рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование

В соответствии с Бюджетным кодексом к компетенции Правительства РК в области бюджетных отношений относятся:

- определение методики расчетов различных показателей;

- установление и утверждение различных процедур, обеспечивающих порядок разработки и исполнения бюджетов;

- представление Парламенту РК республиканского бюджета и годового отчета о его исполнении;

- составление совместно с Национальным банком РК годового отчета о формировании и использовании Национального фонда РК.

В Бюджетном кодексе закреплены права центральных уполномоченных органов по бюджетному планированию, по исполнению бюджета, по внутреннему контролю, а также компетенция маслихатов и акиматов области, города республиканского значения, столицы, района.

Закон РК «О местном государственном управлении в РК» регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, Определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов.

Местное государственное управление представлено местными представительными и исполнительными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории в целях проведения государственной политики, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.

Местный представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление.

Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления составляют:

- местный бюджет;

- имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами;

- иное имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

К компетенции маслихатов относится утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и годового отчета о его исполнении, плана расходов на содержание района в городе республиканского значения (столице). Маслихат избирает свою ревизионную комиссию, которая осуществляет внешний контроль исполнения местного бюджета и рассматривает отчеты о проведении такого контроля.

Акимат области (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством: разрабатывает и представляет на утверждение маслихата планы, экономические и социальные программы развития области (городов республиканского значения, столицы), областной бюджет (городов республиканского значения, столицы) и обеспечивает их исполнение, а также формирует отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы.

В Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» также уточняются отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета. Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений - это право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется данное право. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности, но процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля использования выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти.

1.3 Бюджетная система зарубежных стран

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления - центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это - военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации.

Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.

1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан

Одним из принципов бюджетной системы Казахстана является принцип самостоятельности бюджетов, который регулирует право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. При этом определенному уровню государственного управления Бюджетным кодексом установлен соответствующий уровень бюджета: республиканский бюджет, бюджеты городов Астаны и Алматы, областной, бюджет города областного значения и, наконец, районный бюджет.

Согласно названному принципу бюджетной системы, в нашей стране все уровни бюджета самостоятельно рассматриваются, утверждаются и исполняются соответствующими уполномоченными органами, акиматами, маслихатами, а на республиканском уровне - Правительством и Парламентом. Однако использование с применением на практике норм, регламентирующих пределы самостоятельности местных бюджетов, свидетельствует об их жесткой ограниченности.

Начнем с того, что основной целью межбюджетных отношений в рамках государственного регулирования является выравнивание бюджетной обеспеченности всех уровней бюджетов и предоставление исполнительной властью одинакового уровня государственных услуг на всей территории Казахстана.

Достижение данной цели возможно только через централизованное, основанное на подчинение интересов отдельно взятых района или области интересам государства, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов. И такой механизм регулирования межбюджетных отношений имеется: законодательно определены виды доходов, зачисляемые в республиканский и местные бюджеты, а также осуществляемые расходы по всем направлениям государственных услуг. При этом передача расходов или видов поступлений из одного уровня бюджета в другой возможна только путем внесения изменений и дополнений в бюджетное законодательство и областной (районный) маслихат не имеет полномочий самостоятельно решать вопросы качественного изменения доходной и расходной частей бюджета на вверенной территории.

Далее. Если по налоговым и неналоговым поступлениям, а также поступлениям от продажи основного капитала государственное регулирование ограничивается установлением определенного перечня без указания сумм, то объемы бюджетных субвенций и изъятий устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период. При этом объемы трансфертов между республиканским бюджетом и областным бюджетом утверждаются законом Республики Казахстан, а между областным и районным - решением областного маслихата. Налицо определяющая роль и преобладание вышестоящего уровня бюджета над нижестоящим.

Как следствие, доведение объемов трансфертов районам области находится в прямой зависимости от общего объема трансфертов, установленных в области. Для полноты картины необходимо отметить, что наличие перечня налогов и сборов, налогооблагаемой базы, методики расчетов позволяет определить и по ним прогнозные показатели в абсолютных суммах.

То есть общий объем местных бюджетов, в рамках которого предоставляется стандартный набор государственных услуг, фактически доводится по вертикали: сверху - вниз. И самостоятельность нижестоящих бюджетов, как правило, заключается в том, чтобы на этапе формирования вышеуказанных показателей бюджета максимально увеличить размеры субвенций, соответственно, уменьшив суммы изъятий, а также налоговых и неналоговьк поступлений. А это уже зависит, в первую очередь, от профессиональных качеств руководителей местных бюджетов, их личных взаимоотношений с распорядителями вышестоящих бюджетов, депутатами Парламента, представляющих тот или иной регион.

