рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.:

• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой народом на 4 года, и Сенатом.

Исполнительную власть осуществлял Совет Министров.

1870 - Поражение империи во Франко-Прусской войне - во Франции установлена III Республика.

Был установлен институт парламента (сначала временно, до приглашения монарха, но потом о кандидатуре монарха не договорились). Единой конституции не существовало.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, но он только ее глава. Президента избирает Национальное Собрание и Законодательный Корпус на совместном заседании абсолютным большинством обеих палат. Президент - французский гражданин или иностранец, кот. жил во Франции 10 дел, возраст 20 лет. Президент имел право издавать декреты(НПА) и послания (изложения его точки зрения).

Президент обнародовал законы в течении месяца. Правительство назначал и отправлял в отставку Президент, но оно отвечало перед Палатой депутатов.

РМ - Президент.

25.02.1875 - Учредительный закон - Ст.1 - Законодательная власть - Палата депутатов и сенат. депутат - на 4 года - 20 лет - всеобщим голосованием. Военнослужащие, чиновники и государственные служащие лишались избирательных прав.

Сенат - 75 пожизненных сенаторов. Президент становился сенатором по истечении срока, остальные сенаторы из 306 чел. - избирались на 9 лет с сорокалетнего возраста.

Полномочия Законодательного Корпуса.

1. Палаты могли инициировать пересмотр Конституции на совместном заседании.

2. Текущее законодательство - палата зак. совместно с Сенатом.

3. Бюджет вотировался в каждой палате отдельно.

4. Палата Депутатов выдвигала обвинения против гос. чиновников, которых судил сенат.

 

34. ФРАНЦУЗСКИЙ ГРАДЛАНСКИЙ КОДЕКС (КОДЕКС НАПОЛЕОНА 1804 ГГ.): СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ВЕЩНОЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ, СЕМЕЙГОЕ И НАСЛЕДЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Рассмотрим основные черты буржуазного гражданского права на примере классического кодекса Наполеона.

В годы правления Наполеона была проведена кодификация основных отраслей французского права: в 1804 г. – ГК, в 1807 г. ТК (торговый). Наличие наряду с ГК ТК – дуализм французского частного права.

В 1808 г. УПК и в 1810 г. – УК.

Наполеон непосредственно принимал участие в определении структуры и содержания ГК, но основная его заслуга была в том, что он создал комиссию, включив в нее с одной стороны ученых-правоведов, знатоков Римского права, а с другой стороны, юристов практиков и знатоков французского кутюмного права. ГК основан на реципированном Римском праве. Влияние Римского права предопределило институциональную структуру кодекса: о лицах, о вещах, об обязательствах.

В соответствии с этим кодексом были выделены 3 книги:

кодекс начин. с не небольшим ввод. титула, в которой определяется порядок вступления кодекса, его действие во времени и пространстве (гражданский закон не имеет обратной силы). Большое значение имеет 4-я статья, в которой судье запрещается отказывать в защите нарушенного права, ссылаясь на молчание или немоту закона. Тем самым преодолевался формализм феодального права.

Первая книга посвящена определению субъектов гражданского права и семейно-брачного права. Кодекс подтвердим отмену феодальн. пран. сословности и закрепления равенство граждан перед законом.

Субъектами гражданского права признавались только физические лица и не упоминаются юридические лица. Это объясняется тем, что кодекс был принят в эпоху классического капитализма, когда представителями имущественных отношений выступали отдельные индивиды. Кроме того, наличие коллективных представителей права – это характерная черта именно феодального общества, поэтому оценивалась как пережиток прошлого.

Регулирование семейно-брачных отношений характеризуется консерватизмом. С первой статьи кодекс закрепил светский брак и разрешил развод, с другой стороны кодекс открыто закрепляет главенство мужа и отца семейства. Жена не имеет права заключать сделки с согласия мужа. Жена обязана была следовать за своим мужем. Измена жены была безусловно поводом для развода, т. к измена мужа приводила к разводу лишь тогда, когда она жила с женой.

Брачный возраст был установлен для женщин с 15 лет, для мужчин с 18 лет. Но до достижения соответственно 21 и 25 лет брак допускался с разрешения родителей.

Вторая книга кодекса посвящена вещному праву и называется об имуществах и различных взаимоотношениях собственности. В этой книге дается понятие вещей и их классификация. Большое внимание было уделено делению вещей на движимые и недвижимые. В отличии от классического Римского права в кодексе презумпция добросовестного владения действовала в отношении движимых вещей, тогда как владелец недвижимости должен был сам доказать законность своего владения.

