рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке

Существовали также государственные программы для преодоления проблем сиротства. Прежде всего – это забота о таких детях.

Во всех попечительских документах, регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, признавались преимущества семейного воспитания. Традиция воспитания приемных детей в семье, всегда существовавшая в России, не умерла с внедрением государственной системы помощи сиротам. Немаловажный был и материальный фактор. Устройство ребенка в приемную семью значительно снижало или полностью освобождало государство от расходов на него. По разным регионам в 1945 году на воспитание в приемные семьи было передано от 53 до 76% всех детей, оставшихся в этот год без попечения родителей, от 16 до 27% - в детские дома. Общая доля мест трудоустройства – 10% (ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО, колхозы, совхозы, промышленные предприятия) [32].

Предусматривались различные условия передачи детей в приемные семьи – опека или попечительство, патронат или усыновление – 46,8 % - брали ребенка на условиях патроната [33]. Патронат предусматривал заключение договора государственных органов попечительства с семьей о воспитании приемного ребенка и выплату семье пособия. Как ни мало было пособие, в условиях того времени оно служило известным стимулом для многих.

Доля опекунства составляла 43,2 % в 1945 году [34]. Опекунами, как правило, становились родственники ребенка, которыми двигали преимущественно родственные качества, а не материальный расчет. Пособие опекунам обычно не выплачивалось, предполагалось, что средства на содержание ребенка давала пенсия или страховка после смерти родителей, личный заработок или стипендия, если подросток работал или учился.

Усыновленных сразу после войны было немного – 10% [35]. Это объяснялось тем, что многие дети не верили в гибель своих родителей и продолжали их ждать. Большинство усыновлений в 1945-1946 годах приходилось на родных отцов, не состоявших с матерью в браке. По действовавшим тогда законам, если брак не оформлялся, отцовство не признавалось [36]. Усыновление же было облегчено. Оно давало максимальную степень близости приемных родителей с детьми, но не предполагало никакой материальной поддержки со стороны государства.

Как складывалась жизнь детей-сирот в детских учреждениях можно составить достаточно полную картину по их отчетам и инспекторским проверкам.

Справки о результатах проверок, проводимых в 1945 году в ряде областей – свидетельство того, в каких условиях жило большинство воспитанников. В Смоленской области большинство детских домов нуждались в ремонте, находились в антисанитарном состоянии, дети спали по три человека на одной кровати [37]. В Свердловской области только 22 детских дома из 195 находились в приспособленных помещениях, остальные располагались в школьных зданиях, и даже в крестьянских избах. Отсутствовали уборные, бани, прачечные, комнаты для занятий, изоляторы для больных детей [38].

Однако, оценивая материально-бытовые условия в детских учреждениях, не стоит забывать о том, что нужда в послевоенное время была повсеместной. Большинство людей недоедали, жили в тесноте без элементарных бытовых удобств, донашивали довоенную одежду и обувь. Для детей, многие из которых пережили голод, прошли по вокзалам и улицам, детский дом был спасением.

Воспитательная работа с детьми-сиротами строилась на общих принципах. Воспитанники детских домов посещали общие школы, ездили в пионерские лагеря, участвовали в массовых детских организациях. Специфика состава интернатных детских учреждений слабо учитывалась и при подготовке кадров педагогических работников. Воспитателей детских домов готовили только педучилища, но не вузы.

В целом же существовавшая в послевоенные годы система социальной защиты детей-сирот выполнила свои функции. В короткие сроки была ликвидирована детская беспризорность. Дети, оставшиеся без родителей, получали необходимое, чтобы стать полноправным гражданином общества. Действовала система контроля за положением детей-сирот: регулярная отчетность о здоровье и успеваемости воспитанников детских учреждений и приемных детей [39]. Но были и проблемы – система воспитания и образования в детских учреждениях была унифицирована и не учитывала специфические потребности детей, оставшихся без родителей. Государственная помощь детям-сиротам не компенсировала неравенства их социальных возможностей. Детские дома не могли заменить семью.

Обратимся к проблеме кадров, которая, как уже было указано выше, возникла повсеместно – в городах и сельской местности. Советское руководство разработало механизмы обеспечения предприятий рабочими кадрами. Одним из наиболее эффективных являлся организованный набор (оргнабор) рабочей силы, практиковавшийся до войны и возобновившийся в 1946 году [40].

Установленный правительством порядок привлечения рабочих на стройки, предприятия и сезонные работы предусматривал заключение индивидуальных трудовых договоров между рабочими и теми предприятиями и ведомостями, которые приглашали их на работу.

