рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Экономические методы муниципального управления

Некоторые возможности имеет муниципальная власть и в регулировании цен на потребительском рынке. Инструментами такого регулирования могут быть установление предельных торговых надбавок на реализацию отдельных наиболее важных видов продовольствия, организация муниципальных рынков с пониженными ставками арендной платы и др. В ряде муниципальных образований устанавливаются предельные цены на реализацию наиболее значимых продуктов (например, хлеба).

2.4 Бюджетная политика

Бюджетная политика муниципальных органов направлена на повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста муниципальной экономики. В связи с этим она должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности муниципальной экономики, сокращению масштабов бедности и обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного секторов. При этом бюджетная политика должна был ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможности муниципального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий формирования бюджета, он не должен стать заложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и заведомо невыполнимых обещаний. Уменьшение объема перераспределяемых финансовых ресурсов должно сопровождаться принятием адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих муниципальные органы и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств. Необходимо отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. (3, с.152-153)

Составлению проектов местных бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти муниципальных образований осуществляют разработку проектов местных бюджетов.

Основные параметры бюджетной системы Краснобаковского района на 2007-2009 годы отражены в приложении 5.

Составление проектов местных бюджетов - исключительная прерогатива органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов местных бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

К сведениям, необходимым для составления проектов местных бюджетов, относятся следующие сведения:

о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;

о нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг.

Составление местного бюджета основывается:

на прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;

на основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год;

на прогнозе сводного финансового баланса по муниципальному образованию на очередной финансовый год;

на плане развития муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на основе данных социально-экономического развития муниципального образования за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития муниципального образования до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта местного бюджета.

Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта местного бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта местного бюджета.

Основные направления бюджетной политики муниципального образования должны содержать краткий анализ структуры расходов бюджета в текущем и завершенных финансовых годах и обоснование предложений о приоритетных направлениях расходования бюджета принимаемых обязательств в предстоящем финансовом году и на среднесрочную перспективу с учетом прогноза и программ социально-экономического развития муниципального образования. (6, с.137-138)

В процессе составления местного бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, муниципального унитарного предприятия.

Результаты оценки потребности по итогам за три последних года по бюджетным услугам по Краснобаковскому району отражены в приложении 6.

Муниципальные целевые программы разрабатываются органом местного самоуправления и подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня муниципальных целевых программ осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Муниципальная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет средств местного бюджета, должна содержать:

технико-экономическое обоснование;

прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;

наименование заказчика указанной программы;

сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения. (6, с.140)

Заказчиком муниципальной целевой программы может быть орган местного самоуправления.

В приложении 7 указан реестр ведомственных целевых программ Краснобаковского района.

Составление проекта бюджета осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации. В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов муниципальных образований с показателями других уровней бюджетной системы Российской Федерации при составлении, исполнении и формировании отчетности о его исполнении применяется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законом.

В целях обеспечения единствa отражения показателей бюджетов всех уровней, а также контроля за использованием средств, передаваемых из федерального бюджета в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в бюджетной классификации предусмотрены коды групп и подгрупп классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов, разделов и подразделов классификации расходов, групп и статей операций сектора государственного управления.


2.5 Налоговая политика

Налоговая компетенция органов местного самоуправления состоит в праве устанавливать и вводить на территории муниципального образования местные налоги и сборы. Содержание указанных прав и их пределы закреплены в Налоговом кодексе.

Для России характерна трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов и сборов, что объясняется федеративным устройством государства.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К числу местных налогов отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. (6, с.91)

Эти налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. В соответствии с этими же нормативными правовыми актами земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. Следует напомнить, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Местные налоги и сборы отменяются только Налоговым кодексом, при этом не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Основным рычагом налогового регулирования на местном уровне служат налоговые льготы. Они могут предоставляться представительным органом местного самоуправления не только по местным налогам и сборам, но и по долям федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты. Целью их предоставления является стимулирование необходимых для нужд муниципального образования видов хозяйственной деятельности. Другими видами налогового регулирования на местном уровне служат предоставление отсрочек по налоговым платежам (налоговые отсрочки) и налоговые кредиты. (8, с.309)

На примере Краснобаковского района в приложении 1 и приложении 2 можно оценить объемы предоставляемых налоговых льгот по местным налогам за три последних отчетных года.

Налоговая политика местных органов, как и на федеральном уровне, направлена на дальнейшее снижение налогового бремени, прежде всего, в сфере услуг. Это придает новый импульс инвестиционной активности, усиливает мотивацию роста прибыли и отказа от теневой хозяйственной деятельности, стимулирует инновационную деятельность и развитие высоких технологий. Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. (3, с.153).


2.6 Инвестиционная политика

Муниципальная инвестиционная политика - целенаправленная, научно обоснованная деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования. (4, с.97)

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов муниципального образования:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат МО):

экономические,

политические,

законодательные,

природоохранные,

инфраструктурные,

природно-климатические,

ресурсные,

демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

финансовые показатели,

производственно-технологические,

инфраструктурные,

входящие ресурсы,

состояние менеджмента,

маркетинга.

Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляется на основе концепции социально-экономического развития муниципального образования и включают:

определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;

разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

определение потребности в инвестиционных ресурсах;

поиск и выбор источников инвестиций;

формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению;

создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности;

обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью в муниципальном образовании;

осуществление муниципального маркетинга, создающего благоприятный имидж муниципального образования в целом для внешних инвесторов.

Инвестиционная политика в первую очередь связана с привлечением средств для развития территории. Местные органы власти - главный, хотя и не единственный, участник, процесса продвижения своей территории на инвестиционный рынок. Они играют основную роль в этом процессе не только в силу своих полномочий, но и поскольку обычно вокруг них концентрируются усилия бизнеса, общественных организаций и жителей по улучшению жизни. Для стабильного же развития территории интерес представляет, прежде всего, реальный сектор экономики - производство товаров и услуг. И успех в этом зависит в первую очередь от того, насколько удачно сознательно формируемый органами региональной и муниципальной власти имидж определенной территории будет соответствовать его, с одной стороны, объективным качествам, а с другой - ожиданиям и потребностям инвестора. И здесь, прежде всего, анализируются, и всесторонне рассматриваются его характеристики, оценивается его конкурентоспособность. Главные функции местных органов власти в этом процессе - выступать лидером и вдохновителем перемен к лучшему, своеобразным "объединяющим началом", управлять процессом, осуществлять разработку программ и контролировать ход их выполнения. (3, с.153)

Муниципальная власть всегда заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета, возможность переструктуризации экономики. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

Инвестиционный потенциал территории могут составлять:

выгодное географическое положение;

транспортная доступность;

наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

состояние окружающей природной среды;

уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

цена рабочей силы;

наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;

деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы. (4, с.320)

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

Подход к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне Госплана. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер, и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

В приложении 3 проводится анализ эффективности реализуемых инвестиционных проектов в Краснобаковском районе за 2005-2007 годы. В приложении 4 отражена оценка эффективности реализуемых инвестиционных проектов социального характера в Краснобаковском районе.

2.7 Муниципальный заказ

Муниципальный заказ - осуществляемые по инициативе органов местного самоуправления и за счет средств местного бюджета поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для решения вопросов местного значения. (4, с.88) Он является механизмом привлечения к реализации муниципальных задач предприятий различных форм собственности для создания в муниципальном образовании конкурентной среды повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий. (3, с.153)

Муниципальный контракт - договор, заключенный органом местного самоуправления или уполномоченным органом от имени муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местных бюджетов.

Предмет муниципального заказа - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Субъекты муниципального заказа - заказчики (органы МСУ, уполномоченные муниципальные учреждения) и исполнители (юридические лица, как правило, хозяйственные общества).

Предмет муниципального заказа и расходование соответствующих средств связаны с производственной или иной предпринимательской деятельностью, облагаемой налогом и характеризующейся определенными сложностями подсчета расходов. Здесь же и необходимость наиболее экономного расходования муниципальных средств, вызываемая чаще всего их недостаточным объемом. Следствием является определение хозяйствующего субъекта, которому поручается выполнение муниципального заказа, как правило, на конкурсной основе.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Большинство своих хозяйственных функций муниципальное образование может и должно передавать исполнителям (муниципальным и частным предприятиям) через систему муниципального заказа. Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа.

В различных городах России предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории поселения, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горючесмазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления, в первую очередь, для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения. Можно сказать, что через систему муниципального заказа должна проходить подавляющая часть расходов местного бюджета.

С помощью муниципального заказа решаются различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг муниципальных предприятий, предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Муниципальная власть при выдаче муниципального заказа должна учитывать следующие моменты:

необходимость жесткого контроля за размещением контрактов;

экономное использование бюджетных средств;

обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.

В мировой и отечественной практике способы размещения муниципальных контрактов различаются в зависимости от целей и задач решаемой проблемы и в основном сводятся к следующим:

открытый конкурс (одно - и двухэтапный);

закрытый конкурс (с ограниченным числом участников);

размещение по усмотрению заказчика на основе переговоров. (4, с.309-310)

Открытый конкурс - наиболее предпочтительный способ размещения муниципальных контрактов. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. К недостаткам открытого конкурса следует отнести:

процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным;

необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок;

потребуются большие усилия по обеспечению объективности оценки заявок;

нет достаточного опыта ведения переговоров у сотрудников органов местного самоуправления.

Двухэтапный конкурс - проводится в исключительных случаях, которые оговариваются в положении о муниципальном заказе. Например, когда у заказчика (местной администрации) нет возможности составить подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг; либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах, или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);

форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;

из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены.

Заказчик, как правило, приглашает заинтересованных предпринимателей к участию в конкурсе, публикуя в печати объявление.

Оплата муниципального контракта учитывает имеющиеся финансовые возможности и может осуществляться различными способами:

в денежной форме;

путем зачета долгов в местный бюджет предприятий, исполняющих услуги;

путем организации взаимозачетных операций между поставщиками и заказчиками;

с использованием ценных бумаг.

Прежде чем сформировать муниципальный заказ, администрация должна провести анализ и выявить потребности муниципального образования в необходимых услугах или работах. Затем подготовить методическое обеспечение муниципального заказа: выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам (конкурс, тендер, аукцион, подрядные торги); выработать критерии отбора подрядчиков и исполнителей.

К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования: исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом); поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена. (4, с.310-311)

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.