рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.

В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.

Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.

При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок – это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Аналитические показатели ряда динамики:

Показатели динамики с постоянной базой (базисные показатели) характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, до данного (i-ого) периода. Показатели динамики с переменной базой (цепные показатели) характеризуются интенсивностью изменения уровня от периода к периоду в пределах изучаемого промежутка времени.

Абсолютный прирост () определяется как разность между двумя уровнями динамического ряда и показывает на сколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения:

где  - абсолютный прирост,

 - уровень сравниваемого периода,

 - уровень базисного периода.

При сравнении с переменной базой абсолютный прирост будет равен:

где  - уровень непосредственно предшествующего периода.

Абсолютный прирост с переменной базой иначе называют скоростью роста.

Коэффициент роста определяется как отношение двух сравниваемых уровней и показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода.

При сравнении с постоянной базой .

При сравнении с переменной базой .

Если коэффициенты роста выражают в процентах, то их называют темпами роста: Тр = К*100%.

Темп прироста показывает на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня. Этот показатель может быть рассчитан двояко:

1.  как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения

или

2.  как разность между темпом роста (в процентах) и 100%

Тп = Тр - 100%

Абсолютное значение одного процента прироста рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу (в%) за тот же период времени.


Метод расчета среднего уровня ряда динамики зависит от вида временного ряда:

а) Для интервального ряда динамики абсолютных показателей средний уровень за период определяется по формуле простой средней арифметической:

,

где n – число уровней ряда.

б) Для моментального ряда с равными интервалами:

где n – число дат, y1,y2,…,tn – уровни ряда в последовательные моменты времени.

в) для определения среднего уровня моментального ряда с неравными промежутками времени вычисляется средняя арифметическая взвешенная:

,

где ti – количество дней (месяцев) между смежными датами.

Средний абсолютный прирост (или средняя скорость роста) рассчитывается как средняя арифметическая из показателей скорости роста за отдельные промежутки времени.

,

где yn и y1 - соответственно конечный и начальный уровни динамического ряда.

Средний коэффициент роста определяется по формуле, и показывает во сколько раз в среднем на единицу времени изменяется уровень динамического ряда.

 .

Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах.

,

где  - средний годовой коэффициент роста.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать вывод о самых значимых статьях доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.

Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита (см.таб 1.3).


Таблица 1.3

Результат финансовой деятельности государства (2003-2004 г.г. млр.руб.)¹

Годы  Доходы  Расходы

Профицит (+)

Дефицит (-)

2003 2586.2 2372.0 +214,2
2004 3428.9 2708.6 +720,3

¹Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Отношение доходной и расходной частей бюджета в % к ВВП.²

2003

исполнено

В % к ВВП

( 13201,1)

2004

исполненл

В % к ВВП

(16778,8)

Доходы 2586,2 19,6 3428,9 20,4
Расходы 2372,0 18,0 2708,6 16,1
Профицит 214,2 1,6 720,3 4,3

² Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru


Рис.1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета РФ (% к ВВП)

Статистические данные о бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным их видам.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.

Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.

В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с уровнем предыдущего периода.

Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой – либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.

Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста, а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени.

В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста, которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Основные факторами влияющими на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно отнести следующие макроэкономические с показатели:

- объем валового внутренний продукта (ВВП));

- объем использованного национального дохода;

- объем налоговых поступлений в бюджет и т.д.

К числу факторов влияющих на изменение налоговых поступлений , относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменение объема налоговой базы и изменение налоговой ставки) может быть исчислено по формуле:

=

Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.

Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических показателей доходов расходов с установленными (расчетными) показателями (табл. 1.5). Такие сопоставления производятся по сводным показателям, так и по отдельным статьям доходов и расходов бюджета и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.

Таблица 1.5

Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году¹

Статьи бюджета Утверждено ФЗ «О ФБ на 2004 г.) млр.руб.

Фактически исполнено

млр.руб.

Фактически исполнено в % отношении к утвер.бюджету млр.руб.
1.Доходы всего 3273,8 3428,9 104,7
1.1.Доходы без ЕСН 2835,6 2986,7
1.2. ЕСН 438,2 442,2 100,9
 2.Расходы всего 2768,1 2708,6 98,8
2.1.Национальная оборона 411,5 410,7 99,8
 2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП 46,2 48 103,9
2.3.Сельское хозяйство и рыболовство 29,6 25,04 84,6
2.4.Промышленность,энергетика и строительство 67,6 64,15 94,9
2.5.Образование 117,8 120,6 102,4
2.6.Культура и искусство 16,1 16,3 101,2
2.7.Здравоохранение и физкультура 47,1 47,3 100,4
3.Профицит 505,7 720,3

¹Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.