|
Учет, анализ и аудит операций по заработной платеОсновным показателем, необходимым для заполнения данных форм, а также приложения к бухгалтерскому балансу формы 5, является среднесписочная численность (ССЧ), которую все организации определяют в порядке, установленном Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях. В основе расчета ССЧ лежит показатель списочного состава работников, поэтому необходимо знать, кого включать в списочный состав. В списочный состав включают всех работников организации, которые приняты на постоянную, сезонную или временную работу (в том числе по совместительству, договорам ГПХ) на срок 1 день и более. В списочном составе работников за каждый календарный месяц учитывают как фактически работающих, так и отсутствующих по какой-либо причине (отпуск, командировка, выполнение гособязанностей и др.). В списочный состав при определении ССЧ не включают женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, женщин, находящихся в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а также некоторых других работников. Контроль за полнотой и своевременностью внесения платежей в государственные внебюджетные фонды Наиболее серьезные изменения в налоговом администрировании заключаются в передаче налоговым органам полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей во внебюджетные фонды. В вопросах, касающихся преемственности прав налоговых органов, сделана попытка оговорить все переходные моменты (проведение проверок, взыскание задолженности, предоставление отсрочек (рассрочек), зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм, привлечение к ответственности и т.д.). В частности, налоговые органы вправе будут проводить налоговые проверки налогоплательщиков по вопросу правильности уплаты страховых платежей за периоды 1998-2000 гг. Однако Законом N 118-ФЗ не внесены поправки в Закон Российской Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся включения прав налоговых органов по соответствующему контролю в перечень прав налоговых органов. Отсутствие указанных дополнений может негативно сказаться на осуществлении налоговыми органами предоставленных полномочий. Следует также исключить из Кодекса ссылки на органы государственных внебюджетных фондов в статьях, определяющих полномочия по налоговому контролю (соответствующий законопроект уже одобрен Правительством Российской Федерации). В рамках налогового администрирования ЕСН проводится работа по передаче от фондов налоговым органам соответствующих сведений о плательщиках; сальдо лицевых счетов, по открытию счетов по учету доходов от поступлений налога, открытию отдельных счетов для зачисления сумм, поступающих в погашение задолженности предыдущих лет, и т.д. В качестве методических указаний готовятся: 1. Разъяснения о порядке проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм ЕСН. Законом N 118-ФЗ не решен вопрос об излишне взысканных страховых взносах. Поскольку в отношении порядка зачета (возврата) излишне уплаченных сумм Закон отсылает к НК РФ, то, видимо, здесь должны применяться нормы ст.79 Кодекса. Следует принимать во внимание, что поскольку сумма налога исчисляется отдельно по каждому фонду, то при неправильном направлении средств в разные фонды будет возникать ситуация уплаты налога при наличии "переплаты" в один фонд и "недоплаты" в другой. Исправить это положение будет невозможно, так как зачеты между различными бюджетами Кодексом не предусмотрены. Излишне уплаченные (взысканные) суммы могут быть зачтены (возвращены) только в доле ЕСН, которая подлежит зачислению именно в этот фонд. По другому фонду такой зачет не производится - в отношении как сумм страховых взносов, так и доли ЕСН. Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органом федерального казначейства на основании заключений налоговых органов. Однако сумма переплаты страховых взносов, образовавшаяся до 1 января 2001 г. в результате неденежных расчетов, может быть только зачтена в счет уплаты ЕСН. 2. Разъяснения о порядке взыскания недоимки, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г. Не устранена несогласованность между ст.9 и 10 Закона N 118-ФЗ в части сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды, заключающаяся в том, что взыскание сумм осуществляется в порядке, установленном НК РФ, а их уплата - в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса. Представляется, что при взыскании недоимки, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 г., взыскание производится налоговым органом путем вынесения решения без направления требования об уплате налога в случае, если оно уже было направлено органами внебюджетных фондов, либо в случае, если инкассовое поручение, выставленное органами внебюджетных фондов, возвращено банками без исполнения. В случае если такие требования не направлялись, возможны следующие варианты. Если срок направления требования не пропущен, то оно направляется налоговым органом в соответствии с абзацем первым ст.70 НК РФ. При пропуске срока налоговым органам следует направлять требования в соответствии с абзацем вторым ст.70 (по результатам проверки) либо в соответствии со ст.71 (направление нового требования для возможности использования внесудебного порядка взыскания налогов согласно п.3 ст.46 Кодекса). Подготовлены Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса) - см. приказ МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/466. Кроме того, в соответствии со ст.30 Закона N 118-ФЗ подлежат пересмотру решения о взыскании санкций за несоблюдение законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования в целях приведения размеров наказаний в соответствие с НК РФ. Должны быть определены Правительством Российской Федерации порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2000 г. Вместе с тем ст.21 Закона