рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан

Пенсионными активами могут управлять как сами фонды, так и управляющие компании. Например, фондом "Грантум" управляет компания "GRANTUM Asset Management" - обе компании являются дочерними организациями Казкоммерцбанка, управляющая компания "Жетысу" инвестирует активы НПФ "УларУмит" и "Коргау" и т.д.

В целях стимулирования ООИУПА и НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными активами, приобретать долгосрочные ценные бумаги, Агентством принято постановление от 26 марта 2005 года № 109 "Об утверждении Правил оценки финансовых инструментов, находящихся в инвестиционных портфелях накопительных пенсионных фондов", которое предусматривает изменение методики учета финансовых инструментов и признания доходов по ним в портфеле пенсионных активов НПФ.

Постановлением Правления Агентства от 26.11.05 г. № 408 в новой редакции утверждены Правила осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами. Данные правила предусматривают установление порядка, согласно которому происходит осуществление операций хеджирования по финансовым инструментам, в которые разрешено осуществлять инвестирование пенсионных активов, перечень и предел использования инструментов хеджирования. Также этими Правилами предусмотрено расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов, снижены лимиты по ГЦБ. Кроме того, в отношении рейтинговых оценок иностранных негосударственных ценных бумаг предусмотрено, что за счет пенсионных активов могут быть приобретены акции, эмитент которых имеет рейтинг. В отношении рейтинговых оценок паев инвестиционных фондов установлены пороговые значения рейтинговой оценки, по соответствующим рейтинговым шкалам агентства Standard & Poor's (не ниже "BBBm", либо "BBBf").

Постановлением Правления Агентства от 26.11.05 г. № 416 внесены изменения и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21.04.03 г. № 138 "Об утверждении типовых договоров о пенсионном обеспечении за счет обязательных, добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов и определения объема информации об акционерах накопительного пенсионного фонда, организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, и банка-кастодиана", направленные на расширение формата обязательной ежегодной информации НПФ о ежемесячных инвестиционных доходах (убытках), ежемесячных взносах и суммах комиссионного вознаграждения.

Постановлениями Правления Агентства № 412 и № 413 от 26 ноября 2005 года разработанными во исполнение пункта 4 статьи 31 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении" от 20 июня 1997 года № 136-I, которые вступают в действие с 1 января 2006 года, внесены поправки в Правила о пруденциальных нормативах для накопительных пенсионных фондов, направленные на установление порядка возмещения отрицательной разницы в случае, когда показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда по пенсионным активам на конец календарного года составляет величину, меньшую установленного минимального значения доходности, а также срок зачисления и порядок расчета суммы денег, которая должна быть зачислена ООИУПА на расчетный счет накопительного пенсионного фонда при возмещении данной отрицательной разницы.

В целях установления условий и порядка выдачи лицензии, а также требований к созданию и обеспечению безопасности функционирования автоматизированной информационной системы накопительных пенсионных фондов, формирования системы управления рисками, должны быть разработаны Правила лицензирования деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, а так же разделение критериев требований к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля на базовые и дополнительные.

Весь прошлый период Ассоциация пенсионных фондов регулярно требовала скорейшего принятия Закона "О секъюритизации", который, как надеялись финансисты, должен был решить все проблемы накопительных пенсионных фондов. Минувшей осенью этот закон был принят. Как оказалось, он ничего не меняет. Для того, чтобы закон заработал, нужны нормативные документы, которых в настоящее время просто нет. Не регламентированы ни создание компании по управлению выделенными активами, ни операции с бумагами такой компании Один из инициаторов его принятия считает, что для регистрации специальных компаний с выделенными активами (SPV) требуется специальная экономическая зона, своего рода "оффшор" внутри республики, где их учредители могли бы получить налоговые и другие льготы. Такой площадкой, по мнению некоторых финансистов, должен был стать Региональный финансовый центр в Алматы. Однако в процессе обсуждения концепции РФЦА контролирующие органы выступили против предоставления льгот эмитентам. В итоге идея финансового центра свелась к созданию торговой площадки, где будут торговаться бумаги, уже выпущенные на других биржах [24, c 64-66].

По мнению экспертов такая схема будет нежизнеспособной. Кроме того, АФН должно дать разрешение пенсионным фондам покупать эти ценные бумаги. Должны быть внесены изменения в список разрешенных к инвестированию инструментов, с точно обозначенной нормой инвестирования.

