рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Регионы Европы

компетенции Министерства внутренних дел. Сюда входит подготовка

законодательства в области региональной политики, определение наиболее

проблемных районов, а также вопросы координирования региональной политики.

Проведение же региональной политики относится к компетенции других

центральных министерств, в частности, Министерства торговли и

промышленности. Поскольку основные решения принимаются централизовано, на

долю регионов в Финляндии остается лишь принимать отдельные решения в

рамках небольших проектов, осуществляемых сетью региональных и местных

подразделений Министерства торговли и промышленности.

В Швеции такие “децентрализованные” решения носят более выраженный

характер. Хотя общий подход состоит в том, что региональная политика должна

определяться и проводиться на национальном уровне, что обеспечивает

возможность координации в рамках экономического планирования, существенно

большая децентрализация была введена в 1980 году в ответ на требования

местных властей. В результате сложилась такая система, при которой

общенациональные директивы проводятся в жизнь региональной администрацией,

которая и отвечает за повседневную работу. Во главе всей этой структуры

стоит Министерство промышленности и торговли, при котором имеется

подразделение, занимающееся разработкой региональной политики, которое

определяет районы, нуждающиеся в помощи, контролирует проведение политики и

осуществляет связь с Европейской Комиссией. Центральная руководящая власть

находится в руках Национального совета по вопросам промышленного и

технического развития (NUTEK), который и несет ответственность за оказание

региональной поддержки коммерческим предприятиям. И наконец, на

региональном уровне, Административные советы графств (CAB) отвечают за

осуществление и координацию деятельности на региональном уровне. Для этих

целей они получают бюджетные ассигнования, и они же должны разрабатывать

стратегию развития своих регионов.

Группа стран северной Европы накопила большой опыт в области проведения

региональной политики - начиная с централизованного подхода во Франции и в

Люксембурге, затем идут Нидерланды и Соединенное Королевство, где

наличествует существенная степень децентрализации, и заканчивая

федеративной системой Австрии и Бельгии. Во Франции решения по

стимулированию развития регионов принимаются Министром, отвечающим за

региональную политику, на основе рекомендаций, полученных от CIALA

(межведомственный комитет по оказанию поддержки), председателем которого

является глава DATAR, головной организации по региональному развитию во

Франции.

В Люксембурге, учитывая размеры страны, централизованный принцип

принятия решений является вполне естественным. Решения принимаются

совместно Министром экономики и Министром финансов на основе рекомендаций,

полученных от Консультативной Комиссии, в состав которой входят

представители четырех центральных министерств.

В Нидерландах основными ведомствами, занимающимися вопросами

региональной политики, являются Министерство экономики и администрации

провинций. Что касается оказания помощи регионам, то Министерство экономики

курирует проекты с объемом инвестиций свыше 10 млн. флоринов. Менее крупные

проекты осуществляются децентрализованно.

В Соединенном Королевстве региональная политика, проводимая в

Великобритании, существенно отличается от политики, проводимой в Северной

Ирландии. В Великобритании региональная политика входит в совместную

компетенцию Министра по торговле и промышленности, а также Министров по

делам Шотландии и Уэльса. В Англии за проведение региональной политики

отвечают региональные правительственные ведомства, а также Министерство

торговли и промышленности. Правительственные ведомства могут принимать

решения об оказании помощи регионам в соответствии с директивами,

получаемыми от Министерства при согласовании с ведомствами Шотландии и

Уэльса, кроме того, такие решения должны быть утверждены Казначейством.

Помимо разработки директив на национальном уровне, а также контроля за их

последовательным соблюдением, Министерство торговли и промышленности

проводит оценку больших проектов в Англии, которые выходят за пределы

компетенции правительственных ведомств, а также таких проектов, которые

имеют последствия для Великобритании в целом. Хотя ведомства Шотландии и

Уэльса не подотчетны непосредственно Министерству торговли и промышленности

в отношении оказания помощи, они придерживаются тех же директив с целью

обеспечения последовательности в проведении политики на территории всей

страны.

В Австрии Конституция четко не определяет, кто должен отвечать за

проведение региональной политики - федеральное правительство или

администрации земель. Вместо этого существует неформальное разделение сфер

компетенции, как в законодательной области, так и в области проведения

политики, между федеральным уровнем, администрациями земель и местными

властями. Основные случаи оказания помощи регионам являются совместными

проектами, финансируемыми и осуществляемыми федеральным правительством и

администрацией соответствующей земли.

