рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Авторский договор как основание правомерного использования произведения

Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму

взаимоотношений с организацией.

В принципе вопрос о разграничении авторского договора с трудовым

имеет значение лишь в тех случаях, когда автор — исполнитель работ не

зачислен в штат (списочный состав) организации. Поскольку подчинение

распорядку, установленному в организации, не позволяет квалифицировать

сложившиеся между сторонами отношения авторской правовыми, что вытекает из

ст. 15 КЗоТ. Тот же признак — подчиненность внутреннему распорядку работы

организации — позволяет отграничивать от трудового договор и договор

подряда. При рассмотрении авторского спора часто как раз и приходится

выяснять, какой из трех названных договоров заключен, если по поводу

результата творческой деятельности стороны связаны так называемым “трудовым

соглашением”. Вопрос о природе такого соглашения должен быть выяснен до

рассмотрения спора по существу, так как согласно ст. 80 ГПК РСФСР истцы

освобождаются от уплаты судебных расходов по спорам, вытекающим из

авторского права (как, впрочем, и по искам о взыскании заработной платы); в

то время как при обращении с иском о взыскании платы по договору подряда

судебные расходы подлежат уплате на общих основаниях. Что же должно служить

разграничительным признаком при рассмотрении подобных споров? Н.А. Клык

выделяет при отсутствии оснований для признания отношений трудовыми

предмет. Так, если заключается договор на создание результата творческой

деятельности — произведения науки, литературы или искусства, то такое

соглашение ни что иное, как авторский договор со всеми вытекающими отсюда

последствиями[27]. Думается такая позиция вполне оправдана, она призвана,

прежде всего, обеспечить защиту прав и интересов автора, поскольку

положение автора по такому договору должно быть не хуже по сравнению с

положением, закрепленным в законе.

При заключении договора обе стороны оговаривают особенности

заказываемой работы, что и определяет характер применяемой деятельности —

творческой или исполнительской. Внешне это могут быть сходные предметы,

например, картина, написанная самим художником, или же копия картины

другого художника. В первом случае появляется произведение — объект

авторско-правовой охраны, во втором — обычный результат работ, поэтому по

поводу копии и заключается не авторский договор, а лишь договор подряда.

В ст. 2 ЗоАП сказано, что законодательство РФ об авторском праве и

смежных правах является частью гражданского законодательства.

Следовательно, к авторским отношениям применяются основные начала, на

которых основывается гражданское законодательство, а именно: равенство

участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности,

свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в

частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских

прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1

ГК). Исходя из этого, можно сделать вывод, что авторский договор является

гражданско-правовым и соответственно к нему применяются нормы общей части

обязательственного права. Нарушение сторонами договорных обязанностей

влечет ответственность по ст. 34 ЗоАП. Распространение положение об

обязательствах на авторские договорные отношения позволяет применять

ст. 310 ГК, в соответствии с которой “односторонний отказ от исполнения

обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за

исключением случаев, предусмотренных законом”.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и

возмездный характер.

Что касается формы авторского договора, то согласно ст. 32 ЗоАП

авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключения

составляют договоры об использовании произведения в периодической печати.

для которых предусмотрена устная форма.

Хотя ЗоАП ничего не говорит о последствиях несоблюдения письменной

формы договора, в данном случае применима норма ст. 162 ГК РФ, где сказано,

что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в

случае спора сослаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские

показания, но не лишает их права приводить письменные и другие

доказательства. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее

недействительность в случаях, прямо указанных в Законе или в соглашении

сторон.

Кроме того, Закон отдельно определяет форму договоров, касающихся

продажи экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставления массовым

пользователям доступа к экземплярам программ и баз данных (например,

дискета). В подобных случаях применяется норма п. 3 ст. 14 Закона РФ “О

правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”

от 23.09.92 г.[28], общий смысл которой заключается в том, что, получая

экземпляр материального носителя программы или базы данных, покупатель или

получатель считается подписавшим договор, существо которого изложено на

этом экземпляре.

В новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и

авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние,

которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые

отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных

и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти

отношения связаны с созданием и использованием произведений

интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения

допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за

некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании

произведения.

1.2. Основания классификации и виды авторских договоров

В действующем законодательстве об авторском праве нет перечисления

видов авторских договоров, которые содержала ст. 504 ГК РСФСР 1964 г.

Годами складывавшаяся практика оставила в наследство ряд авторских

договоров, которые могут быть сгруппированы по различным основаниям.

В литературе встречается достаточно предложений о классификации

авторских договоров. Одна из возможных классификаций содержалась в уже

упомянутой ст. 504: авторский договор об издании произведения; авторский

договор о публичном исполнении произведения, авторский договор об

использовании произведения в кинематографии; авторский договор об

использовании произведения на телевидении и радио; авторский договор о

публичном показе произведения; авторский договор об использовании в

промышленности произведения декоративно-прикладного искусства. Перечень

этот является примерным: в зависимости от способа использования

произведения могут заключаться и иные авторские договоры.

