рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25% прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там, где безработица велика, эти затраты не облагаются налогами).


2 Налоговое регулирование инновационной деятельности в республике Беларусь

2.1 Инновационная политика республики Беларусь

Инновационная политика является частью социально-экономической политики государства и определяет цели и приоритеты в сфере науки и технологий. Главной задачей государственной инновационной политики является придание системного характера развитию инновационной сферы.

Важнейшим условием повышения эффективности государственной инновационной политики является ее ориентация на приоритеты научно-технической деятельности. Выбор таких приоритетов свидетельствует о заинтересованности государства в получении конкурентоспособного инновационного продукта, основанного на реализации тех направлений развития науки и техники, которые способны за счет использования интенсивных факторов производства создавать в промышленном секторе экономики добавленную стоимость на качественно новом уровне.

Перевод национальной экономики Республики Беларусь на инновационный путь является национальным приоритетом, заложенным в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.

Для достижения этой цели в стране реализуется ряд мер по формированию комплекса условий и предпосылок успешного инновационного развития: приняты нормативно-правовые акты по регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляются государственные научно-технические программы, мероприятия для решения ключевых вопросов по всему научно-инновационному циклу, включая развитие научно-технического и производственного потенциалов, создание благоприятной экономической среды и эффективного государственного управления.

В 2006 году Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь была одобрена Концепция национальной инновационной системы, которая определила общий замысел, перспективную модель НИС, исходные принципы и методологические основы ее построения и функционирования, цели, задачи, приоритеты, направления и средства реализации.

На основе этой концепции была разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.

Государственная программа направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа - поэтапное построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь – современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества.

Целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

Основными направлениями и мероприятиями государственной программы являются:

– в области фундаментальных исследований – углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь по утвержденным приоритетным направлениям;

– в области прикладных исследований и разработок - создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования исследований и разработок с учетом потребностей реального сектора экономики; повышение эффективности выполнения государственных народнохозяйственных, государственных научно-технических программ и инновационных проектов

– в производственной сфере – приоритетное внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве передовых технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств; инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение инновационной активности и восприимчивости производств; внедрение в производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды; усиление инновационных возможностей методами экономического стимулирования отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание условий для технологического обновления производства с использованием отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками и реальным сектором экономики;

– в аграрном секторе - разработка ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания

– в области охраны и использования объектов интеллектуальной собственностисоздание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав

– в области инновационной деятельности ускоренные разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности (создание центров конкурентоспособности), развитие научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы; развитие Парка высоких технологий

– в сфере государственного управления наукой и инновациями - обоснование долгосрочной стратегии развития научно-инновационной сферы, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора; первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и государственных научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности [5].

Совершенствование научно-инновационной сферы предусматривает:

– обоснование долгосрочной стратегии развития науки, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, образования и производства, с определением критериев и новых форм организации научного труда;

– совершенствование организационной структуры и профилей научно-исследовательских организаций с учетом выхода их продукции на рынок, ориентацией этих организаций на реальный сектор экономики;

– повышение научного уровня и эффективности результатов исследований и разработок.

Укрепление отраслевой и заводской науки предполагает:

– совершенствование системы управления инновационными процессами на предприятиях на основе принципов инновационного менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений;

– восстановление функционирования объектов заводской науки;

– формирование научно-технических центров на базе корпоративных структур как важнейшего сектора инновационной инфраструктуры;

– укрепление материально-технической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий, создание новых конструкторско-технологических бюро и опытных производств.

Совершенствование и повышение уровня образования предусматривает:

– обновление структуры и содержания учебных программ с включением проблематики инновационного менеджмента, внедрение новых образовательных программ и услуг, повышение их качества, введение курсов о новых технологиях, компьютеризация;

– развитие научно-исследовательского сектора высшей школы с ориентацией его на проблемы Национальной инновационной системы Республики Беларусь;

– совершенствование форм связи науки, образования и производства, развитие действующих объектов инновационной инфраструктуры в системе образования и создание новых инновационных структур для формирования единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы.

Государственной программой предусматриваются дополнительные меры по повышению эффективности мотивационного механизма, усилению роли творческого труда в стимулировании высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований и разработок и инновационной активности как в области изменения системы оплаты труда и пересмотре системы вознаграждения всех участников инновационного процесса за достижения в приоритетных направлениях развития науки и технологий, так и в обеспечении инновационной ориентации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, таможенной, ценовой политики, создании эффективной системы преференций для инновационной деятельности.

Республика Беларусь располагает значительным научно-техническим потенциалом, который может и должен быть использован для преодоления экономического кризиса и последующего выхода страны на путь устойчивого развития.

