рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке

Фонд оплаты труда в колхозах формировался по «остаточному» принципу: на трудодни распределялось то, что осталось после выполнения всех видов обязательных поставок государству. С учетом того, что колхозы в годы четвертой пятилетки сдавали государству половину всего произведенного зерна, больше половины мяса и молока, а заготовительные цены на эту продукцию не возмещали даже затрат на их производство, в 1945 году уменьшились в 2 с лишним раза выдачи на трудодень в целом по СССР [70]. Доходы большинства колхозов были низкие, не обеспечивающие достаточную оплату труда и необходимое расширение производства. В 1949 г. более половины колхозов страны имели ежегодный доход менее 50 тыс. руб. (в ценах тех лет) [71]. Этого едва хватало на самое необходимое, без чего ведение сельскохозяйственного производства вообще было немыслимо. Все это отражалось на уровне достатка колхозников. Если до войны колхозы страны распределяли по трудодням примерно 20 % валового сбора зерна и более 40 % денег, то в 1945 году – только 13,8 % зерна и 28,5 % денег [72]. В 1940 году на 1 трудодень в СССР приходилось 1600 г зерна и бобовых, а в 1945-м – 686 г [73]. Это был практически единственный источник хлеба для колхозных семей. Кроме натуральной оплаты за свой труд на общественных полях, колхозники получали деньги. Удельный вес денежных поступлений от колхоза в совокупном доходе семьи колхозника был невелик – всего 20%, а иногда и меньше того [74]. Продукты питания – картошку с молоком (основная еда послевоенного поколения) – колхозники получали из личного подсобного хозяйства (подворья), а большую часть денежных доходов – от продажи продуктов горожанам. Именно в подсобном хозяйстве производились все основные продукты питания, часть из которых шла на продажу, что создавало значительную долю денежного дохода колхозной семьи. В 1946 году в РСФСР эта доля составила 65,1 % [75]. В Алтайском крае в начале 4-й пятилетки сумма совокупного денежного дохода колхозной семьи составила 2,3 тысячи рублей, из них 6,3 % были получены из колхоза, а 66,3% – от личного подсобного хозяйства [76]. Значительная часть этой небольшой суммы уходила на покупку продуктов питания, не производимых в сельском хозяйстве (соль, сахар и т.д.), нередко по рыночным ценам, часть на поддержание хозяйства (покупку скота, птицы и пр.) Кроме того, непосильным гнетом для бюджета многих семей являлись налоги, страховые сборы, государственные займы. В 1945 году в среднем по РСФСР каждый крестьянский двор израсходовал на это 32,8 % расходной части бюджета [77]. Очевидно, что денег на покупку промышленных товаров, и прежде всего одежды, просто не оставалось.

Дом да корова – зачастую это были единственные ценности, которыми владела семья, да и то не каждая. К примеру, в Алтайском крае в 1946 году 72,2 % колхозных хозяйств имели 1 корову, 1,4 % – две, а стремя коровами не было ни одного двора. При этом 44,1 % хозяйств обходились без овец, 91,6 % – без свиней, а 12,4 % – вообще без всякого скота [78].

Приведем отрывки из писем (1946 год), в которых часто повторяются жалобы на болезни, нетрудоспособность, инвалидность. Даже люди, официально пригодные к труду, сетуют на невозможность работать в полную силу. Тем не менее, истощенная невзгодами сельская семья думает о будущем своих детей, во многих письмах звучит необходимость хоть как-то собрать детей в школу:

Из Турочакского района Алтайского края, с. Онгудай, колхоз «12 лет Октября» пишет К.: «Мы живем очень плохо, все стали взрослые, а одевать нечего, и скоро детям нужно в школу ходить, а помощи ниоткуда нет» [79].

Из Турочакского района, с. Турочак пишет И.: «...Здесь очень плохо из-за одежды, буквально нет ничего, народ весь обносился и приобрести негде, в магазины не привозят» [80].