Существуют также проблемы с двойным налогообложением эмитентов в Казахстане, которое делает выход на фондовый рынок слишком дорогим. Поэтому казахстанские эмитенты, в том числе и компании, созданные по схеме секъюритизации активов, могут просто не прийти на эту площадку.

С целью дальнейшего усовершенствования государственного регулирования деятельности накопительной пенсионной системы в феврале 2006 года Правлением Агентства приняты постановления: "Об утверждении Правил выдачи, отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда", "Об утверждении Правил применения принудительных мер к крупному участнику открытого накопительного пенсионного фонда", "Об утверждении Правил выдачи накопительному пенсионному фонду разрешения на создание или приобретение дочерней организации, а также разрешения на значительное участие в уставном капитале юридических".

Практически с первого дня пенсионной реформы одной из основных проблем стал хронический дефицит сверхнадежных и высоко ликвидных финансовых инструментов.

Для пенсионных фондов входящих в первую пятерку финансовых институтов, по величине активов это проблема стоит особенно остро. В том, что около двух миллиардов долларов активов, накопительных пенсионными фондами, лежат без движения, причина - неразвитость ценных бумаг. Прежде всего, следует отметить отсутствие на рынке облигаций с длинными сроками погашения, что не позволяет управляющим осуществлять ряд стратегий управления активами пенсионных фондов.

В течение нескольких лет неуклонно уменьшается доля сектора государственных ценных бумаг. Так, если в 1999 году сектор ГЦБ находился на второй месте после валютного сегмента, и его доля равнялась 36,5 %, то по итогам одиннадцати месяцев 2009 года он занимает четвертое место в структуре биржевых сделок.

Доля операций в структуре биржевого рынка составляет 6,4 % (или 1,8 млрд. долларов). Столь заметное снижение показателя объясняется тем, что стабильное поступление налогов от сырьевых компаний позволило в последние годы исполнять государственный бюджет с профицитом, что, в свою очередь, снижало стимулы государство осуществлять заимствование на внутреннем рынке.

Недостаток финансовых инструментов - прямая забота государства. В этом направлении уже делаются некоторые шаги. Готовится нормативно правовая база для эмиссии новых долгосрочных бумаг со сроком погашения от 15 до 20 лет без возможности досрочного погашения. Кроме того, их доходность будет привязана к инфляции.

В конце 2009 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев сделал официальное заявление о выходе финансовой системы республики из кризиса. Негативное воздействие глобального кризиса отразилось на деятельности пенсионных фондов длительным снижением инвестиционного дохода, но пенсионные накопления вкладчиков продолжали расти. Согласно данным Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности финансового рынка и финансовых организаций, на 1 января 2009 года они составили 1 триллион 824,2 млрд. тенге. Из них 477,4 млрд. тенге, то есть 26 % от общего объема накоплений - чистый инвестиционный доход, заработанный фондами для своих вкладчиков. Накопительная пенсионная система Казахстана еще раз доказала, что пенсионные вклады - это надежные долгосрочные инвестиции.

Одним из наиболее проблемных вопросов накопительной пенсионной системы (далее - НПС) в течение ряда лет являлось наличие у 2,5 миллиона вкладчиков двух и более счетов. В апреле-июле минувшего года дублирование счетов вкладчиков было устранено. Это было необходимо как для упрощения обслуживания вкладчика, упорядочения базы данных по вкладчикам и обеспечения достоверной статистики по системе, так и для внедрения новых технологий, соответствующих международным стандартам финансовых услуг. В течение 2009 года был введен механизм реализации государственных гарантий по сохранности суммы внесенных вкладчиками пенсионных взносов. Уже существует реальный механизм обязательств, согласно которому все фонды обеспечат вкладчикам средневзвешенную доходность по НПС. Разрабатываются дополнительные меры защиты инвесторов - держателей долговых ценных бумаг. В ближайшей перспективе работа по совершенствованию пенсионной системы будет продолжена в соответствии с практическими результатами ее деятельности и уроков кризисного периода.

