рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Рынок государственных ценных бумаг

В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на рынке ценных бумаг, а также по развитию саморегулирования участников рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право Саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – СРО) участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование.

В 2006-2007 годах была подготовлена целая серия нормативных правовых актов, направленных на расширение инвестиционных возможностей негосударственных пенсионных фондов. Прежде всего, было принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее правила размещения средств пенсионных резервов НПФ. Также были разработаны правила размещения средств военной ипотеки.

Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами. II. Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

Существующая редакция закона вызывает острые споры среди участников финансового рынка. Более того, определенная незавершенность модели создания центрального депозитария, нашедшая отражение в проекте закона, косвенно спровоцировала конфликтность отношений между двумя основными российскими биржевыми группами ММВБ и РТС и, как следствие этого, между принадлежащими им расчетными депозитариями Национальным Депозитарным Центром (НДЦ) и Депозитарной Клиринговой Компанией (ДКК).

В течение второй половины 2007 года ФСФР России предприняла усилия по урегулированию конфликта, в результате чего вопрос о повышении капитализации ДКК был решен. Одновременно на законодательном уровне решен вопрос об акционировании НДЦ. Это приближает НДЦ и ДКК к требованиям, которым в соответствии с проектом закона должен отвечать центральный депозитарий. Тем не менее, вопрос о выборе модели центрального депозитария не может считаться решенным вследствие сохранения нескольких центров управленческого и финансового контроля биржевой инфраструктуры. По этой же причине сохраняется определенная дискуссионность проекта федерального закона о биржах и организованных торгах, принятого Государственной Думой в первом чтении. До сих пор не разработан проект федерального закона о клиринге.[36]

Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.

Такая модель, скорее всего, не будет точной копией той инфраструктуры, которая сложилась на мировых финансовых рынках. При выборе российской модели консолидированной биржевой инфраструктуры следует учитывать уже вполне сложившиеся связи и расстановку сил на российском рынке; наличие достаточно мощных и вполне эффективных крупных инфраструктурных институтов – регистраторов, депозитариев, в том числе расчетных депозитариев, клиринговых организаций; сложившиеся схемы контроля и управления инфраструктурой. С другой стороны, следует иметь в виду, что и на ведущих финансовых рынках отсутствует единообразие моделей инфраструктуры. Вместе с тем, наиболее выраженной тенденцией является укрепление модели вертикальной интеграции инфраструктурных организаций.

В России вопрос о какой-то единой модели построения инфраструктуры рынка ценных бумаг никогда системно не поднимался. Крупнейшие российские биржевые группы строились под задачи тех, кто становился их ключевыми владельцами и пользователями. Структура управления группы ММВБ представляет собой смешение горизонтальной и вертикальной интеграции. Группа РТС является в гораздо большей мере вертикально интегрированной. В 1999 году государством была предпринята попытка создать независимый от биржевых групп центральный депозитарий, что было закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации «О мерах по созданию национальной депозитарной системы» № 741 от 10.07.1998 года и «О порядке предоставления центральным депозитарием – центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе» № 291 от 16.03.1999 года. До настоящего времени такой центральный депозитарий так и не заработал и остается созданным лишь на бумаге, хотя указанные постановления продолжают действовать.

В условиях исторически и объективно сложившихся в России двух крупнейших биржевых групп (РТС и ММВБ) не представляется разумным выбор «сервисной» модели центрального депозитария, когда центральный депозитарий не входит в биржевые группы, но при этом предоставляет биржам и участникам рынка соответствующие услуги по обслуживанию сделок с ценными бумагами. Скорее всего, интересы такой «сервисной» организации и её собственников будут направлены на получение доходов от обслуживания любого количества бирж. Не исключено, что для такой сервисной организации может быть наиболее удобным обслуживание универсальных по набору обращающихся ценных бумаг бирж и организаторов торговли (например, в силу однотипности услуг, возможности экономить издержки). Для рынка же это будет означать распыление ликвидности по нескольким торговым площадкам, что ослабляет рынок в целом. Поэтому необходима такая модель инфраструктуры, в которой бы все институты работали на общую цель капитализации рынка и повышения его ликвидности. Для этого нужен единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России, находящийся в тесной связке с ответственным государственным органом.