В современных условиях важнейшим ресурсом развития становится интеллектуальный, основу которого составляют специалисты с высшей образовательной и научной подготовкой, способные выдвигать и реализовывать новые инновационные идеи в любых областях – от точных наук до организации производства и управления – и адаптировать достижения мировой науки и технологии в экономику и социальную сферу своей страны.

Инновационная деятельность при активной стимулирующей политике государства в отношении технологического обновления производства и формирования инновационной инфраструктуры должна стать приоритетным видом деятельности организаций.

Законом Республики Беларусь от 14.11.2005 №60–3 «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) определены принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней и внешней политики государства. Согласно Закону от 14.11.2005 №60–3 одной из основных сфер внутренней политики Республики Беларусь является экономика, которая включает институциональные преобразования, бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику, развитие реального сектора экономики, таможенную политику, инвестиционно-структурную политику, инновационную деятельность.

Основополагающим в научно-технической сфере является Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 №2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» (с изменениями и дополнениями), который предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

Под государственной научно-технической политикой понимается создание государственными органами необходимых правовых, экономических, организационных и иных условий для научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Государственная научно-техническая политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики Республики Беларусь, включающая основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности, порядок взаимоотношений между ними и государством, а также между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

– обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

– совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

– достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни.

Основными принципами формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

– государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

– выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;

– ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

– участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

– участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;

– непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;

– государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

– обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

– использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

– повышение престижа научного труда и технического творчества;

– взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

– открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь;

– поддержка развития инновационной инфраструктуры.

Главным условием достижения высокого уровня наукоемкости ВВП является повышение инновационной активности производственной сферы. Наращивание инновационного потенциала экономики связано с формированием экономической сферы, способствующей распространению инноваций, а также инфраструктуры, обслуживающей инновационный процесс [6].

Создание благоприятных условий для эффективного функционирования инновационной системы предполагает разработку и применение экономических механизмов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением государственной бюджетно-налоговой политики.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» от 13.11.2008 №450–3» расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность предусмотрены в размере 540000000 тыс. р., что составляет 0,94% от расходной части бюджета.

Средства, предусмотренные в бюджете для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, используются на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; выполнение научно-технических программ; подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров; развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций; расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством на основе международных (межгосударственных, межправительственных) договоров; финансовую поддержку инновационных проектов в части организации и проведения научных исследований и разработок и пр.

Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов, а также освоения новых видов продукции и технологий, разрабатываемых в процессе их выполнения, министерства, иные республиканские органы государственного управления, ассоциации и иные объединения предприятий создают специальные инновационные фонды.

Источниками формирования специальных инновационных фондов являются отчисления предприятий и организаций от себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на себестоимость.

За счет средств республиканского бюджета финансируются научно-исследовательские, опытно-технологические и опытно-конструкторские работы, которые прошли обязательную экспертизу в установленном порядке.

Помимо прямых методов регулирования, государство стимулирует научную, научно-техническую и инновационную деятельность путем проведения соответствующей налоговой и кредитной политики.


2.2 Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь

Налоговое регулирование – это меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот.

Основной задачей создания механизма налогового регулирования является достижение баланса целей, интересов и возможностей государства и налогоплательщика, позволяющего обеспечить эффективность экономической политики.

Налоговое регулирование основывается на принципе «обратной связи», которую обеспечивают налогоплательщики, корректируя свое экономическое поведение в ответ на изменения в налогообложении.

Рассмотрим меры налогового регулирования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

2.2.1 Предоставление налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы;

– налог на прибыль;

– налоги на доходы;

– подоходный налог с физических лиц;

– экологический налог;

– налоги с пользователей природных ресурсов;

– налоги на имущество;

– земельный налог;

– дорожные налоги и сборы;

– таможенная пошлина и таможенные сборы;

– гербовый сбор;

– оффшорный сбор;

– консульский сбор;

– государственная пошлина;

– патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся:

– налог с розничных продаж;

– налог за услуги;

– налог на рекламу;

– сборы с пользователей.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере [7].

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

– освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

– дополнительных по отношению к учитываемым при определении налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

– пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

– возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

– в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:

изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

нормативного распределения выручки.

По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты.

Налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 №1319-ХII (с изменениями и дополнениями).

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Кроме того, налог на добавленную стоимость уплачивается при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налог на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле

Н = Б x С,                                                          (2.1)

где Н – исчисленная сумма налога;

Б – налоговая база;

С – установленная ставка налога.

Обложение налогом на добавленную стоимость производится по следующим налоговым ставкам:

1. ноль процентов – при реализации экспортируемых товаров, работ, услуг;

2. десять процентов:

2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей;

3. восемнадцать процентов – при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, не указанных в пунктах 1 и 2;

4. девять целых девять сотых процента (10/110х100) или 15,25 процента (18/118х100) при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога;

5. ноль целых пять десятых процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней;

6. двадцать четыре процента – при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами налоговых вычетов [8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.