рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование

2.3 Процесс исполнения бюджета

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности производства и услуг в отраслях экономики и сферах деятельности, соблюдения режима экономии средств, а также более полного привлечения налоговых средств.

Исполнение республиканского бюджета начинается после его утверждения на совместном заседании палат Парламента РК не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. Правительство РК по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РК «Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов». Эта стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение бюджета по поступлениям и по расходам.

Немаловажное значение при исполнении бюджета имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение бюджетных средств осуществляется по росписи доходов и расходов. Роспись - это основной оперативный план распределения расходов - доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. В течение года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью потребители бюджетных средств - администраторы бюджетных программ - получают бюджетные средства, выделяемые на цели, предусмотренные бюджетными программами.

Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.

Все операции текущего финансового года, связанные с зачислением поступлений в бюджет и осуществлением платежей из бюджета, должны завершиться 31 декабря этого же финансового года, поскольку поступления после этой даты относятся к поступлениям нового финансового года, а неиспользованные на эту дату средства - аннулируются, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятью не подлежит, используется по усмотрению соответствующего органа государственной власти. Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Непосредственная работа по исполнению бюджета проводится центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, каковым является Министерство финансов РК, его структурные подразделения и соответствующие органы на местах.

В соответствии с Бюджетным кодексом РК, Кодексом об административных правонарушениях РК, Налоговым кодексом РК уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют исполнение бюджета по поступлениям. Суть этого процесса заключается в организации и проведении комплекса мероприятий по обеспечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет, утвержденных на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете. При этом все поступления в бюджет в национальной валюте зачисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) в соответствии с утвержденными кодами классификации доходов Единой бюджетной классификации.

Перечисление поступлений в бюджет производится на так называемый Сборный счет, каковым является контрольный счет наличности, на основании платежного документа в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. С этого счета затем осуществляется распределение денег между бюджетами, возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм, а также засчитываются поступления в бюджет между кодами бюджетной классификации доходов или между территориальными налоговыми органами.

Ежедневный порядок работы центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета заключается в приеме электронных платежных документов по поступлениям в бюджет от банков и других организаций, наделенных правом ведения отдельных видов банковских операций. Такой прием осуществляется через платежную систему Республиканского государственного предприятия «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального банка РК» в установленном законодательством порядке.

Один из важнейших принципов функционирования бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако не всегда этот принцип в полной мере реализуется, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы. Такое несоответствие в бюджетных системах ряда зарубежных стран решается с помощью закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы - доходы, в целях сбалансированности доходов и расходов поступающие в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по; нормативам, утвержденным в установленном - порядке; на соответствующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях, их сбалансирования до минимально необходимого уровня.

Возврат на контрольные счета наличности республиканского и местных бюджетов неправильно произведенных платежей, сумм гарантийного взноса, внесенного государственным учреждением для участия в торгах, аукционах, конкурсах при несоответствии предъявляемым требованиям, и погашение дебиторской задолженности текущего года осуществляется путем увеличения суммы невыполненных обязательств и уменьшения кассовых расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации.

Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществлении мероприятий, направленных на выполнение бюджетных программ (подпрограмм), финансируемых за счет, бюджетных средств. При этом исполнение допускается в пределах сумм, не превышающих величину средств, утвержденных Законом о республиканском бюджете и в решении маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, с учетом внесенных изменений и дополнений. Осуществление мероприятий, связанных с направлением бюджетных денег на цели, не предусмотренные паспортом бюджетной программы, также входит в процесс исполнения бюджета, к примеру, выполнение инкассовых распоряжений судов.

Финансирование бюджетных программ (подпрограмм) государственных учреждений и администраторов осуществляется на основе планов их финансирования по обязательствам, по платежам и по сводным планам финансирования. Эти планы разрабатываются в соответствии с Законом о республиканском бюджете и решениями маслихатов о местных бюджетах на соответствующий финансовый год. Реализация планов осуществляется на основе решений Правительства РК и местных исполнительных органов, паспортов бюджетных программ, Единой бюджетной классификаций, Единого стандартного плана счетов и в установленном порядке согласно действующим Правилам исполнения республиканского и местных бюджетов.

Планы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам государственного учреждения являются основными документами по исполнению бюджета, поскольку в нем определяются объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право принимать обязательства для реализации мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по обязательствам государственного учреждения должно соответствовать срокам принятия обязательств согласно срокам реализации мероприятий по каждой бюджетной программе, предусмотренных в паспорте в течение соответствующего финансового года.

