рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: История государственных символов России

Только что был раскрыт процесс возникновения и становления государственных флагов некоторых зарубежных государств, что может послужить определенным фоном для воссоздания картины возникновения и формирования государственного флага нашей Родины.

Прежде чем стать российскому флагу государственным символом, он прошел трудный и сложный путь развития, с учетом специфики развития самой России.

Надо отметить, что условия зарождения и развития государственного флага России в значительной мере отличались от условий, к примеру, в западноевропейских государствах. Как известно в России не было организованного рыцарства, цехов, гильдий, епископств, вольных городов и до XVIII века – флота, которые имели право на особые знаки, в том числе и на флаги. Поглощенные же Москвой феодальные княжества потеряли свою государственную символику, и их флаги превратились в провинциально-земские (7, 88).

Кроме того до XIX века не происходило в России и общенациональных революций (подобных в Западной Европе), способных дать народу символы, подобные западноевропейским. Казаки-разинцы и запорожцы имели свои казачьи знамена со знаком креста, пугачевцы, кроме них, использовали и захваченные императорские (царские) знамена. Не имело своих знамен и религиозное движение раскольников (Там же). Флаги же цехов булочников, каретников, сапожников и т.д. появились в нашей стране лишь в XIX веке (18, 402).

Таким образом, на Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные, уходившие своими корнями в глубокую древность.

И военный, и торговый, и национальный флаги появились в нашей стране довольно поздно. Их предшественниками были стяги, знамена, под которыми православная Русь отстаивала свою независимость и расширяла свои границы.

Флаг нашей страны имеет давнюю историю. История российского флага очень увлекательная и насчитывает несколько столетий. Современный флаг России имеет глубокие исторические корни. Его происхождение тесно связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Его история теснейшим образом связана с историей России, со всеми ее сферами жизнедеятельности – экономикой, культурой, политикой, идеологией и т.д. Ибо изменения в этих сферах жизнедеятельности в нашей стране влекли неотвратимые изменения в ее флагах. В связи с чем каждый флаг – это отражение судеб народных… И в то же время, каждый флаг сам по себе – это любопытнейший рассказчик, немой и красноречивый летописец…

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Флаги способны накапливать, хранить и передавать информацию. Они призваны выражать политические, национальные, религиозные, социальные и иные идеи.

Флаги, как символ власти, подразделяются на императорские, царские, королевские, президентские штандарты, а также вымпелы и флаги Морских военачальников (25, 29).

Приведем несколько определений флага. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение флага: «Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой». Или: «Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы» (25, 29) (17, 39).

Справедливо отмечал К.К. Мамаев (43, 5-6): «У каждого флага есть своя, порою очень сложная биография. Одни из них появились на свет в рыцарских феодальных замках во времена мрачного средневековья и служили личными знаменами королей и феодалов. Другие стали отличительными знаками торговых кораблей. Третьи родились в огне революций. Каждый флаг замысловатым языком полос, крестов, звезд или иных знаков повествует о судьбах своей страны».

А когда и при каких обстоятельствах возник флаг в нашей стране?

В связи с чем перед нами встают очень важные вопросы: Когда же появились на Руси первые флаги? Что они из себя представляли? Каковы были их функции? Какова была их эволюция? Когда и при каких обстоятельствах в России утвердился трехцветный флаг? Как он утверждался в качестве государственного и национального? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красный цвета? Каково их символическое значение? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо обратиться к истории флага нашей Родины.

Необходимо констатировать тот факт, что о древних знаменах нашей страны имеется мало сведений. Но известно, что с момента образования к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предфлаги, - так называемые стяги, которые тогда являлись символами княжеской власти. Тогда стяги выглядели так: это были длинные шесты. На них были прикреплены ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты или часть конской гривы, которые, как правило, были окрашены яркими красками разных цветов. Относительно же полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества (18, 405). Роль стягов в древности и средневековье особенно большой была в военном деле – с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора «до» и «после» боя, узнавали о расположении своего командира, т.е. знамя являлось основным познавательным знаком своего командира, а также и своего отряда. По знамени воины определяли направление движения войска и т.д. (65, 24).