Оргнабор стал важным рычагом мобилизации трудовых ресурсов страны на те участки трудового фронта, которые нуждались в быстром обеспечении кадрами. В 1946-50 годах путем организованного набора в промышленность, строительство и на транспорт СССР было привлечено около 4 миллионов рабочих [41]. Особенно важное значение набор имел для обеспечения рабочей силой промышленности и транспорта Сибири и Дальнего Востока.

Изъявившим желание поехать на постоянную работу в эти районы государство оказывало материальную помощь, в строительстве домов, приобретении одежды, обуви, обеспечивало бесплатное перебазирование семьи на новое место жительства [42].

Важный вклад в решение проблемы кадров вносила система государственных трудовых резервов: за пять послевоенных лет она дала промышленности, строительству и транспорту около 3,4 миллионов молодых рабочих [43]. Заметную лепту вносили проводившиеся по инициативе комсомола, организованные массовые общественные призывы, молодежи на стройки и предприятия.

В 4-м пятилетнем плане была намечена широкая программа профессионального обучения молодежи. Предполагалось подготовить в учебных заведениях системы государственных трудовых резервов 4,5 млн. квалифицированных рабочих, обучить непосредственно на производстве 7,7 млн. рабочих, повысить квалификацию 13,9 млн. человек [44].

В сентябре 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготовленных в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО», которое определило конкретные задачи хозяйственных органов по расширению сети и укреплению материально-технической базы трудовых резервов, увеличению контингента и улучшению качества обучения молодых рабочих [45].

В мае 1946 года Главное управление трудовых резервов и Комитет по учету и распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство трудовых резервов, что дало возможность сосредоточить в одном государственном органе руководство учетом, подготовкой и распределением трудовых ресурсов СССР [46].

На развитие трудовых резервов в 4-ую пятилетку государство выделяло 27 млрд. рублей – в 2,5 раза больше, чем за весь период их существования [47]. Расходы на содержание одного учащегося в 1946 году составляли около 7 тыс. рублей в год [48]. Был увеличен план подготовки квалифицированных рабочих для ведущих отраслей промышленности, в том числе угольной, нефтяной, горнорудной, металлургической и др. Управления трудовых резервов пересмотрели и установили для каждого учебного заведения перечень профессий по подготовке квалифицированных кадров рабочих.

Выделялись помещения под учебные заведения, за школами закрепляли ФЗО и училища промышленные предприятия. Десятки предприятий передали своим подшефным сотни станков, тысячи единиц рабочего инструмента. Силами шефов были оборудованы учебные помещения для занятий. Если в 1946 году учебные заведения трудовых резервов Москвы выпустили 12 727 человек, то в 1948 – вдвое больше [49].

Расширение материально-технической базы у заведений трудовых резервов позволяло из года в год увеличивать выпуск. В 1946 году на промышленные объекты народного хозяйства было направлено 376 255 молодых рабочих, в 1947 – 799 109, а в 1948 – 998 007 [50].

Большое внимание уделялось укреплению руководящих и преподавательских кадров школ ФЗО и училищ. В целях повышения профессионального уровня преподавательских кадров были созданы центральные курсы усовершенствования и повышения квалификации с филиалами на местах. Для подготовки мастеров производственного обучения системы трудовых резервов были открыты техникумы, в которых в 1947 – 19 49 годах прошли подготовку 5 тыс. человек [51]. При областных управлениях трудовых резервов были организованы кратковременные курсы, на которых только в 1948 году 46 тыс. мастеров и воспитателей изучали вопросы педагогики и психологии [52].

Массовая подготовка рабочих в школах ФЗО и училищах позволила уже к 1948 году полностью обеспечить предприятия рабочими таких специальностей, как аппаратчики, операторы по переработке и добыче нефти, слесари-инструментальщики и др. [53]. В то же время развернувшаяся в широких масштабах строительство потребовало увеличения рабочих строительных профессий. Испытывали нехватку рабочих предприятия металлургической, лесной, электротехнической промышленности. В связи с дальнейшим развитием производства возникла необходимость подготовки рабочих новых специальностей по обслуживанию машин и механизмов.

С учетом этих моментов в 1949 году были изменены перечни специальностей и количественные пропорции подготовки рабочих различных профессий в школах ФЗО и ремесленных училищах. Так, удельный вес подготовки рабочих для строительства увеличился с 8,2% в 1948 до 15,1% в 1949, для металлургической промышленности с 6,5% до 7,2%, для лесной, бумажной и промышленности стройматериалов – с 3,2% до 4% [54].