В 544 статье дается классическое определение буржуазной частной собственности как право пользоваться, распоряжаться вещью наиболее полным образом, но в пределах закона.

В кодексе право частной собственности трактуется наиболее широко. Так, 552 ст. определяет, что собственник земли имеет право не только на то, что находится на поверхности, но и на то, что находится под землей и над землей без ограничений.

Наряду с собственностью в кодексе названы и иные виды вещных прав, например, сервитут.

3 книга посвящена обязательному праву и называется "о различных способах приобретения собственности".

В этой книге называются способы приобретения имущества: наследование, дарение между живыми, в силу обязательств.

35. УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО – ПОЦЕСУАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. (УК 1810 Г., УПК 1808Г)

Первый ГК Франции был создан еще в 1781 г., но в ходе революции было издано множество отдельных уголовных законов, поэтому в 1810 г. был принят новый УК. В отличии от ГК в УК было много пережитков феодализма, например, сохранение смертной казни, клеймение, не был определен возраст уголовной вменяемости.

Но, не смотря на это в УК воплощены и признаны принципы буржуазного уголовного права: законность, ответственность только за вину, равенство граждан перед уголовным законом, уголовный закон не имел обратной силы.

В УК все правонарушения делились на 3 группы, в зависимости от вида наказания:

самые тяжкие – уголовные преступления, за которые мучительные или разоряющие наказания,

уголовные проступки, за которые установлены исправительные наказания – тюремное заключение, лишение определенного права, крупные штрафы,

правонарушения, за которые установлены полицейские наказания, небольшие штрафы, арест на 5 суток.

УК в первой редакции сохранил квалификацию смертной казни.

УПК Франции был принят в 1808 г. и вступил в действие вместе с УК 01.01.1811 г. В этом кодексе были заимствованные некоторые черты английского судебного процесса: введен суд присяжных, но в целом в УПК закрепился смешанный тип судебного процесса.

На первом этапе предварительного следствия процесс носил розыскной характер, т.е. дело возбуждалось самим органом по заявлению потерпевшего. Следствие велось негласно и обвиняемый не имел право пользоваться услугами адвоката. На втором этапе судебный процесс строился на началах состязательности, т.е. подсудимый мог пригласить адвоката, свидетелей, мог задавать вопросы, заявлять ходатайства.

В отличии от Англии, во Франции не был воспринят институт большого жюри. Коллегия присяжных не просто выносила вердикт, а отвечала на отдельные вопросы профессионального судьи. Решение принималось не единогласно, а большинством голосов.

36. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ (БИЛЛЬ О ПРАВАХ, ТРЕХГОДИЧНЫЙ АКТ, АКТ ОБ УСТРОЕНИИ, СЕМЕЙНЫЙ АКТ)

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIK в., заложившими основы британский модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление "ответственного правительства". Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать "правительство его величества". Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе "конвенциональными нормами". Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое "отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени "Его Величества", но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет". Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, "резервом" на случай чрезвычайной ситуации. Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 - 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый "теневой кабинет". В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом - в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений. Таким образом, в течение этих в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным "гнилым местечкам" с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же Время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.

