рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Экономические проблемы развития малого бизнеса

– поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);

– поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);

– поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24);

– поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

Вместе с тем п. 3 ст. 16 Закона №209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


1.2 Этапы развития малого бизнеса в Российской Федерации

Становление малого предпринимательства в России можно условно разделить на следующие этапы.

«Этап I (1987–1994 гг.) – период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которых являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов». [44, 150].

Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой. Фактическое восприятие предпринимателей как явления, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами, остается непривычным в советский и начальный постсоветский периоды.

Этап II (1995 – август 1998 гг.) – период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малое предпринимательство стало достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.).

Этап III (август 1998 г. – 2000 г.) – период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткритический период.

Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в условиях поддержания этой стабильности – принимаются прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

Этап IV (с 2000 г. по настоящее время). Малое предпринимательство – становится неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой собственников и в силу своей массовости играют важную роль в социально-экономической жизни страны. Однако, обладая огромными потенциальными возможностями, малый бизнес сегодня не стал стратегическим фактором развития экономики страны. Но он все же сумел за 15 лет своего становления и развития накопить необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: «более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.». [53, с. 138].

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: «более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.». [22, с. 106].

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

– некомпетентность;

– несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

– нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Следует отметить, что «постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса». [33, с. 139].

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

– сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

– низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

– негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

– неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

– слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. «Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой». [35, с. 23].

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого, предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.

Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% – что им нужны надежные законодательные гарантии». [34, с. 51].

Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% – в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки.

Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются:

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.

Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Третье условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.

Четвертое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;

второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления:

– «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». [22, с. 114].

Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

– финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др.

Важную роль в механизме поддержки малого предпринимательства должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств: городского бюджета; от приватизации имущества; фондов занятости; муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства; других внебюджетных источников финансирования, Добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Основное предложение на рынке микрофинансовых услуг в регионах формируют небанковские микрофинансовые организации: фонды поддержки предпринимательства, кредитные кооперативы, частные компании, а также кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции.

«На начало 2007 г. в России действовало более 1500 кредитных потребительских кооперативов разных видов, а также около 300 государственных и муниципальных фондов, распоряжающихся портфелем займов в сумме не менее 15 млрд. руб. и обслуживающих около 250 тыс. субъектов малого предпринимательства». [26, с. 36]. Следующий по численности сегмент рынка – частные фонды поддержки предпринимательства и некоммерческие партнерства.

Все более заметную роль в предоставлении микрофинансовых услуг играют коммерческие организации в форме хозяйственных обществ.

По итогам 2006 г. выдачу микрозаймов осуществляло около 20 коммерческих организаций, имеющих более 100 филиалов в 40 регионах, с совокупным портфелем займов более 1,5 млрд. руб. Поскольку эти организации ведут свою деятельность за счет собственных средств, а также кредитов банков, без привлечения средств населения, риски финансовой системы маловероятны.

В последнее время особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, созданию разветвленной и всеохватывающей системы оказания розничных финансово-кредитных услуг, и все большую роль в этом призваны играть органы местного самоуправления.

Позитивный опыт работы небанковских организаций микрофинансирования уже накоплен в ряде субъектов РФ: Воронежской, Белгородской, Смоленской, Свердловской, Ленинградской, Волгоградской областях, а также в республиках Удмуртия, Татарстан и т.д. В этих регионах в рамках федеральной программы и мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, а также при участии администраций регионов, банков созданы и действуют различные микрофинансовые организации, кредитный портфель которых составляет 3,2 млрд. руб.

Типичный клиент (заемщик) программы небанковского микрокредитования – это предприниматель, который работает сам либо с 1–3 наемными работниками и нуждается в небольших краткосрочных займах для ведения своего бизнеса.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Таким образом, меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:

1)соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки;

2)соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.

В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д.

В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).

Основными направлениями налоговой политики нашего государства для целей поддержки малого предпринимательства являются:

1) освобождение бюджета от непосильных обязательств, снижение налогового бремени товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и усиление налогового администрирования;

2)упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов;

3)существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности;

4)предоставление субъектам РФ самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов;

5)проведение налоговой реформы одновременно с бюджетной реформой;

6)укрепление налоговой базы субъектов РФ, органов местного самоуправления;

7)повышение уровня собираемости налогов;

8)укрепление налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны;

9)ужесточение административной и уголовной ответственности за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования оптовой и розничной торговли через аккредитацию и создание специализированных оптовых торговых организаций;

10)отмена льгот по уплате таможенных платежей, за исключением льгот, предусмотренных международными договорами и законами РФ;

11)сохранение накоплений населения путем снятия налоговых ограничений в целях расширения возможностей покупки мерных золотых слитков и монет физическими лицами;

12)постепенная унификация налоговой системы Российской Федерации с налоговыми системами иностранных (европейских) государств в целях плавного интегрирования налогового законодательства России в налоговую систему ЕЭС;

13)постепенный переход к более справедливому налогообложению доходов физических лиц в зависимости от уровня этих доходов;

14)социализация налоговых поступлений государства, т.е. направление налоговых поступлений в государственные налоговые фонды, конкретизирующие расходы бюджета на социальную сферу (например, Специальный государственный налоговый фонд детских домов и больниц, Специальный государственный налоговый фонд федерального транспорта, Специальный государственный пенсионный налоговый фонд, и т.д.);

15)усиление налогового администрирования нефтехимической промышленности;

16)совершенствование механизмов привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию (например, создание специального режима свободных налоговых зон исключительно для капитала, имеющего иностранное происхождение);

17)открытость информации о налогах, деятельности государства по изменению существующей налоговой системы, обязательное доведение до общественности информации о налоговых доходах и расходах государства (по аналогии с порядком, функционирующим в США);

18)создание условий по повышению общеобразовательного уровня налогоплательщиков в области законодательства о налогах и сборах Российской Федерации;

19)проработка концепции гибкого налогообложения организаций, выполняющих военно-промышленный заказ, предприятий стратегического значения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.