рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Примерный устав компании с ограниченной ответственностью с несколькими учредителями предусматривает использование второй модели управления, а компании с ограниченной ответственностью с одним учредителем – четвертой. Учредители совместных компаний (предприятий), как правило, обращаются к примерному уставу предприятий с иностранными инвестициями, разработанному Агентством по иностранным инвестициям и внешней торговле Монголии (именно оно дает разрешение на создание совместных предприятий и филиалов, а также представительств иностранных компаний и акционерных обществ). Данный устав предусматривает четвертую модель управления компанией.[194] Иными словами, вторая и четвертая модели управления получили в стране весьма широкое распространение, поскольку могут эффективно использоваться практически всеми компаниями.

Третья модель применяется для управления такими совместными предприятиями, которые имеют значительный оборот и активы. Первая модель редко встречается на практике, но она может использоваться для управления крупными компаниями с многочисленными акционерами.

Таким образом, учредители монгольских компаний используют не все модели управления, предусмотренные в законе «О компаниях», поскольку в свое время утверждение его положений не сопровождалось принятием соответствующих нормативных документов, регламентирующих компетенции и структуру органов управления компании. Поэтому на практике учредители монгольских компаний при разработке учредительных документов зачастую оставляют без должного внимания вопросы структуры органов управления. В то же время примерные уставы компаний с ограниченной ответственностью и совместных предприятий не предполагают возможности реализации первой модели, поскольку она предусмотрена для управления крупными компаниями с многочисленными акционерами.

В связи с тем, что до сих пор не разработаны нормативные документы, регламентирующие структуру и деятельность органов управления компаниями, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Учитывая многообразие юридических вопросов в отношении корпоративного управления, выявленных практикой применения закона «О компаниях» представляется целесообразным объединить правовые проблемы совершенствования корпоративного управления в группы на достаточно условных основаниях. К первой группе можно отнести вопросы, возникающие в процессе применения закона «О компаниях» и вызванные в значительной степени несовершенством его положений и трудностями правоприменения. Вторую группу составляют вопросы, связанные с необходимостью внедрения определенных стандартов и принципов корпоративного права.

Рассмотрим первую группу проблем. Как изложено выше, закон «О компаниях» для обеих видов компаний предусматривает систему управления, состоящую из трех звеньев. Таким образом, управления компаниями с ограниченной ответственностью включают собрание акционеров, совет представительного управления и исполнительный орган. Но на практике учредители компаний с ограниченной ответственностью используют обычно четвертую модель: собрание акционеров компании и исполнительный орган (директор, исполнительный директор). Такая практика в значительной мере обусловлена несовершенством положений закона «О компаниях» касающихся компаний с ограниченной ответственностью.

Различая акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью монгольское право между тем не предоставляет достаточных критериев для такого разграничения. Поэтому необходимо более четко диффенцировать в законе «О компаниях» положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить предложенную в нем структуру органов управления, чтобы помочь монгольским гражданам и юридическим лицам выбрать надлежащую модель управления компанией с ограниченной ответственностью.

С этой целью надо в законодательном порядке установить то количество акционеров, которое должна иметь компания с ограниченной ответственностью, если в ней создается совет представительного управления. Например, по российскому законодательству совет директоров (наблюдательный совет) не может создаваться в акционерных обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее пятидесяти.[195]

В Монголии, в соответствии с законом «О компаниях» число учредителей компании с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. Однако после ее создания число акционеров не ограничивается (п. 1 ст. 5 Закона). По нашему мнению, закон должен оговаривать предельное количество акционеров компании с ограниченной ответственностью. Следует отметить, что законодательства зарубежных государств уточняют данное количество для обществ закрытого типа (в Монголии – компания с ограниченной ответственностью) и предусматривают последствия несоблюдения этого требования. Например, согласно российскому законодательству число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах», которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то такое общество в течение одного года должно быть преобразованно в открытое, либо, если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.[196]

В монгольском законодательстве не сформулированы четкие требования в отношении преобразования компании с ограниченной ответственностью в акционерную в случае, если количество акционеров превысит принятую норму. Поэтому целесообразно законодательно закрепить предельное число акционеров компании с ограниченной ответственностью и установить жесткое требование по преобразованию компании с ограниченной ответственностью в акционерную.

Что касается второй группы проблем, то она связана с необходимостью внедрения определенных стандартов и принципов корпоративного права на основе анализа норм корпоративного поведения. При этом в первую очередь надо разработать и утвердить нормативные документы, регламентирующие структуру и деятельность органов управления компании, а именно: кодекс корпоративного поведения, подготовительный с учетом практики судов и арбитажных органов Монголии.