Усть-Коксинский район, с. Курота, пишет В.: «Живем мы плохо, хлеба из колхоза не дают, особенно плохо из-за одежды, голые и босые... с сентября месяца ребята, все трое, должны идти в школу, а одеть их не во что» [81].

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами материального плана, которые требовали от советского руководства скорейшего решения в послевоенные годы были:

- низкий уровень заработной платы, которой не хватало не только на обустройство жилья и покупку новой одежды, но зачастую и на нормальное питание.

- плохие жилищные условия (часто в непригодных для жилья помещениях), тяжелые условия быта.

- проблемы с одеждой, обувью, предметами обихода, которые порастерялись во время войны, а новые еще не появились. Нужно было перевести промышленность на мирные рельсы, начать производство предметов, необходимых для быта.

- кризис финансовой системы, приводивший к росту инфляции

Тем не менее, люди верили в лучшее и хотели лишь скорее пережить материальные трудности. Из приведенных выше данных видно, что война порождала не только страх и ожесточение, но и милосердие. Послевоенное общество, несмотря на множество проблем, оказалось удивительно жизнеспособным, тысячами житейских ситуаций демонстрируя стремление людей к взаимопомощи, сочувствию, состраданию. Материальные трудности, физические страдания порождали и новые явления человеческого духа, показывали значение общечеловеческих ценностей. В большинстве своем советские люди гордились родиной и верили в справедливость общества, в котором жили.

1.3. Состояние народного образования, здравоохранения, науки и культуры.

Исходя из вышеизложенных данных о количестве разрушений, размерах нанесенного ущерба, материальном уровне советского народа, можно предположить, что и народное образование, и здравоохранение, и культура также пострадали в годы войны. Чтобы выявить основные проблемы, появившиеся к концу войны в данной сфере и подтвердить предположение, обратимся к следующим данным: количеству разрушенных учреждений, сравнению их состояния с довоенным периодом, размеру нанесенного ущерба.

Начнем с того, что наибольший урон был нанесен территориям, подвергшимся временной оккупации. Именно здесь оказались разрушенными учреждения здравоохранения, науки, культуры, народного образования. По подсчетам специальной комиссии немцами было захвачено, сожжено, разрушено 40 тысяч больниц и других лечебных учреждений, 84 тысячи школ, вузов, техникумов, 43 тысячи библиотек, 427 музеев [82].

Огромные разрушения были нанесены системе народного образования, начиная с начальных школ и заканчивая высшими учебными заведениями.

На временно оккупированной территории было разрушено 768 школ ФЗО и училищ. Общая сумма ущерба, нанесенного учебным заведениям системы трудовых резервов, составила 974 млн. рублей. Испытывалась острая нехватка учебно-производственных комбинатов, аудиторий, оборудования. В 1946 году из 407 учреждений профтехобразования, 109 не имели производственных мастерских, недоставало станков [83].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что системе образования был нанесен значительный урон. Рассмотрим, как выглядела в послевоенные годы система высшего образования, и в каком состоянии оказалась наука.

Система высшего образования СССР была хорошо развита уже в довоенный период. Подготовлена была база учебников, над составлением которых в 1939 году работало 17 академиков, 175 профессоров, 71 доцент и 47 инженеров. Специалисты с высшим образованием были даже в самых отдаленных районах страны, так накануне войны в стране работало 290 тыс. инженеров, 70 тыс. агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей и лесоводов, 80 тыс. специалистов в области экономики и права, 142 тыс. врачей, 300 тыс. педагогов, библиотечных и культурно-просветительных работников, окончивших университеты [84].

Накануне Великой Отечественной войны в штате советских вузов состояло 50 тыс. человек, среди них профессоров – 5,3 тыс., доцентов – 13,1 тыс., аспирантов и преподавателей – 31,6 тыс. человек. При этом наибольшее их количество приходилось на педагогические вузы – 18,2 тыс. человек, медицинские – 19,8 тыс. и технические – 9,6 тыс. человек. В 1941 году общее число аспирантов в стране достигало 13,2 тыс. человек, в том числе 1,7 тыс. заочников [85].