План финансирования по платежам государственного учреждения определяет объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право проводить платежи по принимаемым обязательствам для реализаций мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по платежам государственного учреждения должно соответствовать срокам осуществления платежей по получаемым товарам (работам, услугам) согласно сроку реализации мероприятий по каждой бюджетной программе и подпрограмме, предусмотренных в паспорте, в течение соответствующего, финансового года.

Планы финансирования по обязательствам и платежам разрабатываются государственным учреждением по формам:

-на основании расчетов по бюджетным программам, представленных в бюджетной заявке администраторов этих программ, с учетом изменений, произошедших при утверждении или уточнении республиканских или местных бюджетов, а также актов Правительства РК и местных исполнительных, органов;

-с учетом показателей паспортов, таких как сроки реализации мероприятий по подпрограммам бюджетных программ, проведения конкурсов по государственным закупкам товаров (работ, услуг) в соответствии с Законом РК от 16 мая 2002 г. «О государственных закупках»;

-в соответствии с нормативными правовыми актами по бюджетным программам;

-согласно экономической классификации расходов Единой бюджетной классификации Республики Казахстан;

-в соответствии со структурой специфики экономической классификации расходов.

Планы финансирования по обязательствам и платежам государственного учреждения, а также расчеты к ним подписываются первым руководителем или лицом, им уполномоченным, и главным бухгалтером государственного учреждения и заверяются его печатью, затем передаются администратору бюджетных программ.

Государственное учреждение несет ответственность за правильность составления планов финансирования по обязательствами платежам и за своевременное представление их соответствующему администратору бюджетных программ в соответствии с законодательством РК.

Планы финансирования по обязательствам и платежам администраторов бюджетных программ используются для формирования соответствующих сводных планов финансирования. Сводный: план финансирования - документ, представляющий собой план, на основе которого осуществляется помесячное исполнение поступлений и расходов, утвержденных соответствующих бюджетов по Единой бюджетной классификации РК.

Сводные планы поступлений составляются исходя из установленных сроков платежей в бюджет в соответствии с законодательными актами. При этом учитываются динамика среднемесячных поступлений в бюджет в предыдущие годы, результаты анализа динамики доходности государственных ценных бумаг и уровня спроса и предложения на рынке ценных бумаг, условия заключенных кредитных соглашений и договоров (соглашений) о займах.

Сводные планы составляются в соответствии с помесячным распределением утвержденных годовых сумм доходов и расходов бюджетов всех уровней. Эти планы уточняются путем внесения в них изменений в установленном действующими Правилами порядке, а также на основе детальных планов финансирования республиканских и местных бюджетных; программ, государственных учреждений, которые в сумме не должны превышать объемы сводных планов финансирования соответствующих бюджетов.

Центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджетов выдают разрешения государственным учреждениям на принятие обязательств на основе паспортов бюджетных программ, сводных планов финансирования соответствующих бюджетов с учетом ожидаемого объема поступлений денег. Затем доводят их в установленном порядке до соответствующих администраторов бюджетных программ через территориальные органы Министерства финансов.

Государственные учреждения принимают обязательства только в пределах тех объемов, которые утверждены планами финансирования на соответствующий финансовый год. Обязательства государственного учреждения регистрируются территориальным органом казначейства по заявке установленной формы, подписанной уполномоченными лицами и заверенной печатью. Заявка представляется отдельно по каждому поставщику товаров (работ, услуг) либо получателю бюджетных средств по каждому коду ЕБК для одного и более товаров (работ, услуг).

Регистрация гражданско-правовых сделок; государственных учреждений осуществляется с целью контроля использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными паспортами бюджетник программ, а также исключения возникновения обязательств бюджета сверх утвержденных объемов и выданных разрешений. Регистрация сделок производится после их заключения в установленном порядке при выполнении всех требований и предоставлении всех необходимых документов. Гражданско-правовые сделки действительны и имеют силу только после их обязательной регистрации в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета.

Осуществление платежей и переводов денег означает формирование счетов к оплате и платежных документов. Счет к оплате - это документ, на основе которого центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет платежи. Осуществление платежей по обязательствам государственных учреждений, которые не должны превышать установленную по обязательствам сумму, производится на основании подтверждающих документов. Под подтверждающими документами понимаются такие документы, которые свидетельствуют о факте поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки.

