рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Политическая ссылка в Олонецкой губернии второй половины ХІХ в.

Корелы живут в северо-западной части О. губернии: во всем почти Олонецком уезде (кроме прибрежья Свири), северо-западной части Петрозаводского и большей, северо-западной части Повенецкого уезда.

Чудь занимает верхнее течение реки Ояти, в юго-восточной части Лодейнопольского уезда, и несколькими селениями переходит в Вытегорский уезд; сверх того, сохранился островок чуди, близкой к обрусению, на западном берегу Онежского озера, к югу от Петрозаводска, олонецкие корелы, а равно и чудь, в антропологическом отношении не представляют из себя чистых финнов; поглотив некоторую часть русского элемента (например в окрестностях Олонца), они говорят языком, заимствовавшим массу русских слов для обозначения культурных понятий, имеют общинное землевладение и почти те же обычаи, как у соседних русских крестьян, поют русские песни и считают для себя совершенно чужими финляндских корелов-лютеран. Чудь и почти все корелы православные; небольшая часть корелов придерживается раскола.

Русское население говорит новгородским наречием и удержало в своем языке немало древних или своеобразных слов славянского корня, позаимствовав также кое-что из финских языков. Заонежско-пудожский говор выделяется своим ударением: оно ставится как можно дальше от конца слова (влияние корельского языка). Ладвинские стекольщики (русские) имеют свой особый ("билямский") язык, подобно офеням. Академия наук предпринимает издание словаря слов Олонецкого. наречия, собранных Г. И. Куликовским. До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую.

В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.[20]

Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской[21] (см. статью, и артель. Уцелели такие обычаи, как увод невест (Каргопольский уезд) и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов, "завичоных Илье пророку". Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.

 

1.2 Специфика обвинений политического характера ссыльных Олонецкой губернии

В данном разделе главы дипломной работы представлены ссылки на политические документы, которые касаются непосредственно причин ссылок в Олонецкую губернию из окраинных губерний России, ставших ныне самостоятельными государствами.

Перед рассмотрением политической ссылки поляков в Олонецкую губернию, обратимся к истории ссылок в нашей стране.

На всем протяжении русской истории практиковалась принудительная отправка государственной властью наших соотечественников — да и иностранных граждан — в отдаленные места для временного или пожизненного там пребывания. Целью ссылки было удалить вредных в политическом отношении людей, а также наказать и исправить преступников.

Уровень политической терпимости государства – это, своего рода показатель соответствия политического преступления последующему наказанию.

Трансформация политической системы государства тесно связаны с изменением ее институтов. Прежде всего, это затрагивает сферу законотворчества, потому как именно эта сфера осуществляет работоспособность новой политики со стороны властей, а также меняет содержание понятия политического преступления.

В русском праве XVI в. упоминается «выбытие из земли вон». Это было выдворение из волости, посада или села; такое наказание определялось за ябедничество и за вторую татьбу. К XVII столетию уже возникает относительно четкая дифференциация наказаний ссылой.

Во-первых, ссылка в тюрьму; в основном для религиозных преступников и опальных.

Во-вторых, ссылка в посад (в город); для лиц непреступных.

В-третьих, ссылка в службу; имеются в виду разжалованные и посланные в другую местность на государственную службу.

В-четвертых, ссылка на пашню; ссылаемые в Сибирь наделялись землей и ссудой.

Как уголовное наказание ссылка впервые называется в указе 1582 г., определявшем за некоторые преступления торговую казнь с переводом в казаки — в окраинные города. До Соборного уложения 1649 г. ссылка в основном применялась в отношении опальных бояр и не слишком опасных политических преступников.

По Уложению же ссылке подлежали все тати, мошенники и разбойники после отбытия ими тюремного заключения; затем корчемники и табашники: первые после кнута, вторые — с урезанными носами и рваными ноздрями; а также подьячие, склонные к тому, «чтобы пошлинами покорыствоваться», посадские тягловые люди, которые во избежание уплаты налогов «учнут за кого закладываться и называться чьими крестьяны и людьми». Вскоре после Уложения следует несколько указов, по которым ссылка назначается как самостоятельное наказание. Ей подлежат убийцы «пьяным делом в драке, а не умышлением»; те, «кто у себя медные деньги держать учнет»; «укрыватели краденого; уличенные в краже с пожара». Позже ссылкой наказывали лиц, виновных в насильственном освобождении «оговорных людей», того, кто «с пьянства наскачет на лошади на чью жену и лошадью ее стопчет и повалит и тем обесчестит»[22].

