рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Регионы Европы

формироваться и потенциальные промагломерации.

3. Бассейн Балтики, где на рамочной основе сотрудничают около 70

партнеров, начиная от национальных и местных властей до общественных

организаций, в основном в области транспорта, экологии, образования,

энергетики и территориального планирования. Только по линии Комитета

территориального развития Балтики здесь было разработано свыше 250 проектов

сотрудничества - от распределения электроэнергии до культуры, примером

которых может служить проект "Борнхольм - балтийские воеводства Польши -

Балтия" (телекоммуникации, содействие МСБ, образование).

Сходные рамочные форматы сотрудничества выстраиваются в бассейнах

Баренцева (СБЕР) и Черного морей (ЧЭС).

4. Однако наиболее динамично трансграничное межрегиональное

сотрудничество развивается в Средиземноморье. Здесь действует международная

программа "МЕДА", объединяющая кроме стран и регионов ЕС еще и 11

средиземноморских государств и имеющая целью подготовить к 2010 году

создание здесь обширной зоны свободной торговли. Пока эта эвентуальная зона

обрастает межнациональными институтами типа Статистического комитета

("Медстат"), Комиссии по использованию рыбных запасов, Совета федераций

промышленников, Евросредиземноморского банковского форума и т.д.

Разрабатывается и проект кольцевания энергосетей по обеим "губам"

Средиземного моря на пространстве от Турции до Гибралтара.

Межрегиональное общение рождает и новые, собственные формы его

юридического оформления. И если раньше здесь преобладали малообязательные

декларации участников о намерениях, то ныне рождаются уже и межрегиональные

договоры как самостоятельная, хотя еще неустоявшаяся и спорная сфера

"европейского права".

По нормам ЕС, его страны-члены отвечают за международное поведение

своих субнациональных властей, и потому заинтересованные регионы участвуют

в таких договорах через правительства своих стран, но при фиксации в них

своего статуса участников сотрудничества, сферы компетенции и интересов.

Взрывной рост межрегионального сотрудничества через внутренние и

внешние границы ЕС не проходит мимо внимания руководства Евросоюза.

Учитывая его важность для формирования "единого внутреннего рынка" и

проведения внешнеэкономической политики ЕС за его пределами, к этой сфере

были подключены структурные фонды Сообществ, тем более что многие

приграничные регионы в силу указанных выше причин являются их

бенефициарами.

Соответственно, в рамках ЕФРР в 1995-1999 годах на стимулирование

трансграничного межрегионального сотрудничества было ассигновано 110 млн.

экю внутри и 70 млн. экю вне ЕС и еще 90 млн. экю в рамках "Инновационных

мер". Однако главную стимулирующую и организующую роль в этой области

играют "Инициативные программы" Сообществ, а именно:

"Интеррег I" - поощрение межрегионального сотрудничества внутри ЕС.

Конкретно из средств программы 46,5 млн. экю было выделено "Еврорегиону

Сарлорлюкс", 12,8 млн. экю - многоцелевому проекту "Маас-Рейн", причем 28%

ассигнованных средств здесь было предназначено на стимулирование

экономических и технологических связей, 27 - на экологию, по 15 - на

региональное планирование и соцкультбыт, 11% - на социальные нужды и т.д.

Из этой же программы выделено 76 млн. экю (из общей стоимости проекта в 207

млн. экю) на кольцевание энергосетей Греции и Южной Италии через силовой

кабель, проложенный под Адриатикой.

"Интеррег II" - поощрение межрегионального сотрудничества через границы

ЕС, в том числе в формах территориального планирования развития,

модернизации инфраструктуры и т.д. В частности, из этой программы было

ассигновано 45 млн. экю на улучшение экологии Балтики и 500 млн. экю на

подключение энергосетей периферийных стран ЕС к общеевропейским. Фондами

программы "Интеррег II" пользуются Польша, Чехия, Марокко, Болгария,

Швейцария, страны Балтии; открыты они и для сопредельных с ЕС регионов

России.

ФАРЕ - программа технической помощи ЕС для стран Центральной и

Восточной Европы и Балтии. Из нее частично финансировался албано-болгаро-

греческий проект приграничного развития туризма, связи, энергетики,

сельского хозяйства и управления водными ресурсами (416 млн. экю с участием

субподрядчиков с Кипра, из Израиля и Египта), а также проект развития

инфраструктуры, экологии и туризма между Саксонией и прилегающими регионами

Польши и Чехии.

