рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий

их. /Леонардо да Винчи/

Психологическая война - это специально организованное и профессионально

осуществляемое воздействие на сознание, чувства и волю противника для

достижения политических целей. В течение всего XX века масштабы и значение

психологической войны непрерывно возрастали. К настоящему времени она

превратилась в одно из наиболее эффективных средств борьбы между

государствами, а также между партиями, религиозно-этническими и

финансово-экономическими группировками внутри стран.

Предисловие

Психологическую войну люди ведут с давних пор, но никогда и нигде ее не

афишируют! Более того, документы о конкретных особенностях ее проведения

обычно хранят за семью печатями. Известно только, что специалисты

психологической войны аккумулировали в своей практике все сколько-нибудь

эффективные способы воздействия на человеческие эмоции и сознание.

Сегодня ни одно государство не в состоянии защитить себя, используя одни

лишь военно-технические средства. Обеспечение безопасности все больше и

больше становится комплексной задачей, включающей в себя военные,

политические, экономические, информационные и другие меры. Успешно решать

эту задачу удается благодаря оптимальному сочетанию всех форм и способов

противоборства, включая в их число и психологическую войну.

Сущность войны в обычном понимании данного термина всесторонне изучена.

Особенности же психологической войны правильно понимают только

специалисты. Между тем, одна из основных целей любой \\\"обычной\\\" войны как

раз и заключается в изменении психологии противника. Что значит \\\"заставить

его сдаться на милость победителя\\\", либо \\\"принять предлагаемый план

урегулирования\\\" какой-то проблемы? Это предполагает, помимо прочего,

сформировать у него убеждение в бессмысленности дальнейшего сопротивления,

лишить веры в свой успех, т.е. изменить психологию.

Общая характеристика психологической войны

Информация к размышлению. Знаменитое изречение немецкого генерала Карла

фон Клаузевица (1780-1831) \\\"Война - это продолжение политики другими

средствами\\\" давно стало общепризнанной истиной. \\\"Суть политики - борьба за

власть\\\" - другая аксиома, которая сегодня тоже не нуждается в

подтверждении учеными.

Борьба за власть, динамика отношений господства и подчинения безусловно

относится к сфере общественно-психологических явлений, поскольку всегда

сопровождается разнообразным психологическим воздействием людей друг на

друга.

Сущность психологической войны

В чем же различие между обычной войной (в виде вооруженной борьбы) и

войной психологической?

Понятие психологической войны

Понятие \\\"психологическая война\\\" имеет два основных значения.

В понимании профессионалов (профессионализм в психологической войне

предполагает наличие специалистов, обладающих, во-первых, научными

знаниями об ее специфике; во-вторых, имеющих специальную подготовку, в том

числе практический опыт целенаправленного психологического воздействия на

людей) данное понятие отражает содержание деятельности специальных органов

одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское

население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения

своих политических, а также чисто военных целей.

Официально психологическая война против иностранных государств ведется

только с санкции президента, правительства или совета национальной

безопасности. Фактически же в странах со слабой исполнительной властью и

всеобщим пренебрежением к действующему законодательству психологическая

война осуществляется с помощью средств массовой информации, контролируемых

теми или иными политическими группировками, либо финансово-промышленными

группами (в том числе транснациональными).

Весьма точно сущность профессионально организованной психологической войны

выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь

Цзы (VI век до н.э.). Они сводятся к следующему:

-Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника.

-Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия.

-Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный

момент на позор общественности.

-Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными

людьми.

-Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны.

-Подстрекайте молодежь против стариков.

-Мешайте всеми средствами работе правительства.

-Препятствуйте всеми способами нормальному снабжению вражеских войск и

поддержанию в них порядка.

-Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.

-Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать

их веру в своих богов.

-Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело

разложения.

-Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и

сообщников. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как

они приносят прекрасные результаты.

В обыденном понимании термин \\\"психологическая война\\\" обозначает стихийное,

неквалифицированное использование средств общения и механизмов

социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с

целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего

существования и деятельности.

Психологическая война в таком виде существует (применяется) столько

времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди

умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения,

оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации,

жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали

намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря

накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания

специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми.

Термин \\\"психологическая война\\\" в его ненаучном (житейском, обыденном)

значении может характеризовать:

политическую деятельность отдельных лиц, группировок, партий, движений;

избирательные кампании кандидатов на различные выборные посты;

рекламную деятельность коммерческих фирм;

борьбу соперничающих индивидов (и малых групп) за лидерство в

производственных, научных и других коллективах;

политическое, экономическое или культурное противостояние конфликтующих

между собой этносов;

переговорный процесс между конкурирующими фирмами или организациями.

В настоящее время во многих экономически развитых государствах происходит

объединение в одно целое сил и средств психологического воздействия,

предназначенных для достижения военных, идеологических и политических

целей. Этот процесс принимает различные формы, в зависимости от

исторических традиций, политических и экономических условий в той или иной

стране.