В результате принятых мер народное хозяйство страны получило пополнение молодых рабочих таких специальностей, в которых остро нуждалось.

Предметом постоянной заботы партии и правительства являлась подготовка новых рабочих непосредственно на производстве. Предстояло научить рабочим профессиям сотни тысяч людей, пришедших на промышленные предприятия, переучить многих производственников, занятых в годы войны узкоспециализированным трудом.

Обучение на производстве обходилось дешевле, чем в школах ФЗО и училищах, что являлось немаловажным фактором в первые послевоенные годы.

Срок обучения рабочего на предприятиях составлял, как правило, 3 – 6 месяцев и процесс обучения был приближен потребностями конкретного завода, фабрики, что позволяло быстро включать вновь обученных в производственный цикл [55].

С переходом страны на рельсы мирного строительства партийные организации на местах главное внимание обращали на подготовку рабочих кадров для наиболее важных промышленных предприятий. Для обеспечения квалифицированными рабочими кадрами новостроек индустрии тракторные и автомобильные заводы Минска, Кирова, Ленинграда обучали специалистов.

Важной задачей была подготовка кадров рабочих для предприятий Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Эвакуированные в эти районы в первый год войны тысячи предприятий и большое число квалифицированных рабочих значительно увеличили производственные силы восточных районов страны. Уже в ходе войны началась частичная реэвакуация рабочих кадров. В послевоенный период она приобрела массовый характер. В то же время заводы, фабрики, оборудование по-прежнему оставались в местах своей новой дислокации [56].

Учитывая эти обстоятельства, еще в годы Великой Отечественной войны была организована подготовка рабочих кадров из местных жителей восстановленных районов страны; осуществлялись меры по привлечению рабочей силы из местного населения на промышленные предприятия, в училища и школы ФЗО и организовывалось обучение. В результате были сформированы отряды рабочего класса на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, республиках Средней Азии [57].

В годы 4-ой пятилетки обучение новых рабочих было широко поставлено на крупных предприятиях всех республик СССР. За 1946 – 1950 годы на производстве прошли обучение и получили рабочую специальность 11 305 тыс. человек [58].

Кроме того значительное распространение получила такая форма повышения производственной квалификации, как школы передового опыта. Их деятельность была направлена на изучение эффективных форм работы, применение которых позволяло более экономно расходовать сырье и материалы, улучшать качество выпускаемой продукции, успешно осваивать внедряемое в производство оборудование и выпуск новых видов изделий, повышать производительность труда. В целом по стране с 1946 по 1950 годы количество рабочих, занимавшихся в школах передового опыта, увеличилось в два раза [59]. В них прошло обучение 22 % рабочих, повысивших квалификацию [60].

Из вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

- советское правительство разработало специальные меры для преодоления всех последствий войны, утвердило их в новом пятилетнем плане.

- благодаря действиям советского руководства в первые послевоенные годы стабилизировалось положение рабочих и служащих; благодаря этим мерам и проведенной денежной реформе улучшено их материальное положение,

- решена была проблема кадров и проблема квалификации рабочих.

- решалась демографическая проблема: оказывалась помощь матерям, многодетным семьям; проявлялась забота о детях, оставшихся без семьи.

В целом проводимая политика сумела вернуть страну к мирной жизни, и хотя и не все проблемы решены были в полной мере.

2.2. Меры советского руководства по улучшению жизненного уровня народа.

Как уже было написано выше, материальное положение советских людей к концу войны оценивалось как крайне тяжелое. Советским гражданам приходилось преодолевать проблемы неустроенности быта, недостатка денег и многих других. От действий советского руководства в эти годы зависело многое, поэтому меры, проводимые для улучшений жизненного уровня народа, заслуживают большого внимания. Рассмотрим основные из них.

Одной из важных мер первого послевоенного года было восстановление ежегодных отпусков рабочим и служащим, проведенное Указом Верховного совета СССР от 30 июня 1945 года [61]. Во второй половине этого же года был повсеместно восстановлен 8-часовой рабочий день на производстве [62].

Сокращение расходов на оборону в послевоенное пятилетие и проведение массовой демобилизации из армии позволили государству переключить часть денежных средств на удовлетворение первоочередных нужд трудящихся. Сразу после окончания войны осуществились меры по нормализации условий труда на предприятиях и повышению денежной заработной платы отдельным категориям работников промышленности.

