рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

день невозможно установить - на момент обнаружения нарушения таможенных

правил.

Авторы некоторых научных изданий называют еще один - четвертый способ

исчисления штрафа, используемый только в ранее действовавших двух статьях

Таможенного кодекса РФ. Так, ст. 268 ТК РФ (Нарушение порядка переработки

товаров) предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 100%

стоимости товаров, предназначенных для переработки, ст. 272 ТК РФ

(Нарушение порядка уничтожения товаров) - стоимости товаров, подлежащих

уничтожению. При этом, как справедливо указывают авторы учебного пособия

«Ответственность за нарушения таможенных правил», и в самих статьях, и в

тексте Таможенного кодекса РФ отсутствуют какие-либо оговорки о том, что

такие товары являются непосредственными объектами правонарушения. Более

того. Таможенный кодекс РФ даже не устанавливает, что же понимается под

стоимостью товаров, а также момент, на который такая стоимость должна

рассчитываться. Исходя их смысла таможенного законодательства,

указывается, что под стоимостью товаров, предназначенных для переработки,

и товаров, подлежащих уничтожению, следует понимать их рыночную

(свободную) стоимость на день обнаружения правонарушения, независимо от

того, было ли допущено несоблюдение требования таможенного

законодательства в отношении всех товаров, помещенных под эти режимы, или

только их части.

Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в

качестве замены других видов взысканий. Большинство санкций деликтных

таможенно-правовых норм предусматривает сочетание штрафа с дополнительными

взысканиями (например, с конфискацией товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или с

взысканием стоимости товаров и транспортных средств).

О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении

таможенных правил, выносит постановление.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств - новый для

законодательства об административной ответственности вид взыскания,

характерный только для таможенного законодательства. Он применяется в

отношении товаров и транспортных средств - непосредственных объектов

нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально

изготовленными тайниками, использованных для перемещения через таможенную

границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил.

Данный вид административного взыскания, предусмотренный за нарушение

таможенных правил, может применяться как в качестве основного, так и в

качестве дополнительного вида взыскания (ст. 16.1 КоАП РФ, ранее 245 ТК

РФ). Согласно нормам таможенного законодательства, под ним понимается

принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную)

цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения

правонарушения.

Согласно административному законодательству при невозможности конфискации

товаров и транспортных средств в указанных случаях в процессе исполнения

постановления таможенного органа с лиц, совершивших нарушение таможенных

правил, взыскивается стоимость указанных товаров и транспортных средств.

Считается, что в таких случаях речь идет не о замене одной меры взыскания

другой, а об эквивалентной компенсации реальной стоимости подлежавших

конфискации предметов и транспортных средств.

Выше нами уже было отмечено, что в таможенном законодательстве действует

правило: в случае пропуска срока давности наложения основного вида

взыскания, дополнительное подлежит применению. Таким образом, в случае

применения взыскания стоимости товаров и транспортных средств, в качестве

дополнительного вида взыскания с пропуском срока по основному (что часто

происходит по вине должностных лиц таможенных органов), ущемляются права

лиц, привлекаемых к ответственности за НТП. На это обстоятельство

указывает и ГТК России. В отличие от штрафа, также являющегося

имущественной мерой административной ответственности за таможенные

правонарушения, взыскание стоимости товаров и транспортных средств

является неделимым и не может быть применено в процентном отношении к

стоимости товаров и транспортных средств. В данном случае лицо, подлежащее

ответственности за совершенное правонарушение утрачивает право на

смягчение ответственности, кроме того, размер данного вида взыскания

достаточно велик, а если учесть еще и принцип «непоглощения» более строгим

взысканием менее строгого при совершении нескольких НТП, то размеры

подобных санкций становятся запредельными.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата - новый и в то же время

хорошо знакомый для законодательства об административных правонарушениях

вид взыскания. Дело в том, что административному законодательству известен

такой вид взыскания, как лишение специального права. Следует согласиться с

мнением И.В. Орлова, который в своем диссертационном исследовании

отмечает: «Лицензия, квалификационный аттестат предоставляют право

заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права.

