рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

положение; разжигаются шовинистические и националистические настроения;

вводится военная цензура во всех средствах массовой информации;

запрещается (или существенно ограничивается) деятельность оппозиционных

политических партий, пацифистских и диссидентских движений и т.д.

В области психологической войны:

- резко усиливается противоборство между вероятными противниками в

информационной сфере;

- происходит боевое развертывание органов психологической войны;

- начинают осуществляться психологические операции.

Продолжительность угрожающего периода зависит от характера развития

военно-политической обстановки и эффективности мер политического

урегулирования конфликта. Как правило, он включает в себя период

повышенной напряженности, составляющий от 1-2 до 8 месяцев, и период

резкого обострения обстановки, длящийся от 5 до 25 суток.

С началом боевых действий осуществляются разнообразные оперативные и

тактические психологические операции, являющиеся продолжением

стратегической психологической операции и неотъемлемой частью вооруженной

борьбы.

Своеобразие психологических операций в угрожающий период

Психологические операции в угрожающий период обычно проводят для

достижения следующих целей:

- изоляции вероятного противника на международной арене;

- подрыва морально-психологического состояния личного состава его

вооруженных сил и гражданского населения;

- усиления антивоенных и антиправительственных настроений в стране

противника;

- консолидации населения и личного состава своих вооруженных сил и

стран-союзников.

Содержание психологических операций в угрожающий период конкретизируется в

зависимости от:

- политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки

на ТВД;

- размаха деятельности оппозиционных политических партий, диссидентского и

пацифистского движений в стране вероятного противника;

- особенностей психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа

в стране противника.

Основными объектами психологических операций в угрожающий период

выступают:

- личный состав вооруженных сил противника;

- его гражданское население;

- население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;

- военнослужащие и народ своей страны.

Психологическое воздействие на личный состав вооруженных сил противника

осуществляется в форме:

- разъяснения катастрофических последствий войны для конкретных

военнослужащих и их семей;

- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

- разжигание противоречий, существующих между различными

социально-этническими группами в вооруженных силах противника;

- пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной

техники, вооружения;

- указания военнослужащим противника возможных способов уклонения от

личного участия в боевых действиях.

Психологическое воздействие на гражданское население противника

осуществляется в тех же формах, что и воздействие на личный состав

вооруженных сил противника, плюс призывы к участию в антивоенных

выступлениях оппозиции, религиозных и пацифистских организаций.

Психологическое воздействие на население и военнослужащих нейтральных и

союзных государств осуществляется в форме:

- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

- пропаганды целей и методов собственной внешней политики;

- пропаганды своего военного превосходства над противником.

Психологическое воздействие на военнослужащих и народ своей страны

осуществляется в форме:

- повышения их морального духа, предотвращения паники;

- разъяснения необходимости различных мер ограничения и контроля;

- осуждения и критики антиправительственных и антивоенных сил и движений;

- противодействия пропаганде противника.

Формирование у противника отрицательного отношения к возможной войне

Основная цель психологического воздействия в этом направлении - подрыв

морально-политического и психологического потенциала противника,

формирование среди военнослужащих и гражданских лиц устойчивой

отрицательной установки по отношению к возможной войне. Специалисты

считают, что надо доказывать ее бесперспективность и разрушительные

последствия сразу в двух аспектах:

а) для страны в целом.

б) для каждой семьи.

В результате можно существенно ослабить моральный дух народа и армии

противника, а иногда даже предотвратить войну.

СССР и США неоднократно достигали своих политических целей путем простой

демонстрации военной силы (проводили учения возле границ тех или иных

государств, посылали военные корабли к их берегам, концентрировали войска,

делали другие демарши). Так, Советский Союз размещал свои

оперативно-тактические ракеты на Кубе и возле границы с Китаем. США

посылали свои эскадры в воды Северной Кореи и Вьетнама в 40-ые-60-ые гг.,

Ирака в 80-90-ые гг., Гаити в 1994 г. и т.д.

Помимо этого широко применяется система экономических санкций,

направленная на подрыв основных отраслей экономики государства-противника.

Экономические санкции предпринимались против Ирака, Югославии, Кубы,

Ливии, других стран. Они влекут за собой значительное снижение уровня

жизни основной массы народа, гиперинфляцию, нехватку многих необходимых

товаров и т.д. Морально-психологическое состояние большинства народа (а

также военнослужащих как его части), изнуренного длительным экономическим

кризисом или запуганного демонстрацией превосходящей военной мощи обычно

снижается.