Главным следствием нанесенного системе образования урона явилось сокращение масштабов подготовки специалистов. В ходе войны полностью или частично было разрушено 334 высших учебных заведения, в которых обучалось около 233 тыс. студентов. Пострадало или было полностью разграблено оборудование многих лабораторий и кабинетов, которые не удалось своевременно эвакуировать. Уникальные экспонаты университетов и институтов, их библиотечные фонды вывозились в Германию. Нанесенный высшему образованию ущерб исчислялся миллиардами рублей, и лишь одно его перечисление составило бы многотомный труд. Только вузы Министерства высшего образования потеряли 1 235 тыс. кв. метров учебной и 800 тыс. кв. метров жилой площади. Ущерб от этих разрушений по приблизительным подсчетам составил 3 млрд. рублей. Высшие сельскохозяйственные учебные заведения потеряли 33 % учебной площади и 34 % площади общежитий [86].

 Фашисты уничтожили большое количество учебного оборудования, стоимость которого определяется в 11 млн. рублей [87]. В ходе оккупации гитлеровцами целенаправленно осуществлялось массовое истребление советской интеллигенции, в том числе преподавателей и научных работников высших учебных заведений. Военно-политическая агрессия со стороны фашистской Германии и ее союзников против народов Советского Союза сопровождалась культурным геноцидом, истреблением культурно-исторической памяти и духовно-интеллектуального потенциала страны.

И все же, несмотря на жертвы и трудности, вызванные войной, советская высшая школа продолжала жить и работать. Сразу же после освобождения советских территорий от захватчиков осуществлялись мероприятия по реэвакуации и восстановлению высших учебных заведений. В результате интенсивной работы профессорско-преподавательского состава и студентов в октябре 1943 года возобновил работу Сталинградский медицинский институт, в январе 1944 года начались занятия в Киевском государственном университете имени Т.Г.Шевченко, за ним в индустриальном институте, гидрометеорологическом, педагогическом, ветеринарном и других институтах Украины [88]. В Белоруссии в сентябре 1944 года университет возвратился в Минск, а с октября в нем начались занятия на физико-математическом, химическом, биологическом, географическом, филологическом и историческом факультетах. К концу же войны высшая школа Белоруссия была почти полностью восстановлена. Аналогичные процессы происходили и в других республиках, областях и районах страны, пострадавших в годы оккупации.

Возвращение вузов из эвакуации в места их прежнего расположения, их восстановление и дальнейшее развитие требовали значительных ассигнований. И надо сказать, что, несмотря на большие трудности, которые испытывал бюджет военного времени, государство находило значительные средства на подготовку кадров высшей квалификации. Если в 1942 году, когда сеть вузов резко сократилась, расходы государства на высшую школу составляли 821,3 млн. рублей, то уже в 1943 году они возросли до 1 123,1 млн. рублей, в 1944 году – до 1 980,4 млн. рублей, а в 1945 году составили 2 856 млн. рублей [89].

Деньги в первую очередь шли на расширение подготовки кадров для основных отраслей народного хозяйства, таких, например, как черная и цветная металлургия, нефтяная промышленность, транспорт, строительство, энергетика. В результате этих мероприятий уже к концу войны была восстановлена, а в некоторых отношениях даже превзойдена довоенная сеть высших учебных заведений промышленности и строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и т.д. Одновременно с восстановлением довоенных учебных заведений шло формирование новых. Всего за военные годы было создано 60 новых высших учебных заведений: 15 – промышленных и строительных, 7 – сельскохозяйственных, 3 – транспорта и связи, и т.д. 5 новых вузов были открыты на Урале, 5 – в Сибири, 12 – в Средней Азии [90].

Даже в годы войны шло увеличение численности студентов, несмотря на то, что в 1941-1942 годах из вузов выбыло 365,6 тыс. студентов [91].