По мнению А.П. Сергеева авторские договоры, прежде всего, делятся на

группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они

заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на

создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных,

архитектурных и других произведений[29]. Однако следует учитывать, что даже

если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования

произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание

самого договора.

Предметом авторского договора могут быть еще не обнародованные

произведения или произведения, которые уже доведены до всеобщего сведения.

Подобное деление оказывает существенное влияние на размер авторского

гонорара и форму его выплаты. Так, если авторы необнародованных

произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление

пользователю права на первое ознакомление публики с произведением, то

авторы произведения уже известного публике, подобной прерогативы лишены.

Специфической чертой последних является право автора на внесение

исправлений и изменений в созданное им произведение.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров

в зависимости от способа использования произведения. Наиболее

распространенным видом авторского договора является издательский договор, в

соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых

произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений

литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических,

сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность издательского договора, более раннее становление

определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или

иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов,

решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по

издательским договорам. Кроме того, издательский договор — самый

универсальный по характеру использования произведений, в рамках его

используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые

могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения

является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении

постановочного договора. Его предметом могут быть драматические

произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые

используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями,

цирками и т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на

том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный

договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые

возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм

художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть

сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он

регламентирует. порождаются необходимостью использования текста, по

которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача,

проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их

главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется,

изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально

приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор

регулирует отношения возникающие между сторонами при публичном исполнении

произведения.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный

орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются

условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного

искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом

являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются

авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность

последних.

Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и

договоры заказа. Иными словами, эти виды авторских договоров

характеризовались степенью готовности произведения. Содержащееся в ст. 503

ГК РСФСР 1964 г., определение авторского договора объединяло договор на

готовое произведение и договор заказа. То же происходило и с типовыми

авторскими договорами. Например, согласно Типовому издательскому договору

на литературные произведения 1975 г. (п. 1), автор передавал или обязывался

создать и передать издательству для издания и переиздания свое

произведение.

Типовой постановочный договор на создание и постановку музыкально-

сценического произведения 1977 г. был договором заказа, что подтверждает

его п. 1, где сказано, что автор обязуется создать и передать театру для

публичного исполнения оперу. балет, оперетту.

Говоря о типовых авторских договорах, важно отметить, что с принятием

31.05.91 г. Основ гражданского законодательства СССР, утратили силу типовые

договоры как нормативные акты. Причем Э.П. Гаврилов отмечал, что типовые

договоры не являются простыми ведомственными актами. Их подписание —

указать сторонам наиболее правильную, отвечающую и интересам общества, и

интересам авторов форму договора и его содержание[30].

9 июля 1993 г. ВС РФ принял закон “Об авторском праве и смежных

правах, который отменил и заменил нормы раздела IV ОГЗ “Авторское право”

(ст.ст. 134-143) и предусмотрел в ст. 33 только один вид авторского

договора — договор заказа.

Однако, закрепление в законе авторского договора заказа не означает

лишения автора возможности самостоятельно обратиться в организацию

(издательство, театр, студию), предложив ей свое произведение.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по

договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры

подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о

передаче неисключительных прав[31].

Принимая во внимание провозглашенную гражданским законодательством

свободу договора, стороны не ограничиваются перечисленными видами

авторского договора, каждый вид которого имеет свои особенности,

обусловленные как предметом так и способами использования произведения.

1.3. Порядок заключения авторского договора и его стороны

Итогом согласования условий, которые стороны сочтут существенными,

является заключение договора (ст. 432 ГК РФ).

Порядок заключения договора предопределяется степенью готовности

произведения. Так, по договору на готовое произведение автор передает

готовое произведение, а по договору заказа автор принимает на себя

обязательство создать произведение в будущем. ЗаОП не предусматривает

процедуру заключения договора, поэтому порядок определяется главой 28 ГК РФ

“Заключение договора”. Считают целесообразным рассмотреть данный вопрос с

учетом сложившейся практики.

Готовое произведение, представленное в издательство, киностудии и

т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается.

Организация (физические лица, занимающиеся использованием произведения)

принимает решение о пригодности этого произведения к изданию[32]. Если

произведение будет одобрено, то это является основанием для заключения

договора. Таким образом, предварительная работа организации над готовым

произведением заканчивается, а в тексте договора должно быть указано, что

произведение представлено и одобрено. Следует учитывать, что на этой стадии

произведение может не получить одобрения организации. В этом случае оно

передается автору на доработку, а договор на готовое произведение будет

заключен лишь после его одобрения организацией.

Как уже отмечалось, к моменту заключения договора заказа

(литературного, художественного и т.д.) произведения еще не существует, а

характер отношений между сторонами совсем иной.

Так, автор будущего произведения должен представить заявку, план или

проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его

осуществления и использования материала. Организация вправе предъявить к

заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет

творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, который

приравнивается к творческой заявке[33]. Театр оказывает автору творческую

помощь в создании произведения, знакомит автора с составом труппы и

технической частью театра, дает ему консультации по теме произведения. С

согласия автора в театре проводится обсуждение предварительных вариантов

произведения.

