рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке

Возникло массовое патриотическое движение за восстановление и строительство школ методом народной стройки. Оно началось на Украине и охватило впоследствии всю страну. В РСФСР силами населения было построено 1 736 новых школ. Повсеместно шла работа по восстановлению и ремонту школ, изготовлению мебели и школьных принадлежностей. Во всех областях, краях и республиках проходили массовые воскресники по оказанию помощи школам и созданию фонда всеобуча [80].

Трудящиеся красноярского края, Курской, Калининской, Смоленской и других областей выступили с призывом развернуть социалистическое соревнование за образцовую подготовку школ к учебному году.

Всего с 1946 года по 1950-й в стране было построено и введено в действие (включая восстановленные из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн. ученических мест. Из них на 1,3 млн. мест было построено в сельской местности на средства колхозов [81]. Школы, клубы, библиотеки строились в основном или за счет самообложения колхозников, или методом «народной стройки». Кроме того, к началу 1950-х годов в основном удалось восстановить разрушенные школьные здания, что позволило несколько разгрузить образовательные учреждения и перейти от 2—3-сменного обучения к обучению в 1—2 смены. Одновременно с этим завершился переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию [82].

В учебном 1950-1951 году число общеобразовательных школ в СССР составило 222 тыс. – на 23 тыс. больше, чем в 1940-м году, а число учащихся достигло 34 752 тыс. – на 800 тыс. учащихся больше, чем накануне войны [83].

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что учреждения системы образования восстанавливали очень быстрыми темпами. Помимо государственных средств, выделенных для восстановления школ, значительные средства поступали со стороны колхозов, предприятий. Восстановление старых и строительство новых школ проходило в форме массового патриотического движения.

 Немаловажным фактом было создание в городах всех республик СССР особых семилетних и средних школ, школ рабочей молодежи. Эта новая форма обучения – без отрыва от производства – получила широкое распространение.

Война на некоторое время задержала процесс повышения уровня общего образования рабочих, всего населения страны. Система народного образования функционировала на суженной основе. Государство сумело сохранить материальную базу, педагогические кадры, и в военные годы продолжалось обучение молодежи. В 1945 году из полной и неполной средней школы было выпущено 1,2 млн. человек, или 58,5 % в сравнении с 1940 годом [84]. Выпускники вечерних и заочных школ составили примерно 73%; довоенного уровня (67 тысяч), средние учебные заведения дали в 1945 году народному хозяйству 108 тысяч выпускников, а высшие – 60,4 тысячи специалистов, что составило соответственно 48 и 55 % от выпуска 1940 года [85].

Число школ, техникумов, вузов увеличилось. В начальных, семилетних и средних школах, техникумах и других учебных заведениях на территории СССР в 1950 году обучалось 20,6 млн. человек и в 502 вузах, включая заочные – 687 тысяч студентов. За период с 1946 по 1950 годы высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тысячи специалистов, или в среднем за год 130,4 тысячи человек (для сравнения – 109,4 тыс. в 1939-1940) [86]. Быстрое развитие получило вечернее и заочное высшее образование. На первом месте по числу заочников были вузы просвещения, поскольку многие вузы, особенно на периферии, испытывали недостаток в квалифицированных научно-педагогических кадрах.

В послевоенные годы вузы работали с усиленной нагрузкой. Ежегодно выпускалось в 2 раза больше студентов, чем до войны. Всего с 1946 по 1950 г. было выпущено 652 тыс. специалистов [87]. Конец 1940 — начало 1950-х годов — период «сумасшедших» конкурсов при поступлении в вузы. Наиболее престижными были технические специальности, где число абитуриентов в среднем составляло 10 человек на одно место. Такой «бум» высшего образования был связан с естественным перерывом в учебе во время войны, большим количеством демобилизовавшихся, а также с первой волной сельской молодежи, получившей десятилетнее образование на селе. Именно для абитуриентов из деревни поступление в вуз было не только способом «выбиться в люди», реализовать свой талант, но и вырваться из колхоза, где их ждал только тяжелый и низкооплачиваемый труд. Такие юноши и девушки отличались, по сравнению с городскими жителями, гораздо большей настойчивостью и трудолюбием. Очень точно талант, характер и привычки девушки из глухого таежного лесничества Фроси Бурлаковой, приехавшей в Москву учиться пению, показан в фильме «Приходите завтра».

