рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.

Налоговые льготы – это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

- освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

- дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

- пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

- возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

- в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь».

Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период – время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание неналоговых платежей и некоторых сборов не связано с каким-либо налоговым периодом (регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налога – земли, строений и т.д.

Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.

Налоговое обязательство – экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Налогообложение двойное – двукратное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространено во всех странах. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Таким образом, в налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, приоритетность направлений в формировании структуры общественного производства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем современная динамичная интеграция отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения.

Основополагающие принципы дополняются и детализируются с учетом условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для неустойчивых экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на изменения экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных инвестиций в национальное хозяйство.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного процесса [24].

1.2  Классификация налогов, их виды и распределение

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, о подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (рис. 1.5, 1.6).

Данная классификация необходима для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства [29].

Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги каждый субъект налогообложения платит лично.


КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ


                      КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ


     По объекту     По принадлеж-    По полноте пра-       В зависимости    В зависимости

     обложения      ности к уровню    ва использования   от источника      от субъектов

                              власти                    налоговых сумм     уплаты                 уплаты      


     имущество,    республикан-         закрепленные,         зарплата, вы-      физические ли-

     земля, ка-       ские, местные        регулирующие        ручка, доход       ца, юридиче-

     тал, средст-                                                                      или прибыль,      ские лица

     ва на пот-                                                                         себестоимость

     ребление 

Рис. 1.5 Классификационный состав налогов по признакам

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ


КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ


     По способу             По методу обложения        По способу                  В зависимости

      изъятия                 (от ставки)                            обложения                    от назначения


 прямые,                 прогрессивные, регрес-      кадастровые, декла-   общие (без при-

 косвенные             сивные, пропорциональ-   рационные, налич-      вязки к конкрет-

                                ные, линейные, ступен-      но-денежные, без-      ному налогу или

                                чатые, твердые (в абсо-      наличные                      обезличенные),

                                 лютных суммах), крат-                                             целевые

                                 ные (в минимальных

                                 зарплатах в месяц)

Рис. 1.6 Классификационный состав налогов по признакам

Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход) налогоплательщика, что приводит к уменьшению размера получаемой прибыли (доходов). Так, доля прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты государств составляет: во Франции 30 – 42%, Англии 58 – 62%, США 52 – 56%, в Республике Беларусь 24 – 30%.

В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые. У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими являются прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета (площадь земельного участка, стоимость фондов и др.).

В Республике Беларусь к личным прямым налогам относят налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам – налог на недвижимость, земельный налог (для физических лиц) и др.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства по производству и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

- по целям взимания: фискальные, протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические, сверхпротекционные;

- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешенные) таможенные пошлины;

- по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги [13].

В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжении которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

а) республиканские,

б) местные.

К республиканским налогам и сборам относятся (статья 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся (статья 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей [1].

Согласно Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» (статья 8), областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1)  Налог с продаж товаров в розничной торговле.

2)  Налог на услуги.

3)  Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугороднем автобусным сообщением, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

4)  Сборы с пользователей.

5)  Сбор с заготовителей.

6)  Курортный сбор [2].

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год [24].

В зависимости от различных признаков налоги и сборы делятся на следующие группы:

1)  По характеру ставок налоги бывают:

а) пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;

б) прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог).

2) По способу формирования источника выплаты налога различают:

а) налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после реализации продукции;

б) налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;

в) налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).


3) По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:

а) включаемые в себестоимость продукции;

б) взимаемые из балансовой прибыли предприятия или его дохода;

в) взимаемые из чистой прибыли;

г) включаемые в цену продукции [28].


2. Налогообложение на предприятии

2.1  Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (косвенные налоги)

Согласно Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» в первоочередном порядке из выручки исчисляется и уплачивается налог на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

Начиная с 2000 года, в Беларусь применяется зачетный метод исчисления НДС, аналогичный используемому в Российской Федерации.

Поскольку применяется зачетный метод исчисления НДС, то для учета сумм НДС по приобретенным товароматериальным ценностям, подлежащих зачету (возмещению) необходимо завести книгу покупок.

Книга покупок может вестись автоматизированным способом. Она хранится у плательщиков в течение 5 лет с даты последней записи и может быть уничтожена только после проведения проверки налоговыми органами.

В новых условиях НДС определяется исходя из стоимости товара без НДС, ставки НДС (стоимость товара без НДС * ставка / 100). При этом следует иметь в виду, что стоимость без НДС содержит себестоимость, прибыль, все налоги, включаемые в выручку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.