Война оставила тяжелые последствия в области здравоохранения. В республиках и областях, оказавшихся во временной оккупации, медицинские учреждения были полностью разрушены. Всего фашистами было разрушено 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, амбулаторий, диспансеров, детских садов и яслей, 976 санаториев, что больше половины всех имевшихся в стране. Больничная сеть была выведена из строя на 87,7 %. Значительно сократилась медицинская помощь населению в тыловых районах. Хирургические отделения имелись лишь в 29 % сельских больниц, большинство из них не имело стационарных отделений. 57 % родов проходило без наблюдения и помощи врача [92].

Материальная база медицинской науки была также существенно подорвана: груды развалин остались на месте многих НИИ. Были разрушены Институт физических методов лечения им. И.М. Сеченова в Севастополе, Институт туберкулеза в Ялте, Бальнеологический Институт в Пятигорске: уничтожена почти треть имевшихся в стране аптек и фармацевтических предприятий. Ощущался острый недостаток в лекарствах и медикаментах. Поредели ряды медиков.

Война явилась испытанием для советского здравоохранения. Плохое питание во время войны привело к специфическим заболеваниям: дистрофии, авитаминозу. На землях, освобожденных от врага, многие тысячи людей болели различными инфекционными заболеваниями, сыпным и брюшным тифом, дизентерией; высока была заболеваемость туберкулезом и смертность от него, особенно среди населения, находящегося на оккупированных территориях. Вследствие голодания и плохих условий проживания переболели дизентерией, диспепсией, пневмонией и другими заболеваниями около 4 млн. человек, среди которых было еще около полумиллиона умерших[93].

Однако, в 1945 году заболеваемость брюшным и сыпным тифом, туляремией, цингой и прочими болезнями не превышали уровня середины 30-х годов [94].

Война нанесла огромный ущерб культурно – просветительским учреждениям. Только на селе было уничтожено около 8 тысяч клубных учреждений и 4 тысячи массовых библиотек с книжным фондом в 20 млн. томов. Практически сеть культурно – просветительских учреждений пришлось создавать заново.

Значительно сократилась сеть действующих клубов в тыловых районах: одни пришли в ветхое состояние, другие в годы войны использовались под хозяйственные нужды, третьи были заняты под госпитали, четвертые пустовали, т.к. не хватало культработников, оборудования, инвентаря. Недоставало оконного стекла, мебели, топлива, простых керосиновых ламп. Не было возможности приобрести музыкальные инструменты: промышленность только перестраивалась на мирный лад и была занята выпуском другой, более жизненно необходимой продукции [95].

Вышеизложенные факты приводят к выводу, что послевоенное состояние народного образования, здравоохранения, науки и культуры было крайне тяжелым. Причем велики были и материальные потери (разрушено было огромное количество учреждений), и человеческие (возникала проблема кадров). Сложившаяся ситуация требовала проведения срочных специальных мер.


ГЛАВА II. Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения.

2.1. Основные направления социальной политики советского руководства в послевоенный период. Меры по решению основных проблем общества.

Самой главной задачей в социальной политике советского руководства в послевоенные годы было решение всех основных проблем в максимально короткий срок. Для этого 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР утвердил принятый правительством пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР, возвращения страны к мирной жизни, в соответствии с которым проводились все основные мероприятия в 1946-1950 годах [1].

Среди его конкретных задач были:

- «Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза» [2].

- «Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел и увеличения жилищного фонда страны: создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве» [3].

- «Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров» [4].

- «Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей» [5].

- «Восстановить и расширить сеть начальных и средних школ и вузов, улучшить подготовку кадров для производства путем увеличения трудовых резервов и производственного обучения новых рабочих» [6].

-«Улучшить постановку народного здравоохранения; обеспечить расцвет советской культуры и искусства» [7].

То есть план предусматривал улучшение материального и культурного состояния народа.

Основными направлениями социальной политики советского руководства были: решение проблемы разрушений, финансовой проблемы, демографической, проблемы сиротства, проблемы кадров, жилищной проблемы, а также проблем советских людей психологического плана.

Рассмотрим, каким образом преодолевались проблемы общества, порожденные войной.

