рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

Начиная с 1 января 2000 года, в отгрузочных документах поставщики обязаны выделять суммы НДС.

С 1 января 2004 года максимальная ставка НДС установлена в размере 18 процентов.

При импорте товаров продавцы из Российской Федерации до 2005г. предъявляли белорусским покупателям сумму налога на добавленную стоимость, так как до этого времени в торговых отношениях между этими странами применялось взимание косвенных налогов по принципу страны происхождения товаров. Поскольку сумма налога была предъявлена и оплачена, то она принималась к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет Республики Беларусь. С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г., согласно которому в торговых отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией взимание косвенных налогов стало осуществляться по принципу страны назначения. А это значит, что теперь суммы налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из Российской Федерации в Республику Беларусь, поступают в бюджет Республики Беларусь, а не в бюджет Российской Федерации. Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией установлено, что суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь [30].

НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. НДС - многоступенчатый налог, он взимается каждый раз, когда товар меняет владельца, но облагается не весь оборот, а только его часть - добавленная стоимость.

Механизм налога на добавленную стоимость наиболее ярко раскрывается при рассмотрении способов исчисления налога.

Первый способ называется прямым (бухгалтерским). НДС определяется по формуле (2.1):

, (2.1)

где  - ставка налога;

 - оплата труда;

 - прибыль.

При этом методе необходимо рассчитывать добавленную стоимость в каждом акте купли-продажи, что весьма трудоемко.

Второй способ называется косвенным (аддитивным), и формула расчета (2.2) формируется производно от первой:

 (2.2)

Такой способ позволяет дифференцировать ставки налога на трудовой доход и прибыль с целью их регулирования.

Третий способ называется методом прямого вычитания. В данном случае налог рассчитывается по формуле (2.3):

, (2.3)

где  - выручка от реализации;

- материальные затраты.

Способ такого исчисления более унифицирован, однако требует четкого определения понятий «добавленная стоимость» и «материальные затраты».

Самый распространенный способ исчисления НДС называется косвенным методом вычитания или зачетным методом по счетам и рассчитывается по формуле (2.4):

 (2.4)

Этот метод получил название также счет фактурного, или инвойсного, от названия основного носителя информации - инвойса (счет фактуры), в котором отдельно указываются стоимость сделки (без учета налога) и валовой НДС по установленной ставке. Данный способ расчета обеспечивает техническое и юридическое преимущество: наличие инвойса поставщика становится принципиальным моментом совершения сделки с одновременной информацией партнеров о налоговых обязательствах. Инвойс позволяет проследить движение товара, процесс сбора налога приобретает почти автоматический характер, а налоговые органы выполняют лишь контрольные функции [14].

Уплата НДС производится на основании налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы и отражающей самостоятельно исчисленную сумму налога. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

Сроки уплаты зависят от величины платежа. Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг) производится нарастающим итогом с начала года, по окончании каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок исчисления налога предусматривал определение добавленной стоимости в целом по предприятию с учетом внереализационных убытков и доходов и представлял тип товарного НДС, исчисляемого способом прямого вычитания. Ставка налога составляла 28%. В последующем происходило неоднократное снижение ставок налога: в 2002 г. – 20%, в 2003 г. – 20%, в 2004 г. – 18%. Но, несмотря на то, что в качестве доходных источников бюджета ему отведено первое место, НДС практически выполняет роль надбавки к цене товара (работы или услуги).

После того, как исчислен налог на добавленную стоимость, предприятием производится начисление отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» с организаций взимаются: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – по ставке 2 процента, налог с пользователей автомобильных дорог – по ставке 1 процент от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - от валового дохода; страховыми организациями – от балансовой прибыли). При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие обособленный баланс и расчетный (текущий) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций.

Уплата сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог производится единым платежом в размере 3 процентов.

Начисление данных отчислений производится предприятием в соответствии с Инструкцией о порядке реализации взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, от 23.01.2006г. №8.

Плательщики целевых платежей ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах исчисленных сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог за отчетный месяц.

Уплата целевых платежей производится организациями ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Уплата целевых платежей производится плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Плательщики, имеющие льготы по целевым платежам, одновременно с налоговой декларацией (расчетом) представляют сведения об использованных льготах по целевым платежам, сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налогу с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2006 году, а также документы, подтверждающие право на льготы [6].