В прошлые и в настоящие времена бытовало и бытует выражение, характеризующее значение знамени особенно в военном деле: «Потеря знамени – потеря чести, приобретение знамени у врага – честь и слава».

Вот как пишет о роли и ценности стяга в бою В.К. Романовский (61, 21): «Во время сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый воин. Вокруг стяга сосредотачивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей: наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Противоположная сражающаяся сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением».

Роскошный стяг освящался как икона, и перед ним до сражения воины на коленях молились о победе и спасении. Заметный издали, он указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Он считался душой, славой и честью древнерусского войска. Под ним, случалось, ставили самые чтимые реликвии. Так, например, было в 1164 году: Андрей Боголюбский при походе на булгар поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери (18, 408).

Шло время. Происходили изменения в стране, что отражалось на знаменах. Так, с течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Это знамя (полотнище) легко развевалось на ветру, тем самым оно придавало уверенность и мужество воинам-ратникам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железное навершие – острожник. Позже полотнище знамени стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами», которые в те времена назывались «откосами», «косицами», «клинцами», «яловцами» (60, 17, 40-41). Только со второй половины XIV века впервые употребляется слово «знамение» (знамя – Г.Б.) для обозначения стяга с изображением лика Спасителя. А вот самое слово «знамя» широко стало употребляться с XVII века. (Там же). Уже в знаменитом историческом источнике – «Повести временных лет» - знамена назывались стягами от слова «стягать», что в переводе на современный язык означало – стягивать, собирать вокруг себя воинов «во время» и «после» битвы, а также для защиты своей родной земли, а иногда села или города. Например, в «Слове о полку Игореве»: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле». Они готовы защищать Родину. Со временем стягом стали называть и малые военные отряды, а поэтому счет отрядов велся и по количеству стягов (60, 17). Например: «…поставили два стяга (отряда – Г.Б.) перед монастырскими воротами» (1096 год) (61, 119). В те далекие времена был специально назначенный знаменосец – стяговник, который должен был хранить и разворачивать знамя перед боем и в походах (65, 66).

Впоследствии знамя имело значение условного знака – господства и над страной, овладения крепостью или городом, т.е. было символом власти. Например, если князь водружал свое знамя над каким-либо городом, крепостью, страной, то этим самым он объявлял о своей власти над ними.

Но с XII века под «стягом» всё чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское подразделение: «держит стяг Ярополка», «видят, что стяг не поднят вверх». Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов. «Собирательная» и «управленческая» функция которых дополнялась звуковыми сигналами (подобное было характерным и для византийского войска). Звуковые сигналы подавались с помощью труб и бубнов. Часто указывалось, что в воинском отряде имелось: «17 стягов и 40 труб»; 13 стягов, а труб и бубнов 60» (72 ).

Необходимо отметить тот факт, что в XVI-XVII веках в нашей стране функционировали различные типы знамен. Существовала своего рода иерархия тогдашних знамен. В первую очередь, это Большое царское знамя. Оно было очень велико, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Имелось и Малое знамя, принадлежащее царскому полку. Существовали и знамена меньшие по рангу – полковые и сотенные. А что же изображалось на подобных знаменах? Чаще всего, к примеру, на больших и малых царских знаменах (они были, как правило, красного цвета) помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Их обрамляли затейливыми орнаментами, которые сверкали золотом и серебром. На знаменах полков также помещали изображения святых. Этот тип знамен богато украшен. Сотенные же знамена были меньших размеров, чем другие, нами уже названные. На сотенных изображался крест, вместо святых. Сотенные по содержанию украшения были проще, как бы скромнее. В то время имелись и боярские прапоры. Они были небольших размеров с длинными хвостами – клинцами («хоботами») и служили личными знаками родовитых людей России того далекого времени.

После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен. В связи с чем стяги приобретали статус святыни. К XV веку мобильность (подвижность) русских войск значительно увеличилась, а поэтому стяги (знамёна) стали меньшими в размерах. Роль и статус стягов повышался: под ними проходила церковная служба, принимали присягу, заключали договоры и т.д. С конца XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя. В одном из древних документов по истории нашей страны – «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» - стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение», т.е. знак). А уже в начале XVII века слово «стяг» было, по сути, полностью заменено словом «знамя» (61, 66).