Поэтому названная мера - это лишение специального права».

Следует также заметить, что действие Федерального закона РФ «О

лицензировании отдельных видов деятельности» на сферу таможенно-правовых

отношений не распространяется. Поэтому таможенные органы в лице

Государственного таможенного комитета России самостоятельно либо совместно

с Правительством РФ устанавливают перечень видов внешнеэкономической

деятельности, на которые полагается лицензия, выдаваемая таможенными

органами.

Одной из главных особенностей отзыва и аннулирования лицензии

(квалификационного аттестата) как лишения специального права является то,

что данный вид взыскания относится к длящимся. «Период отбывания длящегося

наказания используется с целью воспитательного воздействия на

правонарушителя».

Таможенные органы вправе выдавать лицензии на учреждение таможенного

склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада

ременного хранения, таможенного перевозчика, а также квалификационные

аттестаты специалистов по таможенному оформлению.

Действие лицензии и квалификационного аттестата может быть аннулировано,

отозвано либо приостановлено. Следует заметить, что ни Таможенный кодекс

РФ, ни специальные нормативные акты, содержащие порядок предоставления

лицензий, квалификационных аттестатов не содержат определения понятий

«аннулирование», «отзыв», «приостановление», а лишь указывают на случаи их

применения. В Таблице № 1 указаны основные различия в порядке применения

этих мер принуждения.

Таблица 1.

Порядок применения аннулирования, отзыва и приостановления действия

лицензии, квалификационного аттестата

+-------------------------------------------------------------------------------------+

| |Орган, | | |Срок повторного |

|Вид меры |применяющий |Акт Применения|Срок действия |обращения для |

|принуждения |меру | |меры |возобновления |

| |принуждения | | |действия |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| |Таможенный |Приказ | | |

| |орган в лице |начальника ГТК| |От 1 до 2-х лет в |

|Аннулирование |ГТК РФ, |РФ или решение|Со дня выдачи |зависимости от вида |

|лицензии |регионального|ГТК, РТУ об | |деятельности |

| |таможенного |аннулировании | | |

| |управления | | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

|Аннулирование |Таможенный | | |Через 6 месяцев со |

|квалификационного |орган в лице |-______- |-_______- |дня аннулирования |

|аттестата |ГТК РФ, РТУ | | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| |Начальник | |Со дня принятия|От 1 до 2-х лет в |

| |(заместитель | |решения об |зависимости от вида |

| |начальника) |Решение или |отзыве, а при |деятельности; при |

|Отзыв лицензии, |таможенного |постановление |отзыве как меры|отзыве квалиф-го |

|квалиф-го аттестата|органа или |по делу о НТП |взыскания -со |аттестата -через 6 |

| |вышестоящий | |дня обращения |месяцев со дня |

| |таможенный | |постановления |отзыва |

| |орган | |по делу о НТП | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| | |Приказ | | |

| | |начальника | | |

| |ГТК РФ, |таможенного | |Действие лицензии |

|Приостановление |начальник |органа или |До 3 месяцев |возобновляется по |

|лицензии |таможенного |распоряжения | |истечении срока или |

| |органа |зам. | |досрочно |

| | |Председателя | | |

| | |ГТК РФ | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

|Приостановление |Региональное |Приказ | |По истечении срока |

|квалиф-го аттестата|таможенное |начальника РТУ|До 2 месяцев |приостановления или |

| |управление | | |досрочно |

+-------------------------------------------------------------------------------------+

Решение об аннулировании лицензии, квалификационного аттестата в качестве

вида взыскания оформляется в форме приказа начальника таможенного органа в

случае, если она не могла быть выдана заявителю на основании существующего

порядка либо была выдана на основе недостоверной либо неполной информации

заявителя, имеющей существенное значение для принятия решения о выдаче.

Отзыв состоит в лишении нарушителя прав заниматься определенной

деятельностью, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом,

до истечения срока их действия.

