рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская

фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» –

общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong,

Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 г. –

“большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных

республиках. Одновременно формировались общественные организации

бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников

стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации

бухгалтеров СССР.

Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий

других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм

потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим

Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное

управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с

Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к

разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено

было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому

вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В

начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам

министров союзных республик.

Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей

стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведения

ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по

договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и

организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,

концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и

другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью

предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах

финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции

создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.

Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую

деятельность и определять в установленном порядке размер платы за

предоставленные услуги.

В 1989 г. Министерство финансов СССР, Торгово-промышленная палата СССР

и Центр по транснациональным корпорациям ООН провели в Москве семинар по

проблемам бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента на

совместных предприятиях. Дело в том, что проблемы бухгалтерского учета и

аудита, которые возникали в связи с различиями в системах учета на Западе и

в бывшем СССР, весьма существенны. (Часть этих проблем все еще остается

актуальной и для нынешних стран Восточной Европы, России и СНГ.)

После этого семинара (с 1989 г.) в нескольких вузах СССР, в том числе

и на базе Киевского государственного университета, Московского института

народного хозяйства им. Г. В. Плеханова и Ленинградского института

советской торговли им. Ф. Энгельса, несколько лет функционировала система

подготовки аудиторов и специалистов по учету в соответствии с

международными стандартами. Учеба была организована с участием ООН (Центра

по транснациональным корпорациям), Британского совета в Москве и крупнейших

аудиторских фирм («Купере и Лайбранд», ДТТ, КПМГ и др.).

Следует определенно признать, что начало использования в СССР тех лет

международно признанного опыта аудита шло не благодаря, а во многом - даже

вопреки желанию многих руководителей союзного уровня. Отдельные из них,

даже присутствуя на заседании Комиссии Совмина СССР по экономической

реформе (30 марта 1990 г.), посвященном этому вопросу, либо занимали

выжидательную позицию, либо активно выступали против аудита, утверждая, что

развитие аудита в СССР абсолютно противоречит действующему

законодательству.

По моему же мнению, сам факт возникновения к тому времени аудита

«снизу» уже говорил о многом. Практический аудит неуклонно развивался,

исходя из внутренней логики экономических преобразований, на естественном

фундаменте соотношения спроса и предложения.

Дело в том, что в условиях появления и развития множественности форм

собственности возник и стал стремительно нарастать новый вид дефицита. В

различных регионах страны вдруг становилось ясно, что отсутствует

достоверная информация о деловой репутации того или иного конкретного

предприятия: правомерно ли его стремление быть учредителем новых

коммерческих банков, бирж и иных рыночных структур; достоверны ли

представляемые его администрацией отчетные данные; оправилось ли оно от

шока и не разворовано ли оно уже; жизнеспособно ли оно в конце концов или

«вскрытие показало, что больной умер от вскрытия»?

Было важно и то, что спонтанное зарождение и развитие (пусть и

противоречивое) отечественного аудита помогало преодолеть нездоровые

настроения, которые начинали появляться у наиболее квалифицированных в этом

плане специалистов и свидетельствовали об их неверии в значимость и

эффективность выполнения столь важных и скрупулезных работ. Это позволяло

принимать срочные и актуальные меры для ликвидации источников углублявшейся

диспропорции между трудной ответственной работой, требующей особых

бухгалтерских и аудиторских познаний, и неадекватным вознаграждением,

общественной ролью аудиторов.

Начало функционирования аудиторских организаций, фирм, кооперативов,

таким образом, явилось хотя и слабыми, но в целом действенными и (что

особенно важно) повсеместными шагами наиболее квалифицированных

специалистов в области управления, учета, анализа и финансового

менеджмента, направленными на создание правовой экономики и на

строительство гражданского общества. В дальнейшем выявились и другие

эффекты. Развитие аудита помогало экономить значительные средства на оплату

труда штатных ревизоров промышленности, торговли, строительства, сельского

хозяйства и других важных сфер деятельности регионов. Кроме того, аудит

также способствовал разграничению сфер деятельности независимых аудиторов и

внутренних аудиторов этих и других отраслей, т.е. работавших там и ранее

ведомственных контролеров-ревизоров. Это позволяло сохранять, укреплять и

качественно обновлять штат профессионалов-ревизоров, а также создавало

эффективные дополнительные возможности маневра в такой важнейшей функции

управления, как контроль. Кроме того, аудиторские фирмы, не получая на свое

развитие денег из бюджета, сами становились надежным источником бюджетных

поступлений. А хозяйственным системам, функционирующим на принципах

самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, постепенно была

предоставлена возможность выбора и тщательной отладки наиболее приемлемых

для них форм контроля.

