рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности финансирования образовательного учреждения

Дипломная работа: Особенности финансирования образовательного учреждения

ОГЛАВЛЕНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

         ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………......6

1.1  Образование, как  фактор развития общества в современных социально-экономических условиях………………………………....6

1.2  Современное мировое образовательное пространство………….10

1.3  Проблемы финансирования отросли образования на современном этапе…………………………………………………...............13

         ГЛАВА  II  МНОГОУРОВНЕВОЕ    И    МНОГОКАНАЛЬНОЕ               ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ….16

2.1  Роль бюджетного  финансирования для системы образования в новых экономических условиях…………………………………16

2.2  Санкционирование расходов и доходов бюджетов разных уровней Федеральным казначейством…………….………………….29

2.3  Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений…………………………………………………..34

2.4  Механизм привлечения дополнительных источников финансирования общеобразовательных учреждений………………..…..42

ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4 г. САТКИ……...48 

3.1  Общая характеристика средней общеобразовательной школы №4………………………………………………………………….48

3.2 Права и обязанности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4………………50

3.3   Финансово-хозяйственная  деятельность средней общеобразоват. школы №4…………………………………………………………52

3.4 Анализ работы Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 на 2005-2008 гг. …………………………………………………...56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

         В процессе социально-экономических преобразований, перехода к рыночной экономике одним из  важнейших факторов стабильности, сохранения общественного спокойствия, является эффективное функционирование системы образования.

         Доступность, качество, эффективность – эти главные задачи поставлены перед системой образования в одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р  Концепции модернизации образовании на период до 2010 года.

         В данное время констатируются такие факты, как:

1.  Противоречие действующей законодательной базы и практики финансирования.

2.  Преобладание субъективных факторов при принятии решений, формировании, утверждении и исполнении бюджетов.

3.  Дифференциация финансовой обеспеченности по регионам и внутри регионов.

4.  Органы управления образованием теряют один из главных рычагов управления – финансовый.

         На первом этапе модернизации образования стоит задача восстановления ответственности государства в сфере образования, в том числе путем изменения порядка финансирования общеобразовательных учреждений.

         Объектом исследования работы является финансирование учреждений сферы образования.

         В Российской Федерации действует широкая сеть учреждений образования различного уровня, в которых обучается свыше 33,8 млн человек и работает около 6,0 млн человек. В России действует свыше 7 тыс. гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Примерно в 662 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается 65,9 тыс. человек.

         Основным этапом в процессе обучения является первая ступень - начальное образование, так как оно является основой получения и применения знаний и навыков в дальнейшем процессе обучения.

         Предмет исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4.

         Основной целью экономической стратегии развития образования должны быть стабилизация и укрепление финансово – экономического положения общеобразовательных учреждений.

         Нужно сформировать эффективные экономические отношения в сфере образования, новые механизмы ресурсного, в первую очередь финансового обеспечения учреждений образования.

         Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности финансирования учреждений начального образования.

         Основными задачами являются:

1.  Рассмотреть разработку новых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней в сфере образования.

2.  Доказать рациональное использование внутрисистемных ресурсов, в первую очередь бюджетных.  

3.  Показать механизм привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.

4.  Рассмотреть планомерное повышение оплаты труда, премий, поощрений работников и их выплата из бюджета субъекта федерации.

5.  Изучить создание единого информационного пространства в области нормативно-методического обеспечения образовательных учреждений.

         Для изучения и решения указанных задач необходимо рассмотреть финансово-экономическое положение в стране. Выявить проблемы финансирования образовательных учреждений, основываясь на определенные законодательные акты. Рассмотреть и проанализировать пути выхода из кризиса в сфере образования. Для достижения конечного результата необходимо комплексное решение указанных задач. 

 

                            ГЛАВА I  СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1                 Образование – как фактор развития общества в современных социально-экономических условиях

          «Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов.» 

     Российский Закон «Об образовании»

         Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека.

         Образования становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Мир объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.

         Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. В мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека.

         Образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.

         Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений  людей. В разных социально-политических условиях  (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений. Образование  позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного развития.

         В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социально-экономических представлений именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

         Образование является социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные базовые ценности и цели развития общества. [7]

         В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем, необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны.

         В 1970 – 80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуального и духовно развитого человека. В 90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого коммуникабельного человека. В настоящее время образование тесно связано с политическими и экономическими факторами.

         Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.

         Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, страна, государство, с помощью сложившейся системы образования в целом, в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий:    

от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития и воспитания граждан в стране. В современных условиях при отборе целей учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образования.

         Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения, обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района.

         Система образования в России – непрерывно развивающаяся система.

         В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд изменений; от системы, обеспечивающей грамотностью каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980 – 90 годов. С 1991 г. в России в рамках закона «Об Образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе двенадцатилетнего образования. С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы, появились новые образовательные системы.

         Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, компьютеризация, информатизация, непрерывность.

         Образовательный процесс имеет диалектический характер. Развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем – через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречия между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования. [3]

         Основания для развития образования – это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.


1.2     Современное мировое образовательное пространство

         Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, отличающиеся в постановке целей и задач, своему качественному состоянию.

         В мировой системе образования XX – XXI вв.  выделяют определенные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему  населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа);

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получения образования;

4) разрастание рынка образовательных услуг;

5) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

6) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

7) поиск дополнительных ресурсов для образования.

         Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

         В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.

         К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушаются последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

         В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграции наблюдается спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования. Система образования в России осуществило «перестройку», основывающуюся на стремление к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

         Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», обеспечивая обмен информации в оперативном режиме. [28]

         В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К началу XXI века она насчитывает свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Число российских преподавателей составляет 25% от численности преподавателей вузов всего мира. В среднем  по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы – 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза – 11 человек.

         Для мирового образования характерны важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX – начале XXI вв.

         Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

         Вторая тенденция  заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

         Третья тенденция  предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, социологии, эргономики, экономики. [11]

         Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.

         Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем.

         В мире известны  разные модели образования. Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен.

        

1.3               Проблемы финансирования отрасли образования на современном   этапе

         На рубеже XX и XXI веков в мире происходит смена парадигм экономического развития. Она выражается в переходе к новой экономике. Эта экономика развивается в условиях глобализации и конкуренции.

         Важнейшая особенность новой экономики заключается в том, что она основывается в первую очередь, на знаниях и информационных технологиях, которые превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития.

         В современных условиях многократно возрастает роль образования, к нему предъявляются новые требования, оно становится необходимым условием благополучия человека. Степень реализации права граждан на образование, возможность получения ими качественного образования являются основными факторами, определяющими уровень развития общества.

         Создание как новой экономики, так и адекватной ей системы образования невозможно без решающей роли государства, которое обязано заботиться в равной мере и о своем финансово-экономическом, и о своем человеческом капитале; почти во всех странах мира именно он составляет основу национального богатства, и в свою очередь, зависит прежде всего от состояния образования. К этой же цели номинально стремится и Россия.

         За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, и к старым предъявляются новые требования. [19]

         При всякой модернизации образования возникает несколько проблем.

         Первая – сохранить то положительное, что имеется в существующей системе.

         Вторая – если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это.

         Третья – основная: привести систему образования в соответствии с запросами общества.

         Модернизация – это обновление и совершенствование действующей системы образования.

         В Российской Федерации образование стало обесцениваться. обществом потерян ориентир, многим не ясен истинный смысл образования.

         По мнению ректора, академика В.А. Садовничего настоящим может быть только фундаментальное образование, которое является продуктом соединения научного знания и процесса образования.

         В обществе в целом по отношению к системе образования сложилась непростая ситуация.

         Говоря о доступности образования, прослеживается возрастающее с каждым годом неравенство граждан на получение образования. В основном это обуславливается материальным благосостоянием.