Трансъевропейская система коммуникаций (ГЕН) - многоцелевой проект

коренного улучшения транспортно-энергетической инфраструктуры Европы

(железные и шоссейные дороги, порты, аэропорты, смешанные перевозки,

нефтегазопроводы, электросети и т.д.), 40% средств которого ассигнуются

отдаленным регионам и регионам, где возникают транспортные "пробки". В

своей транспортной составляющей ТЕН распадается на 14 приоритетных

подпроектов, ряд которых выходит за территорию ЕС. ТЕН финансируется в

основном странами - членами ЕС, причем бенефициарами являются регионы,

через которые прокладываются данные коммуникации.

ТАСИС - программа технической помощи ЕС странам СНГ и Монголии. До 40%

средств ТАСИС зарезервировано за Россией, на базе чего осуществляется около

20 проектов межрегионального сотрудничества с ЕС.

Следует особо отметить, что все указанные ассигнования (кроме

финансирования ТЕН) предназначены не на инвестиции в экономику стран-

бенефициаров, а на предпроектное финансирование (сбор информации,

подготовка ТЭО, экспертиза проекта и т.п.), что особенно характерно для

программ ФАРЕ и ТАСИС.

Распространенной практикой в последнее время стало создание для

управления межрегиональным сотрудничеством специальных координационных

органов из представителей заинтересованных местных администраций.

У регионов Европы начинают формироваться зачатки собственной

экономической дипломатии. В свою очередь, в полной мере и на многосторонней

базе такая дипломатия (в отношениях как со столицами, так и с Брюсселем)

формируется в процессе коллективной защиты регионами Европы своих

специфических интересов.

Регионы в системе европейской интеграции.

Обзор этапов, условий и причин интеграции.

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то

есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и

институциональных систем, и количество экономических союзов и единых

таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как

подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и

на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции

и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо

изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции,

внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран,

положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит

избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более

уверенному продвижению по пути экономической интеграции «вглубь» и

«вширь».

Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных

объективных условий.

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития

промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все

более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование

возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую

обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.

Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих

преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу

не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им

почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за

отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие

производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем,

какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных

финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как

правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная

торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры

они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к

другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении

страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их

экономика является не командно-распределительной и жестко

централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки

производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и

децентрализованной, где главными действующими лицами являются не

чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым

процессом лишь при наличии в государствах- партнерах высокоразвитой и

прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и

обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных

групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных мира

сего. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика

остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со

стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие

таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической

политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования

мероприятий такой политики.

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из

участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные

интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин

существует великое множество, в частности желание, получить доступ на

зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ

к более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли,

сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого

экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые

охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели,

как-то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-

соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и

политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и

экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются

гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые

страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и

технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию

политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создаёт

несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот

процесс.

Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что

в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются

положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и

занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что

окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами

интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на

друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их

присоединяться к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых

намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех

областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость

уровней экономического развития и общность экономического и политического

строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и

равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и

развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менее

важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как

без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое

объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая

близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более

быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений

на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении

внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и

услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не

участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры

допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на

углубление интеграционного процесса.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной

торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц

соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность

своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие

таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются

на продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также создание

небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,

Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза,

Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он

характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные

таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных

пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим

странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и

полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих

координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он

предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения

товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда

и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно

происходит на уровне встреч глав государств.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При

экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения

ресурсов проводится координация движения макроэкономической политики

в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства

уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся:

Европейское сообщество 1957г., преобразовавшееся в Европейский

союз в 1993г. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия,

Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия,

Финляндия, Франция, Швеция);

Интеграция в регионах Европы.

Образование ЕС действительно создает для жизнедеятельности регионов

Европы новую политическую и хозяйственную среду. Политически оно во многом

снимает их прежнюю привязку исключительно к столицам своих государств,

расширяет ареал интересов и возможностей до размеров всего Евросоюза.

Конкретно это выражается в растущем переплетении интеграции с

процессами децентрализации властных полномочий, в результате чего все

больше решений ЕС начинает применяться в его странах-членах уже не только

общенациональными, но и региональными властями, а сами регионы выходят на

прямые связи и партнерство с руководящими органами ЕС.

Не менее политически значимо и то, что по мере замены различающихся

национальных законодательств стран-членов "европейским правом" регионы

отдельных стран Европы начинают функционировать во все более сходном и

однородном правовом поле. Это в значительной степени унифицирует условия их

развития, делает возможным и предметным обмен опытом управления и

хозяйствования, сближает механизмы принятия и исполнения решений на местах.