Так, например, согласно ст. 158 ТК РФ лицензия, выданная таможенному

брокеру, может быть отозвана в случаях: неоднократного невыполнения

обязанностей таможенного брокера; неоднократного совершения

правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ; причинения

неправомерного существенного ущерба предоставляемому лицу, в том числе

путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую,

банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную

информацию, что установлено судом; признания таможенного брокера

несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности; нарушения

норм налогового законодательства и т.п.

Повторное заявление о выдаче лицензии на учреждение таможенного склада,

магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве

таможенного брокера, может быть рассмотрено по истечении двух лет (на

учреждение склада временного хранения и на осуществление деятельности в

качестве таможенного перевозчика - по истечении одного года) со дня

вынесения решения об аннулировании или отзыве лицензии при условии

устранения причин, послуживших основание для аннулирования или отзыва.

Действие лицензии на учреждение таможенного склада, на учреждение магазина

беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве

таможенного брокера и перевозчика может быть приостановлено на срок до

трех месяцев, при наличии достаточных оснований полагать, что их владельцы

злоупотребляют своими правами.

Действие квалификационного аттестата может быть приостановлено при наличии

достаточных оснований для сомнения в добросовестности осуществления

специалистом по таможенному оформлению своих обязанностей. Кроме того,

квалификационный аттестат может быть признан недействительным. Например, в

случае признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о

своей несостоятельности, квалификационные аттестаты его специалистов

автоматически признаются недействительными: По решению суда специалист по

таможенному оформлению может быть лишен своего аттестата.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата является дополнительным

взысканием, то есть не может применяться самостоятельно, а налагается

только в сочетании с основным взысканием (в частности, со штрафом) и

применяется, как правило, по усмотрению таможенного органа,

рассматривающего дело о нарушении таможенных правил.

Административное предупреждение не относиться к числу мер административной

ответственности. Именно по этой причине в таможенно-правовой сфере

законодатель разделяет понятия «приостановление» и «отзыв». Последний

является мерой административного взыскания. Это главное отличие.

Приостановление действия лицензии или квалификационного аттестата

происходит при наличии у таможенного органа, предоставившего право

осуществлять лицензируемую деятельность, достаточных оснований полагать,

что лицензиат злоупотребляет своими правами и полномочиями (по всей

видимости, злоупотребление - это не только поведение лица, выходящее за

рамки правоотношений, урегулированных лицензией, но и совершение

правонарушений). Действие лицензии приостанавливается для выяснения точных

обстоятельств: было ли совершено правонарушение или нет. То есть

приостановление выступает в данном случае в качестве процессуальной меры

обеспечительного характера, а также меры пресечения. За конкретный вид

правонарушения (что выясняется в ходе производства по делу о НТП или

других правонарушений) предусматривается отзыв лицензии или

квалификационного аттестата, но уже в качестве меры взыскания. В случае,

если таможенный орган не докажет наличия достаточных оснований для

применения к лицензиату мер административной ответственности (то есть

состав правонарушения будет отсутствовать), он может возобновить действие

лицензии по собственной инициативе, либо лицензия (квалификационный

аттестат) вступит в действие автоматически с момента окончания

приостановления. В таком случае приостановление выступает уже в качестве

предупреждения правонарушения (частная превенция). При отзыве лицензии

(квалификационного аттестата) лицо, лишенное такого специального права,

пытается возобновить действие лицензии по собственной инициативе, проходит

заново процедуру ее получения. Верно, в свое время указывал Ю.Н. Мильшин:

«... необходимо закрепить в нормах КоАП РСФСР по аналогии с Таможенным

кодексом Российской Федерации такие специальные меры взыскания, как отзыв

и аннулирование лицензии, которые могут быть как основными так и

дополнительными», причем в случае совершения лицензиатом малозначительного

правонарушения следует применять штрафные санкции, а не приостановление

лицензии, особенно «... когда лицензируемая деятельность является

единственным источником дохода для лицензиата».

На наш взгляд, понятия «приостановление» и «отзыв» находятся в таком же

соотношении друг с другом, как «административное принуждение» и

«административная ответственность».