         Одной из причин такого положения является тенденция «ухода» государства из сферы образования. Наиболее рельефно такая государственная политика выражается в сокращении объемов бюджетного финансирования образования.

         При разработке проекта федерального бюджета до сих пор в отношении образования действует «остаточный» принцип. Средства, предусмотренные федеральным бюджетом в последние годы не обеспечивали достаточных потребностей системы образования России. Методика расчета объемов финансирования образования не приемлема в динамично меняющейся социально-экономической обстановке. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Общество должно осознать, что в настоящее время кардинально изменяется значение образования, оно приобретает статус основополагающего фактора развития общества. [30]

1.  Государство должно пересмотреть свое отношение к образованию и принять согласованное на всех уровнях власти политическое решение о реализации принципа приоритетности в отношении образования.

2.   Пересмотреть принцип бюджетного финансирования образования, т.е переход на нормативное финансирование образовательных учреждений.

3.  Соблюдать принцип стимулирования развития образования при принятии федеральных законов, затрагивающих вопросы налогообложения.

4.  Ввести целевые субвенции субъектам Российской Федерации на развитие общего образования.

                   ГЛАВА II   МНОГОУРОВНЕВОЕ И МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1  Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях

         Свое конкретное выражение экономическая политика получает в ежегодно утверждаемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

         Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование. Столько же – из бюджетов субъектов федерации. Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах.

         Положение в области финансирования из федерального бюджета остается напряженным.

         В федеральном бюджете не предусмотрены в достаточной мере средства на:

1.  оплату льготного проезда учащихся.

     2. компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях,  начального и среднего общего образования.

3. преображение различного вида расходных материалов

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Обеспечение доступности и бесплатности для граждан общего образования возложено на органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, и бюджеты которых в настоящее время не позволяют полностью обеспечить государственные гарантии в сфере образования.

     Указом президента Российской Федерации предусмотрены и внесены предложения по изменению порядка финансирования общеобразовательных учреждений. Решались следующие задачи:

1.  придание школе статуса государственной;

2.  обеспечение выплат заработной платы из бюджета субъекта федерации;

3.  введение нормативного финансирования;

4.  санкционирование расходов и доходов бюджетов Федеральным Казначейством.

     В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих финансовых ресурсов, прежде всего бюджетных. Инструментом решения этой задачи является переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений. [26]

     В плане действий Правительства РФ провозглашена необходимость перехода на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося.

     Нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося означает, что:

- определяется величина норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося (например, 4,5 тыс. руб. в год);

- школа получает бюджетное финансирование пропорционально численности в ней учеников.

         Федеральный норматив бюджетного финансирования должен приниматься каждый год вместе с Законом «О бюджете» и обязателен к исполнению региональными и местными бюджетами. На уровне субъекта РФ принятый федеральный норматив нельзя уменьшить, его можно только увеличить.

         Сложно обеспечить наполнение норматива – этот аргумент не позволил российской системе образования перейти на нормативное бюджетное финансирование, начиная с 1992г., когда был принят Закон РФ «Об образовании».

         В Законе «Об образовании» понятие «Норматив» не определено конкретно.

         Норматив – это то, что в расчете на одного учащегося, воспитанника, обеспечивает школе столько средств, сколько нужно.

         Не все затраты школы финансируются из бюджета. Можно предложить простой выход – поделить имеющиеся бюджетные средства на школьное образование в данном году на число школьников и принять полученный результат за бюджетный норматив в расчете на одного учащегося.

         Полученный в данном году норматив в каждом последующем должен увеличиваться в определенном темпе, заведомо превышающий инфляцию.

         Финансирование становится прозрачным, начинают работать рычаги повышения эффективности.

         Бюджет на школьное образование также растет в определенном темпе, заведомо превышающем инфляцию. Тогда норматив на одного учащегося учитывает, в том числе сокращение численности учеников и может увеличиваться даже быстрее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.