рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Экономические признаки налога.

1. Налог – это материальный платеж, то есть уплата налога всегда выражает отчуждение имущества налогоплательщика (как правило, денежных средств) в пользу государства.

2. Налог – это безвозвратное взимание денег. При уплате налога имеет место одностороннее движение стоимости: от плательщика к государству и только.

3. Подоходный налог является безэквивалентным платежом. Выражаясь экономическим языком, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Проще говоря, подоходный налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, а выступает безвозмездным изъятием денег.

4. Налог порождает стабильные экономические отношения, чем отличается, скажем, от административного штрафа, который, заметим, обладает многими из вышеназванных признаков налога.

5. Налог характеризуется наличием объекта обложения. Не существует налога в форме взимания денег просто так, – любой налог взимается по поводу наличия или совершения чего-либо, то есть при наличии объекта налогообложения.

6. Налог всегда носит индивидуально определенный характер, то есть всегда существует объект платежа в виде конкретного юридического или физического лица. Без своего объекта (то есть плательщика) налог не существует, хотя бы в силу той причины, что в этой ситуации будет не с кого получить деньги.

7. Для налога характерен определенный размер платежа.

8. Фиксированность сроков уплаты налога. Налог характеризуется тем, что имеет четко определенные сроки уплаты. Например, авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу должны быть уплачены не позднее 20 числа каждого месяца. Окончательный расчет (уплата) по корпоративному подоходному налогу по итогам налогового периода должен быть произведен не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу (которая, в свою очередь, должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, и так далее. Сроки уплаты налога выступают составным элементом налогового обязательства. Нарушение этих сроков влечет ответственность налогоплательщика в виде пени и штрафов в установленных размерах.

9. Сумма налога всегда идет в доход государства, чем налог отличается от всякого рода сборов и платежей, которые могут устанавливаться в рамках негосударственных структур (например, вкладов в уставные капиталы (фонды) хозяйственных товариществ, партийных членских взносов, пожертвований в негосударственные благотворительные фонды и тому подобное).

Что же такое "налоги"? Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имуществом. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Например, подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам, учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

Пример: в подоходном налоге налоговая единица - рубль, тенге или марка; в поземельной - 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном - 1 бутылка, 1 пачка сигарет.  Также существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

*  субъект налога (лицо, которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.

*  носитель налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилизационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих расходов.

2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.). регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пример: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Таким образом, тенденции эволюции налогового механизма свидетельствуют о наличии глубинных кризисных процессов как в сфере производства и в отношениях к собственности, так и в поведенческой мотивации отечественного предпринимательства. Результатом проявления указанных тенденций является подрыв доходной базы государственного бюджета и резкое ослабление его способности в должной мере выполнения его основных функциональных обязанностей, обеспечение безопасности и обороны, защиту прав граждан, не говоря уж о прямых ассигнованиях в экономику как важнейшем условии для ее успешного роста.

1.2  Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана

Законодательство Республики Казахстан и, прежде всего Конституция страны провозглашают высшими ценностями в государстве человека, его жизнь, права и свободы, а одним из основополагающих принципов деятельности Республики – экономическое развитие на благо всего народа.

На бюджет государства тяжелым грузом ложатся все расходы по социальному обеспечению значительной части населения, а также расходы в области образования, здравоохранения и других областях.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" республиканский бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый в основном за счет общегосударственных налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ и мероприятий. Обеспечение государством конституционных прав граждан в социальной и экономической сфере основано именно на государственном бюджете и на налоговых поступлениях.

Пункт 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан провозглашает право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. В этой конституционной норме закреплена обязанность государства обеспечивать для работающих на предприятиях как государственной так и негосударственной форм собственности безопасные условия труда. Следовательно, на названных предприятиях, в организациях и учреждениях средства на расходы по обеспечению безопасных условий труда идут из республиканского и местного бюджетов. Что касается социальной защиты от безработицы, то это тяжкий груз также лежит на бюджете государства, на Фонде занятости, которые формируются, в том числе и за счет налоговых поступлений и взносов от работодателей.

Всем известно, что наше налоговое законодательство по сравнению с другими отраслями права отличается своей нестабильностью, нечеткостью, что характерно и для других развивающихся стран в переходный период. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что наше налоговое законодательство в состоянии постоянного совершенствования.

В основе налоговой системы лежит налогообложение, при установлении и осуществлении которого государственные органы должны руководствоваться общепризнанными принципами, обеспечивающими реализацию и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. К таким принципам относятся следующие:

публичность налогообложения;

справедливость налогообложения;

равенство налогоплательщиков;

единство налоговой системы Республики;

законодательная форма установления налогов;

определенность налога.

