э. Английский ученый-астроном Дж. Хокинс с помощью ЭВМ убедительно доказал, что это сооружение было не только местом ритуальных церемоний и погребений, но и астрономической обсерваторией, позволяющей с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года и даже предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Таким образом, уже в первобытном обществе на основе длительных систематических наблюдений за природой и самим человеком возникли зачатки научных знаний, которые носили преимущественно прикладной характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.