Острый дефицит кадров и имевшийся у многих фронтовой опыт были хорошими условиями для быстрого карьерного роста. Поколение послевоенных студентов наиболее быстро продвигалось по служебной лестнице, заняв почти сразу же после окончания институтов довольно высокие посты. Их карьерному росту также способствовало возникновение в вузах системы аспирантуры, научно-исследовательских подразделений. Продолжение образования и занятия наукой становились одними из самых престижных видов деятельности.

В 1946 году по госбюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 – 2,3 млрд., а в 1950 году эта сумма возросла до 5,7 млрд.). В 1946 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в

Министерство высшего образования СССР, а в 1950 году в ЦК ВКП(б) был организован отдел науки и высших учебных заведений [88].

Рассмотрим, как развивалась в послевоенные годы советская наука. В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на нее, в 2,5 раза превысив расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР [89].

В 40-е – начале 50-х годов советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они в основном были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи государства. В 1949 году в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия. В послевоенные годы значительные успехи были достигнуты в физике полупроводников, биофизике, биохимии, радиационной биологии, изучении люминесценции; велись интенсивные исследования в области полупроводников, средств механизации и автоматизации [90].

Изменилось также состояние здравоохранения и медицины. Медицинские учреждения восстанавливались уже в годы войны по мере изгнания врага. Но особенный размах восстановительные работы приобрели с окончанием войны. Участие в восстановлении медицинской сети нередко принимало формы широкого народного движения.

Поскольку война изменила характер заболеваемости людей, медицинскую сеть приходилось восстанавливать с учетом происшедших изменений. По сравнению с 1940 годом к началу 50-х годов на 35,4 % увеличилась коечная сеть в хирургических больницах, на 70 % - в терапевтических, вдвое – в туберкулезных и кожно-венерологических, на 30 % - в инфекционных, более чем в 10 раз – в онкологических. Увеличилась также сеть родильных домов, гинекологических и глазных лечебниц [91]. С 1945 года по 1950-й были восстановлены разрушенные санатории и появились 232 новые здравницы для взрослых и детей [92].

Уделялось большое внимание подготовке и переподготовке медицинских кадров. Уже в 1946 году сеть медицинских институтов, существовавшая до войны, была полностью восстановлена.

В 1947 году в СССР работало 74 медицинских вуза, в которых обучалось 123 тысячи студентов, в то время как до войны было 72 вуза с контингентом студентов 115 тысяч [93]. Почти все медицинские институты расширили свою материальную базу, построили новые учебные корпуса, клиники, студенческие общежития. В целях повышения квалификации врачей медицинские институты начали с 1945 года переходить на 6-летний срок обучения. Создавались новые учебники по различным разделам медицины [94].

Из года в год в стране росло число медицинских работников. В целом по СССР в 1950 году насчитывалось 265 тысячи врачей против 155 тысяч в 1940-м. Расширена была сеть лечебных заведений и улучшено медицинское обслуживание населения. Количество больничных коек в 1950-м году увеличилось по сравнению с 1940-м годом на 23 % (в 1950 году их общее число по СССР составило 1010,7 тыс. по сравнению с 791 тыс. в 1940-м году), в 1,5 раза возросло число детских и женских консультаций, на 80 % увеличилось количество врачей. Восстановлена и расширена была сеть санаториев [95]. Т.е. проведены были меры, значительно улучшившие ситуацию.

В послевоенное пятилетие восстанавливались культурно-просветительские учреждения. Так, за 1946-1950 годы была восстановлена и превышена их довоенная сеть. Планом четвертой пятилетки ставилась задача иметь в каждом краевом и областном центре дом народного творчества, краевую или областную библиотеку, лекционное бюро; в районных центрах – районную библиотеку, лекторскую группу, Дом культуры и в каждом селе – избу-читальню или клуб и библиотеку [96].

В результате проведенных в годы первой послевоенной пятилетки мероприятий вся сеть культурно-просветительских учреждений была восстановлена и даже расширена. В 1950 году в СССР имелось 125,4 тысячи клубов, Дворцов и Домов культуры, изб-читален против 118 тысяч в 1940 году. Число всех библиотек в начале 1951 года составило 351 тысячу. Они располагали 714 млн. книг (в 1941 году насчитывалось 277 библиотек с фондом 527 млн. книг) [97].