Как показывает зарубежный опыт, принятие кодекса корпоративного поведения положительно влияет на экономические показатели деятельности компаний и хозяйствующих субъектов и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Кодекс корпоративного поведения охватывает разнообразные действия по управлению компаниями и должен обеспечить акционерам реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в компании. С его помощью гражданам и юридическим лицам будет легче выбрать надлежающую модель управления и разработать схему управления компанией в соответствии с масштабом ее деятельности и финансовыми возможностями, особенно при учреждении новых компаний, а также в случае необходимости совершенствования существующей структуры.

При создании указанного кодекса необходимо учитывать принципы корпоративного управления, разработанные Организацией Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),[197] в соответствии с которыми в последние годы в ряде зарубежных государств были приняты кодексы корпоративного управления и аналогичные им документы. Например, в России Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в своем распоряжении от 4 апреля 2002 года №421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения» предписывает акционерным обществам, созданным на территории государства, следовать положениям кодекса корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 года.[198]

Итак на основании анализа проблем правоприменения закона «О компаниях» можно сделать вывод, что соответствующие органы государственной власти Монголии должны более четко дифференцировать его положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить утвержденную в нем структуру органов управления.

Для этого рекомендуем законодательно закрепить, какое количество акционеров должно быть в компании с ограниченной ответственностью для создания в ней совета представительного управления, а также четко определить предельно допустимое количество акционеров для данного вида компаний и установить жесткие требования (подобные требованиям, предусмотренным в российском акционерном законодательстве) по преобразованию компании с ограниченной ответственностью в акционерную при нарушении данной нормы. Соответствующие изменения следует внести в закон «О компаниях» в целях совершенствования положений о компаниях с ограниченной ответственностью.

Что касается вопросов корпоративного управления, то здесь представляется целесообразным систематически проводить работу по исследованию практики судов и арбитражных органов Монголии в указанной сфере и приступить к разработке кодекса корпоративного поведения. Принятие кодекса корпоративного поведения станет существенным шагом в развитии правового регулирования корпоративного управления и будет позитивно влиять на эффективность деятельности монгольских компаний и хозяйствующих субъектов. Поскольку в настоящее время в Монголии практика корпоративного управления почти отсутствует, то при разработке данного кодекса представляется полезным изучение принципов корпоративного управления, раработанных ОЭСР и аналогичных ему документов, принятых в зарубежных странах. В этой связи следует отметить, что новый кодекс корпоративного поведения должен соответствовать положениям действующего монгольского законодательства и учитывать практику монгольских и зарубежных компаний, этические нормы, конкурентные потребности и условия деятельности монгольских компаний и хозяйственных единиц на нынешнем этапе их развития.

В заключение следует отметить, что представляется юридически нецелесообразным выделять нормы о компаниях с ограниченной ответственностью в отдельный закон в Монголии, но совершенствовать законодательные нормы, регламентирующие деятельность и структуры органов управления необходимо. Этот вопрос будет рассмотрен в третьем параграфе данной главы. Сейчас перейдем к структуре органов управления компании и их компетенции.

3.2 Структура органов управления и их компетенция

3.2.1 Собрание акционеров

В этом разделе будет рассмотрен вопрос о компетенции и роли собрании акционеров компании в системе органов управления компаниями.

Согласно статье 60 закона «О компаниях» высшим органом управления компании является собрание акционеров. В случае если компания имеет одного акционера, то все полномочия собрания акционеров принадлежат ему.

Так монгольский законодатель исходит из того, что собрание акционеров обладает всеми правомочиями, кроме тех, которые прямо оговорены за другими органами и установил исключительную компетенцию собрания акционеров.

Однако в зарубежном акционерном законодательстве прослеживается тенденция на уменьшения роли общих собраний акционеров. Падение роли общих собраний выражается в первую очередь в том, что сокращается объем прав, принадлежащих общему собранию. Например: в законах о компаниях 1985 и 1989 годов Англии значительно усилена роль управления публичными компаниями со стороны директоров и управляющих и ослаблена роль акционеров.

Для того, чтобы оценить роль собрания акционеров в структуре органов управления, проанализируем его компетенцию и динамику изменений полномочий собрания акционеров в монгольском законодательстве о компаниях.

Закон «О хозяйственных единицах» 1991 года впервые определил исключительную компетенцию общего собрания акционеров компании, за которые общее собрание акционеров не могло выходить.[199] Затем большие изменения в компетенцию общего собрания были внесены в закон «О товариществах и компаниях» 1994 г. В данном законе подчеркивалось, что собрание обладает всеми правомочиями, кроме тех, которые прямо оговорены за другими органами.[200] Затем законом «О компаниях» были внесены существенные изменения в компетенцию собрания акционеров. Статья 63 данного закона устанавливает перечень из 15 вопросов, решение которых отнесено к компетенции собрания акционеров и применяет термин «собрание акционеров».