Практика ссылки берет свое начало ссылки ко времени царствования Федора Иоанновича.

Первым ссыльным, как повествует о том история, был в 1593 г... никто иной, как медный угличский колокол, весивший 19,5 пудов и сосланный в Тобольск в наказание за то, что он своим набатным звоном возмутил жителей города Углича к расправе над убийцами царевича Дмитрия во время его совершения этого убийства 15 мая 1591 г. По народному преданию, он был бит кнутом с вырыванием у него уха.

В том же году были сосланы граждане Углича, виновные в убийстве царевича Дмитрия, отправленные Борисом Годуновым в Пелым.

Понятие ссылки возникло одновременно с освоением новых земель. Она, фактически, стала одним из основных факто ров их принудительного за селения.

Уголовная же ссылка оформилась указом 1653 г., когда ею заменили смертную казнь для воров и разбойников. При царе Алексее Михайловиче, указом было решено смертную казнь для воров и разбойников заменить наказанием кнутом с отсечением перста у левой руки и ссылкою с женами и детьми.. Т. о., в нашем древнем уголовном кодексе ссылка является смягчающим наказанием, что законодатель и определяет словом «пожалованием».

С 1669 г. ее начинают применять еще в больших размерах, и она является дополнительным наказанием в тех случаях, в которых назначалась ссылка в отдаленные города, именно – для бродяг, воров.

В числе других наказаний ссылка назначается раскольникам и всем, кто «меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж», за прошение милостыни «притворным лукавством», земским старостам и целовальникам — за злоупотребления по сбору денег, за стрельбу из ружей в городе Москве.

В начале XVII в. изгнали немало целовальников: «возмутил их разум диавол», и стали они делать на монетном дворе из своей меди деньги наравне с царскими. До XVIII в. преступников ссылали целыми семьями — с женой и детьми. Получалось, что наказывались невинные люди. Не все ссыльные вели себя примерно. Многие «своими трудами питатися не хотят, только того усматривают, что своровать, за промысел никакой не принимаются, свои статки и заводы пропивают и бегут в старину». Ссыльные сколачивались в шайки грабить инородцев и местных русских крестьян.

Слово каторга означает в греческом языке гребное судно, галеру. В России же сначала имелась в виду отдача на тяжелые принудительные работы по строительству портов и крепостей. Каторгу разделяли на вечную и временную. Вечная назначалась вместо смертной казни и сопровождалась кнутом и клеймением. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». [23]

Ссылки на поселение при Петре уже практически не существовало. Елизавета Петровна отменила смертную казнь, взамен определив преступникам вечную каторгу. Применялись также вечная ссылка, ссылка на поселение, на житье. Последняя мера относилась к привилегированным лицам. Первыми местами ссылки в России стали Архангельск, Устюг, Пустозерск, Симбирск, Уфа, Сибирь. Позднее стали ссылать и в Азов, Оренбург, Таганрог. В 1719 г. на Кавказ выселили раскольников. Далее места ссылки прирастают Иртышом, Охотским морем, Забайкальем.

Ссыльнопоселенцев в 1822 г. разделили на шесть классов. Первым классом обозначались поселенцы, наказанные плетьми, которые должны были работать на заводах вместе с каторжными год, получая за это жалованье.

Второй класс — дорожные работники. Это были ссыльные за незначительную вину. Через пять лет хорошего поведения они могли быть приписаны к государственным крестьянам.

В третий класс входили ремесленники, работавшие в специальных ремесленных домах.

Ссыльные четвертого класса не знали никаких ремесел, их разрешалось брать местным жителям в услужение.

Пятый разряд — сельские рабочие.

Шестой разряд — неспособные ни к какой работе. Их приписывали к волостям на вольное пропитание или помещали в больницы и приюты.

По действующему в начале XIX в. праву местом ссылки административной и на житье была Западная Сибирь, а на поселение и в каторгу отправляли в Восточную Сибирь.

