рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

В декабре 1995 г. был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах»,[66] который заменил Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601, которое практически не действовало в отношении акционерных обществ, образованных в результате приватизации.

В 2001 году в закон «Об акционерных обществах» были внесены существенные изменения и дополнения, которые полностью начали действовать с 1 января 2002 года.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом в 1990 годах европейские страны с переходной экономикой приняли законодательные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности различных видов частных коммерческих структур. Большинство этих стран не прямо заимствовали акционерное законодательство ведущих стран мира.

Однако, вследствие сближения, унификации акционерного законодательства в рамках Европейского союза и других региональных международных организаций и привлечения иностранного капитала европейские страны заимствовали в определенной степени отдельные положения акционерного законодательства ведущих стран мира.

Обобщая анализ влияния акционерного законодательства ведущих стран мира на соответствующее законодательство европейских стран с переходной экономикой следует отметить, что при принятии нормативных актов акционерного законодательства практически все эти страны обращались к их довоенному опыту развития акционерного права и применяли его отдельные элементы.

В отличие от европейских стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. По этой причине при принятии первых актов акционерного законодательства Монголия заимствовала положения соответствующего законодательства стран с переходной экономикой с которыми имела широкие торгово-экономические отношения и сотрудничала в сфере сближения и унификации законодательств в рамках СЭВ. Сейчас перейдем к вопросу о становлении и развитии законодательства о компаниях в Монголии.

1.2 Становление и развитие законодательства о компаниях в Монголии

Как выше отмечалось, в Монголии первые правовые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1991 году. Однако принятие таких актов было обусловлено социально-экономическими изменениями, которые произошли в Монголии в начале 1990 годов.

До этого периода Монголия являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и помощь стран – членов СЭВ играла важную роль в развитии экономики и промышленности Монголии. С 1950–1990 годов СССР и другие страны – члены СЭВ оказывали огромную финансовую помощь и субсидию. Финансовую помощь и субсидия этих стран помогали Монголии финансировать импорт оборудования, товаров и электроэнергии. Монголия покупала все нефтепродукты из СССР, который был также принципиальным покупателем экспортных товаров Монголии, таких как медного концентрата, шерсти, кожаных товаров и мяса. А также доля стран-членов СЭВ во внешней торговле Монголии составляла 97 процентов[67].

За годы существования СЭВ темпы развития Монголии были сравнительно высокими. Страна была аграрной, с кочевым хозяйством. За годы социалистического строительства в Монголии созданы промышленность, многоотраслевой аграрный сектор, инфраструктура, подготовлены соответствующие кадры, большая часть населения перешла на оседлый образ жизни.

Распад СССР и СЭВ тяжело сказался на экономике Монголии и финансовая и техническая помощь СССР и других стран – членов СЭВ были прекращены. В месте с тем нарастание глубокого системного кризиса в экономике Монголии в начале 1990 годов и обострение социально-экономического положения резко изменило экономическую ситуацию страны. В результате системного кризиса в экономике страны обострились финансово-платежная и долговая обстановка, вызвавшая паралич банковской системы и прекратилось финансирование крупных инвестиционных проектов.

Но к концу 80-х годов в стране возникла глубокая политическая и экономическая кризисная ситуация.

Ярким проявлением кризиса явились нараставшая инфляция и полный развал государственных финансов. Прежде скрытая, выражавшаяся в нехватке (дефиците) товаров при стабильном уровне административно-регулирующих цен в условиях либерализации ценообразования превратилась в открытую инфляцию.     С целью устранения этих недостатков и выхода из кризиса необходимы были рыночные преобразования: прежде всего введение свободных цен, осуществление приватизации, создание конкурентного предпринимательства, рыночных инфраструктур и т.д.

Таким образом, сталкиваясь с нарастанием глубокого системного кризиса в экономике и обострением социально-экономического положения в октябре 1991 года Правительство Монголии решило предпринимать различные меры экономической реформы, которые были сформулированы в экономических программах Правительства Монголии на 1991–1993 г. Они были направлены на стабилизацию экономической ситуации, приватизацию государственных предприятий и привлечению в монгольскую экономику иностранных инвестиций, изменение форм собственности, создание частных хозяйственных единиц, создание благоприятного инвестиционного климата в Монголии и принятие 27 различных основополагающих актов законодательства о частном предпринимательстве включая закон о собственности, закон «О банкротстве», закон «О хозяйственных единицах», закон «О приватизации государственной собственности»[68].