Однако пункт 1.16 статьи 63 закона «О компаниях», устанавливает правило о том, что собрание акционеров может рассматривать и принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим законом и уставом компании. Отсюда видно, что сама статья 63 закона «О компаниях» устанавливает лишь частичную компетенцию собрания акционеров, а полная компетенция определяется не только этой, но и другими статьями закона «О компаниях». Так как компетенция собрания акционеров может быть увеличена путем закрепления в уставе компании дополнительных вопросов относимых к компетенции помимо тех, которые установлены в законе.

Таким образом, закон «О компаниях» устанавливает исключительную и общую компетенцию собрания акционеров. Некоторые вопросы (участие в объединениях различных организаций и юридических лиц и другие) по общему правилу отнесенные к компетенции собрания акционеров могут быть переданы на рассмотрение других органов управления компании, прежде всего на рассмотрение совета представительного управления. Следовательно, решение вопросов, которые не указаны в законе «О компаниях» и уставе компании отнесено к компетенции собрания акционеров управления. Другими словами, закон «О компаниях» четко не ограничивает компетенцию собрания акционеров. Поэтому некоторые монгольские исследователи (Б. Амарсанаа и другие) не рассматривают совет представительного управления в качестве органа управления.[201]

Однако, многие зарубежные исследователи отмечают, что «законодательство иностранных государств, как правило, не пользуется такой разветвленной конструкцией» компетенции общего собрания, «определяя главные вопросы, которые кроме общего собрания акционеров, никакой другой орган решить не может».[202] Закон КНР «О компаниях» устанавливает перечень одинадцати вопросов, которые могут быть рассмотрены на общем собрании.[203] Четко ограничена компетенция общего собрания акционеров законом «Об акционерных обществах» России. Сейчас перейдем к вопросу о компетенции собрания акционеров.

Компетенция собрания акционеров. На собрании акционеров рассматриваются внесение изменений и дополнений в устав компании, утверждается заключение совета представительного управления по годовому отчету финансово-хозяйственной деятельности компании. Здесь же рассматриваются возможные изменения формы компании, ликвидации и назначение ликвидационной комиссии и утверждаются крупные сделки.

Как было вышеизложено закон «О компаниях» разделяет компетенцию собрания акционеров на исключительную и неисключительную.

Статья 63 Закон «О компаниях» относит к исключительной компетенции общего собрания акционеров принятие решений по следующим вопросам:

1.         внесение изменений и дополнений в устав компании или утверждение устава компании в новой редакции;

2.         реорганизация компании путем слияния, присоединения, разделения и преобразования;

3.         обмен долгов компании на акции;

4.         изменение формы компании;

5.         ликвидация компании, назначение ликвидационной комиссии;

6.         дробление и консолидация акций;

7.         избрание членов совета представительного управления и досрочное прекращение их полномочий;

8.         избрание членов ревизионного совета (комиссии) и досрочное прекращение их полномочий;

9.         предоставление или отказ в предоставлении акционерам права преимущественного приобретения акций и других ценных бумаг;

10.      рассмотрение и утверждение заключения совета представительного управления по годовому отчету финансово-хозяйственной деятельности компании;

11.      утверждение крупных сделок указанных в главе 11 настоящего закона;

12.      утверждение крупных сделок, в свершении которых присутствует конфликт, указанный в главе 12 настоящего закона;

13.      разрешение на выкуп компанией своих акций в соответствии с настоящим законом;

14.      если иное не определено уставом компании – определение размера вознаграждения членов совета представительного управления;

15.      иные вопросы, выносимые на рассмотрение собрания акционеров по решению совета представительного управления;

16.      иные вопросы, определенные настоящим законом и уставом компании.[204]

В отличие от закона Монголии «О компаниях» зарубежные законы относят к компетенции общего собрания акционеров утверждениe внутренних документов, регулирующих деятельности органов общества. Например, согласно п. 1 ст. 48 закона «Об акционерных обществах», кроме вышеуказанных вопросов к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества.[205]

Собрание акционеров компании с ограниченной ответственностью не имеющей совета представительного управления, рассматривает и решает за исключением вопросов указанных в пункте 63.1. статьи закона «О компаниях» следующие вопросы:

1.         эмиссия ценных бумаг компании;

2.         определение полномочий исполнительного директора;

3.         избрание исполнительного директора и членов коллегиального исполнительного органа, определение их полномочий, досрочное прекращение их полномочий;

4.         определение размера зарплаты и вознаграждение членов исполнительного органа;

5.         рассмотрение и утверждение заключения исполнительного органа по годовому отчету финансово-хозяйственной деятельности компании;

6.         выбор аудитора компании и заключение договора с ним;

7.         определение размера дивидендов и утверждения порядка их выплаты;

8.         утверждение внутриорганизационной структуры исполнительного органа;

9.         создание филиалов и представительств компании;

10.      определение рыночной стоимости имущества и имущественных прав компаний;

11.      иные вопросы, указанным настоящим законом и уставом компании;

12.      иные вопросы, вынесенные на рассмотрение по предложению исполнительного органа и акционеров.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу компании.