Последней новостью пенсионной сферы стал выход в канун нового 2010 года постановления Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2009 года № 2186 "О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 января 2010 года". С 1 января 2010 года пенсии из солидарной системы повышаются на 25 %. Те, кто получали 35 тысяч тенге, будут получать 43 750 тенге. Увеличен размер базового демогранта на 9 %. Теперь он равняется 5 981 тенге. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661 "Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат по графику" вкладчики пенсионных фондов со средним уровнем накоплений, получавшие в 2009 году 296 250 тенге, в новом году с увеличением размера выплат получат 370 320 тенге. Суммы приводятся без вычета индивидуального подоходного налога, который в НПС удерживается у источника выплаты. Меры, предлагаемые для совершенствования пенсионного обеспечения. В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1284, в разделе 4.2.

Накопительные пенсионные фонды, в п.3 Основные меры указано: "В целях повышения уровня социальной защиты населения, особенно в отношении работников, занятых в отраслях промышленности с повышенным уровнем риска для жизни, предполагается рассмотреть возможность введения обязательных профессиональных пенсионных взносов". Это предложение вошло также в План мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2007 года № 346: "Введение обязательных профессиональных пенсионных взносов в отношении работников, занятых в отраслях промышленности с повышенным уровнем риска". План предусматривает также реализацию положения о создании условий уплаты всеми работодателями добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов в пользу своих работников, а не только по ограниченному перечню профессий. Особый интерес представляет пункт, согласно которому будут предоставляться льготы при выплате пенсионных накоплений, сформированных за счет добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов по срокам накоплений.