Рассмотрим некоторые из этих принципов:

Принцип справедливости предполагает всеобщность и равное налогообложение, так как статья 35 Конституции Республики Казахстан, которая установила обязанность каждого платить налоги, распространяется на всех лиц на территории Республики, являющихся налогоплательщиками. При этом недопустимо установление дополнительных или превышающих ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождение налогоплательщика и иных неправовых оснований.

Принцип законодательной формы установления налогов предполагает установление их законом, принятым законодательным органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Недопустимы дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законом. Один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за определенный период времени.

Принцип определенности налога имеет важное значение в целях предотвращения нарушения равенства граждан перед законом в части налоговых отношений. Налоговый закон должен быть конкретным, содержать существующие элементы налоговых обязательств, его нормы должны быть действительно нормами прямого действия. Ясность формулировок, не допускающая двусмысленного толкования нормы налогового закона, является гарантией охраны прав налогоплательщиков.

В настоящее время задача увеличения налоговых поступлений в бюджет стала настолько актуальной, что это осознают и сами налогоплательщики. Азиатский финансовый кризис и аналогичный кризис в России обозначили целый комплекс проблем, и основной из них является защита отечественного товаропроизводителя. Значительную роль в этом деле играет обустройство пограничных зон Казахстана. Если южные границы нашего государства с Китаем более или менее защищены, то остальная часть границы прозрачна. И мы уже сейчас начали испытывать все "прелести" единого таможенного пространства стран СНГ. Давление дешевого российского, узбекского и киргизского товара на рынках ощущается все сильнее. И не понимать негативного влияния этого на становление отечественного производства опасно.

Для решения данных проблем в нашей стране необходим комплексный подход, и важная роль здесь принадлежит системе налогообложения. Налогообложение – это инструмент, с помощью которого государство может и должно отрегулировать экономическую ситуацию в стране. Но при этом добиваться увеличения налоговых поступлений в бюджет необходимо не утяжелением налогового пресса, что, как показала практика, работает на сокращение налогооблагаемой базы, а посредством расширения налогового поля за счет снижения налогового бремени. Ведь ни для кого не секрет, что весьма значительная часть налогоплательщиков уходит от уплаты налогов в тех случаях, когда сумма налогов превышает предельно допустимую, то есть экономически безопасную для осуществления той или иной налогооблагаемой деятельности. Как свидетельствует международный опыт, оптимальный предел налогового бремени не должен превышать 36% облагаемого дохода.

Средний совокупный налог в странах ЕЭС составляет 50-55% от доходов, в Казахстане он достигает 70%. Результаты непомерного налогового бремени в масштабах государства также известны в международной практике: чем выше налоги, тем в большей степени подвержена разбалансированности финансово-экономическая система страны, что мы и наблюдаем у нас в Казахстане. В такой ситуации возможностей для расширения производства нет.

Снижение фискального бремени поможет не только увеличить ресурсы для капиталовложений, но и сыграет важную регулирующую роль. Рассмотрим налог на добавленную стоимость (далее НДС). В Швейцарии его величина составляет 6,5%, в Германии – 15%, в России пока – 20%, хотя там и решается вопрос о снижении его до 10-15%, в Казахстане ставка НДС составляет 16%. Уменьшение НДС в нашей стране даже до уровня германского уже позволит снизить цены на товары и услуги, что само по себе даст определенный социальный эффект, а кроме того, будет способствовать росту вкладов населения в банках, тем самым увеличит их ресурсы для кредитования народного хозяйства, что в итоге увеличит конкурентоспособность продукции отечественного производства. А сегодня казахстанские рынки и магазины заполнены импортируемыми пищевыми продуктами, которые в состоянии производить наша промышленность.

Чтобы понять, как влияет современный механизм налогообложения на ситуацию в экономике Казахстана, рассмотрим вкратце на микроэкономическом уровне результат этого влияния на среднестатистическое казахстанское предприятие, которое в целом отражает экономическое состояние многих предприятий различных отраслей промышленного производства. Сразу же представим атмосферу, в которой существует наше предприятие. Это необязательность партнеров, негибкость структуры самого предприятия, инфляционный процесс, невысокий уровень менеджмента, постоянный надзор и контроль инстанциями различных уровней. Непомерное налоговое бремя усугубляет условия, в которых пытается выжить наш товаропроизводитель. Налог на добавленную стоимость, сохранивший от своего назначения, по сути, только название стимулирует лишь иммобилизацию денежных средств. Возврат денег, переплаченных в бюджет по НДС, растянут во времени, за которое происходит определенное их обесценивание. Кроме того, реализация продуктов по цене увеличенной на 20% становится проблематичной вследствие снижения ее конкурентной способности в условиях весьма ограниченной платежеспособности покупателей. Последние изменения, касающиеся освобождения от НДС производителей сырья, проблемы не решают, так как в этом случае налог ложится на плечи предприятия перерабатывающей промышленности. Цена готовой продукции с НДС от этого не меняется. То есть происходит всего лишь перераспределение обязанностей по уплате НДС. Ранее существовавшая льгота для предприятий, имеющих оборот менее 1000 МРП (месячный расчетный показатель), к сожалению, аннулирована.