В одних странах идут по пути создания подразделений психологической войны

с кадровым персоналом, который хорошо обучен, оснащен, готов к

практическим действиям в любом месте и в любое время. Эти части обычно

входят в состав вооруженных сил государства или его спецслужб. При

необходимости они могут использоваться и в мирное время, в том числе

против собственных граждан. Такой подход получил распространение в США,

СССР, ФРГ, КНР и в некоторых других странах.

В других государствах подразделения психологической войны сокращенного

состава (штат мирного времени) входят в гражданские структуры. Когда нет

войны, на них возлагают выполнение обязательного объема пропагандистских и

идеологических задач по заказу правительства и в интересах национальной

безопасности. Подобного подхода придерживаются власти Великобритании,

Франции, Швеции, Швейцарии, некоторых других государств.

Наконец, в ряде стран как государственные органы пропаганды, так и

коммерческие средства массовой информации возглавляют кадровые специалисты

психологической войны. Они осуществляют постоянное

пропагандистско-информационное обеспечение политики руководства своих

стран. Подобная практика широко распространена в Южной Корее, на Тайване,

в Индонезии и на Филиппинах.

Итак, психологическая война - это совокупность различных форм, методов и

средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их

психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций,

настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых

норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.

Психологическое воздействие может осуществляться различными методами.

Во-первых, собственно психологическими средствами. Например, в предвоенный

период правительство любой страны через средства массовой информации

стремится сформировать у своего народа (особенно среди военнослужащих)

патриотические взгляды и убеждения, обеспечить в массовом сознании

приоритет целей государственной политики. В то же время вероятный

противник старается внедрить в сознание населения и военнослужащих этого

государства выгодные только ему, противоположные по направленности идеи и

настроения. Например, разжигает националистические предрассудки,

недовольство политическими или экономическими мероприятиями правительства.

В результате в сознании людей происходит борьба мотивов, что нередко ведет

к снижению уровня морально-психологического состояния населения и личного

состава вооруженных сил. Так поступали все мировые державы накануне Первой

и Второй мировых войн, в ходе различных вооруженных конфликтов (в Корее,

Вьетнаме, на Ближнем Востоке и других).

Во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться военными

средствами. Например, Советский Союз размещал с целью психологического

давления свои войска и ракеты возле границы с Китаем, во Вьетнаме, на

территории Кубы. СССР и США неоднократно стремились достичь своих

политических целей с помощью демонстрации военной силы. Один из

классических примеров психологического воздействия посредством военного

демарша - отправка к берегам Гаити 20 боевых кораблей ВМФ США в 1994 г.

Захватившая там власть хунта генерала Седраса, испытывая, с одной стороны,

психологическое давление мировой общественности, обработанной США, а с

другой - ввиду прямой угрозы применения военной силы, была вынуждена

передать рычаги управления свергнутому ею президенту Аристиду. Еще два

примера - систематические бомбардировки авиацией США объектов на

территории Ирака и применение авиации НАТО против Югославии. Здесь дело не

ограничилось одной демонстрацией силы, военная машина была пущена в ход.

В-третьих, для психологического воздействия может использоваться система

торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв

потенциального противника. Так, экономические санкции (в том числе и от

имени ООН) против Ирака, Югославии, Кубы, Ливии, Судана и ряда других

стран влекут за собой значительное снижение уровня жизни большинства

населения, многочисленные бытовые трудности, рост заболеваемости,

недоедание и, как следствие, массовое недовольство граждан существующим

положением.

В-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться чисто

политическими средствами. Например, проведенный в Москве в январе 1999

года демонстративный марш членов националистической организации А.

Баркашова \\\"Русское национальное единство\\\" повлек за собой ожесточенную

полемику между представителями различных политических сил России и усилил

противостояние между ними.

Виды воздействия в психологической войне

По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое

воздействие подразделяется на следующие виды:

1) информационно-психологическое,

2) психогенное,

3) психоаналитическое,

4) нейро - лингвистическое,

5) психотронное,

6) психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют

информационно-пропагандистским, идеологическим) - это воздействие словом,

информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью

формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов,

представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные

или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции.

Так, листовка, оказывая пропагандистское влияние (т.е. воздействуя на

сознание), может одновременно вызывать психологические переживания,

например чувство тоски по родине, по семье. В период Второй мировой войны

советские листовки со стихами Э. Вайнерта \\\"Подумай о своем ребенке\\\",

распространявшиеся среди немецких военнослужащих, оказывали на них сильное

эмоциональное воздействие.

Психогенное воздействие является следствием:

- а) физического воздействия на мозг индивида, в результате которого

наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности.

Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он

теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п.

Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука,

освещения, температуры и других), которые через определенные

физиологические реакции изменяют состояние его психики;

- б) шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий

(например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на

сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально

действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или

депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д.

Чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям окружающей

действительности, тем более резко выражены его психические травмы,

получившие название психогенных потерь. Поэтому в органах психологической

войны некоторых государств (например Израиля) имеются специалисты, задачей

которых является не только деморализация населения и личного состава войск

противника, но и оказание реальной помощи своим военнослужащим для их

восстановления от психогенных потерь и быстрого ввода в строй.

Частным, но весьма показательным случаем психогенного воздействия

выступает влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние

человека.

Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного,

красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и

пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой,

синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов

является возбуждающей, вторая - успокаивающей.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие - это воздействие на

подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии

гипноза или глубокого сна.

Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как

отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии. Например,

в СССР профессор И.В. Смирнов по заданию Министерства обороны разработал

технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции,

позволяющую:

- осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на

внешние воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре

или звуковом прочтении различных \\\"стимулов\\\" - слов, образов, фраз;

- абсолютно точно определять наличие в подсознании человека конкретной

информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую

мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;

- на основе выявленной и проанализированной информации, получать полную

картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей)

состояний психики;

- при необходимости проводить целенаправленную (по желанию - действующую

немедленно, либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным

действующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и

даже запахи-мотиваторы определенного поведения.

В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их

поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся

на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или

телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в

комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает,

что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые

подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что

предписано.

Нейролингвистическое воздействие (НЛП - нейролингвистическое

программирование) - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию

людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая

активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые

состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные

вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение

содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения,

взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых

групп людей). Субъектом нейролингвистического воздействия выступает

специалист (инструктор).

Инструктор сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые

(конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и

беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (переживания,

настроения, чувства). На следующем этапе он посредством специальных

приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния

(социально-экономического, культурного, физического и как следствие -

психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей

по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими

людьми.

Интересно то, что после того, как под воздействием инструктора человек

\\\"понял\\\", что ему \\\"требуется\\\", он самостоятельно (но под влиянием

заложенного в его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать

информацию о своей повседневной деятельности, о своих состояниях и

переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент

состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие свои ресурсы ему

нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь

комфортности чувств и настроений.

Формула изменений в психике объекта под влиянием инструктора схематично

выглядит следующим образом (см. схему).

0x01 graphic

В ходе нейролингвистического программирования обычно используют эффекты

\\\"зеркального отображения\\\", \\\"синхронизации\\\" и \\\"психологической

сигнализации\\\".

\\\"Зеркальное отображение\\\" - это прямое, но крайне редко осмысливаемое

заимствование (копирование) поз, жестов, характерных движений, интонаций,

диалектических либо жаргонных особенностей речи, усиливающее взаимосвязь и

взаимовлияние людей друг на друга.

\\\"Синхронизация\\\" - это взаимная подстройка телесных ритмов (включая ритм

дыхания) слушающим и говорящим субъектами. Так, известно, что люди во

время разговора как бы \\\"подтанцовывают\\\" своим телом в такт собственной

речи для придачи ей большей выразительности. При этом слушатель тоже

совершает микродвижения в такт ритму голоса собеседника, обеспечивая тем

самым невидимую, но подсознательно ощущаемую эмоциональную взаимосвязь с

ним. Синхрония максимальна, если общающиеся находятся в состоянии согласия

или диалога между собой. И она минимальна при споре и конфликте между

ними. Когда внимание рассеивается, синхронизация тоже прерывается.

Человек, знающий особенности подобной синхронии, может использовать их для

воздействия на других людей, тем самым обеспечивая свое преимущество в

процессе общения и оказывая нужное ему психологическое влияние.

\\\"Психологическая сигнализация\\\" - это взаимосвязь, существующая между

положением глаз субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и

переработку поступающей в его мозг информации. В частности, когда

человек-правша смотрит вверх и налево, он активизирует свою визуальную

(зрительную) память. Если глаза направлены наверх и направо, это

сигнализирует о конструировании мозгом нового зрительного представления

или образа. Если глаза человека ориентированы преимущественно в

горизонтальном направлении - значит, он контролирует пространство перед

собой и находящихся там людей или объекты, подлежащие вниманию. Если глаза

ориентированы вниз и налево, в этом случае мозг правши занят главным

образом вводом кинестетической (тактильной) информации. Наконец, взгляд

вниз и направо сигнализируют о преимущественном осуществлении внутреннего

диалога. Инструктор интерпретирует эти движения глаз собеседника и строит

свою речь так, как нужно для достижения его целей.

Психоаналитическое и нейролингвистическое виды воздействий полезны тогда,

когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для

обеспечения своего господства, то они являются психологическим насилием

над людьми.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это

воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации

через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

В данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые

сеансы якобы экстрасенсорного воздействия (например, Кашпировского, Чумака

и других \\\"волшебников\\\") являются яркими примерами самого обыкновенного

обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей

мере - массовая истерия и массовое психическое заражение.

Что же касается психотронного оружия, то известны факты работ по созданию

генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга,

биолокационных установок, по использованию химических и биологических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.