рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Характер взаимосвязи пола с интернальным и эктернальным локусом контроля

Важно понимать, что и в теории Дж. Роттера, и в других подобных теориях речь идет именно о воспринимаемом контроле. Однако оценка человеком своих способностей может быть неточной. Существует несколько причин, способствующих ошибочному восприятию контроля. Умение управлять собственной жизнью обеспечивает индивиду определенную степень независимости от социальной и биологической реальности. Люди стремятся ощущать свой контроль над ситуацией даже тогда, когда ее исход очевидным образом определяет случай. Иногда для сохранения чувства контроля достаточно осознавать свою способность предсказывать появление события, что, в принципе, уже не может рассматриваться как контроль над ним. Ошибочное восприятие субъективного контроля как высокого способствует пренебрежению возможной опасностью, а также формированию завышенных ожиданий относительно эффективности собственных действий. В результате человек либо оказывается не готовым к стрессовой ситуации, либо испытывает глубокое разочарование относительно своих способностей.

Личность с экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внеш. факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интернальным локусом контроля верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями.

Экстерналам присуще конформное и зависимое поведение. Интерналы в отличие от экстерналов, не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы. Экстерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.

Личность способна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится в собственных руках. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Интерналы в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других. Личность с экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интернальным локусом контроля верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями.

У экстерналов чаще возникают психологические и психосоматические проблемы, чем у интерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я". Интерналы обнаруживают более активную, чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическому здоровью.

Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналов избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств.

Таким образом, попытки изучения самоконтроля появились давно, однако, наиболее разработанной является концепция Роттера, также он впервые создал опросник локуса контроля.

1.3 Гендерные аспекты локуса контроля

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола (англ. – sex), считал Р.Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. – gender) – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Долгое время социальные аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинами описывались в таких понятиях как «половая роль», «полоролевые ожидания», «половая идентичность». Эти термины ясно говорили, что речь идет не о природных, а о социальных отношениях, нормах и т.д. Но прилагательное «половой» несло за собой длинный шлейф нежелательных, устаревших значений. Во-первых, «пол» и его производные ассоциируется с сексуальностью, хотя многие, даже явно биологические, процессы и отношения с ней не связаны. Во-вторых, эта терминология вольно или невольно предполагает, что социокультурные различия между мужчинами и женщинами – только надстройка над, форма проявления или способ оформления фундаментальных, базовых, универсальных различий, обусловленных половым диморфизмом. Как говорили в XIX в., анатомия – это судьба.

Чтобы избавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученые ввели в науку понятие гендер. В науке это слово заведомо искусственно. В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). В более узком и строгом смысле гендер обозначает «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Благодаря их появлению и развитию пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие, самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

Хотя Ротер отмечал, что различия локуса контроля студентов и студенток незначительны, многочисленные исследования свидетельствуют о большей экстернальности женщин по сравнению с мужчинами.

Различие в локусе контроля у мужчин и женщин отражаются в их реальном поведении. Женщины чаще ссылаются на судьбу для объяснения своих жизненных успехов и неудач. Мужчины в отличие от них предпочитают деятельность, требующую навыка, мастерства.

Исторически сложившиеся ролевые функции мужчин и женщин накладывают отпечаток на сферы, которые они пытаются контролировать. По сравнению с женщинами мужчины проявляют больший интерес к общественной сфере (политика, экономика, окружающая среда и меньший – к личным проблемам(семья профессия, саморазвитие. Протяженность временной перспективы обнаруживается, прежде всего в экономической и профессиональной сферах. Женщины же больше обеспокоены личными проблемами.


РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЬЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

 

2.1 Характеристика выборки, процедуры и методов исследования

После рассмотрения всех представленных теорий по этой теме, можно перейти к самому исследованию. Процедура исследования на предварительном этапе состояла в подборе испытуемых и методик, наиболее приемлемых для выполнения поставленных в исследовании цели и задач.