А какую роль играли знамена? Что на них изображалось? Как они выглядели? На эти вопросы можно получить ответы при рассмотрении конкретных знамен (стягов) тех далеких времен.

Знаменитым стягом (знаменем) далеких времен нашей страны являлся «Всемилостивейший Спас». С ним Иван Грозный ходил «воевать» Казань в 1552 году и покорил ее, присоединив к русскому государству. Это знамя было с откосом, «построено» (изготовлено) из малиновой (червчатой) камки. А посредине был «вшит образ Спаса Нерукотворного, вшитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелками». Вокруг этого образа вышит библейский текст. В откосе вшиты два четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета. Камка знамени обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга увенчано серебряным позолоченным крестом. Размеры его были таковы: длина – 3 м, высота – 1,5 м. Для ношения стяга назначалось два-три человека. Нижний конец древка был острым, что указывает на то, что знамя могло втыкаться в землю (72, 130) (18, 415).

После взятия Казани у стяга «Всемилостивейшего Спаса» был отслужен молебен, затем Иван IV приказал воздвигнуть церковь на том месте, где стояло это знамя во время боя. Это знамя участвовало в походах русских войск в XVI-XVII веках.

Обратимся теперь к характеристике еще большего знамени XVI века – «Великого стяга» Ивана Грозного». Описание его имеется в работах, к примеру, у Б.Н. Серова (65, 26), Н.А. Соболевой (72, 130-131), Е.В. Пчелова (58, 91).

Этот стяг был изготовлен по приказу Ивана Грозного в 1560 году для русских войск, которые вели войну с Ливонией (1558-1583). Площадь его составляла 12 кв. м. Скроено это знамя было косынею (с откосом снизу вверх).

Оно было богато украшено. Композиция его была чересчур сложной. Изготовлено было из китайской тафты. На лазоревом (светло-синем) полотнище изображен в темно-голубом круге Иисус Христос (Спаситель) в славе, т.е. в короне. Он был в белой одежде и на белом коне. По окружности круга изображены золотые херувимы и серафимы. А левее круга и непосредственно под ним – сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. Откос (сахарного) белого цвета. В нем вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила – на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой – крест. Архангел Михаил являлся предводителем небесного воинства. Всё полотнище усыпано золотыми звездами и крестами. По краю это знамя было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы.

Это знамя ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Пчелов, к тому же, замечает (58, 91): «Известны знамена Ермака Тимофеевича с новыми эмблемами, которыми были лев и единорог, а малиновым, с архангелом Михаилом в центре, было знамя князя Д.М. Пожарского, возглавившего Второе народное ополчение и освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 году».

Вышеназванные авторы книг (Серов, Соболева, Пчелов и др.) отмечают, что в XVII веке в русских знаменах появляется новое, в первую очередь, в изображениях на них. Новшества были связаны с тем, что в это время на службе в русской армии стали появляться иноземные военные, из которых формировались, как тогда говорили, полки иноземного строя (рейтарские, драгунские полки), которыми, естественно, командовали исключительно иностранные командиры - офицеры. Конечно же, иностранные офицеры вносили в русские войска некоторые свойственные им порядки и обычаи. Кроме обучения и обмундирования своих подчиненных, иностранные офицеры решали вопросы составления (изготовления) знамен для своих воинских частей.

Новое же, привносимое иностранными командирами, заключалось в том, что они стали помещать изображения на знаменах и различных воинских значках - светские эмблемы, к которым относились: орел, грифон, змеи, львы, химеры и др. На протяжение всего XVII века этот обычай в значительной мере был распространен во всей русской армии.

Необходимо отметить, что уже в XVII веке правило помещать светские эмблемы стало распространяться не только на знамена иноземных полков, но и на русские ротные (сотенные), на знамена полков, на боярские и даже на знамена старого московского строя, т.е. стрельцов и казаков. Например, уже в конце XVII века на одном из знамени стрелецких полков было записано: «…вышит зверь грив (грифон – Г.Б.), в передней лапе палаш» (72, 135).

