рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления

таможенных формальностей;

б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.

Исходя из подобной точки зрения, В.М. Малиновская предлагает, помимо

традиционных видов ответственности в рамках таможенно-правовой, выделять

еще и финансовую в качестве самостоятельного ее элемента. Причем

таможенно-правовая ответственность определяется как «комплексный правовой

институт, который представляет собой совокупность относительно

обособленных правовых норм, регулирующих общественные отношения,

возникающие в результате совершения таможенных правонарушений».

«Финансово-правовая ответственность - это правоотношение, возникающее из

нарушения установленных законодательством финансовых обязательств,

выражающееся в форме невыгодных имущественных последствий на стороне

правонарушителя вследствие отрицательной оценки государством его

противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается

возможностью государственного принуждения». Следует заметить, что

предложение о выделении финансово-правовой ответственности в рамках

таможенно-правовой является довольно интересным и малоизученным, требует

законодательного подкрепления в виде единого нормативного акта о порядке

применения финансово-правовых санкций в таможенной сфере; необходимо также

четко определить круг должностных лиц и органов, имеющих подобные права.

Важнейшим институтом таможенно-правовой ответственности является

административная ответственность.

Современная правовая наука признает два основания административной

ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного

основания; 2) правонарушение - фактическое основание.

Изучение и исследование юридических оснований административной

ответственности в таможенной сфере невозможно без соответствующего

экскурса в историю таможенного дела и законодательства о нем. Процесс

становления таможенного дела на Руси и законодательства о нем достаточно

подробно проанализированы в научных изданиях и монографиях ряда ученых

прошлого и нынешнего веков.

В «защиту» российских таможенно-правовых норм можно сказать следующее:

действующие в настоящее время Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном

тарифе» - это одни из первых, по-настоящему рыночных законов в таможенной

сфере. При принятии указанных нормативных актов были учтены несколько

десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной

организации, ГАТТ/ ВТО, приняты во внимание положения Таможенного кодекса

Европейского Союза.

Таким образом, юридическим основанием административной ответственности в

таможенной сфере являются Кодекс об административных правонарушениях РФ,

Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Подобно административному законодательству, Таможенный кодекс РФ в

качестве фактического основания применения мер административной

ответственности (санкций) признает лишь состав нарушения таможенных

правил. На элементах состава нарушений таможенных правил, мы остановимся

далее.

Следует заметить, что Таможенный кодекс РФ содержит в своем тексте

обособленную группу административных по своей природе правонарушений,

имеющих по сравнению с нарушениями таможенных правил (НТП), иной объект

посягательства - нормальную деятельность таможенных органов. Данная группа

правонарушений не относится таможенным законодательством к нарушениям

таможенных правил, и поэтому не является объектом нашего исследования.

В научной литературе не раз обосновывалась позиция о том, что следует

различать установление административной ответственности и ее применение.

Понятие установления обычно сводится к возведению в норму правил, за

нарушение которых определена административная ответственность в виде

взысканий. В целом, меры административной ответственности могут

устанавливаться не только в законах России, но и ее субъектов. Однако

таможенное дело является предметом исключительного ведения РФ (ст. 71, п.

«ж» Конституции РФ), виды взысканий за правонарушения устанавливаются в

данном случае лишь на уровне федерального законодательства. Юридическими

основаниями применения мер административной ответственности являются

законы (в данном случае - только законы РФ). На основе вышеизложенного

можно заключить, что установление административной ответственности в

таможенной сфере идентично существу юридического основания ее применения,

поскольку нормы, содержащие санкции, закреплены в конкретных

законодательных актах (например, в Таможенном кодексе РФ, КоАП РФ и т.п.).

Применить административную ответственность, значит в установленной законом

процессуальной форме зафиксировать конкретного правонарушителя,

правонарушение и назначить ему определенный вид административного

взыскания. Таким образом, применение конкретного вида взыскания возможно

,лишь при наличии на то решения государственного органа или должностного

лица, то есть процессуального документа. Следовательно, акт применения

административной ответственности также является основанием, необходимым

для привлечения правонарушителя к ответственности.

Итак, можно выделить три основания административной ответственности:

юридическое, фактическое и процессуальное в виде акта применения

конкретного вида взыскания.

