рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Евпатория во второй половине XIX века

Некоторые из греков до того сроднились с татарскими нравами и обычаями, что их весьма трудно бывает трудно отличить от татар; они носят платье одного покроя с татарами или, по крайней мере, очень похожее; говорят на татарском языке; сидят по татарскому обычаю, поджав под себя ноги; любимые их блюда – татарские, питьё татарское. Такие греки называются дангалаками или анатолийскими греками. Только одна православная религия отличает такого грека от татарина.

Впрочем, евпаторийские греки не имеют ни своей церкви, ни своего притча; духовные их потребности удовлетворяются в этом случае русскою церковью. Своих специальных школ в Евпатории греки также не имеют и, к удивлению их предков, мало обнаруживают склонности вообще к просвещению.

АРМЯНЕ. Армяне переселились в Крым из Великой Армении в 1262г., расселились по городам и занялись торговлей; отличаются бойким и изворотливым умом и хитростью; в душе горды, но в обращении, где нужно, мягки и любезны; святых икон в домах не имеют, кроме церкви; домашняя обстановка похожа на татарскую. Армян в Евпатории живёт немного, всего 159 человек, что составляет 1 процент общего числа городского народонаселения.

ЕВРЕИ. Евреи переселились сюда по присоединении Крыма к Империи, из западных губерний и бывшего Царства Польского. Между евпаторийскими евреями нет значительных капиталистов, а поэтому они, при своём незначительном числе, почти незаметны в городе; занимаются мелкой торговлей, по преимуществу по галантерейной и бакалейной, содержат шинки, публичные дома и распивочные заведения, но также занимаются портняжеством, переплётничеством и часовых дел мастерством. Всех евреев 483 человек, или 4 процента общего числа жителей.

ЦЫГАНЕ. Цыгане пришли в Крым из Азиатской Индии; они долгое время перекочёвывали из Крыма в Бесарабию и обратно. Но в царствование Александра – Освободителя они оставили свой кочевой образ жизни, приписались к евпаторийским мещанам и занялись кузнечеством, коновальством, деланием решёт, мелкою разносною торговлей; большая часть цыган находят себе средства к жизни, которая, кстати сказать, весьма несложна, от переноски товаров на своих крепких спинах – на суда и обратно.

Цыгане исповедуют магометскую религию, но обрядов её не исполняют; говорят они на испорченных татарском и русском языках, склонности к образованию не проявляют, и грамотных между ними нет, так что этот народ стоит на самой низкой ступени образования из всех наций, населяющих Крым; живут они в северо – восточной части города в низеньких тесных курных мазанках, отличаются необыкновенной беспечностью и нечистоплотностью[21, с.4]

НЕМЦЫ УЕЗДА. Соседями татар в Евпаторийском уезде, кроме русских, являются немцы. Они поселились здесь с 1787г., когда иностранным колонистам оказывались щедрые льготы и вспомоществования. Евпаторийские немцы – колонисты представляют выходцев из Пруссии, Баварии и других немецких государств Западной Европы; между ними есть и менонит.

Менониты составляют братства, руководимые причтом церковным из избранных деканов, духовных учителей и старшин, которые строго наблюдают за нравственностью и благосостоянием прочих членов прихода; поэтому немцы менониты отличаются нравственностью и зажиточностью. Немцы же лютеране в этом же отношении значительно уступают первым.

Вообще немцы – колонисты – искусные земледельцы, опытные овцеводы, одним словом, образцовые хозяева; тем не менее, на хозяйство страны они не имеют никакого влияния, так как живут замкнутою жизнью, не оказывают никакого сближения с другими племенами и многие до сих пор не выучились говорить по-русски

Таким образом, расходы русского правительства и желание, чтобы немецкие колонисты были руководителями и образцами в хозяйстве, остались напрасными, а привилегии колонистов – обидными для коренного населения страны, и эти немецкие колонии, вероятно, ещё надолго останутся прусскими, баварскими, виртенбергскими и иными немецкими оазисами Новороссийского края.[13, с.4]

Нужно вдобавок сказать об общественной деятельности караимов.

У караимов было очень развита благотворительность, они оказывали помощь нуждающимся соплеменникам, стремились удовлетворить культурные потребности не только своего народа, но и всего населения.

Расцвет благотворительности караимов для Евпатории приходится на последние десятилетия XIX – начало XX века. Она осуществлялась как Евпаторийской общиной в целом, так и индивидуально её членами. Об этом свидетельствует материалы из архивов Б. С. Ельяшевича, бывшего Евпаторийского газзана, члена караимского духовного правления, а так же статьи из дореволюционного журнала «Караимская жизнь».