37. СЕВЕРО – АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 18 В. И СОЗДАНИЕ САСОСТОЯТЕЛЬНОГО ДЕМОКРАТИЧНОГО ГОСУДАРСТВА США. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Первая английская колония на атлантическом побережье Северной Америки была основана в нач. XVII в. В последующем появились 12 колоний, растянувшихся вдоль средней части побережья. . Более полутора столетий после основания англоязычных поселений в Северной Америке обстановка в них оставалась относительно спокойной. Основную массу населения составляли фермеры-крестьяне, владевшие относительно небольшими участками земли. К концу 70-х гг. XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн человек, включая 500 тыс. рабов. Английское правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта английских товаров и проводила политику сдерживания развития колоний. Английский парламент и король запрещали в колониях производство железных изделий и тканей. Было предписано вывозить их готовыми из Англии. Торговля с др. гос-ми также запрещалась, чтобы английские купцы могли свободно поднимать цены на свои товары. Появилась серия закон-ных актов, увенчавшихся Актом 1756 г. о гербовом сборе со всех коммер-х сделок, лицензий и объявлений в газетах, средства от к-рого должны были пойти на покрытие расходов на оборону колоний и управление ими. Американцы ответили на это решительными действиями. Начались открытые массовые антиправительственные выступления. В колонии были посланы английские войска. Однажды английские купцы привезли в Бостон большую партию чая, который был обложен парламентом особым налогом. Жители колоний не хотели признавать право английского парламента облагать их налогами. Переодетые индейцами бостонцы напали на корабль и выбросили ящики с чаем в море ("Бостонское чаепитие"). Английские власти закрыли бостонский порт для торговли. Во всех 13 колониях началось восстание. Колонии стали объявлять о своем отделении от Англии. Амер-кая рев-ция началась как нац-но-освоб-ное движение, переросшее затем в войну за независимость. Особенность революции: она была и нац-но-освоб-ным, и нац-но-объединительным и антифеодальным движением. В Филадельфии в 1974 г. собрался 1ый Континентальный конгресс представителей всех колоний. Конгресс призвал к бойкоту английских товаров, составил петицию к королю, в к-рой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. Англ-ое прав-во начало воен. действия. В мае 1775 г. открылся континен-ный конгресс. Участники конгресса склонились к разрыву с Англией. Конгресс признал своей армию из партизанских отрядов и назначил главнокомандующим Дж. Вашингтона - решительного сторонника независимости, способного военачальника. Британские войска и "минитмены" столкнулись в колонии Массачусетс. Первые военные действия не дали ни одной из сторон значительного перевеса. В июне 1775 г. около 1 тыс. британ. солдат и офицеров погибли при штурме высоты Банкер-Хилл под Бостоном, и к марту 1776 оставили город. Генерал Уильям Хоу нанес поражение Вашингтону в Лонг-Айлендском сражении, вынудив его оставить Нью-Йорк. Американцы обратились к Франции за помощью и получили значительную поддержку.4 июля 1776 г. вновь созванным 3им континен-ным конгрессом была принята "Декларация независимости" - заявление об отделении от Англии и полной самостоятельности бывших колоний. Она объявляла, что угнетение колоний Англией противоречит неотъемлемым правам человека на свободу, жизнь и стремление к счастью, и что колонии объединяются в Соединенные Штаты Америки и "являются свободными и независимыми государствами". Были учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Народ имеет право изменить, уничтожить, учредить новое правительство. Этот документ провозгласил принцип национального суверенитета и признал за народом право на революцию. В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный док-т; получивший название "Статьи конфедерации". Согласно ему штаты объединялись в конфедерацию (США). Каждый штат сохранил свою независимость и все права, кроме тех, к-рые передавались конфедерации. Представители штатов учредили Конгресс для ведения общих дел. Каждый штат при решении вопросов в Конгрессе имел 1 голос. Был создан союз гос-в - конфедерация, а не единое гос-во. В1778 г. британские силы под командованием Дж. Бергойна капитулировали под Саратогой. Франция послала американцам сухопутные и воен. -мор-е подкрепления. В 1781 г. объединенная амер-но-франц-кая армия окружила войска ген-ла Корнуоллиса на полуострове Йорктаун в Виргинии. Корнуоллис капитулировал, что означало конец воен. действий. Мирные переговоры в Париже завершились в 1783 г., где Велик-ия признала независимость США. Война не только утвердила амер-ую независимость, но и способствовала либерализации жизни в Америке. Рабство было упразднено на тер-рии север. штатов. Были отменены дворянские титулы, англиканская церковь потеряла статус официальной

38. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 Г. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1789 – 1791 Г

Причины перехода к конституции - после окончания войны в стране обострилась классовая борьба, бедняки и рабочие требовали бесплатной земли и отмене всех долгов. Ряд восстаний были жестоко подавлены властью. Такие выступления бедняков сплотили плантаторов и буржуазию, и они (богача) стали втайне от народа готовить конституцию.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат).К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями, чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти.16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно. Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции. Федеральный суд выполнял роль “сторожа” при конгрессе на тот случай, если в составе конгресса окажется большинство радикалов. Правовое положение Верховного суда является уникальным/

Билль о правах 1791 г. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции 1787г. прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст.1). Право иметь и носить оружие (ст.2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст.3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст.4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию (ст.5). Право на адвоката (ст.6). Запрет жестокие наказания (ст.8). В сочетаниями с этими положениями конст приобрела большую прогрессивную направленность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.