Сегодня в республике действуют пять источников пенсионного обеспечения. Это солидарные пенсии, базовые демогранты и три вида выплат из накопительной пенсионной системы за счет пенсионных накоплений. Солидарная пенсия существовала в советские времена. Все, кто до 1 января 1998 года проработал хотя бы полгода, имеют право на пенсию из старой системы, т.е. государственного бюджета. Солидарная пенсия зависит от стажа работы и постоянно индексируется в соответствии с уровнем инфляции и государственной программой пенсионного обеспечения. Скажем, те, кто уходили на пенсию в январе 2007 года и получали 12 000 тенге, с января 2009 года получили уже 26 572 тенге. Базовые демогранты - это прибавка к пенсии, которая выплачивается из бюджета. В народе ее называют президентской. Эта пенсия вначале составляла 3 000 тенге. Сейчас увеличилась до 5 487 тенге. Демогранты выплачиваются в равном размере всем пенсионерам без исключения. Накопительная пенсионная система предусматривает три источника пенсионного обеспечения: накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и добровольных профессиональных пенсионных взносов. Обязательные пенсионные взносы ежемесячно перечисляет работодатель на индивидуальный пенсионный счет работника. Накопления за счет обязательных взносов - это основные ресурсы жизнеобеспечения работника после выхода на пенсию. Их величина зависит от каждого работника: здесь имеют значение размер заработной платы, регулярность и длительность периода перечисления обязательных пенсионных взносов. Есть вкладчики, у которых пенсионные накопления составляют весьма значительную сумму. Но до сих пор много и тех, кто, имея постоянные доходы, в течение многих лет вообще не являются вкладчиками пенсионного фонда. К сожалению, это люди, которые не заботятся о своей безбедной старости. Добровольные пенсионные взносы каждый может вносить сам, или их вносит работодатель. Каждый по мере возможности может вносить пенсионные взносы для себя и своих родных. Однако счетов, где копятся добровольные взносы, не много. Добровольные профессиональные пенсионные взносы работодатели вносят за своих сотрудников, занятых на вредных производствах или при особо тяжелых условиях труда. Поскольку работодатели могут это делать добровольно, то в НПС на 1 декабря 2009 года всего 4 072 индивидуальных пенсионных счета, на которых копятся добровольные профессиональные взносы. Это мизерная цифра, если учесть, сколько в казахстанском перечне производств, связанных с риском для здоровья и жизни работников. Им охвачено 33 направления, в каждом из которых десятки и сотни профессий. При этом перечень весьма значителен не только в известных всем горнодобывающей, нефтегазовой, металлургической, химической, атомной, энергетической, строительной и других отраслях, но в легкой и пищевой промышленностях, кино - и копировальном производстве и даже привычных нам общих профессиях. Некорректно было бы сравнивать сегодня количество пенсионных счетов, на которые поступают добровольные профессиональные пенсионные взносы, с огромной армией работников, осуществляющих свою деятельность во вредных и тяжелых условиях труда. В настоящее время ожидавшие своего решения очередные проблемы НПС находятся на стадии разработки в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - МТСЗН). Вопрос о том, чтобы сделать профессиональные взносы обязательными, не раз обсуждался представителями МТСЗН и другими участниками НПС. Особый интерес представляет пункт Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы, согласно которому по срокам накоплений намечено предоставлять льготы при выплате пенсионных накоплений, сформированных за счет добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов. Разработчики изучают опыт других стран с многоуровневыми системами пенсионного обеспечения. Там значительную часть выплат составляют солидарные пенсии, которые пенсионеры получают по принципу солидарности поколений. К примеру, в Малайзии и Сингапуре, помимо отчислений, удерживаемых у самого работника, работодателями уплачиваются всем работникам обязательные взносы в размере 12-13%. Эти дополнительные отчисления дают вкладчикам Малайзии и Сингапура возможность досрочно использовать 30 % своих накоплений на приобретение или строительство жилья, обучение, лечение и т.д. В Чили и других странах, применяющих НПС, обязательные взносы работодатели уплачивают в размере 10 % в соответствии со списком профессий с тяжелыми условиями труда. В Чили и перенявших их опыт странах Латинской Америки и Восточной Европы каждые пять лет повышенных взносов дают возможность работникам выйти на пенсию раньше на два года. Вопрос о пенсионном обеспечении касается всех. За рубежом работодатели не уклоняются от выплаты для своих работников добровольных профессиональных взносов, предусмотренных законодательством. В некоторых западных странах работодатели делают это добровольно для работников, занятых не только на вредном или тяжелом производстве. Необходимо, чтобы социальная ответственность, социально-этичное поведение и в Казахстане стали нормой. При разработке казахстанской модели НПС предполагалось, что существующих сегодня пяти видов отчислений будет достаточно, чтобы жить, не нуждаясь в поддержке государства. В нашей пенсионной системе введение добровольных профессиональных взносов практически не повлияло на сумму накоплений граждан. Потому введение обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее - ОППВ) было бы целесообразно ускорить. По расчетам актуариев, с учетом макроэкономических показателей в республике, даже при введении ОППВ одних пенсионных накоплений для обеспечения граждан в преклонном возрасте недостаточно. Пенсионные накопления - это надежный и очень прозрачный капитал, на который не обращают никаких взысканий. Принцип НПС: сколько накопил, столько получил. Именно поэтому делать пенсионные накопления необходимо смолоду. Но что делать, когда в силу разных причин, таких как невысокая заработная плата, кризис, безработица и пр., при выходе на пенсию вкладчику не будет хватать на жизнь его пенсионных накоплений? Быть материально зависимым тяжело в любом возрасте, особенно в старости. Если в Казахстане пять источников пенсионного обеспечения, то в зарубежной практике есть еще один очень важный источник. Чтобы не снизить уровень благосостояния в старости, иностранцы становятся рантье. То есть в период активной трудовой деятельности стараются заработать хорошие средства. Из этих средств они делают вложения в акции, облигации, недвижимость и т.д. В итоге большинству пожилых людей на Западе доступны многие блага. Будут ли они доступны и нам зависит от нашего отношения к собственному будущему [25, c.46-49].

В настоящее время размещение ГЦБ, эмитированных Минфином, производится через институт первичных дилеров. Однако рассматривается вопрос об отмене института первичных дилеров, что в свою очередь представит доступ на первичный рынок пенсионным фондам и позволит им самостоятельно участвовать в торгах согласно своим интересам, которые зачастую не совпадают с интересами первичных дилеров - банков.

Чтобы хоть как-то решить проблему острого дефицита инструментов на рынке, были пересмотрены нормы инвестирования активов по видам инструментов.

Перечень финансовых инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные активы, нужно расширять. Установленный норматив 30 % в части финансовых инструментов нерезидентов (ценные бумаги иностранных государств и корпоративные ценные бумаги иностранных элементов) недостаточен.

В настоящее время ценные бумаги российских эмитентов рассматриваются как ценные бумаги нерезидентов Казахстана и в силу недостаточно высокого рейтинга не могут приобретаться за счет пенсионных активов. Возможно, введение невысокого норматива - не более 5-10 процентов финансовых инструментов этих стран - частично сняло бы остроту нехватки доходных ценных бумаг. Шаги в этом направлении уже принимались. Национальный Банк РК рассмотрел возможность выхода на Казахстанский рынок российских компаний, которые будут выпускать ценные бумаги в форме казахстанских депозитных расписок [26, c.3].