Соответственно на разных уровнях и срезах экономики стал более

проявляться и спрос на функцию засвидетельствования аудиторов. Усилия

аудиторов уже способствовали решению определенных проблем во многих крупных

городах страны, например, при создании совместных и стопроцентно

иностранных предприятий, формировании принципиально новой кредитно-

банковской системы, основных институтов фондового рынка и т.д. Они шли на

защиту прав и свобод тех экономических субъектов, которые более успешно

вписывались в новые, более жесткие и жестокие условия капитализирующейся

России.

Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие

идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об

аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого

проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была

одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно

считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству

экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и

ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из

важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и

дать предложения по проблеме в целом.

А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно

развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не

только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.

Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных

предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские

фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»

и др.

Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя

крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в

Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других

городах.

Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России

был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не

могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер

один.

Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в

соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина

России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,

Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был

направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г.

проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же

ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в

Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его

рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный

комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации

(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных

специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка

и др.

Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в

Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об

организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона

в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет,

в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности»

станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и

дополнений.

7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом

регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской

Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление

Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании

аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил

все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ

подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности

в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа,

т.е. с 29 декабря 1993 г.

Однако для окончательного правового закрепления аудиторской

деятельности в России нужен Закон. Необходимость его разработки

подчеркнута и в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время

Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный

момент они уже не отражают в полной мере ни практику ведущих российских

аудиторских организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более

того, они не соответствуют потребностям развития системы рыночных

отношений. Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг

приобретет принципиально иной характер, т.е. начнется новый этап в развитии

аудита в России.

В настоящее время в России создано и успешно функционирует более

четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся такие как «ФБК»,

«Руфауднт», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит»

(Екатеринбург) и др.

В. Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыли свои

филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы — «Артур Андерсен»,

«Эрнст энд Янг», «Купере энд Лайбренд», «Прайс Уотерхауз» и др.

Если в начале 90-х годов в России доминировали на рынке

профессиональных аудиторских услуг иностранные фирмы, то в настоящее время

лидерство переходит к российским. Появилось довольно много достаточно

крупных российских аудиторско-консультационных компаний, оказывающих

практически полный комплекс аудиторских услуг, отечественные фирмы

приобрели соответствующий опыт в области аудита. Ведущие российские фирмы

начали работать с крупными международными клиентами, а некоторые известные

западные корпорации — с российскими аудитор с консультационными фирмами.

Мировой банк стал доверять аудит своих проектов российским специалистам.

Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, в том

числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и

физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в

Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление

аудиторской деятельности (далее именуется — лицензия).

Лицензирование аудиторской деятельности проводится для обеспечения

контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской

Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности. Лицензии выдаются

отдельно на осуществление:

- банковского аудита;

- аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита

страховщиков);

- аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

- общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Принято решение о создании профессионального объединения аудиторов —

Ассоциации «Аудиторская палата России» (АПР), главная задача которой

является консолидация научно-практического аудиторского потенциала страны.

Учредителями Аудиторской палаты России являются общественные и

профессиональные объединения аудиторов и ряд ведущих экономических вузов.

Участие ведущих экономических вузов в качестве учредителей палаты

позволяет использовать их высокий интеллектуальный потенциал не только в

организации подготовки и переподготовки аудиторов, но и в разработке

стратегических направлений развития аудита в России. Созданная Аудиторская

палата России обеспечит комплексное решение проблем аудиторской

деятельности, позволит отразить интересы каждого аудитора и каждой

аудиторской фирмы при сохранении ими полной самостоятельности.

Созданной Ассоциацией «Аудиторская палата России», утверждены

следующие комиссии:

1. По информационному обеспечению

2. По налогообложению

3. По банковскому аудиту

4. По международным связям

5. По страховому аудиту

6. По независимой экономической экспертизе

7. По связям с региональными отделениями АПР

8. По связям с общественностью и средствами массовой информации

9. По профессиональной этике

10. По бухгалтерскому учету

11. По разработке профессиональных норм и стандартов

12. По профессиональной подготовке

13. По законодательству

14. По аудиту в сельском хозяйстве (сельскохозяйственных

предприятий)

15. По контролю за профессиональной деятельностью

16. По научно-образовательной деятельности и проблемам развития

аудита

Разработан и успешно реализуется план основных направлений

деятельности на ближайший период.

АПР утвержден перечень аудиторских стандартов, ведется их разработка.

Наличие четких норм и нормативов позволит поднять уровень качества

аудиторской деятельности на принципиально новый уровень. Принят Кодекс

профессиональной этики аудитора, который опубликован в печати. Все эти

действия, на наш взгляд, должны укрепить позиции аудита и повысить престиж

профессии.

Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому

профессиональные аудиторские организации отдельных стран, разрабатывая

методы их разрешения, прежде всего изучают вариант решения этой проблемы в

других профессиональных организациях.

Аудиторские фирмы, так же как и все другие фирмы, становятся

транснациональными, превращаются в крупные международные группы.

Следовательно появилась необходимость унификации аудита в международном

масштабе.

Бухгалтер-аудитор является представителем свободной профессии, как

например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы,

работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее

время встречаются все реже. Большинство из них работает в

специализированных фирмах, возможности которых для успешной деятельности

больше, чем отдельных частнопрактикующих аудиторов.

В настоящее время во всех странах мира с рыночной экономикой

существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной

инфраструктурой. Все большее распространение аудит получает в странах

Содружества независимых государств (СНГ). Так в этих странах изданы законы

об аудиторской деятельности. Существенным считаются подписание протоколов о

сотрудничестве с аудиторскими палатами стран СНГ — Беларуси,. Казахстана,

Кыргызстана, Узбекистана и Украины. В СНГ налажен процесс аттестации

аудиторов и выдачи лицензий, как для аудиторских фирм, так и для аудиторов,

работающих как предприниматели.

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания

новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных

субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место

должен занять и институт АУДИТОРСТВА. Его главная цель — обеспечить

контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и

налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств,

проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут

быть объективно подтверждены независимым аудитом.

2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан.

Становление и развитие аудита в Республике Казахстан тесно связано с

так называемым годом «Перестройки», с годом создания в стране кооперативов,

частных фирм и совместных предприятий, т.е. экономических субъектов, не

являющихся собственностью государства.

Еще в 1979 году в своей монографии «Организация бухгалтерского учета в

США» член кор. НАН Республики Казахстан доктор экономических наук, проф. К.

Н, Нарибаев исследовал развитие аудита в США и отметил, что многие

аудиторские фирмы США специализируются в различных направлениях.

Президент Международной Экономической Академии Евразия, Академик,

Доктор экономических наук, профессор Сатыбалдин Сагындык Сатубалдиевич в

книге «Учет затрат на производство в промышленности США» отметил, «что в

США помимо бухгалтеров, работающих в фирмах, существует категория

бухгалтеров, обслуживающих монополии (акционеров, кредиторов и пайщиков)

для подтверждения «правильности» отчетных данных и их соответствия

общепринятым правилам ведения учета. Эту категорию бухгалтеров принято

называть общественными бухгалтерами-ревизорами. В зависимости от

образования они подразделяются на дипломированных и недипломированных».

Начало создания аудита в Казахстане связано с именем начальника КРУ

Минфина Казахской ССР Омановым Коланом Омановичем, человеком очень

деятельным и энергичным «выбившим» в свое время вопросы оплаты труда,

всяческие препятствия реализации организации службы аудита, вопросы

размещения, введения премиальной оплаты для будущих работников хозрасчетных

групп. Хозрасчетная ревизионная группа при КРУ Минфина Казахской ССР была

организована распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 17 марта 1988

г. для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению

документальных ревизий, восстановления бухгалтерского учета, консультаций

по финансово-экономическим вопросам, проведения экспертиз. Ее штатная

численность была утверждена в количестве 10 единиц. Хозрасчетная

ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в

областях и даже районах республики стали создавать ее филиалы, многие из

которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные аудиторские

фирмы. По распространению положительного опыта работы этих групп Казахстана

в г. Алматы было проведено всесоюзное совещание.

Большую практическую помощь и научную работу по совершенствованию и

внедрению в Республике Казахстан аудиторского контроля вели и ведут ученые

и практики из республики: Радостовец В. К., Сатыбалдин С. С., Ержанов М.

С., Елшибеков С. К., Кошкимбаев С. X., Сейткасымов Т. С., Мамлев Э. X.,

Лобков А. и др. Их усилиями приняты впервые в странах СНГ Закон об

аудиторской деятельности республики, Казахстанские стандарты по аудиту и

др. нормативные документы. Защищены ряд докторских и кандидатских

диссертаций. Изданы по аудиту научные труды, отвечающие современным

требованиям международного стандарта аудита.

В тот период Министерство финансов СССР не оставляло без внимания

проблемы создания в стране хозрасчетных форм контроля. В частности, по

поручению коллегии министерства контрольно-ревизионное управление совместно

со Сводным отделом государственных доходов и налогов и Управлением

бухгалтерского учета и отчетности изучили вопрос о целесообразности

создания хозрасчетных форм проведения ревизий, проверок и консультаций по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.