13 сентября СНК СССР принял постановление « О порядке и сроках расчетов с рабочими и служащими по суммам денежной компенсации за неиспользованный отпуск, перечисленным в сберегательные кассы в качестве специальных вкладов» [63]. Хозяйственные организации разрабатывали план проведения расчетов. ВЦСПС 26 сентября 1945 года вынес специальное решение о работе профсоюзных организаций по выполнению постановления СНК СССР от 13 сентября [64].

С первого января 1946 года был отменен военный налог с населения (в 1945 году он составил 20,3 млрд. рублей в ценах 1945 года) [65]. В том же году был увеличен размер необлагаемого минимума зарплаты рабочих со 150 до 260 рублей в месяц [66]. С 16 сентября 1946 года в связи с повышением пайковых цен на продовольственные товары для работников, получавших от 300 до 900 рублей в месяц, вводилась ежемесячная доплата в размере от 80 до 100 рублей, получившая название «хлебной надбавки» [67].В этом же году заработная плата рабочих и инженерно-технических работников ведущих отраслей промышленности была повышена на 20 %. В целом в стране за 1945 – 1947 годы средний уровень зарплаты вырос на 32%, однако в последующие годы темпы роста уровня зарплаты были значительно ниже [68].

Большое значение для работников восточных районов страны имело постановление Совета Министров СССР «О повышении зарплаты и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников ведущих отраслей промышленности и строек этих регионов» [69]. Надбавку получили более 800 тысяч трудящихся, это существенно повлияло не только на материальное положение значительного числа рабочих семей, но в определенной степени и на закрепление кадров промышленного персонала в восточных районах.

Таким образом решались проблемы низкого уровня зарплаты. Проведение в 1945-1947 годах первоочередные мероприятия в области денежной зарплаты привело к повышению ее среднего уровня по всему народному хозяйству на 32 %, а у работников промышленности – на 33 % [70].

Большой проблемой послевоенного общества являлись плохие жилищные условия. Хотя к концу пятилетки было введено в строй 100 млн. кв. м жилья, до решения жилищной проблемы было еще далеко. Большинство населения, включая и жителей столицы, все еще ютилось в полуподвалах и коммуналках, не говоря о жителях сельской местности. В связи с этим были запланированы крупные восстановительные работы. На новое жилищное строительство по плану было выделено 16,1 млрд.рублей [71].

Строительство шло крайне неравномерно: существенно отличался внешний вид и качество домов, условия проживания; количество построенного жилья уменьшалось от центра к периферии. В Москве возводились помпезные «сталинские» дома, определившие облик отдельных районов на долгие годы. С 1947 г. начали строить высотные здания. В менее крупных городах строительство жилья шло медленнее и затягивалось не на один год.

В освобожденных районах решались задачи создания нормальных жилищных условий для колхозников, ютившихся в землянках и временно приспособленных под жилые помещениях. В 1946 году сельскому населению 22 областей, подвергшихся оккупации, был дан кредит 107,3 млрд. рублей. План восстановления и развития народного хозяйства предусматривал объем нового строительства и восстановления жилых домов в селах на средства колхозов на средства колхозов и крестьян с помощью государственного кредита в количестве 3 400 тыс. домов [72]. Государственные средства выделялись на строительство жилья, покупку строительных материалов, приобретение грузовых автомобилей. Однако этих денег было недостаточно.

Развернувшееся в первую послевоенную пятилетку жилищное строительство на селе проводило многие восстановительные работы из подсобных материалов методом «народной стройки». Сами колхозники создавали строительные бригады. Так, если государство в 1946—1950 гг. построило 4 345 школ, главным образом в городах, то колхозы в эти же годы ввели в эксплуатацию на свои средства почти в 4 раза больше; что касается восстановления жилых домов, то методом «народной стройки» их было возведено 2 698 [73]. Во всех городах, пострадавших от фашистского нашествия, создавались строительные комсомольско-молодежные бригады. Так например в Пскове работало 85 бригад, которые в 1945 году восстановили мост, клуб, кинотеатр, 3 детских сада, 2 школы, здание Дома Советов и множество жилых домов. В Воронеже работало 370 молодежных бригад. За 3 года со дня победы в городе восстановили 14 тыс. жилых домов, 42 школы, 29 больниц, 40 поликлиник и амбулаторий, 59 детских садов и яслей, 5 бань, открыто 260 магазинов, 104 столовых, 3 стадиона [74].

