рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Значение бухгалтерского учета в реализации с/х продукции и финансовых результатов деятельности с/х предприятий

Значение бухгалтерского учета в реализации с/х продукции и финансовых результатов деятельности с/х предприятий

ВВЕДЕНИЕ.

На развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных

предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые

при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной

предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая

оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить

обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами,

учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по

оплате труда членов коллектива и другими кредиторами.

Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт , то очень сложно, а

часто и невозможно расширять производство продукции. Исходя из этого, в

современных условиях значительно усилено значение бухгалтерского учета

реализации продукции и финансовых результатов деятельности

сельскохозяйственных предприятий.

Проводимая в сельском хозяйстве экономическая реформа существенно

повлияла на финансовое положение сельскохозяйственных предприятий. Это

определяется инфляцией и диспаритетом цен на продукцию, потребляемую и

реализуемую сельским хозяйством.[ 20 ] Поэтому одним из важных направлений

реализации сельскохозяйственной продукции в сложившихся условиях является

поставка ее для государственных нужд. В целях формирования федеральных и

региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

введен в действие. Федеральный закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ «О

государственном регулировании агропромышленного производства»,который

устанавливает правовые основы экономического воздействия государства на

агропромышленное производство [ 1 ].

За последние годы существенно изменились как правовые нормы,

регулирующие отношения по реализации сельскохозяйственной продукции, так и

сами организационно-правовые формы этих отношений. Так ,среди форм

реализации в последнее время все большее распространение находят бартерные

сделки и розничная купля-продажа. Среди новых, ранее неведомых нам форм

реализации следует назвать сделки по реализации продукции, заключенные на

товарно-сырьевых биржах. Но биржевая торговля делает в России лишь первые

шаги [ 15 ].

На сегодняшний день резко обострилась проблема получения прибыли от

реализации сельскохозяйственной продукции, идет решение вопросов о

расширении рынков сбыта. Все эти проблемы явились основанием для выбора

темы данной дипломной работы.

Целью работы является изучение экономического положения предприятия,

оценка состояния бухгалтерского учета на участке «реализация», разработка

путей улучшения организации бухгалтерского учета.

Исходными данными для написания явились: первичные и сводные документы

по учету реализации сельскохозяйственной продукции, годовые отчеты (1993-

1997 г.г.), планы экономического и социального развития

сельскохозяйственного предприятия (1993-1997 г.г.), бизнес-планы развития

сельскохозяйственного предприятия (1996-1997 г.г.), литературные и

справочные источники, статьи и комментарии российских экономистов,

опубликованные в периодической печати.

При написании дипломной работы использовались следующие методы:

экономико-математический, монографический, табличный, метод сравнения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

Сельскохозяйственные предприятия основную массу произведенной продукции

реализуют. Они реализуют также выполненные на сторону услуги и работы своих

вспомогательных, обслуживающих производств.

При решении проблемы финансовой стабильности, улучшения

платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для

беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время

«товаропроизводителям» в сфере агропромышленного производства гарантируется

возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование

рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия в соответствии с действующим законодательством [ 1 ].

Однако, устанавливаются объемы поставок и закупок и для государственных

нужд. Правительство устанавливает гарантированные закупочные цены (ст. 10

Федерального закона). Для авансирования производителей вводится в

соответствии со ст.6 Федерального закона государственные залоговые операции

с сельскохозяйственной продукцией.

В процессе реализации продукции формируется конечный финансовый

результат производственно-финансовой деятельности - прибыль или убыток.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это положительная

(отрицательная) разница между выручкой от реализации продукции в

действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и

реализацию.

Коренная перестройка экономических отношений в АПК повлекла за собой

существенные изменения в системе бухгалтерского учета. В «Положении о

составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении

прибыли», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

№ 552 с учетом изменений и дополнений, хозяйствующим субъектам было дано

право самостоятельно устанавливать метод определения выручки от реализации

продукции (работ, услуг) «на длительный срок (ряд лет) исходя из условий

хозяйствования и заключаемых договоров». Пункт 13 Положения гласит: «Для

целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг)

определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере

поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения

банков, а при расчете наличными деньгами - по поступлении средств в кассу),

либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ и услуг) и предъявления

покупателю (заказчику) расчетных документов».[ 2 ] Иначе говоря, данным

Положением четко определена структура расходов и доходов, которые

списываются на финансовые результаты.