Самой первой задачей послевоенного пятилетия была задача восстановления городов, поселков, учреждений, т.е. задача преодоления разрухи. С этой целью в городах СССР согласно плану намечалось восстановить и построить почти 45 млн. квадратных метров жилой площади, кроме того, предусматривалось восстановление 1 270 тысяч жилых домов для колхозников и строительство большого количества общественных и культурных учреждений [8]. В Москве намечалось построить тысячи новых зданий, из них несколько высотных, в том числе многоэтажного здания МГУ на Ленинских горах. Огромные ресурсы государство вкладывало в восстановление городов. По специально разработанным генеральным планам заново отстраивались Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. Совнарком СССР принял специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска, Курска, Орла, Калинина, Великих Лук, Краснодара, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска и других [9]. В городах восстанавливались пострадавшие исторические памятники и сооружения. Ускорились темпы восстановления крупнейших промышленных центров: Ленинграда, Сталинграда, Киева, городов Донбасса. Правительство выделило на восстановительные работы в этих городах значительные финансовые средства, строительные материалы, кадры рабочих.

Планировались также восстановительные работы в сельской местности. В 1946 году сельскому населению 22 областей, подвергшихся оккупации, был дан кредит 107,3 млрд. рублей [10]. Сами колхозники, многие из которых жили в землянках, создавали строительные бригады. За пятилетку в сельской местности было возведено 2 698 тысяч жилых домов [11]. Школы, клубы, библиотеки строились в основном или за счет самообложения колхозников, или методом «народной стройки» [12].

Большой вклад в дело восстановления разрушенных городов внесли организации, например, ВЛКСМ, насчитывающий к началу 1946 года в своих рядах 7,5 млн. молодых людей, взял шефство над восстановлением пятнадцати старинных русских городов. Только во внеурочное время комсомольцы отработали 25 млн. часов при восстановлении городов (из них на восстановление Ленинграда – 8,5 млн. часов) [13]. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблеме преодоления разрухи уделялось большое внимание.

Не менее важной проблемой являлась финансовая нестабильность. Довоенная прочность финансовой базы страны была нарушена, и финансовая система была неспособна обслуживать рост общих расходов после войны. Если доходы населения (фонд заработной платы, пенсий и пособий) выросли с 1940 по 1945 с 170 до 222 млрд. рублей, то товарооборот (в ценах соответствующих лет) уменьшился со 175 до 160 млрд. рублей [14]. Для решения этой проблемы 27 мая 1947 года Политбюро создало комиссию для выработки проектов постановлений о денежной реформе под председательством В.М.Молотова [15]. В результате проект реформы был подготовлен. Внесено было предложение « по максимальному увеличению производства для продажи населению таких товаров ширпотреба, как радиоприемники, патефоны, швейные машины, велосипеды, мебель, посуда, галантерея и др.» [16], а также по развитию местной и кустарной промышленности. Т.е. руководство страны решило за счет некоторого увеличения производства товаров широкого потребления из оборота изъять часть денежной массы.

Уже к началу реформы правительству путем осуществления ряда мер удалось сократить количество денег, находящихся в обращении с 63,4 до 43,6 млрд. рублей, но это не решало всех проблем финансовой системы [17]. Поэтому было принято решение о проведении реформы. Суть реформы состояла в обмене всех денег населения на деньги нового образца.

Обмен старых денег на новые проводился по курсу 1:10. Более льготные условия предполагались для обмена вкладов в сбербанке: вклады до 3 тыс. руб. не переоценивались (1:1), вклады до 10 тыс. переоценивались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. руб. выплачивались как 2:1 [18].

Другим направлением укрепления рубля был его перевод на золотую основу, что позволяли запасы драгоценного металла, достигшие в 1948 г. 1,5 тыс. т [19].

Обмен денег проводился на всей территории СССР с 16 по 22 декабря 1947 года. Было обменено старых денег 37,2 млрд. рублей, около 6 млрд. рублей погибло в годы войны и не было предъявлено к обмену [20].