Так появился в русском войске западный обычай изображать светские эмблемы на знаменах и прочих военных значках. Светские эмблемы были исключительно разнообразны как по форме, так и рисункам на них, изготавливаясь, «как ротмистр укажет сам». На таких знамёнах в виде эмблем «писали» орла, грифа, змею, льва; надписи делались в основном на латинском языке.

И еще: в конце XVII века на военных знаменах помещались и территориальные эмблемы, некоторые из них впоследствии вошли в городские и иные гербы. Например, в 1686 году для одного из полков было приказано сделать знамя с друглавым орлом, а «под орлом пушка, а на пушке птица Гамаюн, против того, как печать города Смоленска». Впоследствии и пушка, и птица Гамаюн вошли в герб города Смоленска. Подобное происходило и с изображениями на прапорах. Например, по описанию в 1687 году, на прапоре Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича, был изображен золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, а на щите был помещен небольшой орлик. Полотнище прапора было белым, а его кайма – червленой (красной – Г.Б.), а у откоса кайма была черной, на которой были изображены оторванные золотые и серебряные львиные головы. Впоследствии этот прапор стал основой при составлении герба дома Романовых (XIX век); на знамени астраханских стрельцов в голубом поле (полотнище) были изображены золотая корона, над нею – серебряный восточный меч с золотою рукояткой, которые все вошли в качестве эмблем в герб города Астрахани (72, 136) (17, 40).

Некоторые исследователи-флаговеды считают, что в нашей стране до середины XVII века не имелось единого государственного знамени, на котором изображался бы двуглавый орел, хотя он, как известно, в качестве государственного знака существовал с конца XV века.

Но имеются основания утверждать, что в начале XVII века использовалось знамя, олицетворяющее верховную государственную власть над присоединенными к России землями, на котором все-таки было помещено изображение двуглавого орла, на груди которого был помещен св. Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змия. Так, в 1614 году было пожаловано такое знамя Войску Донскому, которое защищало южные границы России от внешних врагов. Кроме того, в XVII веке имелось еще и белое знамя с золотым орлом. Оно называлось ясачным, т.к. под таким знаменем собирали с нерусских народов Поволжья и Сибири ясак (подать) (61, 136-137).

Впервые бело-сине-красный флаг на Руси появился во второй половине XVII в. при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I). И связано это было со строительством Волжско-Каспийской флотилии, призванной защищать торговые караваны, ходившие по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию.

В 1667-1668 гг. на Оке (с. Дединово Коломенского уезда около Москвы) было построено 5 морских судов: корабль «Орел», на его борту поместили 22 пушки (60, 17), яхта, две шнявы и бот. Для них нужны были морские флаги, которые в международных водах позволяли бы определить страну и «защищали» корабль как часть государственной территории.

Командиром корабля «Орел» был назначен по одной из версий голландец Д. Бутлер, приглашенный в Россию и назначенный на эту должность самим царем Алексеем Михайловичем (1629-1676). Бутлер, когда запрашивал у правительства, какие цвета следует поднять на его судне (а равно и на судах всей флотилии), заметил: «На кораблях бывает, - которого государства корабль, того государства бывает и знамя» (71, 110). Из этого можно было заключить следующее: правительству царя Алексея Михайловича пришлось решать вопрос о государственных цветах России. После чего началась кропотливая работа в этом плане.

Имея в своем распоряжении образцы военных знамен, зная рисунок и цвета флагов соседних государств, и обладая собственным гербовым знаменем, правительство тем не менее дало заказ на исторические изыскания, была составлена справка под названием «Писание о зачинании знаков и знамен или прапоров». После чего, 9 апреля 1668 года, в Сибирский приказ была послана «память» (записка), в которой повелевалось послать из меновых товаров «310 аршин киндяков, да 150 аршин тафты червчатых (красных), белых, лазоревых (синих) к корабельному делу на знамена и на яловички (вымпелы)» (64, 10), что в переводе на метрическую систему мер составляло 220 метров белого, синего и красного материала, а по другим документам – 180 м. Нет сомнения в том, что разработчики этого флага исходили из того, что по русским обиходным понятиям красный цвет означал отвагу, героизм, огонь; синий – небо, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство (17, 41).