Ученые и специалисты ведут споры по поводу целесообразности выбора того

или иного варианта. Первый вариант признания выручки от реализации по мере

оплаты отгруженной продукции является традиционным для отечественного

учета. Он чаще используется организациями еще и потому, что в условиях

инфляции и неплатежей как бы гарантирует финансовую возможность расчетов с

бюджетом по налогам, поскольку деньги от покупателей зачислены на счета

организаций. Однако Грекова З.Н. и Кочурова Л.И. [ 14 ] считают, что если

оценивать выручку по мере поступления платежей, то отдельные предприятия

зачастую не спешат выполнить свои обязательства по отгрузке товаров и

оказанию услуг, стараясь воспользоваться деньгами в своих интересах. А если

вовремя отгружают, то или не ту продукцию, или не в том объеме, или не того

качества. В результате у покупателя растет дебиторская задолженность,

которая впоследствии ведет к убыткам и возникновению арбитражных споров.

Валебникова Н.В. считает, что внешний пользователь отчетности,

анализируя баланс предприятия, приказом об учетной политике которого избран

способ определения финансового результата от реализации по мере поступления

от покупателей оплаты, не сможет определить фактическую сумму задолженности

дебиторов, необходимую для оценки его финансового состояния [ 13 ].

Бровина Т.М., свидетельствуя в пользу выбора второго варианта учета

реализации (по отгрузке) утверждает, что из-за снижения размеров

дебиторской задолженности предприятие, применяющее вариант учета реализации

продукции по оплате, будет иметь (при прочих равных условиях) более низкие

значения коэффициента промежуточного покрытия и коэффициента текущей

ликвидности, чем предприятие, применяющее другой вариант учета реализации.

А оценка финансового положения предприятия при выборе предприятия-партнера

дается на основе вышеупомянутых показателей [ 12 ].

Однако, Грекова З.Н. и Кочурова Л.И. считают, что при оценке выручки по

мере отгрузки ситуация усложняется тем, что товар отгружен, а деньги на

расчетный счет не поступили. Получается, что предприятие рентабельное, но

не платежеспособное. К тому же оно еще обязано платить пеню за каждый день

просрочки налоговых платежей [ 14 ]. Далеко не всегда и не от всех

дебиторов задолженность бывает получена в полном объеме. Предприятие, в

соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в

РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 июля 1998г. № 34н «может

создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и

гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов

на финансовые результаты»[ 3 ]. Однако, на сегодняшний день такой резерв

может создаваться лишь «у организации, применяющей метод определения

выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров

(выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных

документов».(п.3.54 методические указания по инвентаризации имущества и

финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина от 13 июня 1995г.

№49)[ 4 ].

Следовательно, под одну и ту же задолженность при разных методах

определения выручки от реализации в одном случае разрешается, а в другом

воспрещается создавать за счет финансовых результатов соответствующие

резервы. «Очевидно, что во втором случае предписываемый нормативными

документами порядок приводит к завышению отражаемой в учете прибыли, что

происходит из-за отражения нереальной к получению задолженности как

высоколиквидного актива. Таким образом, создается препятствие для

реализации принципа осмотрительности, заключающегося в большей готовности к

бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных активов и

доходов», считает Валебникова Н.В.[ 13 ]. В то же время «метод определения

выручки по отгрузке», по мнению Грековой З.Н. и Кочуровой Л.И.[ 14 ] имеет

ряд существенных недостатков: по налоговому законодательству предоплата

влечет за собой применение этого метода определения выручки от реализации и

предъявления покупателю расчетных документов. Здесь многое зависит от

предприятия, получившего предоплату: оно может задержать отгрузку товаров

по различным причинам. Но если даже продукция отгружается своевременно, то

у предприятия покупателя все равно проблемы: покупатель вынужден ждать

продукцию какое-то время после того, как деньги перечислены на расчетный

счет поставщика. И как результат - замедление оборачиваемости оборотных

средств, снижение коэффициента покрытия. Имеются проблемы и у предприятия-

поставщика. Получив предоплату, оно обязано перечислить в бюджет налог на

добавленную стоимость, не оказав услуг и не выполнив работ по отгрузке

товаров. В случае, если покупатель отказывается от товара, поставщик не в

состоянии вернуть ему все деньги, т.к. часть из них перечислена в бюджет в

виде налогов. Поэтому Грекова З.Н. и Кочурова Л.И. считают, что нельзя

платить свои долги и взыскивать чужие по прежней оценке, т.к. их

обесценивание ведет к тому, что одни предприятия живут за счет других [14

]. Решение данной проблемы эти авторы видят в законодательном порядке

решения взаимных претензий предприятий с учетом периодически публикуемого

коэффициента инфляции».