Для проверки выдвинутой гипотезы было спланировано и организовано эмпирическое исследование. Для этого было необходимо определить интернальность- экстернальность курсантов и студентов в различных областях. Для исследования локуса контроля была использована методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд, в основе которой лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. В задачи исследования также входило

·   осуществить сравнительные характеристики групп, выделенных по основаниям: гендерные различия, курсанты и студенты.

·   Провести математический анализ существующих различий

При проведении исследовательской работы и обработки результатов использовались следующие основные методы:

∆Методика УСК;

∆ методы математической статистики.

В данном исследовании принимали участие студенты и курсанты третьего курса, социально – психологического факультета Университета гражданской защиты Украины.

Всего в исследовательской работе приняли участие 60 человек, которые в ходе экспериментальной работы были разделены на 2 группы по следующим основаниям:

1)  гендерные особенности (юноши и девушки по 30 человек).

2)  Курсанты (юноши 30 человек) и студенты(девушки 30 человек)

Исследование проходило в дневное время в аудиториях Университета гражданской защиты Украины. Испытуемым вслух зачитывалась инструкция : «Вам предлагается ряд высказываний. Внимательно прочитайте и в зависимости от того, согласны ли вы с тем, что в них говорится в бланке для ответов поставьте:

+3 – полностью согласен -3 – полностью не согласен

+2 – согласен -2 – не согласен

+1 – скорее согласен -1 – скорее согласен »,

после чего раздавались опросники и бланки для ответов, которые заполнялись ими самостоятельно.

 

2.2 Краткая характеристика интерналов

Локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы. У каждого человека есть свое место на шкале интернальности – экстернальности. Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы – внешний.

Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом.

Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то других сил (Бога, других людей, судьбы и т.д.). Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий. Он снимает с себя всякую ответственность за все происходящее с ним.

Между интеральными и экстернальными личностями есть и другие отличия, которые могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, к примеру, экстерналы характеризуются большей конформностью, подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.

Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Известно также, что интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них реже бывают психологические проблемы.

Лонгитюдное исследование более 3000 взрослых мужчин, проведенное в США, показало, что локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха (успех в работе связан с интернальным локусом).

2.3 Описание методики УСК

Наибольшее распространение получила методика УСК, предложенная Е.Ф.Бажиным, С.А.Голынкиной и А.М.Эткиндом, представляющая собой существенно переработанный русскоязычный вариант шкалы I - E («Шкала интернальности-экстернальности», разработанная Роттером, 1966 г.). Данная шкала имеет ряд очевидных достоинств и отличается от шкалы Роттера по ряду параметров.

Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Перечислим шкалы исследования:

1.  шкала общей интернальности;

2.  шкала интернальности в области достижений;

3.  шкала интернальности в области семейных отношений;

4.  шкала интернальности в области неудач;

5.  шкала интернальности в производственных отношениях;

6.  шкала интернальности в области межличностных отношений;

7.  шкала интернальности в области здоровья и болезней.

Описание шкал.

1. Шкала общей интернальности

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале, соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

З. Шкала интернальности в области неудач

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях

Высокие показатели здесь, означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий показатель, указывает на то, что он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений

Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель, указывает на то, что он склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений

Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни

Высокие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Тестируемому субъекту предъявляется 44 утверждения, касающихся различных явлений и событий жизни и отношения к ним. Он должен оценить степень своего согласия и несогласия с каждым из утверждений, используя 6-балльную шкалу (от "полностью не согласен" до "полностью согласен").

После ответа на все утверждения результаты обрабатываются. Эта обработка происходит в три этапа.

Сначала с помощью специального "ключа" подсчитываются "сырые" баллы по семи шкалам. На втором этапе "сырые" баллы переводятся в стандартные баллы – стены, которые представлены по 10-балльной шкале. Результаты, выраженные в стенах, можно уже сопоставлять с нормами.