Целям формирования единого центра стратегического развития и обеспечения долгосрочной конкуренции организованного рынка ценных бумаг в России скорее отвечает вертикально интегрированная финансовая инфраструктура, предполагающая встроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы.

Выбор модели биржевой инфраструктуры может быть сделан в рамках Концепции развития инфраструктуры финансового рынка, которая могла бы быть подготовлена ФСФР Росси и представлена в Правительство Российской Федерации в сентябре 2008 года. В рамках этой концепции необходимо будет определить предпочтительный вариант консолидации биржевой инфраструктуры, целесообразность введения на рынке института централизованного контрагента, отказа от предварительного депонирования денежных средств, гибкие сроки совершения расчетов (например, на третий день с момента совершения сделки), а также другие вопросы.

На основе такой концепции в период с 2009 по 2010 год могли бы быть соответствующим образом доработаны проекты законов о центральном депозитарии, о биржах и организованных торгах, разработан закон о клиринге. Также в соответствии с концепцией могли бы быть проведены необходимые организационные процедуры, в том числе по объединению существующих институтов инфраструктуры, выстраиванию вертикально-интегрированной схемы контроля за этими институтами, их капитализации.[37]

С учетом положений концепции к 2011 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура Российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.

Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.

С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.

3.2 Основные направления повышения эффективности рынка

Во-первых, всем известно, что сейчас для России важно развитие новой инфраструктуры рынка ценных бумаг - это законодательство о биржах, клиринговой и депозитарной деятельности, о котором говорят уже давно.

Во-вторых, необходимо развитие новых инструментов, в частности секьюритизации.

В-третьих, не менее важно формирование в России регионального финансового центра для стран СНГ и Восточной Европы, а точнее - ее позиционирование в этом качестве.

1.  Развитие инфраструктуры

Сегодня на рынке сложилась такая ситуация, когда необходимо создание новой инфраструктуры. В рамках Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 гг. предусмотрена разработка 3 инфраструктурных законов:

- "О центральном депозитарии" - основные принципы создания и функционирования ЦД;

- "О биржах и организованных торгах" - принципы создания и деятельности бирж, торговых систем и информационных брокеров, единые для всех сегментов организованного рынка (товарный, фондовый, валютный и др.);

- "О клиринге и клиринговой деятельности" - принципы осуществления и регулирования различных видов клиринга.

На сегодняшний день все законопроекты разработаны и находятся в стадии согласования.

2.  Секьюритизация

Сейчас российские активы секьюритизируются в основном за рубежом - пулы прав требования формируются у российского или зарубежного кондуита, за рубежом создается SPV, с баланса которого осуществляется выпуск ценных бумаг в соответствии с иностранным законодательством.

К сегодняшнему дню осуществлено более 20 таких сделок с участием российских оригинаторов, общий объем которых составил примерно 4 млрд долл. Из них в России произведено только 4.

Первая квазисекьюритизация была осуществлена в конце 2005 г. - "Банк Жилищного Финансирования" выпустил корпоративные облигации в объеме 500 млн руб., обеспеченные дополнительным залогом ипотечного покрытия в рамках ГК РФ.

Банк "Совфинтрейд" в конце октября 2006 г. при помощи выпусков ипотечных ценных бумаг секьюритизировал ипотечные активы в объеме 3 млрд руб.

В мае ОАО "АИЖК" осуществило выпуск ипотечных ценных бумаг на сумму около 3,3 млрд руб. (включая 3 транша, из которых первый, на сумму 2,9 млрд руб., размещен публично).

И наконец, в августе 2007 г. банк "Московское ипотечное агентство" осуществил государственную регистрацию выпуска ипотечных ценных бумаг на сумму 2 млрд руб. (размещение еще не началось).