На практике каторжные отбывали наказания и в центральных тюрьмах Сибири, и на Сахалине. Обеденный привал партии арестантов На Север стали ссылать рано. В 1560 г. при Иване Грозном был «удален» в Соловецкий монастырь влиятельный в Москве поп Сильвестр. Тогда-то, наверное, и стала соловецкая сторона местом ссылки. Спустя сто лет в тех местах возникли новые ссыльные поселения: Пустозерский и Кольский остроги и Никольский Карельский монастырь — при впадении Северной Двины в Белое море.

Массовая ссылка поляков берет свое начало еще со времен восстания в 1794 году Тадэуша Костюшко [24].

В первой половине XIX века массовое поступление поляков в сибирскую ссылку возобновилось, что было связано с активизацией национально-освободительного движения в Царстве Польском (1830-е гг.) и началом реакционной политики Николая I. Следующая волна массовой ссылки поляков наблюдается в 1860-е годы, в связи с усилением национально-освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии (восстание 22 января 1863 г.)

Многие факторы исторического процесса спровоцировали появление польской политической ссылки.

Уничтожение независимого польского государства спровоцировало появление поляков в структуре населения Российской империи.

Некоторые проблемы, характерные для национальной политики и обеспечения целостности государства 1860 - начала 1880-х гг., весьма актуальны и в настоящее время. Период первой половины 1860-х гг. характеризуется возникновением кризисной ситуации в национальной политике России.

Приток огромного числа политических заключенных в разные регионы Российской Империи явилось результатом подавления восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском и западных губерниях.

Однако данный процесс имел и другую сторону. Это событие поспособствовало взаимодействию диалога разных культур.

В современной Российской Федерации, в вопросах формирования национальной политики, изучение опыта межэтнических контактов является одним из наиболее важных вопросов.

Польская ссылка занимала важное место в политической ссылке Российской империи, имела свои особенности и способствовала изменению законодательства о ссылке. Понятие «польская политическая ссылка» следует понимать, как насильственная высылка в Сибирь поляков за участие в общественно-политических движениях на территории польских земель и Центральной России. Под поляками понимаются уроженцы Царства Польского.

В пореформенный период основными причинами ссылки поляков в сибирский край было участие не только в национально-освободительном движении в польских землях, но и в других движениях как в Царстве Польском, так и в Центральной России.

В связи с этим широко применяется общепринятая периодизация истории польской политической ссылки 1860-1890-х гг.:

1) 1860-е годы - ссылка участников национально-освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии в 1863-1864 гг.;

2) 1870-е -начало 1880-х годов - ссылка участников русских народнических организаций и первых польских социалистических кружков;

3) вторая половина 1880-х-1890-е гг. - ссылка поляков, представителей социалистических и социал-демократических партий.

Следует обратить внимание на то, что при учете выявленных особенностей ссылки поляков в Западную Сибирь (в частности, проблемы их адаптации) пореформенного периода исследователи выделяют новую периодизацию ссылки польских политических заключенных в Западной Сибири:

1) устройство быта поляков в сибирском изгнании (1860-е гг.);

2) жизнь и деятельность в Сибири, завершение первоначальной социально-экономической и социокультурной адаптации (1870-е гг.);

3) возвращение на родину после амнистии 1883 г. или продолжение жизни в Сибири (1880-1890-е гг.) [25]

В этой связи, очень перспективными являются исследования посвященные экономическим, социокультурным особенностям адаптации польских ссыльных к сибирским условиям. Выявляются особенности в отношении модификации национальных традиций в местах ссылки, вариантов межэтнических коммуникаций поляков с представителями других этнических и конфессиональных сообществ, проживающих на территории региона.

Таким образом, затронутая тема может быть полем профессиональных интересов самых разнообразных профессионалов в области науки, таких как этнологи, социологи, культурологи и др.

Общее число каторжан и ссыльных по этому восстанию превышало 22 тыс. человек. После отбытия сроков заключения повстанцев отправили на поселение в разные места Сибири. Часть из них поселилась в Иркутске. Среди поляков было много представителей интеллигенции: ученые, врачи, педагоги, писатели, художники, а также искусные ремесленники. Заметную роль в развитии науки и культуры Иркутска и вообще Сибири сыграли зоологи Дыбовский и Годлевский, геологи Черский и Чекановский, археолог Витковский, художники Вроньский и Зеньковский.

В 1883 г. полякам было разрешено возвратиться на родину. Одни из них вернулись в Польшу, другие остались в Сибири до конца своих дней, а их потомки стали сибиряками.