Если говорить о странах ЕС в целом, то уровень децентрализации в

поведении региональной политики остается весьма ограниченным, особенно в

том, что касается оказания помощи отдельным регионам. В большинстве

регионов сейчас наблюдается сложная комбинация государственных, частных и

полугосударственных посредников, занимающихся проблемами регионального

развития, а также идет мощная волна встречных инициатив на местах, включая

самодеятельные и чисто локальные движения. В результате этого в ряде стран

роль центрального правительства все больше ограничивается разработкой

политики и ее координацией, не включая собственно вопросы проведения

политики. Тем не менее, в большинстве стран, ключевую роль в принятии

решений об оказании поддержки регионам играют центральные правительства.

Политические инструменты.

Региональная политика стран-членов ЕС традиционно использовала целый

ряд инструментов, имеющих существенно разное значение для различных стран.

Более того, относительная важность различных инструментов менялась с

течением времени. С точки зрения исторического развития можно выделить пять

больших классов политических инструментов:

. средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных

районах;

. пространственное распределение экономической деятельности государства;

. финансовое стимулирование компаний;

. создание инфраструктуры;

. “мягкие” меры стимулирования развития.

Из вышеперечисленных пяти категорий, за прошедшие два десятилетия роль

средств сдерживания и так называемого “пространственного распределения

экономической деятельности государства” существенно сократилась. Средства

сдерживания использовались рядом стран, в частности, Францией в отношении

Парижа и его пригородов, и Соединенным Королевством в отношении Лондона и

Юго-восточного региона, однако Соединенное Королевство отказалось от этой

политики в 1970 году.

Значение экономической деятельности государства в качестве инструмента

региональной политики существенно снизилось за последнее десятилетие в

связи с сокращением общественного сектора в экономике. Широкомасштабная

приватизация, особенно в области производства, лишила правительство

возможности оказывать влияние путем принятия решений об инвестициях в

указанные производства.

Оставшиеся три инструмента региональной политики - финансовое

стимулирование, предоставление инфраструктуры и “мягкие” меры

стимулирования развития - используются в настоящее время в большинстве

стран ЕС. Финансовое стимулирование заключается в том, чтобы заинтересовать

фирмы размещать производство или инвестиции в проблемных регионах - дотации

на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в

связи с созданием рабочих мест и т.п. Такие инструменты стимулирования

используются почти всеми странами ЕС. Кроме того, существует более широкая

поддержка развитию бизнес-среды в проблемных регионах - помощь,

адресованная не конкретным фирмам, а скорее имеющая целью улучшить условия

ведения бизнеса для всех фирм данного региона. Такие меры могут заключаться

в создании физической инфраструктуры в комбинации с “более мягкими”

элементами инфраструктуры, относящимися, например, к поддержке

информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных

исследований и технических разработок.

Делая выводы о масштабах региональной политики, проводимой четырьмя

группами стран, можно говорить о том, что в “интегрированных” странах набор

применяемых политических инструментов существенно шире, он выходит за

пределы стимулирования отдельных регионов и охватывает меры по более общему

изменению бизнес-среды, включая и создание физической инфраструктуры.

Частично такой широкий подход отражает и большую глубину региональных

проблем. В связи с этим особую важность для этих стран приобретают такие

фонды ЕС, как Структурные Фонды и Интеграционный Фонд, а также

необходимость совместного финансирования этих фондов из национальных

бюджетов. Характерной чертой структурных фондов - особенно в регионах,

относимых к Цели 1 - является то, что они занимаются вопросами, далеко

выходящими за рамки инвестирования в производство и включают помощь в

развитии инфраструктуры и создании благоприятной среды для развития

бизнеса. Со своей стороны Интеграционный Фонд концентрирует свое внимание

на крупных проектах в области развития инфраструктуры, связанных с

транспортом и окружающей средой, что делает региональную политику более

широкомасштабной.

Структурные Фонды оказывают существенное влияние на содержание

региональной политики в Германии и Италии. Пересмотр региональной политики

Италии, который имел место в 1992 году, был предпринят в первую очередь с

тем, чтобы обеспечить возможность совместного финансирования со стороны

Структурных Фондов. В то время как примерно четверть ресурсов Структурных

Фондов была предназначена на содействие экономическому развитию, другими

крупными приоритетами в плане выделяемых ресурсов были инфраструктура,

сельское хозяйство, а также связь и человеческие ресурсы.