Так как в результате проведения экономической реформы в 1991–1993 годах были приняты законы «О хозяйственных единицах» от 17 мая 1991 года, закон «О приватизации государственной собственности» от 22 мая 1991 года.[69] В целях реализации государственной собственности были созданы Центральная Правительственная комиссия по приватизации и аймачные и городские комиссии по приватизации, а также были утверждены положения, регламентирующие проведение оценки имущества предприятий и публичных торгов.[70]

Когда начинался переход к рыночным отношениям на рубеже 80-х и 90-х годов, в Монголии практически не существовало законодательства, посвященного частному предпринимательству. Особенно остро эта проблема встала в отношении законодательства о комерческих юридических лицах, так как в то время в Монголии не было законодательства, регулировавшего вопроса создания и деятельности частных коммерческих структур.

Первым источником юридического регулирования вопросов создания и деятельности частных коммерческих струкур в Монголии являлся закон «Об иностранных инвестициях» Монгольской Народной Республики, принятый в марте 1990 года,[71] который ввел в монгольское гражданское право новый вид юридических лиц – «совместное предприятие или организация с иностранными инвестициями». В этой связи следует отметить, что при создании закона «Об иностранных инвестициях» Монголии во многом заимствовали положения Постановления Совета Министров СССР №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран» и других нормативных актов СССР, которое являлось одним из основных нормативных актов, регулирующих вопросы создания и деятельности совместных предприятий с участием фирм из капиталистических государств, действовавших на территории СССР.[72]

Принятие закона «Об иностранных инвестициях» явилось значительным шагом вперед развитии монгольского законодательства. Впервые в правовой практике была допущена возможность принадлежности доли участия в монгольском предприятии иностранному лицу. Данный закон заложил фундамент правового регулирования государственной регистрации юридических лиц в Монголии. Закон «Об иностранных инвестициях» 1990 года содержал правила о владении, пользовании и распоряжении имущества совместных предприятий и гарантии от реквизиции или конфискации в административном порядке имущества совместных предприятий. Другие статьи закона 1990 года регулировали подробно порядок деятельности, налогообложения, контроль за деятельностью, найма и работы персонала и ликвидации совместного предприятия.

Однако, наряду с хозяйственными единицами с иностранными инвестициями стали появляться хозяйственные единицы, создаваемые монгольскими гражданами и юридическими лицами так как создание хозяйственных единиц с участием частного капитала стало объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.

Таким правовым документом, задавшим направление развития регулирования вопросов создания и деятельности юридических лиц стал закон «О хозяйственных единицах» МНР от 17 мая 1991 года.[73] Данный закон определял порядок создания, регистрации, реорганизации, ликвидации, структуру управления хозяйственных единиц, права и обязанности их членов.

При создании закона «О хозяйственных единицах» Монголии во многом заимствовали положения соответствующих законодательных актов таких бывших социалистических стран как Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии и других. В момент разработки проекта закона «О хозяйственных единицах» в большинстве бывших социалистических стран уже были приняты акты акционерного законодательства, и рабочая группа Министерства торговли и промышленности приняла закон Венгрии об экономических обществах от 1988 года как модель проекта закона «О хозяйственных единицах».

Главной целью принятия закона Венгрии «О экономических обществах» от 1998 года заключалось в создании правовых условий акционирования государственных предприятий. Данный закон устанавливал такие организационно-правовые формы юридических лиц как акционерная компания (joint stock company), компания с ограниченной ответственностью (limited liability company) и товарищества.[74]

Соответственно, закон Монголии «О хозяйственных единицах» почти полностью заимствовали положения закона Венгрии «Об экономических обществах» 1988 года касающиеся компаний и товариществ.

Закон «О хозяйственных единицах» делился на главы:

1. Общие положения

2. Частный предприниматель

3. Товарищества

4. Компании

5. Государственные предприятия.

Закон «О хозяйственных единицах» имел 45 статей и 5 глав, и содержал положения о порядке создания и регистрации хозяйственных единиц, организационно-правовых формах хозяйственной единицы, органах управления хозяйственной единицы, а также о правах и обязанностях членов или участников хозяйственных единиц. Сейчас рассмотрим некоторые положения данного закона, которые были воспроизведены впоследствии новой редакцией Гражданского кодекса Монголии 1994 года и другими законодательными актами, регулирующими вопросы создания и деятельности хозяйственных единиц.

Виды хозяйственных единиц

В законе «О хозяйственных единицах» было дано определение хозяйственной единицы. По данному закону хозяйственная единица явилась лицом, которое осуществляло хозяйственную деятельность от своего имени, и отвечала по своим обязательствам своим имуществом.

Закон о хозяйственных единицах определял правовые положения таких видов хозяйственных единиц как частный предприниматель, товарищества, компании и государственные предприятия.[75] В законе также давалось определение частного предпринимателя. Однако вопрос о частном предпринимателе выходит за рамки данной работы. Поэтому данный вопрос не рассматривается здесь. При этом следует отметить, что закон регулировал такие отдельные вопросы создания и деятельности частного предпринимателя как порядок учреждения, регистрации и ликвидации данной хозяйственной единицы.