Важно отметить и то обстоятельство, что руководство ЕС придерживается в

целом политики уважения специфики отдельных регионов и народностей, не

препятствует их самоосознанию и самовыражению, когда эти последние

проявляются в позитивных формах.

Вместе с тем политическая совместимость регионов и ЕС имеет свои

пределы. Диалектика интеграции в числе прочего проявляется и в том, что

объективно складывающаяся в ее ходе либерализация условий жизнедеятельности

регионов Европы вновь усиливает в определенных кругах соблазн поговорить об

"отмирании" национальных государств или, по минимальному варианту,

требовать участия регионов в выработке решений на европейском уровне

совместно с этими государствами.

Официально руководство ЕС стоит в этом споре на позиции "каждому свое".

Но на деле оно, естественно, поддерживает государства, из которых и состоит

Евросоюз. За сорок лет с момента его создания статус регионов в интеграции

так и не был прописан в Договоре о Евросоюзе, их иски не принимает к

рассмотрению Верховный суд ЕС, на расстоянии от процесса принятия решений в

Брюсселе удерживается и Комитет регионов ЕС, имеющий при КЕС

консультативный статус лишь по узкому кругу проблем регионального развития.

Вместе с тем ЕС нужно отдать должное за то, что экономически оно

предпринимает самые серьезные усилия по устранению первоосновы регионализма

и сепаратизма - различий в уровне благосостояния и развития регионов. В

определенной мере это делается опосредованно, через создание общих

благоприятных условий для экономического роста на едином внутреннем рынке

ЕС.

Однако главной в этой сфере выступает целевая политика ЕС по

содействию региональному развитию, сконцентрированная в основном на

отставших и иных проблемных регионах и частично преодолевающая те узкие

места и недостатки, которыми страдают, как это было показано выше,

аналогичные национальные политики отдельных государств.

Совместные позиции по основным проблемам интеграции.

В основе нынешней активизации регионов в европейских делах лежит все то

же их представление о себе как о наиболее легитимных и непосредственных

выразителях интересов нужд населения Европы, без учета мнения которых

дальнейшая интеграция не может быть эффективной, ибо тогда она, во-первых,

оторвется от этого населения и будет опрокинута его "евроскептицизмом", а

во-вторых, лишится тех необходимых стимулов и ресурсов, которые дают ей

субнациональные территории и их властное звено. Отсюда и обобщающий вывод

итоговой Декларации упомянутой встречи, подписанной более чем 260

региональными лидерами, о том, что необходимо и дальше строить "более

интегрированную Европу", но лишь "с возрастающей ролью в этом регионов, что

сделает такую интеграцию ближе к нуждам ее людей".

Разумеется, в виду все тех же разнообразия и противоречивости интересов

совместные позиции регионов по интеграционным проблемам являются достаточно

усредненными и условными. Более того, они формируются, по крайней мере, по

форме, с оглядкой на то, чтобы быть приемлемыми для ЕС хотя бы как

информация к размышлению. Однако и в данном своем виде они представляют

очевидный интерес, в первую очередь по таким проблемам, как современное

содержание европейского регионализма и место регионов в процессе

интеграции, расширение ЕС на Восток, введение единой европейской валюты и

приоритетная для нынешнего этапа развития ЕС проблема борьбы с

безработицей.

Вместе с тем лидеры регионов полагают, что, коль скоро дальнейшее

углубление интеграции начинает все чаще пересекаться с их расширяющейся

сферой компетенции, региональное звено должно быть легализовано как

самостоятельный участник интеграционного процесса и наделено в нем

соответствующими полномочиями.

Субсидиарность, в понимании регионов, имеет и свои правовые и

финансовые аспекты. В первом случае они, по крайней мере, субъекты

федераций и регионы, имеющие законодательную компетенцию, должны получить

возможность защищать свои права в Верховном суде ЕС. Во втором - на сцену

выходит воспроизводящийся уже на европейском уровне вопрос о балансировании

полномочий и функций, передаваемых им Евросоюзом, финансовыми ресурсами,

необходимыми для их выполнения.

Что касается будущего европейской интеграции, то регионы исходят из

необходимости сохранения в ее ходе культурно-национального наследия и

разнообразия всех стран и народов Европы, равно как и учета нужд, прав и

специфики национальных меньшинств.

Наряду с введением регионального звена в процессе принятия

интеграционных решений регионы в более широком плане ратуют за коренную

институциональную реформу управления ЕС в сторону его упрощения.

Вместе с тем главной проблемой, вызывающей тревогу регионов (как

доноров, так и бенефициаров), на перспективу являются ожидаемое расширение

ЕС на Восток и его последствия для политики содействия региональному

развитию. После ожесточенных дебатов на эту тему среди регионов возобладало

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.