В Германии традиционная региональная политика в рамках Совместной

оперативной группы (GA) состоит в основном в оказании помощи регионам в

сочетании с мерами поддержки бизнеса, включая предоставление

производственных площадей, создание центров коммерческих технологий,

содействие развитию местной инфраструктуры и прочие меры, направленные на

улучшение локальной бизнес-среды. Однако среди властей Германии существует

оппозиция дальнейшему расширению сферы действия региональной политики

распространению ее на такие типичные меры, предусмотренные Целью 1, как

помощь в области человеческих ресурсов, сельского хозяйства, развития

сельских районов, помощь малым и средним предприятиям, меры по улучшению

окружающей среды, а также разработка новых технологий.

В скандинавских странах исторически различается “узкий” и “широкий”

аспект региональной политики. Региональная политика в узком смысле слова

подразумевает меры по развитию бизнеса и экономики, которые обсуждались

выше. И напротив, широкий аспект региональной политики включает в себя

действия правительства в области транспорта, связи, образования и

здравоохранения, которые имеют большое значение для поддержания

жизнедеятельности сообществ в малонаселенных районах.

И, наконец, обратившись к странам северной Европы, мы находим здесь ряд

мер, направленных на расширение области действия политики. Наиболее широко

трактуется региональная политика во Франции, где понятие “управления

территорией” включает в себя большой спектр политических мер

пространственного развития. И действительно, само по себе понятие

“управления территорией” таково, что очень трудно, и даже неуместно,

пытаться отделить проблемы регионального развития от других вопросов

пространственного развития. Самый последний закон в области регионального

развития, принятый во Франции, охватывает широкий спектр политических

инструментов, включая регионально дифференцированное налогообложение,

инфраструктуру, сферу услуг, а также меры по стимулированию развития

регионов. Помимо того, существует государственная система контрактов по

планированию регионов, предусматривающая больший объем государственной

помощи наиболее бедным регионам.

В Нидерландах ядро региональной политики тяготеет к капиталовложениям,

а в более широком аспекте - к мерам по созданию благоприятной бизнес-среды

и развитию инфраструктуры. Широкую поддержку получила новая интересная

политическая программа развития и реструктуризации промышленного

производства.

Австрия является еще одной страной, где используется широкий спектр

политических инструментов - не только стимулы для деятельности компаний, то

также меры развития бизнес-среды в более широком смысле. Такие широкие

политические меры отражают существующую здесь точку зрения, заключающуюся в

том, что политика экономического развития регионов должна включать

поддержку развитию бизнес-среды и таким локальным факторам, как транспорт,

образование и качество жизни.

В Дании основной акцент региональной политики лежит в области “рамочных

мер”, т.е. услуг, которыми могут воспользоваться фирмы, но которые не

предусматривают передачу денежных средств или оказание поддержки одной

определенной фирме. Такие меры, включающие широкий доступ к набору

технических и коммерческих услуг, проводятся по всей стране. В целом

политическая система создания более благоприятных условий развития для

периферийных районов через ярко выраженные формы финансовой поддержки была

подорвана, и региональная политика была поглощена более общими мерами

поддержки бизнеса в целом.

В трех остальных странах этой группы - Бельгии, Люксембурге и

Соединенном Королевстве - региональная политика в большой степени является

политикой стимулирования. Нельзя, однако, сказать, что более широкий подход

к созданию благоприятной бизнес-среды здесь отсутствует; скорее он является

частью общенациональной, а не региональной политики.

Особенно интересна в этом плане позиция Великобритании. Здесь

политические меры пространственного развития можно разделить на две

категории: региональная индустриальная политика, которая по большей части

сводится к стимулированию, и политика “возрождения”, что является общим

термином, включающим целый ряд программ пространственного развития (в том

числе и развития городских и сельских регионов), которые раньше

разделялись, но теперь все больше и больше проводятся совместно.

Отличительной чертой политики возрождения является акцент на развитие

отдельных районов и повышение конкурентоспособности регионов, а также

использование при финансировании так называемых “механизмов оспаривания” -

распределение общественных средств между компаниями происходит на основе

тендера. За последнее десятилетие значение политики возрождения существенно

возросло: если ранее средства, выделяемые на две эти категории, были

примерно равны, то теперь бюджет региональной индустриальной политики

составляет менее одной десятой от средств, расходуемых на политику

возрождения.

Подводя итог вышесказанному, можно видеть, что стимулирование

регионального развития является центральным элементом региональной политики

всех стран-членов ЕС, за исключением Дании. Это частично объясняется тем

фактом, что правила оказания поддержки, разработанные Директоратом по

политике рыночных отношений в странах ЕС (DGIV), предусматривают поддержку

крупномасштабным проектам только в определенных проблемных регионах.