N 118-ФЗ устанавливает, что решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленной пени в указанные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. Данный порядок предусмотрен в действующих нормативных правовых актах, регулирующих уплату (взимание) платежей во внебюджетные фонды. Противоречия, возникшие в результате, видимо, технической ошибки, должны быть устранены поправками. Реструктуризация, как и отсрочки (рассрочки), являются способом изменения сроков уплаты страховых взносов (с 2001 г. - ЕСН). Контроль за исполнением налогоплательщиком условий соглашений, в том числе заключенных до 2001 г., будут осуществлять налоговые органы (ст.21 Закона N 118-ФЗ). В силу абзаца второго ст.21 этого Закона с 1 января 2001 г. решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) отменяется органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней со дня получения соответствующего представления. Отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды Расчеты организации с государственными внебюджетными социальными фондами учитываются на сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Плательщиками в указанные фонды являются все организации. Федеральным законом установлено, что от уплаты страховых взносов в ПФ освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения и организации, образованные ими, при соблюдении следующих условий: если уставный капитал указанных организаций полностью (100%) состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров; если численность работающих инвалидов в указанных организациях составляет не менее 50% общей численности работающих; если численность работающих инвалидов менее 50%, освобождение от уплаты взносов в ПФ применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров, независимо от источника финансирования; полностью от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования (п. 2.2 инструкции ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (п. 3 инструкции ФОМС) и Фонд занятости населения освобождаются общественные организации инвалидов, а также находящиеся в их собственности общественные организации, созданные для осуществления уставных целей. Плательщики регистрируются как страхователи в указанных фондах в течение 30 дней с момента регистрации организации в Регистрационной палате Российской Федерации. Если срок нарушен, то взимается штраф - 10% причитающихся к уплате страховых взносов. Проверка правильности начисления взносов во внебюджетные социальные фонды Основные задачи при проведении проверки: определение по первичным бухгалтерским документам в соответствии с действующим законодательством видов оплаты труда, на которые следует начислять страховые взносы; сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством; проверка правильности определения видов выплат, на которые страховые взносы не должны начисляться. В начале проверки начисления платежей во внебюджетные фонды следует проанализировать сумму оборотов, отраженную в проверяемом отчетном периоде по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Из всех первичных документов для этой цели более всего применима разработочная таблица РТ 5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими". Если в организации данный документ не ведется, то используются расчетно-платежные или расчетные ведомости. Данный анализ ставит перед собой целью рассмотрение суммы, отраженной по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" по составу начислений. Из общей суммы, отраженной по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", вычитаются суммы некоторых видов оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, других пособий за счет средств социальных фондов и выплат (в том числе премий, материальной помощи), на которые не начисляются взносы в тот или иной внебюджетный фонд. Выплата заработной платы под видом материальной помощи является одним из самых распространенных способов занижения платежей в государственные внебюджетные фонды. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо проверить правильность оформления материальной помощи. Например, если материальная помощь оказывается регулярно одной и той же группе лиц, ее размеры связаны с трудовым вкладом (материальная помощь выдается в размере оклада или в процентах от оклада), отсутствуют заявления работников на оказание материальной помощи с обоснованием причин, в формулировке приказа выплата увязывается с результатами труда, то в этом случае имеются основания считать такую материальную помощь премиальными выплатами, на которые соответственно должны начисляться страховые взносы. Так как не все выплаты (в том числе компенсационные), а также стоимость социальных благ, на которые начисляются платежи в тот или иной внебюджетный фонд, отражаются по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", то на следующем этапе проверки анализируются первичные документы и регистры бухгалтерского учета, из которых можно извлечь нужную информацию. К ним относятся: книга приказов и распоряжений организации, договоры ГПХ, журналы-ордера, кассовая книга. Особое внимание следует уделить анализу выплат, производимых за счет средств организации, а также сверхнормативных компенсационных выплат, так как в этом случае начисление взносов во внебюджетные фонды производится за счет тех же источников, что и начисление данных выплат. При суммировании результатов, полученных на первом и втором этапах проверки, получается облагаемая база для начисления взносов в тот или иной фонд. Облагаемая база умножается на страховой тариф (в процентах), и полученная сумма сравнивается с суммой, отраженной в регистрах бухгалтерского учета по кредиту соответствующего субсчета сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". При выявлении расхождений следует определить, на