В таможенной сфере юридическими основаниями являются: КоАП РФ, Таможенный

кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе»; фактическим - состав нарушений

таможенных правил; процессуальным - решение (постановление) таможенного

органа или должностного лица (в некоторых случаях - суда) о наложении

взыскания за совершенное правонарушение.

Административная ответственность в таможенной сфере обладает всеми

признаками административной ответственности в целом. Таким образом, можно

выделить два отличительных признака административной ответственности в

сфере таможенного дела: 1) фактическое основание (нарушение таможенных

правил или правонарушение, посягающее на нормальную деятельность

таможенных органов); 2) меры административной ответственности

(административные взыскания), предусмотренные в КоАП РФ и Таможенном

кодексе РФ. Отличительные особенности признаков административной

ответственности в сфере осуществления таможенного дела будут рассмотрены

далее.

1.2. Административные санкции и порядок их применения в таможенной сфере

Центральное место в системе мер административного принуждения в таможенной

сфере занимают меры административной ответственности (наказания^*),

которые обычно закреплены в санкции правовой нормы.

Согласно ст. 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ

административное наказание является установленной государством мерой

ответственности за совершение административного правонарушения и

применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как

самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, с помощью административных взысканий осуществляются цели

общего и специального предупреждения правонарушений (общей и частной

превенции). Специальное предупреждение выражается в том, что

административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя,

побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение

характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого

нарушителя, но и окружающих его лиц. Заметим, что административное

взыскание как мера административной ответственности выполняет в известной

мере также и функцию предупреждения преступлений.

В целом административные наказания, согласно нормам административного

законодательства, подразделяются на основные и дополнительные. К основным

относятся те, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам

административных наказаний. Предупреждение, административный штраф,

лишение специального права, предоставленного физическому лицу,

административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и

применяться только в качестве основных административных наказаний (ст. 3.3

КоАП РФ).

Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением В.Н. Ульяновой, которая,

рассматривая систему административных взысканий в целом, полагает, что:

«... фактически система мер взыскания разделяется на две, поскольку в

сфере таможенных правонарушений введены и действуют иные меры взыскания,

предусмотренные только Таможенным кодексом Российской Федерации».

К числу основных Таможенный кодекс РФ относит взыскания в виде

предупреждения и штрафа.

Конфискация может быть признана основным или дополнительным взысканием в

зависимости от ее вида. В отличие от норм административного

законодательства отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных

таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности,

предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в качестве вида лишения

специального права, является дополнительным видом взыскания.

В научной таможенно-правовой литературе предлагается дифференцировать

административные взыскания за НТП с точки зрения воздействия на

правонарушителя на меры:

1. Морального характера (например, предупреждение);

2. Пресекательного характера (отзыв лицензии или квалификационного

аттестата);

3. Имущественного характера (их большинство): штраф, взыскание стоимости

товаров и транспортных средств; конфискация.

Рассмотрим все перечисленные виды административных взысканий,

предусмотренные за нарушения таможенных правил подробнее.

Предупреждение - самостоятельный вид взыскания, налагаемого за совершение

незначительных нарушений таможенных правил. Письменная форма

предупреждения является обязательным условием признания предупреждения

видом административного взыскания за НТП. Предупреждение, сделанное

работниками таможенных органов в устной форме, не является

административным взысканием.

Предупреждение представляет собой особую разновидность правоохранительных

санкций. В отличие от других видов административных наказаний,

предусмотренных КоАП РФ, вынесение предупреждения не влечет за собой

ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная цель

вынесения указанного наказания - превентивное воздействие на волю

нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится

только при совершении административных правонарушений, не представляющих

значительную общественную опасность и не повлекших причинение

значительного вреда. Вынесение предупреждения корригирует нравственные

устои нарушителя и тем самым содействует его социальной адаптации.

Особенность предупреждения выражается также в форме его применения:

специальное указание в КоАП РФ на письменную форму вынесения

предупреждения свойственно только данному административному наказанию.

В отличие от предупреждения, устное замечание правонарушителю,

предусмотренное ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного

проступка, не является наказанием.

В вынесении официального порицания выражается неодобрение, осуждение

противоправного деяния нарушителя.

Предупреждение как вид административного наказания может устанавливаться и

применяться только в качестве основного административного наказания.

Ранее, в соответствии со ст. 385 ТК РФ взыскание в виде предупреждения

могло быть оформлено на месте обнаружения правонарушения в упрощенном

порядке (без составления протокола о нарушении таможенных правил) в виде

акта о наложении такого взыскания. В настоящее время данное правило

утратило силу.

