![]() |
|
|
Дипломная работа: Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики КазахстанРезкое увеличение количества налогоплательщиков с многообразием форм собственности привело к усложнению хозяйственного и налогового учета, что в свою очередь затруднило контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и, прежде всего, своевременности и полноты уплаты налогов и платежей. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло три этапа. В течение первого этапа налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) в республике функционировали более 40 видов налогов: 1. Общегосударственные налоги; 2. Общеобязательные местные налоги; 3. Местные налоги. Условия чрезмерного налогового бремени (наличие 43 видов общегосударственных, местных, в том числе обязательных налогов, повышенные размеры ставок), экономическая и финансовая дестабилизация заставили изыскивать новые пути по обеспечению более целенаправленной, скоординированной и комплексной бюджетной политики. Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235. Основными задачами третьего этапа явились усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточна оптимальна. Но изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктовали необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране и разработки Налогового кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты и усиления ответственности. С 1 января 2002 года введен в действие Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года № 209- II, чему предшествовала огромная работа по обсуждению проекта учеными, налоговыми органами и самими налогоплательщиками. За последние четыре года экономическое развитие Казахстана характеризуется высокими темпами экономического роста, опережающим ростом инвестиций в основной капитал, укреплением финансового потенциала, сокращением безработицы и повышением реальных доходов населения. В определенной степени это связано с совершенствованием налоговой системы республики. За период с 1993 года уровень налоговой нагрузки, как отношение доходов бюджета к ВВП, выглядит следующим образом: Таблица 1. Уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан
Как видно, в последние годы доходы бюджета составляют в среднем 22-23% ВВП, что является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому способствовало снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. Вместе с тем значительно улучшились показатели собираемости налогов. За период 1998-2002 гг. в два раза была уменьшена недоимка в целом по республике, составив на конец 2002 г. 8,7% к налоговым поступлениям за 2002 г. Коэффициент взыскания, рассчитанный как отношение суммы дополнительно взысканных налогов и платежей ко всей начисленной сумме, увеличился с 26% в 1998 г. до 38% в 2002 г. Негативные тенденции кризиса 1998 года, выразившиеся в снижении доходов в реальном выражении и росте недоимки, потребовали повысить контроль и дисциплину уплаты налогов. Начиная с 1999 года, в республике был внедрен мониторинг наиболее крупных налогоплательщиков. Мониторинг осуществляется путем сбора разработанных электронных форм финансовой отчетности, включая книгу покупок и реализации, и ее сопоставления с налоговой отчетностью и налоговыми обязательствами. Результатом внедрения мониторинга крупных налогоплательщиков явился рост поступлений налогов от данной категории плательщиков и увеличение их доли в бюджете. Так, доля налогов от крупных налогоплательщиков в бюджете выросла с 33% до 48-52%, или в процентах к ВВП с 6% до 9-11%. Следующим шагом по увеличению собираемости налогов стал контроль за трансфертным ценообразованием. Принимая во внимание мировой опыт, были приняты Закон "О государственном контроле при применении трансфертных цен" и разработаны к нему нормативные акты. Согласно закону, допускается отклонение применяемой цены на 10% от рыночной цены, в противном случае доход налогоплательщика рассчитывается исходя из рыночных цен. С момента вступления в силу данного закона был проведен ряд проверок на предмет применения трансфертных цен в международных деловых операциях, а также отмечено существенное сближение средних экспортных цен на нефть и металлы с их мировыми котировками. Так, доля налогов от отрасли "добыча нефти и попутного газа" в общих поступлениях возросла с 7% в 1998 году до 20% в 2002 году, от металлургической промышленности - от 1% до 5% соответственно. Конечно, немаловажную роль здесь сыграло повышение цен на минерально-сырьевую продукцию на мировых товарных рынках. Например, используя межотраслевой баланс производства и использования продукции с помощью матрицы полных затрат, можно оценить влияние изменения цены нефти на экономику и бюджет страны. При увеличении цены на нефть на 1$/баррель добавленная стоимость по всем отраслям увеличивается суммарно на 108 млн. долл, ВВП увеличивается на 0,6%, а поступление налогов на 42 млн.долл. Тем не менее предпринятые шаги по совершенствованию налогового администрирования дали значительные результаты в пополнении доходов государственного бюджета. В этот период государство не только занималось совершенствованием налогового администрирования крупных предприятий сырьевого сектора, но и реализовывало комплексные шаги по налоговому стимулированию развития обрабатывающих секторов экономики. Так, Правительством Республики Казахстан в 1999-2001 гг. был предпринят ряд мер государственной поддержки отечественных предприятий: введена нулевая ставка НДС на товары собственного производства, до 1 января 2003 года продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций в отраслях машиностроения, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, производства резиновых и пластмассовых изделий, химической промышленности сельхозтоваропроизводителям. В целом в данный период в стране была начата огромная подготовительная работа к внедрению нового Налогового кодекса, который был принят в июле 2001 года, а введен в действие с 1 января 2002 года. Налоговый Кодекс сохранил экономическую основу, заложенную прежним налоговым законодательством, и явился единым кодифицированным документом, включившим в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы. Концепция, заложенная в Налоговом Кодексе Казахстана, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижения сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового Кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения. В то же время существующий ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом Кодексе. В Налоговом Кодексе предусмотрено 18 видов налогов, в том числе платежей, и 12 сборов, носящих разовый характер - в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступлений в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные налоги (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей. Структура доходов государственного бюджета за ряд лет в динамике выглядит следующим образом. Таблица 2. Структура доходов государственного бюджета в динамике за 1995-2002гг., в %
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |