рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Производство по делам о налоговых правонарушениях

С целью выполнения поставленных перед ними задач налоговые органы наделены рядом процессуальных прав (ст.31 НК РФ). В производстве по делам о налоговых правонарушениях налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (ст.76 НК РФ) и с санкции прокурора налагать арест на имущество налогоплательщика (ст.77 НК РФ). Приостановление операций и арест имущества представляют собой способы обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога (сбора), пеней и штрафов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы в том числе могут: проводить налоговые проверки; производить выемку документов; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений; осматривать помещения налогоплательщика, используемые для извлечения прибыли; проводить инвентаризацию; привлекать специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Обязанности налоговых органов также соответствуют поставленным перед ними задачам. В ст.32 НК РФ закреплена основная обязанность налоговых органов: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах. Однако налоговые органы не вправе пользоваться любыми методами для выполнения их главной задачи и обязанности: соблюдать законодательство о налогах и сборах, которое определяет границы осуществляемого ими контроля.

Перечень прав и обязанностей налоговых органов, в том числе процессуальных, не является исчерпывающим. Однако налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и исполняют обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами. Следовательно, круг прав и обязанностей является ограниченным.

В соответствии со ст.35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за счёт средств федерального бюджета за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов. Такими неправомерными действиями могут быть, например, принятие незаконного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, о приостановлении операций по счёту налогоплательщика. При этом объём возмещения вреда должен быть полным, то есть потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (например: постановления Федерального арбитражного суда (далее - ФАС) Дальневосточного округа от 17.09.2002г. № Ф03-А51/02-1/1846, ФАС Центрального округа от 22.11.2005г. № А64-1427/05-8, ФАС Поволжского округа от 04.05.2006г. № А57-6726/05-33)[21].

1.3.2 Налогоплательщики

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.

Под организациями в п.2 ст.11 НК РФ понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

В порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К физическим лица НК РФ относит граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств в п.2 ст.11 НК РФ определяются как индивидуальные предприниматели, при этом последние, в случае не выполнения ими обязанности пройти в установленном порядке государственную регистрацию, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Права налогоплательщиков закреплены в ст.21 НК РФ. Перечень допустимых действий плательщиков налогов, приведённый в названной норме, не является исчерпывающим, законодатель прямо ссылается на существующую возможность налогоплательщика воспользоваться иными правами, гарантированными НК РФ, а также другими актами законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.21 НК РФ).

Права налогоплательщиков обеспечиваются обязанностями налоговых органов, поэтому их формулировки зачастую корреспондируют формулировкам обязанностей налогового органа. Например, налогоплательщик в силу пп.5 п.1 ст.21 НК РФ имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, являющийся обязанностью налоговиков (пп.7 п.1 ст.32 НК РФ). Также налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц (это право является основополагающим для производства по обжалованию актов и действий (бездействия) налоговых органов) и так далее.

Однако необходимо помнить, что уплата законно установленных налогов является конституционной обязанностью налогоплательщика (ст.57 Конституции РФ). В свете данного вменения, на лицо, являющееся плательщиком налога (налогов), закон (ст.23 НК РФ) возлагает ряд обязанностей: постановка на учёт в налоговых органах, представление в налоговые органы налоговых деклараций, а также иных документов в случаях и порядке, которые установлены НК РФ, выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и прочее.

Налогоплательщик, не исполнивший (ненадлежащим образом исполнивший) легально установленные для него обязанности, может быть привлечён к налоговой, а также иной ответственности.

1.3.3 Эксперт

В соответствии с п.1 ст.95 НК РФ эксперт привлекается для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Следовательно, НК РФ закрепляет право, но не обязанность налогового органа проводить экспертизу. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой[22].

Экспертиза, как правило, назначается, когда необходимо установить подлинность документов, восстановить документ, уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг, определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства, определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция)[23].

В ст.95 НК РФ не оговаривается, кто именно может быть привлечен в качестве эксперта. В п.7 названной статьи лишь определено, что проверяемое лицо имеет право просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц.

Привлеченное в качестве эксперта лицо должно быть предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, которая предусмотрена п.2 ст.129 НК РФ.

Эксперт либо экспертное учреждение, которое обязуется провести экспертизу силами специалистов, состоящих с ним в трудовых или иных правовых отношениях, должны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т.д.)[24]; соответствующий опыт работы в области, заключение в отношении которой предполагает получить налоговый орган[25].