Еще одним важным направлением в решении проблем дефицита финансовых инструментов стало появление в Казахстане нового финансового инструмента - агентских облигаций. Они должны стать квазигосударственными ценными бумагами, имеющими сопоставимые с ГЦБ инвестиционные качества. Выпускаются агентские облигации крупными государственными финансовыми институтами, созданными с целью реализации инвестиционной политики. В настоящее время в Республике Казахстан статус финансового агентства имеют два финансовых института: АО "Банк развития Казахстана" и АО "Казахстанская ипотечная компания". В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан доходы от операций с агентскими облигациями не облагаются налогом у источника выплаты. По этой причине тормозится процесс развития этого сегмента рынка за счет использования инвестиционных возможностей пенсионной системы. Наличие льготы ограничивает преимущества агентских облигаций, поскольку номинальный доход равен фактическому вне зависимости от инструмента, то есть больший риск покрывается большей ставкой, как следствие, управляющие пенсионными активами предпочитают более рисковые, но более доходные инструменты.

Предпринимаемые меры позволяют снизить на время остроту проблемы, но не могут изменить ситуацию кардинально. Для этого необходимо расширять набор привлекательных инструментов. Реальный доход из ситуации - развитие корпоративного рынка ценных бумаг. Акции крупных компаний сосредоточены между стратегическими инвесторами и государством, при этом акционеры не спешат разбивать пакет на других инвесторов. Будущее корпоративного рынка - в развитии облигаций и акций средних компаний. Этому препятствуют объективные причины: требование прозрачности к финансовой отчетности, связанные с выпуском расходы и малый объем эмиссий - до одного миллиарда тенге, который не привлекает инвесторов. В 2009 году было только 24 выпуска облигаций общим объемом 67 миллиардов тенге, из них всего пять эмиссий были до одного миллиарда тенге. Малые и средние компании предполагают обращаться за кредитами в банки второго уровня, поэтому как это обходится дешевле. Если бы рынок акций активизировался, у пенсионных фондов появилась бы возможность получать доход не только за счет дивидендов, но со временем, возможно, и за счет изменения курсовой стоимости акции.

Активизация рынка акций способствовала бы созданию рыночного механизма, позволяющего обеспечить переток денег из финансового в реальный сектор экономики и решить еще одну проблему - инвестирование за счет пенсионных активов реального сектора экономики Казахстана. Изначально одной из главных целей пенсионной реформы было инвестирование накапливаемых в пенсионных фондах пенсионных взносов в отечественную производственную сферу, как это делается в отечественную производственную сферу, как это делается в большинстве стран, где работают аналогичные пенсионные системы. Именно ради этого фактора многие страны пошли на серьезные расходы, поиски и трудности кардинального изменения своих пенсионных систем. Казахстан трудности и расходы введения новой пенсионной системы понес в полном объеме, а плюсами и достоинствами этой системы пока не воспользовался. Реальный сектор за счет пенсионных активов инвестируется очень слабо.

Укрепление тенге по отношению к доллару США стало новым негативным фактором, поскольку у большинства из них пенсионные активы были вложены не в тенговые, а в долларовые инструменты. Если с момента возникновения накопительной пенсионной системы доллар постоянно укреплялся по отношению к тенге, то соответственно, эмитенты выпускали ценные бумаги, привязанные к доллару. В 2006 году произошел значительный разворот тенденции стоимость доллара. Он начал обесцениваться как по отношению к евро, так и по отношению к тенге и российскому рублю. Потери НПФ в 2006 году составили примерно 80 млн. долларов (исходя из восьми процентной девальвации долларовых активов, которых у фондов было порядка 1 млрд. долларов в валютных бумагах).

Вследствие неликвидности казахстанского фондового рынка, то есть при резко падающем долларе пенсионные фонды не могут оперативно реализовать все свои долларовые активы и перейти на тенговые ценные бумаги, потому что не смогут найти спрос на эти бумаги. Необходим механизм валютного хеджирования, чтобы обезопасить пенсионные активы от подобных неприятностей. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций планирует внести необходимые поправки в законодательство, что бы фонды могли защитить свои инвестиции в валютные бумаги от рисков, связанных с изменениями курса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.