На основании всего сказанного можно с уверенностью заключить, что, во-первых, русское правительство осознало, что морской флаг должен быть таким, как и государственный («которого государства корабль, - того государства и знамя»); во-вторых, основными знаменными цветами России с 1667-1668 гг. были признаны белый, синий и красный, которые впоследствии стали цветами государственного флага вначале России, а позже – Российской Федерации.

К сожалению, сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии не сохранился, этот флаг и сам корабль «Орел» были сожжены восставшими разинцами, по которым из корабельных пушек был открыт огонь (61, 39). Существует две версии о том, как выглядел флаг «Орла» и флотилии в целом. Первая из них – это был флаг, у которого было полотнище, состоящее из равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красных цветов, посредине – золотой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди. По второй версии – это было полотнище с синим крестом по середине и в шахматном порядке поля белого и красного цвета. При любых версиях – это был первый флаг, где использовались по царскому решению белый, синий и красный цвета (Там же).

Итак, 1667-1668 гг. были не только годами рождения гербового знамени, но и первого варианта бело-сине-красного военно-морского флага, позже ставшего государственным. Днем же официального рождения бело-сине-красного флага считается 20 января 1705 года (77, 69). В этот день от имени императора Петра I был издан указ, объявленный из Приказа Воинских Морских Дел, в котором говорилось, что «На торговых всяких судах, которые ходят… ради торговых промыслов, быть знаменем по образцу, каков нарисовав, послан под сим Великого Государя указом». А далее шло описание этого флага: «Флаг Его Царского Величества Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короной венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием без змия» (71, 116). Кстати, этот флаг впоследствии стали называть провиантским, торговым, купеческим, коммерческим, «обывательским», гражданским и, в конечном счёте, российским национальным (27, 6).

Петр Великий создал множество эскизов и проектов флагов и вымпелов. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); ещё выше – божественный (белый) (17, 41) (60, 18).

Петр I более 30 раз вычерчивал трехцветный флаг во многих вариантах, но никогда не менял порядок полос. Он был таким, как в вышеприведенном примере. С полным основанием этот трехцветный флаг может быть назван флагом Петра Великого. Пребывание трехполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. В дальнейшем этот флаг станут называть торговым, купеческим, коммерческим, гражданским и, наконец, русским национальным и государственным.

Таким образом, в конце XVII – начале XVIII вв. государственный флаг России приобрел вид полотнища, состоявшего из трех горизонтальных полос – белой, синей и красной с изображением двуглавого орла посредине. Этот флаг сыграл огромную роль в истории нашей страны, в первую очередь в военном деле. Под бело-сине-красным флагом русские войска одержали победу над шведами под Полтавой (1709), а во время Семилетней войны (1756-1763) русские войска в 1760 году вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска А.В.Суворова, а также проходила Отечественная война против французских войск в 1812 году (58, 66).

Но ещё до Указа Петра I от 20 января 1705 года в России в XVII веке существовал бело-сине-красный «флаг царя Московского». А история его появления такова.

Летом 1693 года Петр I направился в Архангельск с целью посещения Соловецкого монастыря. Здесь он впервые в своей жизни увидел Морские корабли. В Архангельске Петр I пробыл шесть дней. За это время он увидел настоящее море, и множество иностранных кораблей с их морскими флагами. Всё это очаровало молодого императора. В связи с чем при деятельном участии Петра заложили в Архангельске на соломбальской верфи один корабль, а другой был заказан в Голландии.

Уезжая из Архангельска, Петр пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со своею прикрасою и снастью судовую». Среди корабельных «прикрас» был «флаг царя Московского». Вот как он выглядел: «Флаг царя Московского» был сшит из специальной флажной материи – флагзуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя короткими желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колящего копьем зеленого дракона. Знаменитый «флаг царя Московского» до начала ХХ века хранился в Архангельске. В 1940 году известный флаговед Н. Семенович реставрировал его. В настоящее время «флаг царя Московского» хранится в Центральном военно-морском музее, который находится ныне в Санкт-Петербурге. Ширина этого флага составляла 4, 6 м, а его длина – 4,3, т.е. 1:0,9 (27, 48-53).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.