Была полностью восстановлена сеть музеев. Заново создавались разрушенные фашистами музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, музеи П.И.Чайковского в Клину и Н.А.Римского-Корсакова в Тихвине, дом-музей А.С.Пушкина в селе Михайловском, музей М.Ю.Лермонтова в Пятигорске, музеи И.С.Никитина и краеведческий в Воронеже, памятные места Н.В.Гоголя и Т.Г.Шевченко на Украине и др. Открылись новые музеи в Москве – музей М.И.Калинина, музей-усадьба художника А.М.Васнецова; в Ленинграде – музей истории Ленинграда и многие другие. В 1950 году в стране насчитывалось 937 музеев, которые посетило 27 млн. человек [98].

Развивалось книжное дело, увеличивались тиражи газет и журналов. В 1950 году в СССР выходили около 8 тыс. газет с годовым тиражом 7 млрд. экземпляров, 1 408 журналов с годовым тиражом 181 млн. экз. [99].

В конце четвертой пятилетки в СССР работало свыше 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств. Из них около 80 выпускали литературу на языках народов СССР. Миллионными тиражами печатались произведения русских и зарубежных классиков. В 1950 году тираж изданных книг составил 821 млн. экз. – почти в 2 раза больше, чем в 1940-м [100].

Серьезное внимание уделялось развитию радиовещания. Уже в 1946 году полностью было восстановлено и расширено на новой технической основе местное радиовещание. Оно велось в республиканских, краевых и областных центрах, а также в 300 городах и районах страны. В 1946-1947 годах вступили в строй новые радиостанции в Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Кишиневе, Львове и других городах. В 1950 году в СССР насчитывалось свыше 11 млн. радиоприемных точек [101].

Росло число телевизоров: если в 1945 году их было всего несколько сот, то в 1950 году – уже около 15 тысяч [102]. После войны возобновили регулярные передачи телевизионных программ телецентров в Москве и Ленинграде. В 1951 году вступил в строй телецентр в Киеве, началось строительство телевизионных станций в Минске, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Вильнюсе, Риге, Таллине, Свердловске, Харькове и других городах. Росло число телевизоров: если в 1945 году их было всего несколько сот, то в 1950-м году – уже около 15 тыс.

Была полностью восстановлена сеть театров и построены новые театральные здания: Новосибирский театр оперы и балета, театры в Калинине и Брянске; началось строительство драматических театров в Севастополе, Сталинграде, Нижнем Тагиле и оперных театров в Казани, Челябинске и других городах. Значительно расширилась киносеть. В 1950 году работало 42 тысячи киноустановок, в том числе более 32 тысяч в сельской местности [103].

Популярным видом искусства, вполне доступным массам, стал кинематограф, который в 1946-1950 годы занял особое место в культурной жизни советского общества. Предпочтение отдавалось историко-биографическим фильмам: «Пирогов» - режиссера Казанцева, «Академик Иван Павлов» - Рошаля, лентам о войне: «Падение Берлина», «Клятва», «Сталинградская битва». В эти годы вышли фильмы «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика». Каждый новый фильм был событием, люди смотрели их по нескольку раз [104].

Местом проведения досуга в городах стали кинотеатры, где шли "трофейные" и советские довоенные фильмы. Уставшие от войны люди от души радовались приключениям "Веселых ребят", пиратов, ковбоев, влюблялись под "Девушку моей мечты". Необычайно популярен был фильм "Тарзан" с Джонни Вайсмюллером в главной роли. По всей стране, в рощах и парках, подражая Тарзану, мальчишки с дикими воплями и криками пытались перемещаться по деревьям, нанося немалый ущерб природе и получая ушибы и увечья. Стены и подъезды были расписаны таинственными "знаками Зорро". Из отечественных фильмов первый ряд популярности занимает комедия «Кубанские казаки», побившая все рекорды в послевоенном кинопрокате [105]. Фильм рассказывал о жизни послевоенной деревни – радостной, веселой, полной изобилия. Ничего подобного в действительности, конечно, не было, за что впоследствии фильм подвергался резкой критике. Но критика не учитывала одного обстоятельства: у этого фильма-сказки была своя правда, передающая дух того времени: людям хотелось верить, что так и будет, и что будет много всего – чего захочешь, поэтому нарядные актеры, поющие песни, не выглядели в их глазах издевкой.