Восстановительные работы на селе сводились не только к возведению новых зданий. В рамках постановлений правительства на селе шло строительство дорог, строительство зданий здравоохранения, широкая электрификация села. Происходило изменение облика сельских застроек: жилая площадь домов расширялась, появлялись дома с несколькими комнатами; происходило изменение быта: многие стали штукатурить стены, окрашивать полы, стали появляться шкафы, столы, стулья, этажерки, радиоприемники фабричного производства. К.Симонов в повести «Дым отечества» так описал время активного восстановления пострадавших районов страны: «Среди житейского дорожного разговора, шумевшего по всему залу ожидания, –... – то и дело мелькали слова: «стройка», «строить», «строительство». К этим старым словам теперь прибавилось новое: «восстановление»; и оно повторялось также часто и обыденно» [75].

В послевоенные годы начали решаться и такие проблемы, как обеспечение людей предметами быта. Промышленность, работавшая несколько лет на войну, начинала поворачиваться лицом к человеку. Городские власти принимали меры по устройству жилья и быта горожан. Например, по решению пленума московского городского комитета партии в июле 1945 года целый ряд оборонных предприятий столицы получили специальное задание по выпуску ширпотреба для населения: газовых плит, металлических кроватей, радиоприемников, радиол, мясорубок, детских велосипедов, разной посуды. В повседневную жизнь должны были вернуться уже почти забытые ткани: фай, корд, армюр, кашемир, майя. Не были обойдены вниманием и предприятия, выпускающие обувь, директоров и парторгов которых московский комитет партии обязал наладить производство и расширить выпуск столь необходимой продукции [76]. В городах существовала довольно развитая по тем временам сеть магазинной торговли, которая состояла из государственных и коммерческих магазинов. Главным образом горожанам были доступны знаки послевоенного благосостояния — легковые автомобили «Москвич», «Победа», мотоциклы, телевизоры, радиоприемники, фотоаппараты. Однако в целом рост стоимости жизни значительно опережал уровень заработной платы и вместе с тем потребительский рынок насыщался очень медленно, действовала система нормированного распределения товаров через предприятия по ордерам, но получить заветный ордер было подчас нелегко.

 Говоря о проблемах быта, следует сказать и о том, что принимались меры по улучшению питания. В конце 1945 года на государственном снабжении находились 80 586 тыс. человек. Была повышена норма выдачи хлеба детям (до 15-летнего возраста) до 400 г вместо 300 г, а детям, находящимся в детских домах, – до 500 г [77]. В конце 1945 года были увеличены товарные фонды муки, животных жиров, сыра, макаронных изделий. Развертывание цехов по выпуску товаров широкого потребления дало возможность увеличить фонды промышленных товаров. Восстанавливалась торговая сеть, расширялась бескарточная торговля по более высоким ценам. На колхозном рынке стало больше продуктов, снизились цены. Налаживалась работа коммунально-бытовых предприятий.

В целом преодоление последствий войны шло довольно последовательно. И хотя материальный уровень советских людей еще оставался невысоким, многие проблемы потеряли свою остроту. Постепенно жизнь налаживалась и возвращалась в свое нормальное русло. Возникала потребность в красоте и уюте, желание украсить небогатый быт доступными средствами, которая находила выражение в широком распространении женского рукоделия. Почти все женщины шили, модой послевоенных лет стали вышивка и вязание. Салфетками и накидками были украшены комнаты в коммуналках и койки в общежитиях. Приметой послевоенной жизни стали привезенные из Германии «трофейные» вещи – предметы обихода, посуда и одежда [78].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что материальный уровень советских людей заметно повысился к концу послевоенного пятилетия.

2.3. Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.

Как было указано выше, системе народного образования, здравоохранения, науки и культуры был нанесен огромный ущерб, поэтому важнейшей задачей государства в послевоенный период стало ее восстановление. Рассмотрим основные мероприятия, проведенные советским руководством в 1945-1950 годах.

Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы главными задачами в области народного образования ставил обеспечение обязательного семилетнего обучения детей, начиная с 7-летнего возраста, как в городе, так и на селе. Для решения этих задач требовалось полностью восстановить всю довоенную школьную сеть и даже увеличить ее. Предусматривалось также создание школ рабочей и сельской молодежи, для тех, кто в годы Отечественной войны не смог получить нормального образования в школе.

Организация народного образования в первые послевоенные годы проходила в исключительно трудных условиях: не хватало школьных помещений, учебников, наглядных пособий и письменных, ощущался острый недостаток учителей. Во многих местах Украины, Белоруссии и РСФСР нередко занятия проводились в крестьянских избах и даже землянках. Занятия в школах велись в две – три смены. В основном оно осуществлялось министерствами просвещения республик. Кроме того, значительное число школ построили другие министерства и ведомства [79].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.