Выпуск ипотечных ценных бумаг в России только начинает набирать обороты, а секьюритизация иных финансовых активов не осуществляется. Поэтому любые инициативы по созданию правовых условий для обеспечения секьюритизации различных активов непосредственно в России очень важны и своевременны. Это не только обеспечит доступ инвесторов к широчайшему спектру новых финансовых инструментов, но и будет способствовать снижению временных и финансовых издержек оригинаторов секьюритизации.

Для того чтобы решить эту проблему, ФСФР России разработала проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в части секьюритизации финансовых активов).[38] Какие новеллы несет этот законопроект?

1. Определено понятие и описан режим открытия и ведения номинального банковского счета (эскроу-счет), который создается для проведения операций с денежными средствами, не являющимися собственными денежными средствами владельца счета, в целях защиты средств, находящихся на данном счете.

2. Введено понятие общего собрания владельцев облигаций, а также представителя облигационеров, что соответствует мировой практике и направлено на упрощение и повышение эффективности принятия решений данной группой кредиторов.

3. Введены нормы, обеспечивающие возможность "действительной продажи" активов при передаче их на баланс специализированного финансового общества (СФО). Это критически важно для защиты инвесторов в случае банкротства оригинатора секьюритизации, когда существует опасность включения в конкурсную массу в судебном порядке активов, переданных на баланс СФО.

4. Вводятся нормы об устранении двойного налогообложения, в частности НДС при передаче прав требования на баланс СФО - такие действия как уступка прав требования именно с целью последующей секьюритизации (не вдаваясь в юридические тонкости) не признается операцией, подлежащей налогообложению.

Минус заключаются в том, что законопроект делает данный рынок слишком "зарегулированным":

1) вводимые законопроектом изменения в ч. 1 гл. 23 ГК РФ предполагают детализацию порядка использования института залога имущественных прав требований. Однако при секьюритизации активов залог прав требования происходит не всегда, зато уступка - всегда. В связи с этим более правильно было бы регулировать именно нормы об уступке (ч. 1 гл. 24 ГК РФ), которые сегодня далеки от идеальных;

2) законопроектом вводится новое понятие - специализированное финансовое общество (СФО) - аналог SPV. Предлагаемая конструкция сильно ограничивает возможности секьюритизации:

- СФО может быть создано только в форме акционерного общества;

- СФО может выпускать только облигации;

- единоличным исполнительным органом СФО может быть только коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными инвестиционными фондами, т. е. лицензируемый профессиональный участник рынка ценных бумаг;

3) недостатком законопроекта является также ограничение набора активов, которые могут быть секьюритизированы - это только денежные требования.

Итог таков: в связи с тем, что в погоне за призраком защиты прав инвесторов рынок по традиции пытаются "зарегулировать", ожидать, что российские оригинаторы выберут Россию, не приходится. Уже сегодня юридические консультанты, сопровождавшие сделки секьюритизации, утверждают, что работать по данному закону, скорее всего, не будут.

Выходом из этого положения является разработка максимально либерального законодательства о секьюритизации, при одновременном разделении инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных.

3.  Изменения, направленные на упрощение секьюритизации ипотечных активов

Минэкономразвития России в 2006-2007 гг. инициировало некоторые изменения, которые позволят упростить процесс секьюритизации ипотечных активов. В частности, это законодательное обеспечение введения института депозитарного учета закладных (проект Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об ипотечных ценных бумагах" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (в части уточнения порядка перехода прав по закладным)).

Введение института депозитарного учета закладных обеспечит возможность регулировать отношения, возникающие при передаче закладных в депозитарий (обездвиживании) для последующего учета прав на них по счетам депо. Это позволит снизить риски и издержки при передаче закладных, повысить надежность и эффективность этого процесса, а также обеспечит юридическую безопасность и снизит сроки передачи закладных.[39]

Особенностью депозитарного учета закладных является то, что после передачи закладной в депозитарий переход прав на нее осуществляется только путем записей по счетам депо - аналогично переходу прав на бездокументарные ценные бумаги. Между тем обычный способ перехода прав на закладную - передаточная надпись - полностью не исключаются с введением возможности депозитарного учета прав на закладные. Депозитарный учет может использоваться в отдельных случаях, например, при планирующейся секьюритизации или рефинансировании. Закладную можно передать в депозитарный учет как сразу после выдачи, так и впоследствии и изъять из депозитарного учета при необходимости.