В статье 10 закона было дано определение полного товарищества и коммандитного товарищества соответственно.[76] По закону «О хозяйственных единицах» товарищество являлось хозяйственной единицей с имуществом, созданной за счёт вкладов учредителей, отвечающей по своим обязательствам данным имуществом и личным имуществом членов. А коммандитным товариществом являлось хозяйственной единицей, в которой наряду с полными товарищами имелось один или несколько участников (коммандисты), которые носили риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

В статье 23 закона давалось определение компании, а также данная статья установила, что и компания может создаваться в форме акционерной компании и компании с ограниченной ответственностью. По закону «О хозяйственных единицах» компания являлась хозяйственной единицей, которая имела свое обособленное имущество с капиталовложениями, внесенными участниками и соответствующими определенному количеству паев и акций. Однако данный закон уделял особое внимание правовому регулированию вопросов создания и органов управления товариществ и компаний. Так как закон определил существо акционерной формы организации и установил, что компания создается путем соединения известного числа частных вкладов определенного размера в уставный фонд, которым ограничивается круг действий, ответственность компании. Была закреплена свобода выбора предмета и сферы деятельности компаний. Особенно законом «О хозяйственных единицах» предусматривались права и обязанности участников или акционеров компании. Они имели основное право присутствовать на общем собрании компании с правом голоса, а число голосов определялось количеством паев или акции, принадлежащих одному участнику или акционеру. Предусматривались также случай и порядок участия поверенных от участников или акционеров в общем собрании компании.

Имущественная ответственность компании ограничивалась размером ее уставного фонда. Каждый участник или акционер рисковал в случае неудачи предприятия только своим вкладом, внесенным в собственность компании, и сверх этого не нес личной ответственности и не мог быть присужден к какому-либо дополнительному платежу по делам компании. Таким образом, законом признавался принцип ограниченной ответственности.

Порядок создания хозяйственных единиц

В соответствии со ст. З закона «О хозяйственных единицах» юридические лица, организации и граждане Монголии могли создать хозяйственные единицы и осуществлять инвестиции путем долевого участия в хозяйственных единицах, создаваемых совместно с другими юридическими лицами и гражданами, приобретения имущества, акций и других ценных бумаг. Так как впервые за всю историю гражданского права в Монголии закон устанавливал явочную (регистрационную) систему учреждения хозяйственных единиц.[77] Регистрация должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Для государственной регистрации хозяйственных единиц необходимо было представить в соответствующий орган следующие документы:

1.         Заявление о регистрации хозяйственной единицы;

2.         Для товариществ – договор о создании товарищества и устав товарищества;

3.         Для компании договор о создании компании и устав компании;

4.         Для государственных и муниципальных предприятий устав предприятия;

5.         Документ, подтверждающий формирование конкретной части уставного капитала или уставного фонда компании;

6.         Квитанцию об уплате государственной пошлины.

Решение об отказе в регистрации могло быть принято лишь по таким мотивам, как нарушение установленного порядка создания хозяйственных единиц, а также несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности запрещался.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона «О хозяйственных единицах» хозяйственная единица могла создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1. частный предприниматель;

2. товарищество;

3. компании.

Товарищества и компании создавались на основе учредительных документов и в законе «О хозяйственных единицах» были сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы хозяйственной единицы – в договор, и в устав.[78] В договоре должны были быть определены наименование хозяйственной единицы, ее место нахождение, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержались другие сведения, предусмотренные законом для хозяйственных единиц соответствующего вида. Устав хозяйственной единицы должен был содержать наименование хозяйственной единицы, предмет и цели деятельности хозяйственной единицы, структуру управления, права и обязанности членов или участников хозяйственной единицы и процедура распределения прибыли и убытков (ст. 4 закона «О хозяйственных единицах»).

В учредительном договоре учредители обязались создать хозяйственную единицу, определяли порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей их имущество и участия в ее деятельности. Договором определялись также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью хозяйственной единицы, права и обязанности участников и порядок выхода участника из ее состава.

Органы управления хозяйственных единиц

Закон «О хозяйственных единицах» регулировал организацию и деятельность хозяйственных единиц соответствующих видов. По закону управление деятельностью товарищества осуществлялось по общему согласию всех участников и высшим органом товарищества являлось общее собрание. К компетенции общего собрания относилось избирание и прекращение полномочий так называемых управляющих участников. Если ведение дел поручалось одному или несколько управляющим членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны были иметь доверенность от участника, на которого было возложено ведение таких дел. Прибыль и убытки полного товарищества распределялись между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Глава V закона «О хозяйственных единицах» была посвящена правовому положению государственного предприятия. По закону «О хозяйственных единицах» государственное предприятие явилось хозяйственной единицей, которая создавалась за счёт государственных капиталовложений и принадлежала полностью государству.[79] По данному закону директор государственного предприятия назначался уполномоченным на то государственным органом (п. 1 ст. 42). Закон также устанавливал компетенцию директора государственного предприятия, который представлял предприятие и имел право совершать сделки в пределах компетенции, установленной уставом предприятия и т.п.

