рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Производство по делам о налоговых правонарушениях

Дипломная работа: Производство по делам о налоговых правонарушениях

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Слушатель группы №

(Ф.И.О.) (подпись)

 «……..»……2009г.

Работу проверил

(фамилия И.О.,

ученая степень, ученое звание)

 « ……» …2009г.

оценка

(подпись)

Москва – 2009


Содержание

Введение

Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам

о налоговых правонарушениях

1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие

1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях

1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях

Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении

2.2. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении

2.3. Обеспечение исполнения решения

2.4. Порядок взыскания налоговых санкций

2.5. Обжалование решений налогового органа, принимаемым по

результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Заключение

Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина - обязанность государства.

статья 2 Конституции Российской Федерации

Платить налоги и умереть должен каждый

Бенджамин Франклин (1706-1790)

американский учёный и политический деятель

С фактическим уничтожением системы государственного планирования под эгидой перехода к рыночным отношениям налоги стали основным, если не единственным источником экономического роста и рычагом властного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность настоящей аттестационной работы.

Как таковые, налоговые платежи всегда являлись необходимым звеном экономических отношений в социуме с момента возникновения государства. Поскольку в настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, немалое значение имеют легально установленные способы воздействия на налогоплательщиков, призванные, в том числе, способствовать более высокому уровню собираемости налогов.

В настоящее время продолжает оставаться открытым вопрос видовой принадлежности ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Существующие точки зрения на данную проблему разнятся. Согласно одной из них, эту ответственность следует считать разновидностью административной ответственности. Другая - относит налоговую (финансово-правовую) ответственность к самостоятельному виду юридической ответственности. Следует заметить, что отдельно существуют понятия административных правонарушений в области налогов и сборов, коим в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях посвящены отдельные положения главы 15, и преступлений в налоговой сфере, предусмотренных в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Важность темы настоящей аттестационной работы, таким образом, заключается в том, что налоговые правонарушения серьёзно и весьма негативно влияют на экономику России. Разработка мероприятий по предупреждению, пресечению и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения способствует более рациональному ведению хозяйства государства и открытости финансовых потоков.

Практическая значимость работы заключается в том, что знание механизма производства по делам о налоговых правонарушениях не только обеспечивает надлежащий контроль исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов, но и предоставляет возможность не допустить каких-либо нарушений налоговыми органами прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Целью данной аттестационной работы является рассмотрение сущности и порядка производства по делам о налоговых правонарушениях.

 Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и раскрыть суть производства по делам о налоговых правонарушениях;

- определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;

- рассмотреть права, обязанности и порядок действий налоговых органов, налогоплательщиков, а также иных лиц в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие

Приступая к рассмотрению темы настоящей аттестационной работы, автор считает необходимым в первую очередь определить направление его исследований, дабы чётко обозначить нормативную правовую базу, которая станет как объектом правового анализа в рамках аттестации, так и основой промежуточных и итоговых выводов автора. В связи с вышесказанным путём буквального толкования положений закона следует дать краткую характеристику понятию «налоговое правонарушение», поскольку содержание (правовая суть) именно данной дефиниции является определяющей официальной регламентации производства по делам такого рода.

Как следует из положений п.1 ст.1, ст.ст.106 и 107 Налогового кодекса РФ[1] (далее – НК РФ) под налоговым правонарушением подразумеваются виновные действия (бездействие) результатом которых явилось нарушение норм НК РФ (принятых в соответствии с ним федеральных, региональных законов о налогах и сборах, нормативных правовых актах муниципальных образований о местных налогах и сборах), влекущее применение к таким лицам санкции, предусмотренные гл.гл.16, 18 НК РФ. Также, в ст.108 НК РФ законодатель недвусмысленно разделил ответственность, установленную в НК РФ, от иных видов ответственности (административной и уголовной), определив, что основания признания деяния лица налоговым правонарушением, как и порядок производства по такому нарушению, устанавливаются только одним нормативным актом – НК РФ.

Также следует обратить внимание на позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС и РФ), изложенную в постановлении от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В п.34 названного постановления Пленум разъяснил, что существует разграничение между налоговой и другими видами ответственности, поэтому одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, и налогоплательщик не может быть одновременно привлечён к налоговой и иной ответственности. Далее Пленум сделал вывод, что если выявленное налоговым органом деяние совершено в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в ст.2 НК РФ (в частности, в рамках властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения), вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ.

В итоге, под налоговыми правонарушениями, по мнению автора, следует понимать виновно совершённые деяния, прямо оговоренные в НК РФ, подлежащие разрешению в порядке, установленном исключительно в НК РФ, влекущие за собой применение в отношении нарушителя санкций, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, при подготовке аттестационной работы автором не рассматривалось производство, регламентированное Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ[2].

С точки зрения автора проблему процессуально-правовой регламентации производства по делам о налоговых правонарушениях следует рассматривать в неразрывной связи с вопросом о правовой природе ответственности за такие правонарушения. На сегодняшний день существуют два взгляда на данный вопрос. Согласно первому налоговая ответственность не является самостоятельным видом юридической ответственности и рассматривается как разновидность административной ответственности[3]. Согласно второму налоговая ответственность является частью финансовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности[4].

Уделили внимание этому вопросу и высшие судебные органы РФ. Так, ВАС РФ в п.3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства[5] было отмечено, что ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства, предусмотренная ст.13 Закона РФ от 27.12.1999г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[6], по своей правовой природе сходна с административной ответственностью. Аналогичную позицию изложил Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) в определении от 05.07.2001 г. № 130-О http://law.edu.ru/magazine/article.asp?magID=5&magNum=4&magYear=2005&articleID=1211980 - _ftn5«По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»[7]. Суд указал: полномочие налогового органа, действуя властно-обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно-, а не уголовно- или гражданско-правовыми, т. е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения. Впоследствии названную выше точку зрения КС РФ вновь подтвердил[8], заключив, что законодатель, учитывая публично-правовую природу и специфику налоговых правонарушений и налоговой ответственности, выраженные в соответствующих правоотношениях, вправе наделить налоговые органы определёнными полномочиями по осуществлению административной юрисдикции в сфере налоговой ответственности.

Однако научная дискуссия по данному вопросу пока не закончена.

Автор полагает, что ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния, должно отнести к административной ответственности, поскольку налоговое правонарушение обладает всеми признаками административного правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость). В обоих случаях правонарушитель посягает на установленный порядок публичных отношений, в обоих случаях законодатель в качестве меры ответственности установил штраф. Проведённый правовой анализ положений ч.1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст.106 НК РФ позволяет сделать вывод, что названные нормы содержат фактически идентичные формулировки, различающиеся только ссылкой на кодифицирующий акт. Необходимо заметить, что принятие КоАП РФ повлекло массовое изъятие норм, регулирующих административную ответственность, из всех законодательных актов, где они содержались. Ярким примером служит Таможенный кодекс РФ. Сохранив полномасштабную процессуальную регламентацию таможенного контроля, он полностью освободился от норм об административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, которым теперь посвящена гл. 16 КоАП РФ.

Несмотря на то, что КоАП РФ является единственным федеральным законом, регулирующим все вопросы административной ответственности, независимо от их отраслевой принадлежности (ч.1 ст.1.1.), НК РФ до сих пор представляет собой своеобразное исключение из этого общего правила. Стоит обратить внимание и на тот парадоксальный факт, что положения гл.16 НК РФ и гл.15 (ст.ст.15.3. – 15.9., 15.11.) КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, содержат во многом совпадающие составы. Тем не менее, согласно ст.10 НК РФ организация должна привлекаться к ответственности по правилам НК РФ, а ее руководитель (должностное лицо) — в порядке, определяемом КоАП РФ. Таким образом, при обнаружении одного правонарушения возникают два параллельных производства, осуществляемых одним органом исполнительной власти, но по правилам, предусмотренным двумя разными нормативными правовыми актами. Такая ситуация нарушает единообразие административных процедур, усложняет процесс, делает его ход менее предсказуемым, что в конечном счете может повлечь нарушение законных прав и интересов налогоплательщиков. Отсутствие единообразного подхода к конструированию механизма ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, несомненно, создает большое количество проблем в правоприменительной практике. Автор уверен в целесообразности переноса всех норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях в единый кодифицированный акт — КоАП РФ.