Нередко в работах чиновников, которые обеспечивали надзор в местах заключения, находились интересные материалы в отношении содержания арестантов, это своего рода были рабочие заметки «по долгу службы».

Так по словам С.С. Хрулева и М.Н. Галкин-Врасского, в связи с развитием общественно-демократического движения, назрела необходимость изменить законодательство о ссылке и реформировать систему управления[26].

Для более полного представления условий, в которых находились ссыльные, рассмотрим развитие Олонецкой губернии именно 60-70 годов.

В первой половине XIX века темпы экономического развития резко замедлились; даже крупные металлургические заводы Александровский и Кончезерский пришли в упадок, не выдержав конкуренции с уральскими предприятиями, располагавшими лучшими и более дешевыми рудами. Оборудование на заводах, в лесопильной промышленности и в солеварении устарело. Все это привело к ухудшению положения рабочих.

В начале XIX века, Олонецкая губерния представляла собой крайне бедный и отсталый регион страны.

В этой связи, в 60-70 годы в Олонецкая губерния превратилась в место ссылки для неугодных лиц царской России.

В Олонецкой губернии первые ссыльные появились в 1830-е гг., однако особенно быстро их число возрастало во 2-й пол. 19 в.: 1858 - 365 чел., 1865 - 991, 1883 - 2622.[27]

К кон. 19 в. их число в Олонецкой губернии. достигло 3 тыс. и оставалась на этом уровне до 1917 (ок. 1% всего нас.). Основная масса переселенцев проживала в Петрозаводском (35%), Олонецком (24%) и Вытегорском (20%) уездах и была занята в промышленности, ремёслах, на строительных работах и лесозаготовках. [28]

Можно привести основные политические деяния, по которым ссылали в Олонецкую губернию:

- проповеди, которые имели антиправительственное и антироссийское содержание - 10%;

- участники национально-освободительных движений, боровшиеся за свободу крестьян – 52%;

- члены народнических, революционных организаций, которые в 60-70 годы имели тенденцию к развитию -25%;

- участники различных забастовок – 5%;

- участники и лидеры мусульманских антирусских движений – 8%.[29]

Большая часть ссыльных были дворянами, которые проживали в Польше, Украине, Белоруссии.

Общий характер всех политических ссыльных и их дел имел публицистическо - образовательный характер, но основную массу ссыльных составляли участники восстаний. К одним из таких ссыльных можно отнести участников крупнейшего национально-освободительного движения, вошедшего в историю под названием Польского восстания 1863-1864 гг.

Одним из важнейших событий, как российской истории, так и истории соседних государств, в первую очередь Польши является восстание 1863-1864 годов, которое охватило территории Царства Польского, Литвы, Западной Украины и Белоруссии.

С первых волнений руководство страны стало применять карательные методы в своей политике в отношении мятежников. Самым распростроненным методом борьбы с революционерами, как и прежде, была ссылка в отдаленные места империи. Олонецкая губерния, занимавшая в то время часть Европейского Севера России, включая территории современной Карелии, как раз и стала таким местом для многих сотен польских ссыльных.

В Олонецкую губернию попадали политические заключенные, которые были замешаны в истории польского восстания. Другое название восстание – январское, так как свершилось оно в январе месяце.

Понятие «поянварская ссылка» трактуется как насильственная переправа в отдаленную местность для отбывания определенного срока, либо пожизненно, тех лиц, которых признали виновными в отношении подготовки и разных форм участия в Январском восстании. «Поянварская ссылка» так же носит более официальное название - восстании за независимость Польши 1863-1864 годов.

С территории Царства Польского и западных губерний было выслано свыше сорока тысяч участников Январского восстания.[30]

Большое количество ссыльных так и не вернулись на родину, их судьба остается неизвестной потомкам. До сих пор не установлены многие имена сосланных поляков, а так же их точная численность.

В этой связи, современным исследователям является приоритет задачи определения численности репрессированных повстанцев, восстановление их имен, биографий, вклада ссыльных в развитие мест вынужденного поселения.

В Олонецкую губернию в 1860-1862 гг. ссылаются "за возмутительные проповеди" антиправительственного и антироссийского содержания.

Среди которых присутствовал "главный зачинщик" политической демонстрации в Польше В. Бетхер .

Также видно, что основной контингент ссыльных - это ксендзы, дворяне, бывшие офицеры Польской армии.