Следующим моментом межбюджетных отношений, на который необходимо обратить внимание, - это сроки рассмотрения и утверждения соответствующих бюджетов различными уровнями государственного управления, которые подтверждают определенную ограниченность действий нижестоящих бюджетов.

Так, проект республиканского бюджета представляется на рассмотрение Правительству не позднее 15 августа; Правительство, в свою очередь, в Парламент - не позднее 15 сентября; проект областного бюджета в акимат области - не позднее 1 октября; областной акимат в маслихат области - не позднее 15 октября; проект районного бюджета в акимат района - не позднее 15 октября; акимат района в маслихат - не позднее 1 ноября. Районный бюджет утверждается маслихатом района не позднее двух недель после утверждения областного бюджета, последний - не позднее двух недель после утверждения республиканского бюджета.

Неутверждение областного или районного бюджета, при наличии утвержденного республиканского бюджета, недопустимо и по техническим причинам, так как в этом случае центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета и его территориальные подразделения не будут иметь возможности осуществить распределение сумм поступлений и расходов между уровнями бюджетов и, как следствие, своевременно исполнять республиканский бюджет и обслуживать исполнение местных бюджетов.

Таким образом, напрашивается вывод: областные бюджеты всецело зависят от показателей республиканского бюджета, а также от норм и положений нормативных правовых актов, утверждаемых Парламентом и Правительством, районные, соответственно, - от областных. Право, а скорее, обязанность, органов управления местными бюджетами заключается в обеспечении установленного объема поступлений в доход бюджета и качественном предоставлении государственных услуг посредством эффективного и целевого использования выделенных бюджетных средств.

Следовательно, расписанный в Бюджетном кодексе действующий порядок разработки, рассмотрения и утверждения местных бюджетов оторван от реальной действительности и ведет к значительным временным, трудовым и материальным затратам.

В таком случае, не декларируя ограниченную самостоятельность и равенство нижестоящих уровней бюджета во взаимоотношениях с вышестоящими, целесообразно упростить бюджетный процесс следующим образом:

1)при акиматах всех уровней уполномоченные органы по бюджетному планированию и уполномоченные органы по экономическому планированию объединить в единый государственный орган с введением его в состав центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию со статусом территориального подразделения;

2)центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию совместно с территориальными подразделениями разрабатывает проекты республиканского и областных (районных) бюджетов и представляет в Правительство;

3)Правительство вносит проект закона о республиканском бюджете в Парламент, а также согласовывает проекты областных бюджетов с последующим направлением в соответствующие акиматы;

4)областные акиматы проект областного бюджета, одобренный Правительством, вносят на утверждение в областной маслихат и согласовывают проекты районных бюджетов с доведением до районных акиматов для утверждения районными маслихатами.

В конце концов, как показывает практика, фактически разработка, рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляются по данной схеме, и другого механизма удовлетворить потребности общества в государственных услугах в условиях переходной экономики, с учетом обозначенных руководством страны приоритетов социально-экономического развития республики и регионов, не имеется. А в качестве примера наличия подобного государственного органа можно привести тот факт, что исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета с областными и районными территориальными подразделениями.

Предлагаемые административные преобразования, хоть и потребуют внесения изменений в действующие законы, приведут к повышению эффективности государственного управления в области регулирования межбюджетных отношений и, что самое главное, будут соответствовать Конституции страны, по которой Казахстан провозглашен унитарным государством, а области и районы имеют статус административно-территориальной единицы, не являясь при этом самостоятельными субъектами государства.


Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

2.1 Прогнозирования поступлений в бюджет

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.

Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Рост национального дохода обеспечивает постоянное увеличение объема доходов государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов это чистый доход общества, создаваемый в сфере производства и обращения, на предприятиях различных форм собственности. Вместе с тем, государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан, занятых в производственной и непроизводственной сфере, а также любой предпринимательской деятельностью.

Совокупность доходов, включаемых в бюджет, формы и методы их мобилизации составляют систему поступлений в государственный бюджет. Такие поступления представляют собой установленные Бюджетным кодексом обязательные платежи, зачисляемые в бюджет в определенных размерах и в установленные сроки.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов. Все расположенные на территории Республики Казахстан юридические лица, независимо от форм собственности, форм хозяйствования и подчиненности, а также граждане в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет.

Установлено, что юридические и физические лица - плательщики налогов, сборов и платежей обеспечивают приоритетность их уплаты в бюджет над другими платежами и несут ответственность за своевременность и полноту их уплаты согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета в свою очередь подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.