В результате реформы не было предъявлено около трети денежной массы, находившейся у населения. И после проведения обмена по сведениям Госбанка, на руках у населения осталось около 4 млрд. рублей, а общее количество денег, выпущенных в обращение на конец 1947 года, составило 14 млрд. рублей [21].

Одновременно с денежной реформой проводилась отмена карточной системы распределения продуктов и многих предметов ширпотреба, которая существовала до 17 декабря 1947 года. Хотя эта система обеспечивала семьи рабочих и служащих необходимыми товарами, нормы потребления были ограничены. Рабочий, например, по обычной карточке ежемесячно получал менее 2 кг мяса и рыбы, 400 гр. жиров, 1,2 кг крупы и макарон, чего было недостаточно для нормального питания [22].

Кроме того, в стране необходимо было упразднить множественность цен, т.к. одновременно действовали низкие пайковые цены на товары, выкупаемые по карточкам, и высокие коммерческие, устанавливаемые в государственных коммерческих магазинах. В связи с этим уже с середины сентября возросли пайковые цены и несколько снизились коммерческие. Так, например, для второго пояса, куда входили регионы Центральной части страны, включая Москву и Ленинград, и часть Сибири, установились такие цены на ржаной хлеб: новые пайковые – 3 р. 40 коп. вместо 1 р.10 коп., новые коммерческие -8 руб. вместо 10 руб.; по мясу: новые пайковые – 30 руб. вместо 12, новые коммерческие – 80 руб. вместо 120 [23].

И хотя постановление Совета Министров СССР « О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки» от 14 декабря 1947 года устанавливал «…Предельные нормы отпуска в одни руки: хлеб печеный – 2 кг; крупа, макароны – 1 кг; мясо и мясопродукты – 1 кг; колбасные изделия и копчености – 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки на катушках – 1 катушка; чулки-носки – 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая – по 1 паре каждой; мыло хозяйственное – 1 кусок; мыло туалетное – 1 кусок; спичек – 2 коробки; керосин – 2 л.» [24], в результате отмены карточной системы продовольственные и промышленные товары стали продаваться в открытой торговле по единым государственным розничным ценам.  

Рассмотрим, каким образом решались проблемы демографического плана. В условиях гибели миллионов мужчин на фронте миллионы женщин лишались надежды на семейное счастье, и множество из них сознательно шло на безбрачное рождение детей. В 1946 году 752 тыс. детей родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, в 1947-м году – 747 тыс., в 1950-м – 944 тысячи [25]. Громадные потери населения, численное преобладание женщин брачного возраста, низкий материально-бытовой уровень жизни требовал принятия специальных мер для стимулирования рождаемости. С 1944 года отцы детей, рожденных вне брака, освобождались от какой-либо ответственности за них[26]. В свидетельстве о рождении ребенка вместо имени отца ставили прочерк. В том же году был принят указ президиума Верховного Совета ССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям», по которому детей, рожденных вне брака, разрешалось принимать на государственное обеспечение в дома ребенка и детские дома [27]. Доля детей матерей-одиночек в домах ребенка к 1946 году выросла и составила больше половины всех поступивших [28]. Кроме того, еще 8 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР вводились ежемесячные пособия матерям, имеющим четверых и более детей [29]. Учреждены были ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и «Медаль материнства» [30]. В 1949 году установлена была новая система ежемесячных пособий многодетным и одиноким матерям. Забота о материнстве и детях проявлялась также и в строительстве новых детских садов и яслей (в 1950 году – 8,6 тыс. садов и яслей с охватом детей 210,7 тыс.; для сравнения в 1940 году – 9,6 тыс. садов и яслей с охватом детей 266,1 тыс.) [31]. Таким образом, в послевоенное время расширилась государственная помощь семьям, потерявшим на войне мужчин-кормильцев. Женщинам – работницам, особенно многодетным матерям, выплачивались единовременные и ежемесячные пособия. Беременные женщины и кормящие матери пользовались рядом льгот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.