какие виды выплат должны начисляться взносы в соответствии с действующим законодательством, но не начисляются в данной организации. Также рассматривается и обратная ситуация. Следующим этапом будет определение системы внутреннего контроля и подготовка рабочей документации аудита Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии - упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия; - выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства; - сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации. При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы: - круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело; - наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации; - наличие технических средств контроля; - наличие технологии контроля; - контролируемые параметры. СВК предусматривает наличие: 1) компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями; 2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету) 3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции. 4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность); 5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом); 6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит). Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы и блок-схемы (табл. 20). Таблица 20 Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда |№ |Содержание |Ответы | |п/п | | | | |Условия | | |1 |Все ли работники предприятия получают оплату труда через |нет | | |кассу? | | |2 |Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда |нет | | |главным бухгалтером? | | |3 |Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда |да | | |производится ли его подмена? | | |4 |Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением |да | | |оплаты труда? | | |5 |Разработаны ли должностные обязанности работников, |да | | |осуществляющих начисление оплаты труда? | | | |Реальность | | |6 |Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? |да | |7 |Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату |нет | | |заработной платы со сведениями из личных дел служащих? | | |8 |Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, |нет | | |не занимающиеся ее начислением? | | |9 |Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет|нет | | |"Депонированная оплата труда"? | | |10 |Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой |да | | |"Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и | | | |удержанию оплаты труда? | | | |Полнота | | |11 |Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых |да | | |работников? | | |12 |Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? |да | | |Полномочия | | |13 |Все ли ставки по оплате труда определяются приказом |да | | |руководителя? | | |14 |Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда? |да | |15 |Подписывают ли ведомости лица, составившие их? |да | | |Точность | | |16 |Проверяют ли периодически начисления по оплате труда |нет | | |внутренние контролеры? | | |17 |Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных |нет | | |работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой | | | |труда? | | | |Классификация | | |18 |Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержанию с |нет | | |оплаты труда? | | | |Учет | | |19 |Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными |да | | |отчетов по социальному страхованию, пенсионному фонду, | | | |отчислениями во внебюджетные фонды? | | | |Периодизация | | |20 |Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, |да | | |квартальных и годовых накоплениях оплаты труда? | | На основании полученных ответов можно сделать вывод, что система внутреннего контроля удовлетворительная, т.к. из двадцати заданных вопросов, положительных ответов приходится на 60 %, а соответственно 40 % отрицательных. Выявить сильные стороны контроля можно, используя следующие вопросы: 1. Учет заработной платы ведется отдельно от учета кадров и учета рабочего времени. (НЕТ). 2. Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц. (ДА). 3. Жалобы работников по поводу оплаты труда рассматриваются периодически и по ним принимаются решения. На все жалобы имеются заявления. (ДА). 4. Списки вновь поступивших и уволенных работников отдел кадров своевременно передает в бухгалтерию. (ДА). 5. Ставки по оплате труда устанавливаются приказом руководителя. (ДА). 6. Расчеты по оплате труда проверяют лица, не имеющие отношения к их осуществлению. (НЕТ). 7. Итоговые данные в ведомости сверяют с итоговыми данными о выплате оплаты труда, отраженными в Главной книге. (НЕТ). 8. Периодически определяется правильность распределения оплаты труда по объектам затрат (центрам возникновения). (НЕТ). 9. Расходы на оплату труда сопоставляются с себестоимостью продукции, работ и услуг. (НЕТ). 10. Все начисления и удержания проверяет в конце месяца внутренний аудитор. (НЕТ). 11. Оплата труда начисляется (ДА), выплачивается (НЕТ) и в учете отражается ежемесячно (ДА). Таким образом, определяем, что система СВК работает слабо и риск контроля можно оставить на прежнем уровне. Так как бухгалтерский учет в ООО «ТОРГЛЕС» ведется с помощью программы «1 с бухгалтерия», необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1) концентрация функций и знаний: имеет ли персонал, занятый обработкой данных, детальные знания о взаимосвязи источников данных, процесса их получения, распределения и использования, недостатках СВК? (смутное). 2) концентрация программ и данных: существует ли возможность доступа посторонних лиц к компьютерным программам и угроза изменения самих программ или данных? (нет). 3) отсутствие ввода документов: выдается ли письменное подтверждение на ввод данных? (да). Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита" предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |