рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

средств в целях стимулирования определенных психологических реакций.

Психотроника ориентируется преимущественно на методы, связанные с

применением технических средств воздействия на сознание, например,

упомянутых генераторов. В настоящее время еще рано говорить об активном

использовании психотронного оружия как средства психологической войны,

однако ее специалисты делают все возможное, чтобы максимально применять

то, что уже хотя бы минимально наработано.

Одним из теоретиков и участников разработки психотронного оружия является

Д. Александер - отставной полковник, ветеран войск специального назначения

США, который воевал во Вьетнаме во главе отрядов этнических кампучийцев в

дельте Меконга. Он долгое время занимался изучением поведения людей в

экстремальных ситуациях и парапсихологией, является автором книги о

методах тренировки ума. В 1980 г.

Д. Александер опубликовал в журнале \\\"Military Review\\\" статью о \\\"новом

интеллектуальном поле боя\\\", посвященную возможностям использования в

условиях войны методов телепатии и оружия, нарушающего нормальную работу

психики. Предложенная им технология \\\"мягкого убийства\\\" привлекла внимание

представителей Пентагона, и в 1988 г., уволившись из армии, он начал

работать в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, где был прикомандирован

к группе специальных технологий. Американские эксперты считают, что данное

\\\"оружие\\\" наиболее целесообразно использовать в тех районах мира, где

американские войска осуществляют миротворческие миссии.

Подобные или сходные результаты дает использование голографических

изображений. Россия добилась в этой области достаточно больших успехов.

Если в других странах созданы проекты лазерной графики, воспроизводимой с

поверхности земли, то российские ученые уже разработали проект передачи

изображений с космической платформы и создания орбитального

лазерно-светового комплекса. Фирма \\\"Скан\\\" совместно с НПО \\\"Энергия\\\"

предлагает установить на уже находящихся в космосе спутниках специальные

приборы для передачи изображений на поверхность облаков, являющихся

хорошим лазерным экраном. Такие изображения будут при определенных

условиях видны с земли на территории радиусом в 100-150 километров.

Голографические изображения способны оказывать серьезное влияние на

психическое состояние людей, особенно в экстремальных или боевых условиях.

Планируется, например, создавать на небе голографические изображения

исламских мучеников, которые \\\"с небес\\\" будут советовать своим единоверцам

прекращать сопротивление, сдаваться на милость противника либо

возвращаться домой. По имеющимся фактам можно предположить, что испытания

подобных устройств уже проводятся.

Не все указанные здесь виды психологического воздействия используются в

равной степени. В годы Первой и Второй мировых войн, в вооруженных

конфликтах 50-80-х годов нашего столетия воюющие страны применяли в

основном информационно-пропагандистское и психогенное воздействие.

Психоаналитическое, нейролингвистическое и психотропное воздействие

пополнило арсенал психологической войны в 90-ые годы. А психотронное

оружие всего лишь проходит стадию первоначальных испытаний. Вместе с тем

специалисты психологической войны уже разработали ее стратегию,

предполагающую комплексное применение всех видов психологического

воздействия на людей.

Закономерности психологического воздействия

Психологическое воздействие - это влияние на людей (на отдельных индивидов

и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и

психологических структур их сознания и подсознания, трансформации

эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

Выделяют три этапа психологического воздействия:

- операциональный, когда осуществляется деятельность его субъекта;

- процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие

(неодобрение) данного воздействия его объектом;

- заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие

перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть

различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому

критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-нибудь

одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном

явлении), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда

психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию

изменения могут быть кратковременными и длительными.

Применение психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои

особенности:

- допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы

психологического воздействия;

- психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением

средств вооруженной борьбы;

- есть стремление достичь максимальной психогенной результативности

воздействия.

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики

отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

- потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации,

влечения, желания);

- интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления,

воображение, память и мышление);

- эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые

процессы);

- коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения,

взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший

реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам

особенности функционирования индивидуального, группового и общественного

сознания.

Психологическое воздействие имеет свои закономерности:

- если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу

людей, то его результаты сказываются в первую очередь на направленности и

силе побуждений (влечений и желаний) людей;

- когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это

отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных

отношениях;

- сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую

активность людей и таким образом управлять их поведением;

- влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений

и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и

дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с

окружающими;

- в результате психологического воздействия на

интеллектуально-познавательную человека сферу изменяются в нужную сторону

его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в

итоге, его \\\"картина мира\\\".

Человеческая психика (т.е. объект психологического воздействия) - это

система потребностно-мотивационных, интеллектуально-познавательных,

эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих компонентов. Она может

функционировать уравновешенно или же с перекосом в существующих

взаимосвязях. Определяется то и другое эффектом когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс - это такое явление, которому свойственны следующие

характеристики:

а) между интеллектуально-познавательными и всеми остальными компонентами

психики имеет место диссонанс, т.е. несогласованность, противоречивость;

б) существование диссонанса вызывает у человека стремление уменьшить его

или хотя бы воспрепятствовать его дальнейшему увеличению;

в) проявление данного стремления выглядит как:

- недоверчивое отношение к новой информации, или

- изменение поведения в соответствии с новой информацией, или

- переосмысление прежней информации в новом ракурсе.

В соответствии со сказанным для того, чтобы оказать психологическое

воздействие, необходимо сначала спровоцировать сбои и перекосы в

функционировании отдельных компонентов психики объекта воздействия.

Динамическое равновесие между ними нарушится и он начнет переживать

состояние когнитивного диссонанса. После этого можно побудить его к

восстановлению душевного равновесия за счет изменения своих прежних,

привычных для него взглядов, убеждений и отношений, а затем и стереотипов

поведения.

Наиболее наглядно это видно на примере психологического побуждения к сдаче

в плен и в работе с военнопленными.

Практически каждый военнослужащий отдает себе отчет в том, что сдача в

плен, к которой его призывает противник, является весьма негативным

поступком. Но в ходе боевых действий он нередко видит, что плен (или, как

вариант, дезертирство) - единственный способ сохранить свою жизнь. Перед

ним встает тогда альтернатива: потерять уважение фронтовых товарищей,

друзей и родных людей или лишиться жизни. Начинается мучительный поиск

решения (т.е. переживание когнитивного диссонанса). Человеку необходимо

выбрать один из этих двух вариантов, внутренне принять либо возможность

гибели, либо бегство от нее. Нередко это бывает выбор в пользу сдачи в

плен.

В плену осуществляется работа по дальнейшей трансформации мировоззрения

пленных. Специалисты в области психологического воздействия стремятся

заменить имеющиеся у них ценностные ориентации (например,

буржуазно-демократические) на другие (например, социалистические, как это

было в ходе работы с пленными в период Великой Отечественной войны, в

Корее и во Вьетнаме). Знакомство с новыми взглядами, идеями, нормами

поведения, требующими отказа от устоявшихся убеждений, опять приводит к

возникновению когнитивного диссонанса. В чью пользу будет принято решение

в этом случае, зависит от целого ряда факторов (возраста пленного, степени

его интеллектуального развития, уровня образования, качества проводимой с

ним работы и др.).

Предпосылки повышения эффективности восприятия психологического

воздействия.

Действенность психологических операций в значительной мере зависит от

того, как осуществляются восприятие, обработка, осмысление и усвоение

информации объектом психологического воздействия.

Восприятие окружающего мира (в том числе и социальное восприятие) принято

считать одним из ключевых психических процессов, от которого зависит

эффективность психологического воздействия. Под восприятием (перцепцией)

окружающего мира понимается целостное отражение предметов, ситуаций и

событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на

органы чувств человека. Восприятие представляет собой комплексный процесс,

включающий:

а) отражение стимула и ситуации;

б) их регистрацию;

в) интерпретацию воспринятого;

г) ответную реакцию на воспринятое.

Любой акт восприятия внешней информации осуществляется в форме конкретных

образов, которые в большей или меньшей степени связаны с другими

психическими познавательными процессами - мышлением, памятью, вниманием -

и направляются мотивацией, имеют определенную эмоциональную окраску.

Организуя подачу информации, необходимо всегда учитывать эмоциональный

настрой объекта и способность сообщаемой информации вызывать именно те

переживания, которые обостряют восприятие ее (интерес, любопытство,

удивление).

Информация должна организовываться и подаваться таким образом, чтобы

способствовать разрядке эмоционального напряжения, возникающего у объекта

в процессе психологического воздействия. Это формирует его доверие к

субъекту, проявляющееся в дальнейшем в форме готовности к получению и

усвоению новых подобных сообщений.

Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзорное. Одной

из существенных причин неадекватного, иллюзорного восприятия является так

называемая сенсорная депривация.