Предприятие, начинающее свою деятельность и вследствие ограниченности средств, работающее на арендованном оборудовании в арендуемом здании, расходы на ремонт в целях поддержания производственных средств в рабочем состоянии должно осуществлять за счет дохода. Значит, в идеале вновь открытое предприятие, чтобы иметь возможность выжить в условиях существующей системы налогообложения и инвестировать средства в расширение производства, должно иметь собственное новое оборудование, а также иметь собственное новое производственное помещение. В нынешней ситуации в случае ремонта собственных средств предприятие ремонтные затраты на вычеты может отнести только в размере 10% от стоимостной суммы группы основных средств, что изначально не позволит ему быть рентабельным. Как видится, разработчиками действующей системы налогообложения предполагалось, что предприятие с момента своего открытия должно располагаться в новеньком производственном помещении с новыми станками и другим новым оборудованием.

Помимо уменьшения налогового бремени нужны и специальные меры, стимулирующие инвестирование. Инвесторам необходимы налоговые льготы, причем для любого проекта – в промышленности, торговле, общепите и т.д. Возможно, что прибыль, направленная на развитие производства, должна освобождаться от налогообложения.

Таким образом, при формировании налоговой политики важно учитывать и экономические интересы государства, и другие аспекты, но все же права, свободы и законные интересы налогоплательщика – физического лица должны быть поставлены во главу угла. Важно так сформулировать нормы закона, чтобы налогоплательщик осознавал необходимость платить налоги, чтобы налоговые органы не могли принимать такие инструкции, которые исказили бы волю законодателя, выраженную в норме закона, в ущерб интересам рядового налогоплательщика.


1.3 Налоговые системы развитых стран

По структуре налогообложения большинство развитых стран подразделяются на две группы: страны, где наибольшую долю составляет прямое налогообложение (США и др.), и государства преимущественно с косвенным налогообложением (страны ЕС и др.)

Для налоговой системы США характерно параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным источником пополнения бюджета.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц является личный доход от некорпоративного бизнеса, из которого при налогообложении вычитаются "деловые издержки", связанные с его получением (расходы на ведение предпринимательской деятельности, на транспорт, на спецодежду и др.). Обложению подоходным налогом подлежат все доходы физических лиц - заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, поступления от индивидуальной предпринимательской деятельности. При начислении данного налога учитываются некоторые особенности налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья и т. д. Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам, т. е. увеличивается по мере роста дохода. Однако при превышении доходом определенного уровня начитает действовать регрессивная шкала налогообложения.

Альтернативой налоговой системе США является налоговая система стран - членов ЕС. Доля подоходного налога в странах ЕС меньше доли налогов на потребление.

Значительный интерес представляет система налогообложения ФРГ, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Важнейшим налогом на потребление в ФРГ является налог на добавленную стоимость (НДС). Наряду со стандартной ставкой действует льготная, которая распространяется на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и другие услуги общественного назначения. Не облагаются налогом поставки товаров на экспорт, для морского флота и гражданской авиации, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами.

Япония не относится к указанным двум основным группам, так как доли подоходного налога и налогов на потребление равны. Значительные средства правительство Японии получает от отчислений во внебюджетные фонды. К этим отчислениям относятся взносы на социальное страхование и обеспечение лиц наемного труда. В части, уплачиваемой лицами наемного труда с заработной платы, такие взносы относятся к прямым налогам, а в части дополнительных сборов, включаемых в цену производимых товаров и услуг и перекладываемых на потребителя - к косвенным.

Источником финансирования социального обеспечения являются фонды государственного социального страхования, средства государственного и местного бюджетов, пенсионные фонды предприятий. Фонды государственного социального страхования создаются за счет взносов трудящихся (прямых вычетов из доходов) и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются доходами, полученными от их инвестиционной деятельности. Взносы на социальное страхование являются обязательными и представляют собой форму налогового платежа.

В последние годы правительства большинства развитых стран приступили к реформированию национальных систем налогообложения, что способствовало снижению ставок некоторых видов налогов.

В числе важных причин снижения ставок налогов - поддержка деятельности местных компаний и стимулирование притока иностранных инвестиций в страну. Примером может служить Ирландия, где низкий "потолок" корпоративного налога обеспечивает увеличение притока капиталовложений из-за рубежа. В то же время в Германии, например, несмотря на высокопрофессиональную рабочую силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений.

Таким образом, низкие налоговые ставки не всегда означают, что в данной стране и низкое налоговое бремя, поскольку величина последнего зависит также от налогооблагаемой базы и налоговых скидок.


2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан

2.1 Анализ развития налоговой системы

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и изменений налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.