Таким образом, основной спектр обвинений в политических преступлениях в 1860-1870 гг. связан с восстанием в Польше.

Это и участие в мятежах, и проповеди антиправительственного содержания, участники освободительных движений, которые боролись за национальную свободу. Участники различных революционных собраний. На всех этих людей был поставлен штамп неблагонадежен в политическом плане, опасен и представляет угрозу, а значит должен быть удален.

На рубеже 50 - 60-х годов Царство Польское находилось в состоянии острого социального и политического кризиса. Заметно усилилось крестьянское движение, особенно под влиянием отмены крепостного права в России. В апреле 1861 г. волнения охватили 160 тысяч польских крестьян, требовавших ликвидации барщины и передали им в собственность земли без всякого выкупа. Заметно активизировалась и общественно-политическая деятельность социальных верхов Польши. Учрежденное с согласия царского правительства "Земледельческое общество" превратилось в политический орган польского дворянства.

В начале 1861 г. в польском национально-освободительном движении выделились две "партии" - "белых" и "красных". Первые выражали интересы помещиков-землевладельцев и крупной буржуазии. Выступая за национальную независимость Польши, они были против открытой борьбы с русским царизмом, проявляли склонность к соглашению с ним и рассчитывали достичь своих целей путем дипломатического давления на царское правительство со стороны европейских держав.

Вторые выступали за решение не только национальных, но и социальных проблем, за активную борьбу с самодержавием - вплоть до вооруженного восстания. Партию "красных" представляли, главным образом, беспоместная шляхта, чиновничество, студенчество. Они стали создавать нелегальные кружки, ставившие своей задачей вести пропаганду подготовки вооруженного восстания.

В восстании приняли участие ремесленники, мелкая национальная буржуазия, низшие чиновники, учащаяся молодежь, беспоместная шляхта. Активно поддерживало восставших польское католическое духовенство. В костелах и монастырях создавались склады оружия для повстанцев. Однако польские помещики-землевладельцы и крупная буржуазия держались пассивно. К восстанию удалось привлечь лишь незначительную часть крестьянства. Впрочем крестьяне, взявшись за оружие, выступали даже не столько против царских войск, сколько против своих помещиков, громя их усадьбы.

Но основная масса крестьян заняла выжидательную позицию. Их возмущали контрибуции и грабежи, которые устраивали в селах повстанческие отряды. К весне 1863 г. в повстанческой армии насчитывалось до 44 тысячи человек, причем многие из них были мобилизованы насильно, с применением угроз и наказаний к не желавшим вступать в повстанческую армию. В провинции действовали "революционные трибуналы". Специальные отряды "кинжальщиков" и "жандармов-вешателей" приводили в исполнение смертные приговоры "над людьми, восстанию не сочувствующими".[31]

Восстание 1863 - 1864 гг. было слабо подготовлено и фактически вспыхнуло стихийно. Действия повстанцев были неорганизованны, разрозненны и обычно ограничивались "лесными боями" - мелкими стычками с небольшими русскими воинскими отрядами, да нападениями на транспорты и пути сообщения. Более серьезные стычки повстанцев с кара тельными войсками происходили на юге Польши, где действовали сформированные в Галиции при попустительстве австрийских властей вооруженные отряды поляков. Однако и эти отряды после первых же неудач бежали обратно в Галицию. Повстанческие отряды действовали обычно вне городов, которые в продолжении восстания оставались под контролем царской администрации.

В России не только консервативные круги, но и почти все либералы выступили с осуждением польского восстания и с одобрением карательных действий царского правительства в Польше .

Русская революционная демократия однозначно выступила в защиту польского восстания. В пользу восставших поляков вела агитацию "Земля и воля". Но особенно активно в поддержку польского восстания выступал со страниц "Колокола" Герцен. Однако поддерживая требование восставших о самоопределения Польши, Герцен не соглашался с националистической программой вождей восстания. Н.П. Огарев и М.А. Бакунин предпринимали попытки оказать повстанцам помощь оружием.

Под влиянием польского восстания 1863 - 1864 гг. российское самодержавие вынуждено было провести ряд реформ в Польше. С одной стороны, были сделаны важные уступки в социальном вопросе, с другой, проведен ряд мер, направленных на "инкорпорацию" Польши в составе Российской империи. 19 февраля 1864 г. был издан указ "Об устройстве крестьян Царства Польского". [32]

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.