На третьем этапе обработки результатов создается график – "профиль УСК" Он выстраивается по всем семи 10-балльным шкалам – со средним показателем, равным 5,5. Все данные которые ниже этого показатенля принято считать экстернальным, те, что выше – интернальным.

2.4 Сравнительная характеристика юношей и девушек

Обработка данных проходила в 3 этапа: сначала с помощью специального "ключа" подсчитывались "сырые" баллы по семи шкалам. На втором этапе "сырые" баллы переводятся в стандартные баллы – стены, которые представлены по 10-балльной шкале. Результаты, выраженные в стенах, можно уже сопоставлять с нормами.

Для наглядности помещаются в таблицу посчитанные с помощью ключа (Приложение 2) "сырые" баллы по семи шкалам и переведенные в стены данные, которые были получены с помощью методики УСК.

Находится среднее по стенам каждой из областей.Средние показатели юношей превышают средние показатели девушек.

Таблица 2.1

Уровень субъективной локализации юношей- курсантов по шкалам

пол 1.Ио 2.Ид 3.Ин 4.Ис 5.Ип 6.Им 7Из
Сырой балл Стен Сырой балл Стен Сырой балл Стен Сырой балл стен Сырой балл Стен Сырой балл Стен Сырой балл Стен
ВКО м 47 7 18 8 15 8 17 9 15 6 4 6 -3 2
ВМП м 7 3 15 8 -10 1 0 5 -3 2 4 6 4 6
КВИ м 25 5 17 8 5 5 1 5 8 5 3 6 -1 3
КЮР м -8 2 0 4 -9 1 1 5 -2 2 3 6 3 5
НВИ м 18 4 11 7 -1 3 2 5 5 4 4 6 5 7
СВИ м 4 3 -4 3 5 5 -4 4 -1 2 4 6 6 7
ТВД м 33 6 14 7 9 6 1 5 11 5 5 7 4 6
ЦАВ м -1 3 -9 2 -1 3 -10 2 4 4 9 9 10 9
АКА м 58 8 25 10 7 5 0 5 22 8 12 10 7 8
ЛИО м 41 6 13 7 20 9 3 5 7 4 10 9 11 10
ИПР м 14 4 6 6 2 5 -1 4 2 3 0 5 4 6
БММ м 32 5 15 7 9 6 4 6 3 3 4 6 7 8
РДИ м 19 4 6 6 5 5 4 6 -5 1 8 8 -3 2
КМВ м 38 6 12 7 4 4 8 7 13 6 4 6 7 8
ЛПП м -10 2 -14 1 -7 2 -11 2 -4 2 -6 2 0 3
ЗВА м 27 5 11 7 2 4 0 5 0 3 6 7 3 5
АКП м 30 5 10 7 4 4 2 5 11 5 6 7 9 9
ГЕП м 33 6 14 7 4 4 3 5 7 4 2 6 4 6
ГАК м 34 6 12 7 2 4 7 7 7 4 11 10 6 7
ВАК м 67 8 19 9 8 6 12 8 11 5 5 7 5 7
ККБ м 38 6 14 7 20 9 8 7 16 7 7 8 9 9
КПЛ м 86 10 24 10 20 9 12 8 24 9 7 8 4 6
КВИ м 28 5 -1 3 6 5 2 5 8 5 5 7 9 9
ЛНИ м 34 6 18 8 1 4 3 5 14 6 7 8 3 5
МНО м 20 4 -9 2 5 5 4 6 -5 1 -9 1 5 7
НРП м 79 9 23 10 23 9 15 9 29 10 11 10 10 9
ОПР м 45 7 17 8 7 5 5 6 9 5 1 5 7 8
ПМИ м 48 7 14 7 15 7 8 7 14 6 7 8 4 6
ПРЕ м 56 7 9 6 11 6 4 6 17 7 4 6 4 6
ПАВ м 44 7 12 7 1 4 7 7 2 3 2 6 2 0
ССП м 65 8 24 10 7 5 9 7 24 9 11 10 11 10

Таблица 2.2

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.