2.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг

Налоги, отчисления и сборы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), образуют отдельную группу налогов, действующих на территории Республики Беларусь. В данную группу включаются экологический, земельный, чрезвычайный налоги, отчисления в Государственный фонд содействия занятости, в Фонд социальной защиты населения.

Налоги, отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), целевые сборы, их введение и взимание предусмотрено не общими, абстрактными потребностями общества, а необходимостью финансирования конкретных общегосударственных нужд. Так, например, земельный налог взимается для финансирования землеустроительных нужд общества, экологический налог - для поддержания экологического благополучия в государстве, чрезвычайный налог - для финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС.

Основная сумма налогов, отчислений и сборов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), направляется на формирование доходов местных бюджетов, что позволяет максимально реализовать целевую направленность этих денежных потоков.

Следует отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость не имеет должного теоретического обоснования.

Во-первых, себестоимость - это вполне определенная экономическая категория, с заданным составом производственных и коммерческих расходов. Налоговые расходы в себестоимости не должны быть априори. Во-вторых, отдельные налоги, отчисления, сборы, относимые на себестоимость, не соответствуют классическому пониманию налогов. Так, например, обязательные отчисления в Фонд социальной защиты населения носят компенсационный характер и являются отложенной частью оплаты труда.

Однако, несмотря на приведенные проблемы теоретического обоснования группы налогов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), они широко используются в Республике Беларусь [29].

Чрезвычайный налог введен в Республике Беларусь с целью сбора средств для финансирования затрат по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его размер и порядок уплаты устанавливаются ежегодно в рамках Закона «О бюджете Республики Беларусь».

Обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости предусмотрены Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Его средства также концентрируются в государственном бюджете для использования по целевому назначению.

Чрезвычайный налог и отчисления в Государственный фонд содействия занятости имеют одинаковую базу для исчисления и потому для удобства налогоплательщиков объединены в единый платеж, который зачисляется в доход республиканского бюджета, а затем распределяется по целевым назначениям.

Плательщиками единого платежа являются:

1)  Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность независимо от форм собственности. К ним относятся: отечественные и иностранные юридические лица, филиалы и другие обособленные подразделения этих юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения.

2)  Индивидуальные предприниматели.

Объектом исчисления единого платежа является фонд заработной платы, состав которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Размер единого платежа составляет 4 % от фонда заработной платы [2].

Исчисление единого платежа производится от всех видов выплат, включаемых в состав фонда заработной платы, без вычета из нее сумм налогов и других удержаний в соответствии с законодательством, независимо от источников финансирования расходов организации на заработную плату.

Исчисленные суммы единого платежа относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) независимо от источников финансирования расходов организации на заработную плату.

Плательщики единого платежа не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет расчет единого платежа за месяц. Уплата чрезвычайного налога и отчислений производится плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным [8].

Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два понятия:

-  пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца;

-  социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, трехлетнего ухода за ним, смерти застрахованного члена его семьи.

Законом установлено, что плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются:

1)  юридические лица;

2)  индивидуальные предприниматели;

3)  граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками;

4)  работающие граждане.

С августа 2003 года в Беларуси введено раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное страхование и социальное.

Исчисление и уплата в бюджет в 2006 году экологического налога производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование природными ресурсами (экологического налога), утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.03.2005 года № 36, Законом от 31.12.2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам» [9].

 Согласно данной Инструкции начисленные суммы налога за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. С 1 января 2006 года экологический налог состоит из платежей:

- за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах установленных лимитов;

- за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов;

- за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов;

- за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;

- за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;

- за размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;

- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

- за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

- за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета;

- за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

- за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств, которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования [10].

Налог за использование природных ресурсов (экологический налог) уплачивается в бюджет индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а остальными плательщиками – ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Одной из разновидностей экологических платежей, входящих в состав бюджетных фондов охраны природы Республики Беларусь, является плата за размещение отходов.

Отходы делятся на две категории - отходы потребления и отходы - производства.