Оставляя за хозяйствующим субъектом право на самостоятельный выбор

момента признания финансового результата от реализации полученным,

Карандашева И.И.[ 18 ] считает, что необходимо изменить порядок отражения

реализации в бухгалтерском учете продавца при установлении им момента

реализации «по оплате» в целях реального отражения произошедшей продажи

(реализации). При выборе предприятием способа признания финансового

результата от реализации «по отгрузке» эти моменты будут совпадать, а

способа «по оплате» рассматриваться для целей бухгалтерского учета

обособленно [ 18 ].

Итак, обобщая все вышесказанное, следует отметить, что каждый из

методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) имеет

как достоинства, так и недостатки. Мы считаем, что при сложившейся в

настоящее время в России экономической ситуации, когда проблема неплатежей

является одной из основных, «момент реализации - оплата» является одним из

самых действенных инструментов ухода от извечного парадокса бухгалтерского

учета: «прибыль у предприятия есть, а долги оплачивать нечем», который

создает существенные трудности и при гораздо более благоприятной

экономической обстановке.

Но наиболее грамотным и обоснованным, на наш взгляд, является

предложение Бровиной Т.М. [ 12 ] шире использовать мировой опыт и

отечественную практику внешней торговли. В частности, в странах с развитой

рыночной экономикой для того, чтобы покупатель быстрее расплатился за

поставленные товары, в контракт вносятся поправки на условия платежа: за

сокращение сроков расчетов предоставляются скидки до 5% от стоимости

сделки. Применение скидок при оплате в срок побуждает покупателей

своевременно оплачивать счета. А при такой заинтересованности покупателей

предприятие - поставщик может смело переходить на метод учета реализации

продукции «по отгрузке».

В настоящее время государство пытается решить проблему неплатежей в

АПК страны. Так, статья 15 Федерального закона [ 1 ] гласит: «безналичные

расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями)

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, с

товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории РФ,

производятся инкассо, если иной порядок не предусмотрен в договоре.

Срок оплаты за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные

перерабатывающим и другим организациям, также за продовольствие,

поставленное торговым организациям, устанавливается при инкассо до десяти

дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за

сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие осуществляется

посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц». Однако, как

будет выполняться данный закон на практике, покажет время.

В процессе сбытовой деятельности хозяйств АПК возникают дополнительные

затраты, связанные с реализацией продукции. Такие затраты и виды работ

относятся к коммерческим расходам. Коммерческие расходы в основном

возникают на завершающем этапе кругооборота средств. Эти расходы позволяют

формировать товарное содержание продукции. Удельный вес таких расходов в

полной себестоимости по сельскохозяйственным предприятиям может колебаться

(по стандартным продуктам) от 5,9 до 37,0%. Часть хозяйств относят затраты

такого рода либо на счет 20 субсчета «Растениеводство» и «Животноводство» с

последующим распределением по видам и группам культур или с последующим

отнесением этих расходов в конце года на производственную себестоимость

продукции животноводства, либо относят коммерческие расходы непосредственно

на реализованную продукцию, то есть на счет 46. Однако, по мнению

Голованова А.А. [ 15 ] экономически обоснованным является такой порядок

ведения учета коммерческих расходов, когда все расходы по сбыту продукции

предварительно учитывают на счете 43, а затем ежемесячно списывают со счета

43 на счета 45 или 46 в полной сумме или в доле, относящейся соответственно

к отгруженной или реализованной продукции. Эти расходы в конце года

присоединяют к производственной себестоимости отдельных видов продукции на

основании первичных документов. При невозможности определения коммерческих

расходов по данным первичных документов, Голованов А.А. предлагает

распределять их между отдельными видами продукции пропорционально массе,

объему, количеству или производственной себестоимости. Для учета

дополнительных затрат, связанных с повышением качества продукции, следовало

бы в бухгалтерском учете на счете 20 «Основное производство», по мнению

ученого, выделить специальный субсчет, где в разрезе отдельных видов

производимой продукции учитывать дополнительные затраты на повышение

качества продукции. Дополнительные капитальные вложения, направленнные на

проведение мероприятий по повышению качества продукции, также должны, по

мнению Голованова А.А.[ 15 ] выделяться в учете и анализироваться отдельно

.