Во время войны и в первые послевоенные годы в библиотеках отмечался рост спроса на литературу приключенческого жанра, и даже сказки. С одной стороны, подобный интерес обьяснялся изменением возрастного состава работников, пользующихся библиотеками: за время войны на производство пришли подростки (на отдельных предприятиях они составляли от 50 до 70% занятых) [106]. После войны читательскую аудиторию библиотеки приключений пополнили молодые фронтовики, процесс интеллектуального роста которых прервала война и которые в силу этого после фронта вернулись к юношескому кругу чтения. Но есть и другая сторона этого вопроса: рост интереса к такого рода литературе и кинематографу был своеобразной реакцией отторжения той жестокой реальности, которую несла с собой война. Нужна была компенсация психологическим перегрузкам. Жажда мира, подкрепленная верой, что жизнь после войны быстро будет меняться к лучшему, сохранялась на протяжении первых послепобедных лет. Надежда на лучшее и питаемый ею оптимизм задавали ударный ритм началу послевоенной жизни, создавая особую – послепобедную атмосферу. Все переживали трудности, но духом не падали. Главное – война была позади. Эмоциональный подъем народа, стремление приблизить своим трудом по-настоящему мирную жизнь позволили довольно быстро решить основные задачи восстановления.

Исстрадавшимся после войны людям было нужно то, ради чего они ковали победу над врагом. «Радость наша была больше горя, а жизнь сильнее смерти и громче любой тишины людская песня» - писал в майские дни 1945 года Л.Леонов [107].

В первые послевоенные годы развивалось советское искусство и литература. В это время наряду с признанными мастерами слова М.Шолоховым, А.Твардовским, К.Паустовским появляются новые имена: Б.Полевой, К.Ваншенкин, А.Межиров. Особенностью послевоенной поэзии является то, что она не спешила расстаться с темой войны. Выступая на Х Пленуме правления Союза советских писателей (май 1945 года), П.Антокольский утверждал: «Отечественная война в поэзии еще не кончилась: в поэзии она продолжается и как тема, и как внутреннее обязательство» [108]. Еще в годы войны в советской литературе получил широкое распространение жанр поэмы, а с мая 1945 по 1950 годы увидело свет около двухсот произведений этого жанра. Родился новый вид поэмы – «послевоенная поэма». К таким относятся «Дом у дороги» А.Твардовского, «Твой путь» О.Берггольц, «Твоя победа» М.Алигер, «Вчера была война» М.Дудина. Авторы перечисленных произведений утверждали, что победа завоевывалась не только в боях, труде, но и в нравственном противостоянии силам войны:

Нет, мы сражались не с одним врагом,

не только с немцем, сильным, всеоружным, -

со всем, что было мелкого кругом,

со всем пустым и лживым и бездушным.

 ( «Твоя победа» М.Алигер) [109]

После войны появляется много замечательных патриотических произведений. В них проходит мысль о том, что жизнь неистребима, что она торжествует над страданиями и смертью. В них отражается философское осмысление войны, которое произошло спустя некоторое время после ее окончания:

Какой маньяк посмел подумать только,

что ты покорной будешь хоть на миг?..

Россия – удаль гоголевской тройкой,

Россия – музы пушкинской язык.

 (В.Жуков, 1945 год). [110]

С темой войны были связаны выдающиеся произведения советской литературы – «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Взятие Великошумска» и «Русский лес» Л.Леонова, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Василий Теркин» А.Твардровского и многие другие.

Огромную популярность в нашей стране и за рубежом приобрела «Повесть о настоящем человеке» (1946 год) Б.Полевого. Фильм, поставленный по ней, пользовался всенародной любовью.

В повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 год) события показаны глазами непосредственного участника боев – командира батальона, в недавнем прошлом – молодого архитектора Керженцева. Изложение ведется автором от первого лица, в этой коллизии солдатских будней – сила и правда, трагизм истории, вера в победу.

В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» (1945 год) раскрывается самоотверженная борьба советской молодежи против немецких захватчиков.

В поэме Твардовского «Дом у дороги» (1946 год) изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, захваченной при отступлении врагом. В том же 1946 году Твардовский издает свой подлинный шедевр – «Я убит подо Ржевом» – стихотворение-реквием, в котором погибший солдат из могильного мрака с тревогой вопрошает живых о судьбах спасенного им мира.

Военной теме посвящены повести «Звезда» Э.Казакевича, «Зеленый луч» Л.Соболева, «Балтийское небо» Н.Чуковского, «За правое дело» В.Гроссмана.

В ряде произведений послевоенного времени говорилось, что человек воюет ради того, чтобы вернуться к утраченному «золотому берегу» довоенного счастливого мира и уже никогда его не покинуть. «В окопах все рисовалось нам в романтических, идиллистических красках, – признался однажды С.Викулов. – Оглохшие от взрывов бомб и снарядов, от грохота пушек, мы представляли себе послевоенное счастье в виде тихого домика над речкой с распахнутыми в зелень окошками, с грядками в огороде, с черемухами в цвету» [111].