В п.1 ст.10 НК РФ обозначено, что производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл.гл.14, 15 названного кодекса.

При этом, разделяя процессы привлечения к ответственности лиц, вошедших в противоречие с требованиями законодательства о налогах и сборах, на процедуру рассмотрения материалов налоговых проверок с последующим вынесением соответствующих решений (ст.101 НК РФ) и разбирательство по налоговым правонарушениям, выявленным с помощью иных форм налогового контроля (ст.101.4. НК РФ), законодатель не дал официального определения производства по делам о налоговых правонарушениях. По сути все сводится к рассмотрению руководителем налогового органа (его заместителем) ряда документов и принятию решения по его результатам, что противоречит сложившейся в процессуальной науке концепции, согласно которой производство начинается с момента обнаружения правонарушения (возбуждения дела о налоговом правонарушении), проходит в своем развитии определенные стадии и заканчивается исполнением решения[9].

Сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, с одной стороны, продекларировало регламентацию производства по налоговым правонарушениям налогоплательщиков нормами НК РФ, но с другой стороны, не сконструировало процессуальные нормы, необходимые для осуществления такого производства. Такой пробел в законе отнюдь не способствует выработке среди юристов единого подхода по проблеме определения производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах как такового и является причиной ошибочных умозаключений некоторых специалистов в области налогового права. Например, Еналеева И.Д. и Сальникова Л.В. со ссылкой на Кучерова И.И.[10] трактуют производство по делам о налоговых правонарушениях как деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба[11]. Аналогичную точку зрения высказали Ерёмин О.В.[12] , Козырев А.А[13]. Пантюшов О.В. также считает, что в процесс производства по делам о нарушении налогового законодательства входит обнаружение признаков совершённого правонарушения[14]

Автор же придерживается несколько иного мнения по данному вопросу.

НК РФ в пп.2 п.1 ст.32 вменяет налоговым органам в обязанность осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, то есть осуществление налогового контроля (п.1 ст.82 НК РФ). Задача налогового контроля, возложена на налоговиков также в ст.ст.1, 6 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»[15] (далее – Закон № 943-I), в п.п.1, 5 Положения о Федеральной налоговой службе[16] (далее - ФНС). Поскольку вышеназванными нормативными актами не установлены временные рамки для реализации налоговыми органами полномочий по осуществлению налогового контроля, логичным будет заключение, что надзор за соблюдением налогового законодательства есть постоянная, если так можно выразиться, ежедневная, задача органов ФНС. При этом с точки зрения автора, любые властные контролирующие действия заключаются в превентивном отслеживании полномочными органами степени соответствия поведения тех или иных лиц императивно установленным критериям и в выполнении определённых процедур в случае выявления несоблюдения требований закона со стороны контролируемых лиц. Поэтому выявление и предупреждение налоговых правонарушений являет собой повседневную функцию налоговых органов, осуществляемую независимо от того, существуют достаточные основания считать налогоплательщика (налогового агента или плательщика сбора) потенциальным нарушителем или нет.

В то же время нельзя не согласиться с Ерёминым О.В., выделившим ряд специфических черт производства по делам о налоговых правонарушениях:

- данная деятельность уполномоченных субъектов затрагивает общественные отношения, урегулированные нормами налогового права (согласно статье 2 НК РФ);

- названное производство осуществляется в строго определённом процессуальном порядке;

- каждая стадия производства завершается принятием специализированного процессуального налогового акта[17].

На основании вышеизложенного можно назвать следующие признаки производства по делам о налоговых правонарушениях:

а) прежде всего, это деятельность, то есть активное, осознанное поведение ряда субъектов налогового права;

б) данная деятельность направлена на своевременное, правильное, объективное, полное рассмотрение каждого случая совершения налогового правонарушения и принятие надлежащего решения;

б) производство осуществляется (должно осуществляться) в строгом соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах;

в) к участникам производства по делам о налоговых правонарушениях относятся лица, имеющие возможность законным образом влиять на ход и результат процесса привлечения к налоговой ответственности (процессуальные лица), а именно: налоговые органы и их полномочные должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, налогоплательщики и (или) их представители, а также эксперт, переводчик, специалист.