Предупреждение может применяться только в качестве основного взыскания, то

есть самостоятельно, без сочетания с другим основным взысканием. Санкциями

таможенно-правовых норм не предусмотрено сочетание предупреждения с

каким-либо дополнительным взысканием. Чаще всего предупреждение

предусматривается в санкциях альтернативно со штрафом. В таком случае

таможенный орган может применить только одно из этих взысканий, поскольку

оба относятся к основным административным взысканиям.

В вопросах применения имущественных санкций, на наш взгляд, интересен опыт

зарубежных стран, поскольку именно эти взыскания чаще всего применяют

должностные лица таможенных органов. В ряде научных исследований

достаточно развернуто представлена характеристика таможенного

законодательства стран Западной Европы, Китая, КНР, США, Латинской

Америки. Однако страны Африки были незаслуженно «забыты».

Центральное место в системе источников таможенного законодательства Египта

занимает Таможенный закон 1963 года. Он состоит из 10 разделов и содержит

131 статью. По праву его можно отнести к одному из немногих

кодифицированных нормативных актов в области таможенного дела в странах

Африки. Основной административно-правовой санкцией, предусмотренной

Таможенным законом, является штраф. Размер этого имущественного взыскания

устанавливается в абсолютной величине, а также исходя из фиксированного

отношения к сумме таможенных платежей.

Основными источником таможенного права административного характера Туниса

является Таможенный кодекс от 29 декабря 1955 года. Таможенные

правонарушения фиксируются таможенными служащими и другими

административными органами, уполномоченными охранять морскую и сухопутную

границы государства. Интересно, что такие органы и должностные лица вправе

арестовать товар или транспортные средства, подлежащие конфискации,

доставить их в таможенный орган или обеспечить им охрану, если такое

доставление невозможно. Каждое действие служащего таможенных органов

фиксируется в протоколе, причем требования к оформлению протокола

аналогичны российским.

Наиболее строгие меры взысканий за нарушение таможенных правил

предусматривает Закон ЮАР № 91/1964 «О таможне и акцизах», вступивший в

силу с 1 января 1965 года. Подобно большинству государств Африки, в ЮАР за

нарушение норм таможенного законодательства предусмотрена административная

и уголовная ответственность. Правонарушения в таможенной сфере делятся на

«незначительные» и «серьезные». К первым относятся: распоряжение товарами,

находящимися под таможенным контролем, без разрешения контролера таможни,

незаконное перемещение товара за пределы зоны таможенного контроля; отказ

отвечать на вопросы таможенника и предоставлять запрашиваемую им

информацию и документацию; оказание сопротивления таможеннику при

исполнении им своих обязанностей и т.п. За совершение «незначительных»

правонарушений предусмотрены штрафные санкции в фиксированном размере (до

8000 рэндов) и/или тюремное заключение на срок до 2 лет; в случае

повторного совершения подобного правонарушения размер штрафа и срок

тюремного заключения удваивается.

К числу «серьезных» правонарушений относятся: контрабандный ввоз и

переработка спирта и алкогольной продукции; незаконное повреждение и

уничтожение средств таможенной идентификации; осуществление лицензируемой

таможенной деятельности по фальшивым разрешениям и т.п. За подобные

правонарушения предусмотрен штраф до 20 тыс. рэндов или в размере

трехкратной стоимости объекта правонарушения и/или тюремное заключение до

5 лет. За недекларирование товаров и транспортных средств виновный

подвергается штрафу в размере до 8 тыс. рэндов или трехкратной стоимости

незадекларированных товаров и/или тюремному заключению до 2 лет с

конфискацией объекта правонарушения.

Штраф по таможенному законодательству Российской Федерации - взыскание

имущественного характера, которое выражается в получении с нарушителя в

доход государства определенной суммы денежных средств.

Штраф предусмотрен административным законодательством в качестве взыскания

за подавляющее большинство нарушений таможенных правил.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в

величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов),

установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения

административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты

труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания

или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент

окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме

незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой

минимального размера оплаты труда.

В настоящее время санкциями таможенно-правовых норм предусмотрены

несколько вариантов определения размера штрафов:

1. Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда (далее

МРОТ). При исчислении размера штрафа представители таможенных органов

ориентируются на федеральное законодательство, устанавливающее минимальный

размер оплаты труда.