«И рядом – безрассудный, усталый сон человека, завернувшегося в мокрую шинель, в залитом водой окопе. Сон о мире, в котором вдруг тихо, и голуби летят со стадиона после забитого в ворота мяча. И на стадионе сидят все живые, все, как до войны. Никто не убит, никто не умер...» - это слова К.Симонова [112].

Как ни тяжелы были послевоенные годы, жизнь шла своим чередом, всегда оставалось пространство для личной жизни, счастья, радости труда, творчества, не иссякал спасительный народный юмор, рождались анекдоты, частушки. Культурная жизнь постепенно налаживалась. Возвращались из эвакуации и открывались театры, музеи, библиотеки, учебные заведения. Люди стремились наверстать упущенное в годы войны.

Большое развитие получила художественная самодеятельность. В начале 50-х годов насчитывалось 360 тысяч кружков и коллективов, в которых участвовало более 5 млн. человек [113].

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что в послевоенное пятилетие были очевидны успехи в восстановлении учреждений образования, науки, культуры, искусства, часто их восстановление приобретало формы народно-патриотического движения; стали развиваться новые виды массовой культуры (кинотеатры, радиовещание); появились новые художественные произведения, ставшие известными не только в нашей стране. Т.е. советскому руководству удалось привести в жизнь запланированные мероприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема советского общества всегда питала научный и общественный интерес, а рассмотрение социальной сферы жизни советского общества в послевоенное пятилетие стало темой многочисленных научных трудов. Изучаемый период времени и исследуемая тема полны противоречий: с одной стороны страна была разграблена, разрушена и унижена, а с другой – возникали самые светлые проявления человеческого духа. Именно в послевоенные годы было создано много художественных произведений, стихов, фильмов, ставших любимыми и понятными для многих. Уже в этом состоит парадоксальность эпохи и возникает много вопросов для изучения.

Взгляды на эту проблему, оценки деятельности руководства страны менялись, что было обусловлено господствующей идеологией в стране. Удивительно, что оценки эти были практически противоположны друг другу, что авторы «нового поколения», которые выросли и прожили много лет, являясь советскими людьми, смогли окрасить свое же прошлое в черный цвет.

В настоящее время большинство авторов исследований по данной теме оценивает деятельность советского правительства крайне негативно. Много выводов, сделанных на первый взгляд вполне обоснованно, звучат жестоко по отношению к собственной родине, пусть даже и бывшей. И самым серьезным фактом является то, что практически все современные учебники, как школьные, так и вузовские, показывают этот негатив, воспитывая неуважение к прошлому нашего государства. Критикуя правительство, следует заметить, что при всех своих «минусах» советская власти сумела обеспечить жизнеспособность советского общества на многие годы.

В данной работе в соответствии с поставленными целями были рассмотрены условия жизни в советском послевоенном обществе: материальный уровень народа, уровень развития науки, культуры, образования, здравоохранения, а также проведен анализ мероприятий советской власти в сфере социального обеспечения народа в первую послевоенную пятилетку.

Автором были также рассмотрены механизмы приведения в жизнь мер советского руководства по улучшению жизненного уровня народа и определены результаты социальной политики.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать ряд выводов:

- проблемы, порожденные войной, стали для советского общества и, прежде всего, для руководства советской страны своеобразной «проверкой на прочность», поскольку от действий последнего зависело будущее страны на долгое время. К тому же СССР, признанный во всем мире в качестве победителя над фашизмом, находился под пристальным вниманием всего мирового сообщества.

- советскому руководству приходилось решать множество проблем, связанных с окончанием войны; и эти проблемы были самыми разнообразными – начиная от восстановления разрушенных городов и сел, и заканчивая человеческими проблемами личного плана.

- руководство страны ограничивало сроки восстановительных работ, решения финансовых, кадровых, жилищных проблем рамками одной пятилетки; и «План» по большинству показателей был выполнен.

Несмотря на довольно большую изученность данной темы, остается еще много материала для работы. Стоит рассмотреть проблему с разных точек зрения: экономической, демографической, психологической (изучить феномен советского послевоенного общества), рассмотреть региональные особенности и еще многих других.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I.          Использованные источники:

1.         Панкратова А.М. Великий русский народ./ А.М.Панкратова.- М.:

II.        Государственное издательство политической литературы,1952.-183с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.