Содействие развитию более благоприятной бизнес-среды (включая развитие

локальной инфраструктуры) также является часто встречающимся элементом

политики северных стран, но осуществляется это скорее на уровне

общенациональной, а не региональной политики. Увеличивающаяся за последние

годы поддержка программам развития бизнес-среды связана с возрастающей

ролью финансирования со стороны Структурного Фонда, который может

расходовать средства на решение широкого круга задач.

Более стратегические по своему характеру, крупномасштабные проекты

развития инфраструктуры обычно проводятся на национальном уровне, хотя в

“интегрированных” странах они считаются элементами региональной политики.

Региональные компоненты других политических программ (в области транспорта,

связи, образования, здравоохранения) также считаются частью региональной

политики во Франции и скандинавских странах (как часть широкого аспекта

региональной политики).

Пространственный аспект.

Центральным вопросом при разработке региональной политики является

определение проблемных регионов, которым необходимо оказывать помощь и куда

следует направлять средства в рамках политических программ. При выборе

таких районов страны-члены ЕС не имеют полной самостоятельности. Выбранные

ими районы не только должны соответствовать их собственным внутренним

критериям, но должны также получить одобрение Директората по политике

рыночных отношений в странах ЕС при Европейской Комиссии (DGIV) в

соответствии со Статьями 92(3)(а) и 92(3)(с) «Договора о создании

Европейского Союза». Эти статьи предусматривают два исключения из общего

запрета на оказание помощи государством в тех случаях, “когда она подрывает

или может подорвать принцип свободной конкуренции или идет во вред

производству определенных видов товаров”. Кроме того, Европейская Комиссия

оказывает давление на национальных политиков с тем, чтобы при определении

районов они принимали во внимание задачи Структурных Фондов ЕС. Это внешнее

давление в последнее время усилилось в связи с публикацией в мае 1998 года

новых Директив ЕС по оказанию помощи регионам на национальном уровне.

Особое внимание уделяется тому, чтобы:

. методология определения района была ясной и объективной, что позволит

Комиссии оценить ее достоинства;

. используемые показатели были объективными, существенными и полученными

из надежных статистических источников;

. политика проводилась в отношении соответствующих целостных

территориальных единиц.

В настоящее время первостепенное внимание уделяется тем районам,

которые удовлетворяют критериям для оказания помощи в рамках региональной

политики. Эти районы перечислены в Таблице 2.

Из таблицы видно, что с точки зрения процентного охвата населения,

страны ЕС можно разделить на четыре больших группы:

1. Греция, Ирландия и Португалия, где вся страна может рассчитывать на

поддержку в той или иной степени;

2. Испания и Италия, где население проблемных районов составляет от 48%

до 61% от общей численности населения;

3. Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург и

Соединенное Королевство, где охват составляет от 35% до 43% от общей

численности населения;

4. и, наконец, Дания, Нидерланды и Швеция, где от 13% до 20% населения

проживает в проблемных регионах.

Процент охвата населения отражает глубину региональных проблем в

соответствующей стране в контексте ЕС в целом.

Таблица 2:

Охват населения районами, выбранными для оказания помощи

(в странах ЕС)

|Страна |Категория выбранного района |Охват |

| | |населения |

| | |(%) |

|“ИНТЕГРИРОВАННЫЕ” СТРАНЫ |

|ГРЕЦИЯ |Регион D |14.0 |

| |Регион C |30,0 |

| |Регион B |14,0 |

| |Регион A |42,0 |

| |Все районы, получающие помощь |100,0 |

|ИРЛАНДИЯ |Выбранные районы |28,0 |

| |Невыбранные районы |72,0 |

| |Все районы, получающие помощь |100,0 |

|ПОРТУГАЛИЯ |Районы SIR |47,0 |

| |Все районы, получающие помощь |100,0 |

|ИСПАНИЯ |Все районы, получающие помощь |60,7 |

|ГЕРМАНИЯ/ ИТАЛИЯ | |

|ГЕРМАНИЯ |Проблемная зона А (новые земли -|13,0 |

| |менее развитые районы) | |

| |Проблемная зона B (новые земли -|8,7 |

| |более развитые районы) | |

| |Проблемная зона C (западные |16,2 |

| |земли) | |

| |Все районы, получающие помощь |38,0 |

|ИТАЛИЯ |Mezzogiorno: зоны A/B |34,2 |

| |Molise |0,4 |

| |Abruzzi |2,0 |

| |Центральные и северные районы |12,3 |

| |(Цели 2/5b) | |

| |Все районы, получающие помощь |48,9 |

|СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА |

|АВСТРИЯ |Burgenland: 40% nge |1,8 |

| |Burgenland: 30% nge |1,7 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.