Своевременность рассмотрения дела проистекает из принципа неотвратимости наказания и означает соблюдение предусмотренных законодательством о налогах и сборах процессуальных сроков. Неотвратимость наказания, в свою очередь, выполняет профилактическую функцию в отношении будущего поведения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).

Полнота и всесторонность рассмотрения и разрешения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах связаны с необходимостью учитывать до и во время разбирательства все обстоятельства, имеющие существенное значение для вынесения справедливого решения. Объективность же, в свою очередь, означает беспристрастное, непредвзятое обращение к участникам производства (привлекаемым лицам) и внимательное отношение к заявленным ходатайствам и обращениям.

С учётом вышеизложенного под производством по делам о налоговых правонарушениях следует понимать действия (бездействие) процессуальных лиц, осуществляемые последними в пределах и порядке, определённых в НК РФ, в случае выявления (установления, обнаружения) в деянии налогоплательщика (иного лица) обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом налогового правонарушения.

1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях

Как указал КС РФ[18] в качестве правового механизма исполнения обязанности, закрепленной ст.57 Конституции РФ, обеспечения полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц, возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения данной обязанности, в НК РФ предусмотрена система мер налогового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений (понятие налогового правонарушения, составы налоговых правонарушений, налоговые санкции, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.д. – п.2 ст.100, ст.ст.101, 106-142), с тем чтобы было гарантировано суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объёме соответствующие суммы - недоимку, пеню и штраф.

Таким образом, в основе производства по делам о налоговых правонарушениях лежит задача, имеющая первостепенное значение для общества, - это охрана финансовых интересов государства, ибо, удовлетворяя свои финансовые интересы, государство получает возможность проводить суверенную политику, направленную на улучшение жизни всего социума.

Производство по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах, также как и любое другое производство, имеет задачу своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого налогового правонарушения, рассмотрения обстоятельств налоговых правонарушений и принятия по его результатам решений в строгом соответствии с НК РФ.

Как известно, правонарушителя пугает не тяжесть наказание за совершение деяния, запрещённого законом, но неотвратимость последнего. Эта аксиома обуславливает следующую задачу производства по делам о налоговых правонарушениях: изобличение нарушителей и обязательное привлечение к ответственности виновных.

Наибольшую же пользу государству и обществу приносит решение задач выявления причин и условий, способствовавших совершению нарушений законодательства о налогах и сборах, и предупреждения совершения таких нарушений в дальнейшем.

Несомненно, это требует специальных знаний, опыта, значительных трудозатрат, однако позволяет осуществлять реальную экономию материальных ресурсов, чем в ситуации ликвидации последствий противоправного поведения деликвента.

Одним из важнейших направлений работы налоговых органов в процессе разбирательства по делам о налоговых правонарушениях является воспитание граждан в духе неукоснительного соблюдения требований законодательства о налогах и сборах и укрепление законности в сфере налогообложения.

1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях

В производстве по делам о налоговых правонарушениях участвуют, прежде всего, налоговые органы как субъекты, наделённые властными полномочиями, и лицо (лица), привлекаемое к ответственности на основаниях и в порядке, определённых в НК РФ: налогоплательщик – юридическое лицо, налогоплательщик – индивидуальный предприниматель, налогоплательщик – физическое лицо, налоговый агент, а также их представители (ст.26 НК РФ). Кроме того, поскольку факт нарушения законодательства о налогах и сборах требует надлежащего подтверждения, налоговое законодательство предусматривает участие и других лиц в процедуре привлечения к налоговой ответственности[19]. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые.

1.3.1 Налоговые органы.

Правовой статус налоговых органов определяется НК РФ и Законом № 943-I .

Согласно ст.2 НК РФ, Положению о ФНС единая централизованная система налоговых органов состоит из ФНС и её территориальных органов, деятельность которых регламентирована положениями о территориальных органах ФНС, утверждёнными приказом Минфина РФ от 09.08.2005г. № 101н[20].

Статья 6 Закона № 943-I закрепляет задачи налоговых органов. К ним, в частности, относятся: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ, а также других обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; валютный контроль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.