В угрожающий период каждое государство стремится прежде всего создать

благоприятную для себя обстановку на международной арене и в стране

противника. Так, в период англо-аргентинского конфликта за Фолклендские

острова (1982 г.) Великобритания осуществляла эффективное психологическое

воздействие на военнослужащих и гражданское население Аргентины. Основной

акцент был сделан при этом на доказательство бессмысленности сопротивления

аргентинских войск, оккупировавших архипелаг. Одновременно Великобритания

распространяла выгодную для себя информацию в странах Британского

содружества, НАТО и ЕЭС, а через них и в других странах мира. В результате

ей удалось склонить международное общественное мнение на свою сторону.

Стратегическая психологическая операция Израиля против организации

\\\"Хезболлах\\\" в Ливане (1993 г.) преследовала аналогичные цели. В ходе ее

израильское руководство стремилось не столько запугать непримиримую часть

палестинцев, сколько заручиться поддержкой мирового общественного мнения.

Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на

формирование среди военнослужащих и населения противника отрицательного

отношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.

Дискредитация военно-политического руководства противника

Основная цель психологических операций данного направления - подрыв

авторитета военно-политического руководства противника в глазах

собственного населения, личного состава вооруженных сил, мирового

общественного мнения

0x01 graphic

\\\"Два сапога - пара\\\". Английский плакат, высмеивающий двух диктаторов -

Гитлера и Сталина - вступивших в сговор друг с другом (издан в начале

сентября 1939 г. после подписания пакта Молотова-Риббентропа).

Для этого активно применяют различные способы, в том числе:

- тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно

характеризующих командный состав и политическую верхушку противника;

- высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое

руководство и командный состав вооруженных сил противника;

- распространение дезинформации и ложных слухов о них;

- привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;

- использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство отдельных

представителей военно-политического руководства;

- четкое деление их на \\\"плохих\\\" и \\\"хороших\\\".

Использование компрометирующих фактов биографии политического или военного

деятеля, подкрепленные достаточными доказательствами, может весьма

существенно снизить его авторитет. Подтверждением тому является случай,

произошедший в 90-е годы с председателем комитета начальников штабов

вооруженных сил США генералом Дж. Шаликашвили. Журналисты \\\"раскопали\\\" и

опубликовали документы, истинность которых не вызывает сомнений. Согласно

им оказалось, что Дмитрий Шаликашвили, отец американского генерала, во

времена высадки союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) служил в войсках СС.

Ранее он был офицером польской армии. После ее разгрома он с помощью

влиятельных родственников в Германии сумел стать офицером специального

грузинского батальона, входившего в войска СС. Несмотря на заявление

министра обороны США о том, что эсэсовское прошлое отца никоим образом не

касается службы сына в американской армии, этот скандал стал одной из

причин скорой отставки Дж. Шаликашвили с занимаемого им поста

Следует учитывать то, что попытки дискредитации тех или иных руководителей

(командиров) лишь тогда будут эффективными, когда их популярность и

авторитет снизились. В противном случае реакция объекта пропаганды, скорее

всего окажется полностью противоположной ожидавшейся.

Так, большой вред советской пропаганде во время \\\"зимней войны\\\" (30 ноября

1939 - 13 марта 1940 гг.) принесли листовки, содержавшие прямые

оскорбления авторитетных руководителей Финляндии. Премьера-министра

Каяндера, например, в них называли \\\"орущим петухом\\\", \\\"извивающейся змеей\\\",

\\\"маленьким, жадным хищником, у которого нет зубов\\\". Маршала Карла Густава

Маннергейма (1867-1951) клеймили как \\\"кровавого палача финского народа\\\" и

\\\"старую сволочь\\\". Авторитет же Маннергейма был настолько велик, что

финские солдаты воспринимали эти оскорбления словно личные. После чтения

подобных листовок они сражались с еще большим ожесточением.

Впрочем, действия финской стороны тоже были топорными. Например, финны

считали, что может сработать тезис \\\"подкупа военнослужащих\\\". Между тем для

тогдашних красноармейцев такие призывы, как \\\"продайте ваш самолет (танк,

пушку) за десять тысяч долларов и уезжайте в какую угодно страну\\\", звучали

просто дико.

В корне ошибочную аргументацию использовали китайцы в конце 30-х гг.,

когда давали отпор японской агрессии. Их призывы \\\"Долой императора!\\\", \\\"К

ногтю милитаристов!\\\", \\\"Поднимайте знамя революции в Японии!\\\" лишь вызывали

гнев и возмущение японских солдат. Во время Великой Отечественной войны

советская специальная пропаганда повторила те же ошибки, что и в войне с

Финляндией. Недопустимыми, как выяснилось, в ее содержании были грубые

оскорбительные выпады в адрес высших руководителей Германии. Главным

объектом таких оскорблений являлся Гитлер, пользовавшийся в 1941-42 гг.

непререкаемым авторитетом у немецких солдат.

Впрочем, немецкие пропагандисты в этом отношении недалеко ушли от них. Им

очень нравилось изображать Сталина в образе рабовладельца,

бандита-поджигателя и даже дьявола. Конечно, Сталин был одним из

величайших негодяев в истории человечества. Может быть, самым большим.

Однако множество советских людей в то время буквально на него молились.

Поэтому сравнения такого рода вряд ли могли принести пользу. Примером

удачной дискредитации высшего руководства можно назвать французскую

листовку в виде почтовой открытки, в которой прямые нападки (не говоря уже

об оскорблениях) в адрес Гитлера отсутствовали

0x01 graphic

\\\"Без маски: Сталин - дьявол!\\\" (Немецкий плакат 1943 г.)

0x01 graphic

\\\"Три года! Пять лет! Восемь лет! Пожалуйста, господин фюрер, долго ли еще

продлится Ваш блицкриг?\\\"

Разжигание противоречий между различными социальными, конфессиональными,

этническими группами населения и войск противника

Цель психологических операций данного направления - углубить существующие

противоречия между определенными группами людей до критического уровня и

посредством этого значительно понизить боеспособность войск противника, а

также способность населения к сопротивлению.

Достижение данной цели осуществляется через акцентирование существующих

различий между различными социальными группами, наиболее значимыми среди

которых являются социально-классовые и национально-религиозные.

Например, во время Фолклендского конфликта англичане в своей пропаганде на

аргентинскую армию обращались преимущественно к рядовому составу. Его

внимание они привлекали к фактам коррупции и казнокрадства среди генералов

и офицеров. Такая пропаганда вызывала у простых солдат чувство

ущемлённости, недовольство привилегированным положением офицерского

корпуса, его высокомерным отношением к подчиненным. Это, в свою очередь,

снижало их готовность упорно сражаться под началом своих командиров.

Особый эффект дает разжигание национально-религиозных противоречий.

Этнические, религиозные и другие меньшинства, по мнению специалистов,

представляют собой первоочередной объект воздействия с целью раскола в

стране противника. Обращение к массовому сознанию таких групп населения,

особенно если они подвергаются притеснениям со стороны правительства,

очень продуктивно.

Хорошие результаты дала советская пропаганда на украинцев и беларусов

накануне вторжения СССР в Польшу в 1939 г., американская - на курдов

накануне войны в Персидском заливе. США удалось тогда спровоцировать

антиправительственные выступления в иракском Курдистане, что вынудило

Багдад направить туда дополнительные войска.

Католики-хорваты, православные-сербы и сербы-мусульмане более трех лет

(апрель 1992-ноябрь 1995) сражались между собой в Боснии. Примечателен тот

факт, что накануне и во время Второй мировой войны Германия широко

использовала военную помощь хорватов в Югославии, арабов-мусульман в

Северной Африке, западных украинцев, прибалтов, крымских татар. чеченцев и

представителей некоторых других национальностей в СССР.

Немецкая листовка весны 1940 г. \\\"Герой после\\\" была прямо рассчитана на

провоцирование ненависти бедных, проливающих свою кровь на фронте и

становящихся калеками, к богачам, остающимся в тылу и ведущим красивую

жизнь.

0x01 graphic

Способы и приемы внушающего воздействия

Внушение в целом можно представить как психологическое воздействие,

основным содержанием которого является использование способов и приемов

специфического и неспецифического внушения.

Особенности специфического внушения. Специфическое внушение осуществляется

посредством распространения конкретных идей, представлений, образов и

другой информации с целью замещения существующей установки и

провоцирования определенной поведенческой реакции объекта воздействия.

При специфическом внушении используют только вербальные (речевые) средства

влияния и оно обычно является составной частью убеждения, значительно

усиливающем его эффективность.

Различают следующие основные способы специфического внушения:

\\\"Приклеивание ярлыков\\\". Используется для того, чтобы опорочить какую-то

идею, личность или явление посредством оскорбительных эпитетов или

метафор, вызывающих негативное отношение. Опыт психологической войны

свидетельствует о достаточно широком использовании этого способа. Чаще

всего его применяют в отношении политических деятелей, представителей

высшего командования и других общеизвестных лиц. Однако \\\"работает\\\" он

только в том случае, если война уже принесла значительные страдания

населению и войскам противника, а их моральное состояние является низким.

\\\"Сияющее обобщение\\\". Заключается в обозначении конкретной идеи или

личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную

окраску. Цель - побудить объект воздействия принять и одобрить

преподносимое понятие или суждение. Этот способ позволяет скрывать

отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не

провоцировать негативные ассоциации. Прием широко используется в практике

психологической войны, он фактически является аналогом обмана.

\\\"Перенос\\\" (трансфер). Суть его - вызвать через преподносимый образ

(понятие, лозунг, идею) ассоциацию с чем-либо или кем-либо, имеющим в

глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание

воздействия приемлемым. Например, специалисты психологической войны любят

использовать национально и традиционно значимые для противника образы,

вызывающие в сознании населения и военнослужащих положительное отношение.