Платежи проводятся в пределах свободных остатков на контрольных счетах наличности соответствующих бюджетов или государственных учреждений. Переводы денег производятся на основании представленных государственными учреждениями счетов к оплате, которые служат указанием о выплате денег. Осуществление платежей в иностранной валюте производится в соответствии с мероприятиями, предусмотренными в паспорте бюджетной программы и связанными с международной деятельностью и сотрудничеством. Для осуществления платежей производится конвертация национальной валюты в иностранную валюту (на дату оплаты) на основании представленного государственным учреждением счета к оплате, заявления на покупку иностранной валюты и в порядке, установленном законодательством страны.

Проведение платежей осуществляется в форме исполнения инкассовых распоряжений, использования аккредитивной формы расчетов в форме обслуживания счетов спонсорской и благотворительной помощи и депозитных счетов государственных учреждений. Оформление счетов к оплате и проведение платежей осуществляется в соответствии с требованиями и в порядке, утвержденных Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов.

По законодательству деньги, поступающие от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), подлежат зачислению в соответствующий бюджет. Вместе с тем, в соответствии с законодательными актами они имеют право оставлять в своем распоряжении Деньги от реализации товаров (работ, услуг), не относящиеся к их основной деятельности. Перечень видов таких товаров с указанием кодов функциональной классификации расходов, источников образования и направлений использования утверждается центральным уполномоченным органом. Величина денег, остающихся в распоряжении государственных учреждений, планируется и используется в соответствии с Правилами исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов. Они зачисляются на счет, открытый для учета денег, поступающих от реализации товаров, и их распорядителями являются руководители государственных учреждений.

Кратко о результатах исполнения государственного бюджета за 9 месяцев 2006 года.

Поступления в государственный бюджет составили 1,74 трлн. тенге с превышением плана на 3,1%, расходы произведены на сумму 1,71 трлн. тенге, или 93,8% от плана. При запланированном дефиците – 141,4 млрд. тенге, фактически сложился профицит в 23,9 млрд. тенге.

Теперь более детально

По доходам: За 9 месяцев в государственный бюджет поступило доходов в сумме 1 721,1 млрд. тенге, процент исполнения плана на отчетный период составил 103,5%.

На 1 октября 2006 года расходы государственного бюджета составили 1 714, 4 млрд. тенге и исполнены на 93,8% к плану финансирования по платежам на отчетную дату (1 826, 8 млрд. тенге), в том числе расходы республиканского бюджета -1 439,8 млрд. тенге и исполнены на 96,4% к плану (1 493,2 млрд. тенге), местные бюджеты – 722,6 млрд. тенге и исполнены на 92,1% к плану (784,7 млрд. тенге).

Основными причинами неосвоения является следующее:

-не представление актов-выполненных работ и счетов к оплате, неправильное оформление администратором документов по проведению платежей, несвоевременное проведение запланированных мероприятий, отсутствие взаимодействия с поставщиками;

-длительное проведение процедур заключения и регистрации договоров;

-по причине несостоявшихся конкурсов по государственным закупкам и длительному проведению (непроведению) конкурсных процедур;

-невостребованность бюджетных средств, некачественное планирование АБП, (экономия по текущим расходам включая заработную плату, перенос сроков проведения мероприятий на более поздние сроки);

-несвоевременное принятие нормативно правовых актов по реализации бюджетных программ (незаключение соглашении, отсутствие законодательной основы, внесение изменений и дополнений в паспорта и т.д.);

-курсовая разница;

-экономия по результатам проведенных госзакупок;

По-прежнему недостаточная работа проводится администраторами бюджетных программ при формирований перечня инвестиционных проектов для их защиты на заседаниях «Республиканской бюджетной комиссии». Проекты выносятся без наличия технико-экономических обоснований, проектно-сметной документаций, государственной экспертизы, при этом стоимость проекта указывается приблизительная. Довольно часто вносятся изменения в наименования проектов. Такие проекты, как правило, не находят поддержки «Республиканской бюджетной комиссии». Но если даже поддерживаются, то появляются проблемы в ходе освоения выделенных средств по таким проектам.

Необходимо обратить внимание на паспорта бюджетных программ. Паспортами определяются цели и задачи бюджетных программ. Следование целям и задачам исключает нецелевое использование бюджетных средств.

Администраторами довольно часто вносятся изменения в паспорта, что свидетельствует о низком уровне планирования, даже на такой короткий период, как год. Хронической проблемой остается несвоевременное утверждение паспортов после утверждения и уточнений бюджета. Так, например, срок утверждения паспортов по утвержденному бюджету на 2007 год истек 28 декабря 2006 года, однако отдельные Департаменты занимаются их утверждением уже в новом году. Кроме того, не всегда своевременно публикуются паспорта бюджетных программ, что является обязательным условием в соответствии со статьей 94 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

Администраторы бюджетных программ должны составлять отчеты об эффективности исполнения и планирования бюджетных программ, но зачастую такие заключения носят формальный характер.