В творческой заявке, представляемой киностудии, должны излагаться

основная идея, сюжетный замысел, даваться характеристика главных

действующих лиц будущего сценария, содержаться полное и последовательное

описание действия, а также диалоги, титры[34]. От автора требуется

учитывать производственно-экономические показатели, т.е. число снимаемых

объектов, массовых сцен и т.д.

Издательство также проводит предварительную, преддоговорную работу с

автором, которая состоит из собеседования, изучения и оценки плана,

проспекта или плана-проспекта произведения (перечня разделов и подразделов

с изложением содержания каждого), а также из изучения и оценки одной из

глав или одного из разделов будущей книги. Одновременно уточняется тип

издания, жанр произведения, основной круг читателей, на которых будет

рассчитано издание. Авторская заявка, план, проспект или отдельная глава

рассматриваются издательством, после чего автору сообщается, принято ли его

произведение, отклонено или продолжает изучаться. При положительной оценке,

авторская заявка утверждается, включается в тематический план, а с автором

заключается договор литературного заказа[35].

Очевидно, что организация по договору заказа заинтересована получить

доброкачественное произведение, поэтому при изучении и обсуждении авторской

заявки одна определяет параметры произведения. Утверждение творческой

заявки означает согласование автором и организацией всех требований,

предъявляемых к будущему произведению, а также лишает организацию права

выходить за рамки творческой заявки, согласованной с автором. Помимо всего

прочего, для организации, заключающей договор с автором, создающим

произведение, существует известная степень риска. Никто не застрахован от

того, что автора может постичь творческая неудача, а его произведение

нельзя будет использовать. В таких случаях организация (издательство, театр

и др.) несет материальные убытки, так как в соответствии со ст. 33 ЗоАП она

обязана выплатить автору аванс. Поэтому закономерно требование организации

к автору о предоставлении развернутого плана-проекта.

Что касается автора, то план-заявка порождает его основную договорную

обязанность — создать произведение в соответствии с условиями договора.

Несоблюдение автором предъявляемых к создаваемому произведению требований,

обозначенных в плане-заявке, приводит к нарушению условий договора и

ответственности автора по ст. 34 ЗоАП.

В подтверждение важности согласования требований к будущему

произведению, следует привести пример из судебной практики.

Автор Г. заключил договор с комбинатом на выполнение двух моделей

горельефных вставок[36]. В установленный договором срок Г. выполнил работу

и сдал ее комбинату. Художественный совет комбината принял работу без

замечаний.

Комбинат выплатил автору вознаграждение за одну модель горельефов,

обосновав отказ оплатить другую модель тем, что скульптор выполнил ее не на

тему, предложенную комбинатом. Однако суд установил, что тема горельефа не

была указана в условиях договора, и имеющиеся в деле документы

подтверждают, что эскиз произведения согласовывался с заказчиком и был им

утвержден.

Суд не нашел нарушений со стороны автора в части выполнения

требований к предмету договора и удовлетворил исковые требования автора,

взыскав в его пользу причитающийся гонорар.

При заключении договора необходимо не только четко определять

согласованные условия, но и правильно их оформлять. Возвращаясь опять к

практике прежних лет, можно привести такой пример.

Авторы обнаружили неправомерные действия издательства “Знание”,

которое в одностороннем порядке приняло решение о включении в договор

посторонних лиц[37]. Завершить это дело в пользу авторов не удалось, так

как они сами допустили нарушение правил оформления договора. Авторы

подписали чистые бланки договора, поэтому установить, как и на каком этапе

в договор были внесены новые лица, оказалось невозможным.

Практика знает и другие случаи, когда автор первым подписывал

договор, который оставался без подписи второй стороны. Это неизбежно

приводило к конфликтам и затрудняло исполнение сторонами договора своих

обязательств.

Не менее важен при заключении договора вопрос о том, кто его

заключает.

Авторский договор заключается, как правило, между автором и

организацией, осуществляющей подготовку произведения к изданию и его

распространению. Это не исключает того, что стороной договора могут быть

наследники.

Способностью иметь гражданские права и обязанности наделены все

граждане с момента рождения и по день смерти (ст. 17 ГК РФ). В содержание

правоспособности включена возможность иметь права авторов произведения

науки, литературы и искусства (ст. 18 ГК РФ). Но эти права реально имеют не

все граждане, а лишь те, кто своим трудом создает произведения творчества.

Причем для создания произведения не требуется достижения определенного

возраста, установленного для наступления полной дееспособности. Автором

произведения может выступать даже малолетний, т.е. не достигший 14 лет.

Здесь следует учитывать, что до достижения четырнадцатилетнего возраста

договор с малолетним автором может быть заключен только через его законных

представителей (родителей, усыновителей или попечителей), а при достижении

автором 14 лет — сделка на создание и (или) использование произведения

может быть заключена уже непосредственно с ним. “Несовершеннолетние в

возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без

согласия родителей, усыновителей или попечителей ... осуществлять свои

права автора произведения науки, литературы или искусства. изобретения или

иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности”

(ст. 26 ГК РФ).

Авторами (соавторами) могут быть российские, а также иностранные

граждане. Их отношения с организациями-пользователями возникают при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.