Сенсорная депривация - это продолжительное, более или менее полное лишение

человека чувственных впечатлений. Синдром сенсорной депривации проявляется

следующим образом:

- возникает сильная потребность в получении чувственных впечатлений;

- возрастает внушаемость;

- ослабляется способность концентрировать внимание;

- нарушается нормальное течение мыслей;

- часто возникает депрессия, появляются галлюцинации.

Установлено, что похожие изменения психики имеют место в случае

продолжительной социальной изоляции, в том числе в условиях вооруженной

борьбы. Так, синдром сенсорной депривации в той или иной мере возникает у

военнослужащих, оказавшихся в окружении; у бойцов групп спецназначения,

долго находящихся во вражеском тылу; среди солдат и офицеров воинских

подразделений в условиях монотонного существования (например, в тыловом

лагере или во время длительного марша); среди групп населения,

скрывающихся в убежищах и т.д.

Иными словами, частичная сенсорная депривация характерна в первую очередь

для военнослужащих тех подразделений, деятельность которых связана с

частичной или полной временной изоляцией от своих войск. Надо отметить,

что командование таких контингентов нередко само заинтересовано в

ограничении внешней информации. Все это можно и нужно использовать в

интересах психологической войны.

Большую роль в повышении эффективности процесса психологического

воздействия играет учет особенностей познавательных процессов: памяти,

мышления и воображения.

Под памятью психологи понимают процессы организации и сохранения прошлого

опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности, в

том числе и в интересах психологической войны.

Различают следующие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную,

словесно-логическую. Все они связаны с процессами запоминания, которые,

кроме того, содержат элементы мышления (в сложном и противоречивом

единстве с речью), внимания, проявления интересов и потребностей, эмоций и

чувств.

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание

материала в памяти. Успешность запоминания определяется в первую очередь

возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.

Важную роль среди его механизмов играет повторение. Вместе с тем можно

обойтись и без повторения, если человеку надо запомнить жизненно важный

материал, либо сведения, несущие большую смысловую нагрузку.

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся

обобщенным отражением действительности в таких объективных ее свойствах,

связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному

восприятию.

Психологи рассматривают мышление прежде всего как деятельность,

направленную на решение определенной задачи (проблемы). Именно проблемная

ситуация обычно является начальным моментом мыслительного процесса, то

есть такая ситуация, для которой нет готового решения. Мыслить человек

начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивле ния или

недоумения, с осознания какого-либо противоречия, несоответствия,

несуразности.

Использование понятий, логических конструкций характерно для

словесно-логического мышления. Этот вид мыслительной деятельности

функционирует на базе лингвистических средств. Фактически он применяется

человеком в сферах его индивидуальной компетентности. В остальных случаях

преобладает наглядно-образное мышление (воображение) на основе образов и

простейших языковых средств, позволяющих наиболее полно воссоздать все

многообразие различных фактических характеристик предмета познания.

Существуют закономерности осмысления и усвоения содержания

психологического воздействия.

Так, быстрее осмысливается и усваивается:

- тот материал, который чаще встречается;

- тот, что связан с повседневной практической деятельностью;

- тот, что эмоционально прочувствован;

- тот, что соответствует национальному образу мышления.

Например, англичане и американцы лучше осмысливают логически просто

построенные рассуждения, французы предпочитают оригинальные идеи,

эмоционально окрашенные сообщения. Китайцы любят образные выражения, немцы

- систематизированные сведения, преподнесенные в традиционном духе.

Важно, чтобы психологическое воздействие вызвало у противника стремление

анализировать события, происходящие на фронте и в тылу; сопоставлять

информацию, полученную извне, со сведениями, полученными от своего

командования и национальных средств массовой информации, чтобы оно

побуждало его делать выводы, нужные субъекту психологической войны.

По этой причине построение психологического воздействия и особенно

пропагандистского сообщения должно соответствовать схеме: вопрос,

гипотетический ответ, аргументы, утверждение. В то же время это построение

должно учитывать конкретную специфику объекта, в частности, его

социально-психологические и национально-психологические особенности.

В интересах повышения эффективности психологического воздействия

необходимо также принимать во внимание особенности \\\"работы\\\" эмоций:

- а) Для выработки временных, непродолжительных установок личности лучше

использовать эмоциональную форму обращения.