В России сейчас осуществлена первая попытка создания законодательства для обращения акций и облигаций иностранных эмитентов - институт РДР. Также ведется работа в направлении обеспечения прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок (подготовлен и находится в стадии согласования соответствующий законопроект).

Российские биржи активно сотрудничают с иностранными фондовыми площадками (например, с LSE).

Очевидно, что технически и технологически проще создать отдельный локальный финансовый центр, т. е. пойти по пути Казахстана и сделать площадку, на которой будет установлен особый режим и льготы.

Однако с точки зрения более интенсивного развития финансового рынка предпочтительнее выглядит вариант реформирования всей финансовой системы с целью повышения ее привлекательности для иностранных участников и капитала.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная дипломная работа рассмотрела один из существующих на данный момент финансовых инструментов в России - рынок Государственных ценных бумаг в целом. В ней отражены такие аспекты, как сущность рынка, характеристика, доходность и ликвидность ценных бумаг, проанализирована структура рынка и динамика операций с государственными ценными бумагами, рассмотрены перспективы и пути повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.

Повышение эффективности производства в условиях рыночной экономики важнейшее значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночную ситуацию и меры регулирования. В настоящих условиях одним из важнейших условий эффективного производства является эффективное управление процессом финансирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, руководство предприятий должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль.

В любой момент предприятие может рассматриваться как совокупность капиталов, поступающих из разных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в капитал предприятия, кредиторов, ссужающих определенные суммы, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия. Средства, сформированные за счет этих источников, направляются на различные цели: на приобретение основных средств, на создание товарных запасов, на финансирование дебиторской задолженности и др. Взятый на отдельный момент общий капитал предприятия стабилен, затем через какое-то время он изменяется. Подобные изменения называются движением капитала. Обычно движение капитала происходит постоянно. Термин "финансовый менеджмент" означает, что это движение должно осуществляться в соответствии с определенным планом, то есть этим движением нужно управлять.

Сочетание таких факторов, как растущая конкуренция между предприятиями, технологические усовершенствования, требующие значительных капитальных вложений, наличие инфляции, изменение процентных ставок, налогового законодательства, экономической устойчивости в мире, нравственное беспокойство, связанное с ситуацией на финансовых рынках,- все это оказало огромное влияние на то, что финансовый менеджер становится основной фигурой в общем руководстве предприятий. Более того, для того, чтобы справиться с возникающими изменениями, необходим гибкий подход ко всем факторам деятельности предприятия. Испытанные прежде методы решения финансовых проблем и используемые при этом инструменты, попросту неприемлемы в условиях рыночной экономики.

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Постановления Правительства РФ, законодательные акты других стран, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа.

Информационную основу работы составили годовые отчеты, данные первичного бухгалтерского учета, данные статистической отчетности, специальная литература по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Федеральный закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации",2008 г.

2.  Анесанц С.А. «Основы функционирования рынка ценных бумаг» - М.: изд-во Кнорус, 2007 г.

3.  Басовский Л.Е. «Финансовый менеджмент» - М.: Изд-во Проспект,2007 г.

4.  Батяева Т.А., Столяров И.И. «Рынок ценных бумаг» Учебное пособие, изд-во Инфра-М, 2008 г.

5.  Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.– М.: Изд-во Проспект, 2006. – с. 251

6.  Белов В.А. «Государственное регулирование рынка ценных бумаг» - М.:2008 г.

7.  Биржевое обозрение № 12 (38), 2007

8.  Боровкова В.А. «Рынок ценных бумаг» - СПБ, изд-во Питер,2008 г.

9.  Галанова В.А., Басова А.И. «Рынок ценных бумаг», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. — 448 с.

10.  Гусева И.А. « Рынок ценных бумаг. Практические задания по курсу» Учебное пособие для ВУЗов. – М.: изд-во Экзамен, 2007 г.

11.  Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу (проект к обсуждению с участниками рынка)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.