Органами управления компании являлись: общее собрание участников (акционеров), совет представительного управления,[80] ревизионный совет (комиссия), если он предусматривался уставом компании.

Общие собрания созывались не менее одного раза в год для рассмотрения и утверждения отчета за истекший год, избрания членов совета представительного управления и ревизионного совета для распределения прибыли и дивиденда и решения других вопросов, предоставленных общему собранию акционеров законом и уставом (п. 2 ст. 26). Чрезвычайные собрания могли быть созваны по требованию акционеров, имеющих в совокупности не менее десяти части размера уставного фонда компании (п. 9 ст. 26 закона).

В соответствии с законом общее собрание компании признавалось действительным (состоявшимся) при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов размера уставного фонда компании (п. 6 ст. 26).

Закон «О хозяйственных единицах» детально не регламентировал процедуру созыва очередных собраний и оставил без должного внимания такие вопросы как формирование повестки дня общего собрания, формы проведения собрания и регистрации участников. Также закон не устанавливал особых требований к порядку созыва общих собраний. В период между общими собраниями компании органом ее управления являлся совет представительного управления (п. 1 ст. 26 закона).

Совет представительного управления компании состоял из членов, которые избирались общим собранием из числа кандидатов как участников или акционеров, так и посторонних лиц. Совет представительного управления занимал промежуточное положение между общим собранием акционеров и исполнительным органом.

К компетенции совета представительного управления относилось принятие решений по следующим вопросам:

1. определение основных направлений финансово-хозяйственной деятельности компании;

2. утверждение организационной структуры и аппарата компании;

3. созыв общих собраний

4. составление заключения по отчетам финансово-хозяйственной деятельности компании за год;

5. другие вопросы, предусмотренные уставом.

Закон не устанавливал каких-либо особых требований к созыву совета представительного управления. А также закон не регулировал вопрос правового положения членов совета представительного управления. Контрольным органом выступал ревизионный совет (комиссия), избиравшийся на один год из состава акционеров числом не менее трех для ревизии всего отчетоводства и отчетности компании.

Исполнительным органом компании являлся генеральный директор, который заведовал делами компании и представлял компанию в отношениях с третьими лицами, а также вправе был заключать все сделки, входящие в круг операций компании.

Таким образом, закон «О хозяйственных единицах» закреплял трехзвенную систему органов управления компаниями.¢

Закон «О хозяйственных единицах» также содержал положения о правах и обязанностях участников хозяйственных единиц соответствующих видов и порядке ликвидации хозяйственных единиц.

Закон устанавливал следующие основания прекращения хозяйственных единиц: истечение срока, на который она была учреждена, решение высшего органа управления о прекращении деятельности хозяйственной единицы, объявление по суду банкротом (ст. 5 закона «О хозяйственных единицах»).[81]

Так закон «О хозяйственных единицах» 1991 года являлся важнейшим источником законодательства о компаниях в Монголии и служил стабильной базой для создания и деятельности хозяйственных единиц. Однако, принятие этого закона не сопровождалось принятием соответствующих подзаконных актов.[82]

Закон «О хозяйственных единицах» 1991 года с соответствующими изменениями действовал до июня 1995 года. С июля 1995 года законом Монголии «О компаниях и товариществах» от 11 мая 1995 года в него внесены значительные изменения и полностью были отменены все положения, касающиеся компаний и товариществ. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на имеющиеся в нем пробелы, закон «О хозяйственных единицах» являлся большим шагом в преобразовании системы юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов, которое потребовало разработки принципиально нового правового регулирования, адекватного реформам экономической политики Правительства Монголии того времени.

Так как новая редакция Гражданского кодекса 1994 года впервые в истории гражданского права применила термины «компания» и «товарищество» произвела почти слово в слово и определение этих видов юридических лиц, данное в соответствующих статьях закона «О хозяйственных единицах» 1991 года. Глава II «Граждане и юридические лица» ГК 1963 года содержала общие положения о порядке создания, регистрации и ликвидации юридических лиц, применяемые ко всем видам юридических лиц. В отличие от ГК 1963 года ГК в новой редакции 1994 года знал две классификации юридических лиц. В качестве основания классификации ГК проводил соотношение в правах учредителей и непосредственно юридического лица (п. 3 ст. 21 ГК).[83]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.