Таким образом, приостановление действия лицензии (квалификационного

аттестата) - это мера административного принуждения, направленная на

предупреждение совершения правонарушений, их пресечение или процессуальное

обеспечение дальнейшего производства по делу о нарушении таможенных

правил, других правонарушений, за которые предусмотрены такие меры

взыскания как отзыв или аннулирование.

Отзыв лицензии (квалификационного аттестата) - мера административной

ответственности за конкретный вид правонарушения, состав которого

содержится в нормах таможенного, административного, налогового

законодательства.

Совершенно справедлива формулировка «аннулирования» (применительно к видам

лишения специального права за административные правонарушения, состав

которых содержат нормы КоАП РФ), предложенная в диссертационном

исследовании О.Ю. Бакаевой. Она полагает, что «...аннулирование лицензии

является необратимым взысканием и производиться навсегда в рамках

существующего правоотношения». «...Аннулирование - есть разовая и

необратимая санкция, последствия которой ни при каких обстоятельствах не

разрешают юридическому лицу заниматься разрешенным ему ранее видом

деятельности» . Думается, что данное определение аннулирования правомерно

и по отношению к лишению специального права в таможенно-правовой сфере.

Одно из наиболее часто встречающихся видов взысканий за нарушение

таможенных правил, - конфискация товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,

товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил, а также транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,

состоит в принудительном безвозмездном обращении этих предметов в

собственность государства.

Конфискацию, как меру административной ответственности, следует отличать

от уголовно - правовой конфискации. Первая применяется за нарушение

таможенных правил (административно наказуемое таможенное правонарушение),

а не преступление. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая

состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность

государства личного имущества осужденного, конфискация, предусмотренная,

нормами главы 16 КоАП РФ, производиться только в отношении предметов,

непосредственно связанных с правонарушением, то есть предметов, являющихся

непосредственным объектом нарушения таможенных правил либо орудием или

средством совершения такого правонарушения.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного

правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в

федеральную собственность или в собственность субъекта Российской

Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст.

3.7 КоАП РФ).

Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того,

принадлежат ли они лицу, совершившему нарушение таможенных правил на праве

собственности, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация, предусмотренная в санкциях норм главы 16 КоаП РФ, в отличие

от уголовно-правовой конфискации, может быть применена к нарушителю

таможенных правил независимо от истечения срока давности привлечения к

ответственности и независимо от того, является ли она основным или

дополнительным взысканием.

Раннее, в ст. 242 ТК РФ предусматривается два вида конфискации:

- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со

специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через

таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил (п. 4);

- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (п. 6).

Логическое толкование санкций таможенно-правовых норм дает основание

прийти к выводу о том, что конфискация первого вида может применяться как

в качестве основного, так и дополнительного взыскания, а конфискация

второго вида — только в качестве дополнительного взыскания.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному

изъятию, понимаются объекты гражданских прав - движимые и недвижимые вещи.

Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо

обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и

(или) распоряжения данной вещью: в любом случае вещь, подлежащая

конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных

оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у

него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от

данного административного наказания, предмет, подлежащий принудительному

изъятию, при применении возмездного изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП РФ,

может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

Долгое время не был разрешен вопрос о том, имеют ли право таможенные

органы РФ самостоятельно применять как санкцию за совершенное таможенное

правонарушение конфискацию товаров и/или транспортных средств.

Из 40 составов нарушений таможенных правил, которые ранее были закреплены

в Таможенном кодексе РФ, в восьми случаях таможенным органам

предоставлялась такая возможность. Напомним, что нарушения таможенных

правил являются разновидностью административных правонарушений, поэтому

постановления Конституционного Суда РФ (на них мы остановимся подробнее)

по вопросам правомерности конфискации касались не только таможенных, но и

других органов исполнительной власти.

Правовые положения, затрагивающие порядок назначения конфискации имущества

за совершение административных правонарушений, не раз становились

предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Вопрос, на который должен

был ответить Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 мая 1997

года № 8-П по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 ст. 242 и

ст. 280 ТК РФ, сводился к следующему: правомерно ли вынесение таможенными

органами постановления о конфискации имущества в качестве меры наказания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.