2. В процентном отношении стоимости товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Под

стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная

(рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

Необходимо отметить, что определение рыночной (свободной) стоимости

товаров и транспортных средств осуществляется во время производства по

делу о нарушении таможенных правил. Существует несколько правил

определения такой стоимости. Они закреплены в соответствующих нормативных

актах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и могут

быть сведены к следующему:

а) определяется именно рыночная (свободная) цена товаров и транспортных

средств, под которой понимается денежная сумма, за которую подобный товар

может быть продан в розничной торговле в условиях свободной конкуренции в

регионе деятельности таможенного органа, в производстве которого находится

дело о нарушении таможенных правил. Классической ошибкой, которую

допускают в данном случае таможенные органы, является определение

свободной (рыночной) стоимости товаров или транспортных средств на основе

их фактурной стоимости, рассчитывающейся по курсу иностранной валюты,

установленному Банком России на день обнаружения нарушения таможенных

правил. Фактурная стоимость определяется только в строго оговоренных ГТК

РФ случаях.

Во-первых, если с момента совершения правонарушения и до момента его

обнаружения прошел период времени, не дающий основания предполагать о

существенных изменениях стоимостных характеристик товаров за этот

промежуток времени. При этом максимальные границы такого временного

промежутка не определены. Не установлено также, что же является

существенным изменением стоимостных характеристик товара. Естественно,

такой подход лишь усугубляет сложность определения рыночной стоимости

товара. Тем более не понятно, зачем в качестве периода расчета штрафа на

основе фактурной стоимости взят именно такой промежуток времени. Обычно со

времени заключения внешнеторгового соглашения, в соответствии с которым,

товар перемещается через таможенную границу РФ и где учитывалась фактурная

стоимость товара, до момента совершения правонарушения, нередко проходит

больший промежуток времени, чем с момента совершения нарушения таможенных

правил до его обнаружения.

Во-вторых, на основании фактурной стоимости может быть определена

свободная (рыночная) цена товаров, помещенных под таможенный режим

экспорта и вывезенных с таможенной территории РФ, при соблюдении особых

условий, определенных ГТК РФ (например, договор, в соответствии с которым,

товары были вывезены, к моменту совершения правонарушения не утратил силу;

цена товара определена в договоре или приложениях к нему и пр.);

б) свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств должна быть

определена на день обнаружения нарушения таможенных правил, то есть день,

когда должностному лицу таможенного органа стали реально известны данные,

указывающие на признаки совершения правонарушения;

в) определяется свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а в

случае отсутствия таковых - по товарам максимально приближенным к ним по

своим характеристикам;

г) определение рыночной стоимости товаров и транспортных средств

производиться на основе официальных данных, получаемых таможенными

органами путем запросов в компетентные органы.

Применительно к стоимости товаров и транспортных средств максимальный

размер штрафа устанавливается в размере до 300% стоимости (ст. 277 ТК РФ),

а минимальный - от 2 до 10% стоимости товаров и транспортных средств.

На наш взгляд, необходимо внести четкое определение свободной (рыночной)

цены в Таможенный кодекс РФ, поскольку именно она является базой для

исчисления штрафных санкций по второму варианту порядка исчисления. В

определении свободной (рыночной) цены должны содержаться все основные

принципы ее исчисления, указанные выше. На практике должностные лица

таможенных органов должны производить определение свободной (рыночной)

цены на основе официальной информации, доступной всем субъектам

таможенно-правовых отношений.

Кроме того, практика работы таможенных органов показывает, что размер

штрафа, исчисляемый исходя из стоимости товаров и транспортных средств,

слишком велик. Зачастую это ведет не только к невозможности его выплаты

субъектами правонарушения, но и к вынужденному банкротству, ликвидации

юридических лиц. Вследствие этого предлагаем внести в статьи Таможенного

кодекса РФ, содержащие в качестве мер взыскания штраф, исчисляемый данным

способом, изменения: максимальный размер штрафа не должен превышать 100%

стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил.

3. Следующий вариант порядка исчисления штрафа - кратно к сумме

неуплаченных таможенных платежей, а также исходя их стоимости указанных в

санкции нормы требуемых, полученных или невозвращенных возмещений.

Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается та сумма, что

подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.