Перед привлечением эксперта к проведению мероприятий налогового контроля должностное лицо налогового органа должно убедиться в отсутствии следующих обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности соответствующего лица в результатах таких мероприятий:

а) эксперт - физическое лицо является учредителем (участником) или руководителем хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводится проверка, либо состоит с вышеуказанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), либо является иным штатным сотрудником данного хозяйствующего субъекта;

б) эксперт - юридическое лицо является учредителем (участником), кредитором, страховщиком лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, либо лицо, подвергаемое налоговому контролю, является учредителем (участником) эксперта - юридического лица.

Привлечение эксперта возможно при осуществлении любой формы налогового контроля[26], в том числе и в процессе производства по делам о налоговых правонарушениях.

Заключение эксперта - это письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате них выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

В соответствии с п.1 ст.95 НК РФ эксперт привлекается на договорной основе. К сожалению, законодатель прямо не указал, кто является стороной в таком договоре – налоговый орган или какое-либо иное заинтересованное лицо. Поэтому стоит обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.06.2004г. № Ф08-2724/2004-1056А[27], в котором данный арбитражный суд определил, что только налоговый орган имеет право заключить договор с организацией, которая проводит экспертизу, а также оплачивать её проведение. Заключение же договора или оплата иным лицом является нарушением требований ст.95 НК РФ и является основанием для отказа в принятии судом результатов экспертизы как доказательства доводов налогового органа.

1.3.4 Специалист

Ст.96 НК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью. Привлечение специалиста допускается лишь в той мере, в какой недостаточно собственных навыков, знаний, умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. При этом специалистом может быть как физическое лицо, так и организация, которая силами своих работников выполняет функции специалиста. Специалист должен быть не заинтересован в исходе дела.

Специалист, как и эксперт, обладает специальными знаниями и навыками. Важнейшее различие между ними заключается в том, что специалист не дает заключение. Это делает только эксперт. В соответствии с п.8 ст.95 НК РФ эксперт излагает в своем заключении суть проведенных исследований, сделанные выводы и обосновывает ответы на поставленные вопросы. Эксперт формирует доказательственную базу. В отличие от него специалист не проводит исследований и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля[28].

1.3.5 Переводчик

Для осуществления письменных переводов документов, содержание которых имеет значение для целей налогового контроля, а также устных переводов в случае, если лицо, участвующее, например, в производстве по делам о налоговых правонарушениях, не владеет русским языком, в соответствии со ст.97 НК РФ привлекается переводчик (лицо, не являющееся заинтересованным в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода). К переводчику приравнивается также лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Согласно п.3 ст.97 НК РФ переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод. Законодатель не дал даже примерной расшифровки понятия «точного перевода», не установил порядок вызова и назначения переводчика, не определил круг лиц, из числа которых может быть привлечён переводчик, не обозначил временные рамки выполнения перевода. Также не решён вопрос о возможности привлечения переводчика и в качестве свидетеля по аналогии с п.3 ст.96 НК РФ.

 Эксперт, специалист и переводчик несут ответственность в соответствии со ст.129 НК РФ. За отказ от участия в проведении налоговой проверки указанные лица должны уплатить штраф в размере пятисот рублей. Если же эксперт даст заведомо ложное заключение или переводчик предоставит заведомо ложный перевод, ответственность будет в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.

1.3.6 Свидетель

В соответствии со ст.90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (в частности, сотрудники проверяемой организации-налогоплательщика, сотрудники организаций (индивидуальных предпринимателей), являющиеся хозяйственными партнёрами проверяемой организации, иные лица, которым могут быть известны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, имеющих значение для формирования налоговой базы, при наличии у проверяющих оснований полагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства либо не отражены (неправильно отражены) в учете налогоплательщика). Вместе с тем в качестве свидетелей не могут быть вызваны физические лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Правом вызова лица в качестве свидетеля обладает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в компетенцию которого в соответствии со ст.101 НК РФ входит принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и других документов, составляемых должностными лицами налоговых органов и фиксирующих факты налоговых правонарушений[29].

Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Из содержания повестки следует, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому, в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний. Неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.128 НК РФ.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно ст.51 Конституции РФ свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В соответствии со ст.5 УПК РФ наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. При этом право определенных лиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, аудитора, а также члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ[30]) закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача им заведомо ложных показаний влечёт взыскание штрафа в размере трёх тысяч рублей (статья 128 НК РФ).