На наш взгляд, описанный порядок учета коммерческих расходов имеет ряд

существенных преимуществ, он позволяет повысить реальность и

информативность учетной информации при учете процесса реализации продукции

(работ, услуг).

В настоящее время для предприятий актуальна проблема реализации

продукции (работ, услуг) по ценам не выше (ниже) себестоимости: полученный

по бартеру товар или его часть предприятию необходимо реализовать с оплатой

в денежной форме для получения средств на выплату заработной платы,

коммунальных платежей, расчетов с бюджетом. Часто товар не удается

реализовать даже по цене приобретения. Реализуя товар ниже себестоимости,

предприятие получает реальные убытки. Действующее налоговое

законодательство предусматривает штрафные санкции за подобные хозяйственные

операции. Так в п.9 Инструкции ГНС РФ №39 «О порядке исчисления и уплаты в

бюджет налога на добавленную стоимость», в п.2 и 17 Инструкции ГНС РФ №30

«О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»,

указано, что в случае реализации продукции (работ, услуг) и товаров не выше

их фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная

цена на такую же или аналогичную продукцию, но не ниже фактической

себестоимости.

У предприятий существует возможность реализации товаров по ценам ниже

себестоимости без штрафных санкций в случае снижения потребительских

свойств товара либо, если сложившиеся рыночные цены оказались ниже

себестоимости. Однако, возможность принимать для целей налогообложения

фактические цены реализации (в случае, когда сложившиеся рыночные цены

оказались ниже себестоимости) предприятие может реализовать только в

отношение НДС и налога на прибыль, в отношение налога на реализацию ГСМ и

налога на пользователей автодорог Инструкцией ГНС РФ №30 такая возможность

не предусмотрена [ 24 ].

Для документального оформления операций по реализации продукции в

сельском хозяйстве в бухгалтерском учете действуют типовые межведомственные

формы первичной документации. В последнее время возникла срочная

необходимость пересмотра форм, а по новым операциям, возникшим в последние

годы - разработка новых форм первичного учета. В утвержденных новых формах

большое внимание уделено реквизитам для отражения качества получаемой

продукции. Некоторые формы (например, товарно-транспортные накладные на

отправку продукции) существенно упрощены, из них исключены реквизиты

второстепенного характера.

Раздел учетной документации по движению готовой продукции для

сельскохозяйственных предприятий оказался самым большим. В связи с

развитием рыночных отношений в последние годы большое распространение

получили операции по прямой продаже хозяйствами, минуя традиционных

заготовителей, сельскохозяйственной продукции населению, в том числе через

стационарные пункты торговли, принадлежащие хозяйствам. Для тех новых

операций в сельскохозяйственных предприятиях был разработан ряд специальных

документов: №184-АПК «Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции (на

рынке)». В «Акте о приемке продукции для реализации» указывают все

необходимые реквизиты по качеству, количеству, сортности, сумме поступившей

для реализации продукции по каждому ее виду, что подтверждается подписями

лиц, сдавших продукцию и принявших ее для реализации.

Для оформления операций по списанию продукции в дебет счета 46

«Реализация продукции (работ, услуг)» и отражению выручки по кредиту этого

счета используют отчет о реализации продукции. В документе приводятся

данные и об использовании выручки «Отчет о продаже сельскохозяйственной

продукции» составляется при разовой продаже продукции на рынке и других

местах торговли. К отчету прилагаются оправдательные документы на приемку

продукции и использование денежной выручки [ 9 ].

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996г. №685 [ 6 ]

предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997г. Перешли на

расчет с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Постановлением

Правительства от 29 июля 1996г. №914 (с изменениями и дополнениями от 2

февраля 1998г. №108) [ 7] утверждено: типовая форма счета-фактуры, порядок

ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых

покупателю счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-

фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.

Каждое предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур

покупателями в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок.

К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть

прошнурованы, их страницы- пронумерованы и скреплены печатью предприятия;

книги подлежат хранению в течение 5 лет. Книги ведутся для того, чтобы

обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному

на реализованные товары, работы и услуги (дебет счетов 46, 47,48, кредит

счета 68) на основе книги продаж и подлежащему зачету (дебет 68 счета,

кредит счета 19), на основе книги покупок или восстановлению (дебет счетов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.