Так, всегда активно эксплуатировались образы Жанны д\\\'Арк (для французов),

Карла Клаузевица (для немцев), Авраама Линкольна (для американцев),

Конфуция (для китайцев), религиозных авторитетов.

Часто используется также негативный \\\"перенос\\\" путем пробуждения ассоциаций

с отрицательными (для объекта) образами, понятиями, идеями.

\\\"Свидетельство\\\". Заключается в цитировании высказываний личности, которую

уважает или, наоборот, ненавидит объект воздействия. Высказывание, как

правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия,

суждения) и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию

навязываемого ему положительного или отрицательного мнения по этому

поводу. Обычно используется как элемент манипулирования сознанием

противника.

\\\"Игра в простонародность\\\". Основана на побуждении объекта внушения к

отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с

позитивными ценностями вследствие \\\"народности\\\" этих идей либо вследствие

принадлежности источника информации к так называемым \\\"простым людям\\\".

Именно поэтому свои пропагандистские материалы органы психологической

войны часто преподносят от имени рядовых граждан или военнослужащих

противника.

\\\"Перетасовка фактов\\\". Заключается в тенденциозном подборе только

положительных или только отрицательных реальных фактов для доказательства

справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения,

понятия, явления). Объекту воздействия специалисты психологической войны

преподносят в определенной последовательности такие факты, осмысление

которых неизбежно ведет к нужным им выводам.

\\\"Общая платформа\\\". Этот способ заключается в побуждении объекта

воздействия принять содержащуюся в информации идею (суждение, оценку,

мнение) на том основании, что якобы большинство представителей данной

социальной группы или воинского подразделения разделяют ее.

Особенности неспецифического внушения. Неспецифическое внушение

осуществляется путем провоцирования у объекта воздействия отрицательных

психических состояний, вызывающих определенное поведение. В процессе его

осуществления речевые (вербальные) факторы сочетают с неречевыми

(невербальными). Основная цель неспецифического внушения - формирование у

объекта воздействия астенических состояний.

В основе формирования астенических состояний лежит феномен фрустрации. Под

ним понимают переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или

мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация возникает у

людей вследствие реального или кажущегося неудовлетворения их потребностей

в физической и социальной безопасности, в общении, в пище, в бытовых

удобствах и т.д.

Цель неспецифического внушения как раз и заключается в том, чтобы

посредством акцентирования фрустрации спровоцировать у объекта

астенические психологические состояния (беспокойство, депрессию, страх,

панику и т.д.). Неспецифическое внушение такого рода применяла, например,

Красная Армия во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года. Газета

польских эмигрантов в Детройте (США) следующим образом описала

пропагандистскую работу Красной Армии:

\\\"Применялись советские бронемашины, громкоговорители которых передавали

обращения:

\\\"Братья-солдаты, мы пришли освободить вас из-под ярма польских панов. Мы

ваши друзья.\\\" Из первых бронемашин вышли женщины, накормили солдат,

угостили их папиросами, раздали газеты и велели идти домой. В то же время

они предупреждали, что, если в ответ на их миролюбие со стороны польской

армии будет оказано противодействие, то им не поздоровится. И когда один

офицер, приказавший стрелять в Красную Армию, был расстрелян, польские

войска прекратили сопротивление\\\".

Основными способами неспецифического внушения выступают устрашение,

эмоциональное подавление, инициирование агрессивных эмоциональных

состояний.

Устрашение (инициирование страха) - это формирование состояний

беспокойства, депрессии или апатии; пробуждение чувства страха перед

реальной или вымышленной опасностью, а также перед неизвестностью.

Конечная цель устрашения - максимальное снижение морально-психологической

устойчивости противника, паралич его воли к сопротивлению.

Необходимо различать страх перед реальной и вымышленной опасностью. Страх

перед реальной опасностью (допустим, перед угрозой гибели или превращения

в калеку) глубже, т.к. базируется на определенном боевом и жизненном

опыте. Однако страх перед вымышленной опасностью также может существенно

снизить морально-психологическую устойчивость противника.

По степени осознанности угрозы различают страх перед осознанной и

неведомой опасностью. Путем наблюдений за поведением военнослужащих в

период боевых действий установлено, что чем выше у них степень

осознанности надвигающейся опасности, тем больше имеется возможностей для

локализации чувства страха и подготовки к противодействию угрозе.

Наибольший страх люди испытывают перед неведомой опасностью, т.е. такой, с

которой они ранее не сталкивались и потому не знают, какие последствия она

может вызвать. Страх перед неведомым значительно снижает боевые

возможности войск. Например, солдаты могут внушить себе, что они,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.