- б) Для выработки сравнительно устойчивой ориентации личности,

формирования фиксированных установок, сохраняющихся долгое время, более

оправдано воздействие на рациональную сферу сознания.

- в) Эмоциональную и рациональную формы психологического воздействия

необходимо использовать комплексно. Начинать всегда лучше эмоционально,

последующая часть может быть рациональной. Тогда сила эмоционального

обращения положительно настраивает объект к сообщаемой информации,

пробуждает в нем интерес к рассматриваемым вопросам. А последующее

обращение к рациональной сфере сознания делает психологическое воздействие

более эффективным и продолжительным по времени.

Однако необходимо учитывать и то, что интеллектуальная и эмоциональная

активность могут препятствовать друг другу. Например, человек в состоянии

сильного эмоционального возбуждения испытывает значительные трудности при

выполнении серьезной умственной работы. И наоборот, человеку, включенному

в процесс серьезного интеллектуального труда, чужды сильные

аффективно-эмоциональные переживания.

Следовательно, обращаясь к эмоционально возбужденной аудитории, не следует

особо надеяться на ее мыслительные возможности. Надо также помнить, что на

людей с высоким интеллектуальным уровнем развития рационально построенное

воздействие оказывает более сильное влияние, чем эмоционально окрашенное.

Поэтому, когда объектом воздействия является офицерский состав противника,

в большей степени следует опираться на цифры и факты. При обращении же к

рядовому составу - на эмоционально окрашенную информацию.

Действенность психологического воздействия зависит и от того, когда

измеряется его эффект. Если это делается непосредственно после

осуществления воздействия, эффект, как правило, максимален. Далее, с

течением времени он снижается. Но при этом рационально построенное

воздействие более продолжительно, а эмоциональное - более короткое.

Субъект психологического воздействия не имеет права резко

противопоставлять свою позицию позициям объекта. Если расхождения между

позициями невелико, то действует \\\"закон ассимилятивной оценки близко

стоящих позиций\\\": информация, близкая к собственным позициям людей,

кажется им еще более близкой, сходной с их взглядами. И, наоборот,

взгляды, суждения, мнения, резко отличающиеся от позиции аудитории,

кажется ей еще более неприемлемыми, чем она могут быть в действительности.

Люди \\\"отворачиваются\\\", \\\"закрываются\\\" от сообщаемой им информации:

срабатывает \\\"закон контрастной оценки\\\".

Цели и задачи психологической войны

Основные цели и задачи психологической войны можно классифицировать по

нескольким различным основаниям. По условиям различают психологическую

войну, осуществляемую в мирное, военное и послевоенное время, а также в

ходе миротворческих операций. По объектам воздействия ее ведут против

военнослужащих, гражданского населения, высшего военно-политического

руководства противника и его союзников. Кроме того, предпринимаются

специальные мероприятия, направленные на формирование нужного отношения к

возможной войне (агрессии) со стороны мирового общественного мнения и

стран-союзников. По времени осуществления цели и задачи психологической

войны подразделяют на долгосрочные (стратегические), среднесрочные

(оперативные) и краткосрочные (тактические).

Целями психологической войны могут являться:

- а) предотвращение возможного военного конфликта;

- б) ослабление морального духа личного состава вооруженных сил и

гражданского населения противника;

- в) склонение их к отказу от участия в боевых действиях;

- г) создание предпосылок для достижения намеченных военно-политических

целей с минимальными людскими потерями и материальными затратами.

Содержание психологических операций

Психологическая война - это комплекс психологических операций и

мероприятий, осуществляемых в соответствии с конкретными целями и

задачами. Обычно она начинается еще в мирное время, в так называемый

угрожающий период. Этот период характеризуется следующими признаками:

Во внешнеполитической области - непрерывно идут интенсивные переговоры

дипломатов (в том числе со всякого рода посредниками); свертываются

торгово-экономические, культурные и иные отношения между членами

противостоящих группировок; происходят разнообразные приграничные

конфликты и т.д.

В экономической области - возрастают темпы и объемы военного производства;

осуществляется перевод промышленности на выпуск военной продукции;

меняется режим работы железных дорог, увеличивается объем военных и других

специальных перевозок всеми видами транспорта и т.д.

В военной области - резко усиливается разведывательная деятельность всех

видов; происходит концентрация войск в приграничных районах; частично

мобилизуются резервисты; вооруженные силы переходят в режим боевой

готовности.

Во внутриполитической области - объявляется особое (либо военное)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.