Так как закон «О компаниях» относит к компетенции собрания акционеров решение всех стратегических вопросов деятельности компании. Совет представительного управления не может рассматривать вопросы, отнесенные компетенции собрания акционеров. Теперь рассмотрим вопрос о порядке проведения общих собраний акционеров. С точки зрения управления компанией вопрос организации проведения собрания акционеров имеет большое значение, поскольку решения собрания акционеров напрямую влияют на управление компанией.


Виды общих собраний в компании

Определяя виды собраний акционеров необходимо различать годовое собрание акционеров и внеочередное собрание акционеров. Многие монгольские исследователи в частности Б. Амарсанаа выделяют только эти два вида собраний акционеров[206]. Однако, закон «О компаниях» называет еще один вид собраний акционеров, проводимых в компании: учредительное собрание акционеров. Сейчас рассмотрим эти три вида собраний акционеров отдельно.

Учредительное собрание. Статья 13 закона «О компаниях» прямо указывает, что компания учреждается по решению учредительного собрания учредителей. Решение об учреждении компании принимается учредительным собранием. В случае учреждения компании одним лицом решение о ее учреждении принимается этим лицом единолично.

Учредителями компании могут быть гражданин Монголии, юридическое лицо, если это предусмотрено законом, то иностранный гражданин, юридическое лицо, лицо без гражданства.

Статья 14 закона «О компаниях» относит к компетенции учредительного собрания принятие решений по следующим вопросам:

1.         решение об учреждении компании;

2.         учреждение устава компании;

3.         выпускаемые или предлагаемые акции, цена акции по которой учредители готовы купить;

4.         если создан совет представительного управления, то избираются его члены, устанавливаются размеры зарплаты, вознаграждения;

5.         если создан ревизионный совет (комиссия), то избираются его члены, устанавливаются размеры зарплаты, вознаграждения

6.         порядок возмещения расходов, потраченных в связи с учреждением компании, срок окончательной уплаты платежей заказных акций.

Кворум для учредительного собрания составляет 100%, если иное не предусмотрено договором между учредителями. Для принятия решений на учредительном собрании требуется единогласное мнение большинства учредителей, присутствующих на собрании. Если компания учреждается двумя или больше лицами, то учредители могут составить договор о совместной деятельности по учреждению компании. Данный договор должен определять порядок совместной работы учредителей по созданию компании, обязанности каждого учредителя, вид акций или других ценных бумаг, приобретаемых учредителями, их количество, размер и порядок их оплаты и другие необходимые положения. Но этот договор не относится к учредительным документам. Закон «О компаниях» не устанавливает каких-либо особенных требований к порядку созыва учредительного собрания.

Годовое очередное собрание акционеров. Наиболее распространенным видом собрания акционеров является годовое. Годовое общее собрание акционеров проводится один раз в год в сроки установленные уставом компании, но не позднее чем 4 месяцев после окончания финансового года компании.

Особым видом собрания акционеров компании является внеочередное. Совет представительного управления (исполнительный орган) может созывать внеочередное собрание акционеров, если сочтет такое необходимым.[207] А также акционеры, владеющие 10 и более процентами голосующих акций вправе обращаться в ревизионный совет, совет представительного управления (если такого нет, то исполнительный орган) с требованием о созыве вне очередного собрания. Закон «О компаниях» называет особый документ, подготовка и представление которого необходимы для инициирования процедуры созыва вне очередного собрания акционеров. Таким документом является требование, которое должно быть составлено в письменной форме. В требовании должны быть указаны имя, фамилия акционера (акционеров), требующего созыва собрания, причина, по которой он требует созыва собрания, предлагаемая повестка дня собрания, категории и количества акций, принадлежащих данному акционеру. В связи с этим необходимо отметить, что совету представительного управления (исполнительному органу) компании в случае проведения внеочередного собрания акционеров не предоставлено право вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня. Закон «О компаниях» не предоставляет возможности внесения дополнительных вопросов в повестку дня внеочередного собрания акционеров. По смыслу пункта 3 ст. 62 закона «О компаниях» в повестку дня внеочередного собрания акционеров подлежат включения только те вопросы, которые были сформулированы в требовании о его созыве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.