2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год

Основные параметры республиканского бюджета на предстоящий финансовый год сформированы в соответствии со Среднесрочной фискальной политикой и новым механизмом формирования и использования средств Национального фонда. Выделены приоритетные направления расходования средств республиканского бюджета на 2007 год в соответствии с задачами, определёнными Главой государства в Послании народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" от 1 марта 2006 года и Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на предстоящий период, государственных и отраслевых (секторальных) программ.

Основные параметры проекта республиканского бюджета на 2007 год предлагаются в следующих объемах: 1) доходы – 1,929 трлн. тенге, в том числе по: налоговым поступлениям – 1,427 трлн. тенге; неналоговым поступлениям – 40,8 млрд. тенге; поступлениям от продажи основного капитала – 8,4 млрд. тенге; поступлениям официальных трансфертов – 453,2 млрд. тенге; 2) затраты – 1,934 трлн. тенге; 3) дефицит – 133,1 млрд. тенге, или 1,1 процента к валовому внутреннему продукту страны.

Формирование проекта республиканского бюджета на 2007 год основано на модели «сбалансированного» бюджета, направленного на снижение зависимости государственных расходов от нефтяных поступлений. Расходы на текущие бюджетные программы финансируются только за счет поступлений в республиканский бюджет от ненефтяной части экономики. Финансирование программ развития будет осуществляться за счет профицита текущего бюджета, заимствования в рамках установленных ограничений и гарантированного трансферта из Национального фонда (в 2007 году он составляет 301,7 млрд. тенге).

Бюджетная политика будет основана на создании благоприятных институциональных и экономических условий для вхождения Казахстана в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и повышения качества жизни граждан Казахстана. В частности будут решаться вопросы создания и развития производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов; поддержания необходимой гибкости реального обменного курса; обеспечения стабильности финансового рынка; развития новых отраслей; создания прозрачной и ясной системы управления активами государства; обеспечения прозрачного и эффективного формирования и использования средств Национального Фонда; участия в многосторонних международных экономических проектах, способствующих интеграции Казахстана в мировую экономику и т.д.

В соответствии с Посланием Президента от 1 марта 2006 года были усовершенствованы налоговая система. В частности, ставки НДС с 2007 года будут снижены с 15 до 14 процентов, социальный налог снижен с диапазона 20-7 до 13-5 процентов, установлен единый индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты в размере 10% (ранее была сетка в пределах 5-20 процентов), налог на основе патента снижен от 3% до 2%, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по упрощенной налоговой декларации установлен налог в размере 3%, для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье НДС уменьшен на 70%.

Доходы. В налоговых поступлениях 2007 года значительную долю занимают поступления по НДС, корпоративному подоходному налогу (КПН).

Основными плательщиками КПН являются крупные предприятия обрабатывающей промышленности, транспорта и связи. На наш взгляд, в эту категорию плательщиков должны были войти также финансовые институты (банки) и сфера торговли, так как они получают больше прибыли, к тому же их деятельность финансово непрозрачна (теневая часть).

В проекте сумма возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке прогнозируется на уровне 151 млрд. тенге или на 5,96 млрд. тенге больше чем в 2006 году. Кроме того, возврат по НДС на 2007 год составляет 23,1% от общего объема поступлений НДС в бюджет или же 10,6% всех налоговых поступлений. Необходимо отметить, что в дальнейшем необходимо отходить от нулевой ставки НДС. Лучше использовать освобождение от НДС, чем возвращать эти суммы из бюджета. Нулевая ставка НДС способствует коррупции и субъективизму, что недопустимо в условиях административной реформы. Кроме того, данный метод способствует уходу финансовых средств из бюджета государства.

Следующим резервом в увеличении доходной части проекта бюджета являются неналоговые поступления, которые на наш взгляд, начиная с 2004 года по субъективным причинам постепенно уменьшаются с 72,5 млрд.тенге в 2004 году до 40,8 млрд.тенге в 2007 году (2005 г. – 56,8 млрд.тенге, 2006 г. – 41,9 млрд.тенге). Если оставить размер неналоговых поступлений на уровне хотя бы 2005 года, можно было бы дополнить доходную часть еще на 16 млрд.тенге.

В структуре неналоговых поступлений наибольший удельный вес приходится на доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности (около 50%) - это поступления арендной платы за пользование военными полигонами и комплексом «Байнокур».

1 – доходы от аренды имущества, находящегося в госсобственности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.