1.3.7 Понятые

Участие понятых - это одна из гарантий прав лица, в отношении которого производится то или иное процессуальное действие[31]. НК РФ устанавливает необходимость вызова понятых при осуществлении таких форм налогового контроля как осмотр (п.3 ст.92 НК РФ), выемка документов и предметов (п.3 ст.94 НК РФ). Также согласно п.7 ст.77 НК РФ присутствие понятых обязательно при аресте имущества налогоплательщика-организации. Целью присутствия понятых является недопущение произвола налоговых органов как субъектов, наделенных властными полномочиями. Понятые подтверждают соответствие зафиксированных в протоколе данных тому, что было на самом деле произведено должностными лицами налоговых органов в их присутствии. Вызов понятых является не правом, а обязанностью налогового органа. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, за исключением должностных лиц налоговых органов.

Согласно п.5 ст.98 НК РФ понятые могут быть опрошены по обстоятельствам действий, производившихся в их присутствии, что означает возможность их участия в производстве по делам о налоговых правонарушениях, но уже в качестве свидетелей.


ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется ст.ст.101.1, 101, 101.2. – 101.4. НК РФ, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, указанные правовые нормы определяют круг процессуальных лиц, их права и обязанности; последовательность, стадии и сроки производства; виды доказательств и условия их использования; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения; порядок возмещения процессуальных расходов.

Ведя речь о производстве по делам о налоговых правонарушениях, нельзя не коснуться вопроса о его стадиях.

Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью производства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия[32].

На существование таких стадий также обратил внимание КС РФ, указав, что привлечение к налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях) включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений, субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделённых правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой – лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности[33].

Действующее налоговое законодательство даёт основание различать следующие стадии налогового производства:

а) возбуждение производства;

б) рассмотрение дела по факту выявленного налогового правонарушения;

в) пересмотр вынесенного решения;

г) исполнение решения о применении к лицу, признанному виновным в совершении налогового правонарушения, определённых мер ответственности.

2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении

НК РФ каким–либо специальным образом отдельно не выделяет стадию начала (возбуждения) производства по делу о налоговом правонарушении. Однако представляется, что любая процедура привлечения лица к предусмотренной законом ответственности в любом случае имеет определённую «отправную точку», прохождение которой влечёт за собой изменение статуса лиц, принимающих участие в производстве такого рода, и подчинение всех субъектов дела о правонарушении жестко определённой схеме действий.

Такое понятие как «возбуждение дела о налоговом правонарушении» в НК РФ отсутствует. В то же время сложившаяся судебная и арбитражная практика свидетельствует об активном использовании судами такого термина[34].

Еналеева И.Д. и Сальникова Л.В.[35] также указывают, что любое производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах начинается со стадии возбуждения соответствующего производства, которая, в свою очередь, начинается с момента обнаружения правонарушения и его фиксации в процессуальном документе. По мнению Пантюшова О.В.процесс привлечении я налогоплательщика к налоговой ответственности начинается с составления акта по результатам налогового контроля[36]. Реут А.В. определяет производство по делам о налоговых правонарушениях как процесс привлечения лица к ответственности за совершённое им налоговое правонарушение[37].

На взгляд автора следует обратить внимание на позицию КС РФ, которую последний озвучил в своём постановлении от 14.07.2005г. № 9 – П[38], воспроизведя её потом в определении от 12.07.2006 г. № 267-О[39]. В названных судебных актах КС РФ разъяснил, что итоговым актом налогового контроля и одновременно правоприменительным актом, которым возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, выступает соответствующий акт, в котором фиксируется выявленное налоговое правонарушение. Помимо указанных судебных постановлений, федеральными арбитражными судами округов также были сделаны шаги к определению момента начала производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.06.2007г. № Ф04-4204/2007 (35606-А46-23)[40] заключил, что возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении прямым образом связано с оформлением акта налоговой проверки. При выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении – такой вывод сделал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2006г. № А56-15868/2005[41]. Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2005г. № А42-9863/04-23, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2006г. № Ф03-А51/06-2/1766[42] и в ряде других судебных актов.

Кроме того, стоит отметить постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»[43]. Разъясняя порядок исчисления сроков для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции, согласно действующей в тот период редакции НК РФ, Суд в п.7 названного постановления фактически указал, что привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах начинается с процедуры фиксации налогового правонарушения, в частности, с оформления акта по результатам выездной налоговой проверки.

Завершая изложение точек зрения специалистов в области налогового права, а также примеров судебной и арбитражной практики, надлежит привести мнение Тараканова С.А., который считает, что оформление акта (налоговой проверки) является отправной точкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которого проводилась проверка, к налоговой ответственности[44] и Кустовой М.В., полагавшей, что акт выездной налоговой проверки является процессуальным документом, на основании которого происходит возбуждение производства по делам о налоговых правонарушениях[45].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.