Отходы потребления - это любые отходы, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека, в том числе личного, семейного, домашнего или иного использования вещей, не связанного с осуществлением экономической деятельности. Данный вид отходов не рассматривается налоговым законодательством в качестве объекта налогообложения.

К отходам производства относятся отходы, образующиеся в процессе производства продукции или энергии, выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации. К названным отходам относятся также остатки, побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Размещение отходов производства содержит объект налогообложения, а точнее, объект взимания специальной платы. Процедуру взимания такой платы регламентирует Закон Республики Беларусь «Об отходах» от 25 ноября 1993 г.

Плательщиками платы за размещение отходов являются собственники этих отходов (юридические лица, включая иностранные, филиалы и другие обособленные подразделения этих юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный (текущий) счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, и индивидуальные предприниматели).

Плата за размещение отходов вносится за фактические объемы размещения (хранения и (или) захоронения) отходов в санкционированных местах по установленным нормативам.

Плата за размещение отходов производства состоит из платежей за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов производства и платежей сверх установленных лимитов размещения отходов производства.

Фактический объем отходов, размещаемых в санкционированных местах, определяется собственниками отходов замерами или расчетным путем и подлежит учету в установленном порядке.

Исходными данными для расчета фактического объема размещаемых отходов служат: данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры; нормативы образования отходов; утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции; данные о временном режиме работы оборудования за месяц, квартал, год; форма 2 государственной статистической отчетности (отходы); данные экологического паспорта промышленной организации; данные учета движения отходов.

Нормативы платы за размещение отходов устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.

Плата за размещение отходов вносится плательщиками исходя из фактических объемов их размещения [29].

Порядок расчета налога за размещение отходов производства:

1) Расчет платежей за размещение конкретного вида отходов производства на объектах размещения отходов (в санкционированных местах размещения отходов) в пределах установленного лимита за отчетный период (месяц, квартал) производится по формуле:

, (2.5)

где – размер платежа за размещение отходов в пределах лимита, рублей;

 – ставка налога за размещение отходов производства, в рублях за тонну, установленная Советом Министров Республики Беларусь;

 – фактический объем отходов производства, размещенных в отчетном периоде, тонн.

2) Сумма налога за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов определяется как сумма платежей за размещение всех конкретных видов отходов:

, (2.6)

3) Расчет платежей за размещение конкретных отходов сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством, на объектах размещения отходов (в санкционированных местах размещения отходов) производится по формуле:

, (2.7)

где – размер платежа за размещение отходов производства сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством;

 – коэффициент кратности, установленный в соответствии с законодательством;

 – фактический объем отходов, размещенных в отчетном периоде, тонн (килограмм);

 – установленный лимит на размещение отхода производства, тонн.

4) Сумма налога за размещение отходов производства сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством, определяется как сумма платежей за размещение всех конкретных видов отходов производства, размещенных сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством:

 (2.8)

Налог за размещение отходов производства сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством, начисляется с месяца, в котором допущено превышение установленного лимита или указанный лимит отсутствует.

5) Расчет платежей за хранение с учетом накопления отходов производства, вносимых ежегодно, за конкретный вид отходов определяется по формуле:

, (2.9)

где  – размер платежа за хранение отходов производства с учетом накопления;

 – ставка налога за хранение отходов производства с учетом накопления;

 – фактический объем отходов, размещенных на хранение в отчетном периоде;

 – объем переработанных, утилизированных, обезвреженных отходов в течение отчетного периода.

6) Налог за размещение отходов производства с учетом освоенных капитальных вложений, направленных на совершенствование технологических процессов с целью уменьшения (ликвидации) отходов производства, строительства или реконструкции объектов размещения и (или) обезвреживания отходов, а также объектов, в процессе эксплуатации которых осуществляется использование отходов, определяется как разность суммы налога за размещение всех видов отходов производства, причитающейся к уплате за отчетный период, и суммы фактически освоенных за отчетный период капитальных вложений, за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета:

, (2.10)

где  - размер налога за размещение отходов производства с учетом освоенных капитальных вложений, рублей;

 - сумма налога за размещение всех видов отходов производства, причитающаяся к уплате за отчетный период (за исключением суммы налога за хранение отходов производства с учетом накопления), рублей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.