Для помощи нуждающимся караимам при Евпаторийской общине были созданы благотворительные общества:

1.Попечение о бедных караимах;

2.Помощи семьям убитых и раненных после первой мировой войны;

3.Обеспечения учащихся караимских школ обмундированием, учебники и завтраками;

4.Оплаты за содержания учащихся в казённых средних и высших учебных заведений;

5.Помощи не имущим невестам – на приданное. [33, с.3]

Благотворительность, направлена на удовлетворение нулевых потребителей, фактически, всего населения города, осуществляясь в основном индивидуально – имущими караимами. Вот некоторые из реализованных прекрасных замыслов и проектов.

Когеновское ремесленное мужское училище было создано в 1895г. и содержалось супругами С. А. и Е. Ч. Когеновскими. Для него был специально построен дом (ныне ул. Володарского 13). Здесь имелось 6 мастерских (цехов) – слесари, токари по металлу, токари по дереву, столярная, колёсная, а позже и чугунно – литейная, где готовят специалистов высокой квалификации. Во дворе находятся квартиры для заведующего училище и преподавателей ремёсел. Училище обошлось его создателем в 140 тыс. рублей. Обучение в нём бесплатное для учащихся всех национальностей.

Женское профессиональное училище создано во второй половине XIX века. Содержалась на средства Евпаторийского общества попечения о бедных караимах. Училище располагалось в двух домах, имело соответственно 2 отделения: общеобразовательное (4 класса) и профессиональное. Последнее – с трёх летним сроком обучения, из них 1 год посвящается белошвейному мастерству и 2 – портняжному изготовлению дамской одежды. Училище предназначалось для караимских девочек. Обучение было бесплатное. Потом в него стали принимать, так – же бесплатно, детей других национальностей. Помещение училища стало тесным. Из средств, пожертвовавших А. М. Гелеловичем на нужды общества, за 50тыс. рублей в 1912г. водворится специальное здание, закупалось необходимое оборудование. Девушки, независимо от национальностей, успешно окончившие профессиональное училище, получили бесплатно швейную машину лучшей фирмы того времени – «ЗИНГЕР». [34, с.2]

По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент – христиане – 6516 человек, магометан – 5081, караимов – 2907 и евреев – 1443.

 В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции – 626 душ, Греции – 50, Австро – Венгрии – 14, Швейцарии – 12, Франции – 10, Румынии – 10, Болгарии – 8 и Германии – 5, а всех 735 душ.[28, с.4]

Выводы по главе

В Евпаторийском уезде во второй половине 19 века жили люди следующих национальностей: русские, татары, караимы, евреи, греки, цыгане, немцы и граждане других стран – иностранцы.

Религиозный состав населения был следующий: православные, католики, армяно-григорианского, евангелико–лютеранского, магометанского вероисповедания, талмудисты.


2.Особенности социального состава

2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВИЙ.

а). Г. Спасский в своих заметках так говорит о сословном состоянии населения города Евпатории в 1847 году.

В статье «Новороссийского календаря» на 1847г., где показано жителей:

I По состояниям.

а)дворян: потомственных – 83

дворян личных -132

б) духовенства :

православного:

священнослужителей и их семейств – 14

церковнослужителей и их семейств – 15

римско–каталического - 1

армяно–григорианского – 2

мухаммеданского – 165

служащих при мечетях разного наименования людей – 56

в) граждан:

почётный потомственный гражданин –1

купцов второй гильдии – 5

купцов третьей гильдии – 38

мещан - 9,318

г) поселян:

казённых крестьян обоего пола –763

помещичьих - 79

д) иностранцев обоего пола – 203

е) военнослужащих:

внутренней стражи – 82

   кантонистов - 21

карантинной, брандвахтенной и инвалидной команды – 26

военно-рабочих – 7

полицейской команды – 12

обьездчиков - 9

бессрочно – отпускных – 4

II. По вероисповеданиям.

а) православных – 1386

католиков – 94

армян - 116

евангелика – лютеран –9

мухаммедан – 8,629

караимов – 2,025

евреев – 77

Всех постоянно живущих и временно пребывающих в Евпатории – по 10900 душ обоего пола.[18, с.3]

Ф. Домбровский так определяет жителей Евпаториии за 1846 год:

а) Дворян:

Потомственных – 83

Личных – 132

В том числе имеющих право участвовать в дворянских

выборах – 26

б) Духовенства:

Православного – 5

Священнослужителей и их семейств – 9

Церковнослужителей и их семейств – 15

Римско – католического – 1

Магометанского духовенства и вообще лиц, пользующихся правами духовного звания –156

В том числе служащих при мечетях в звании хатибов, мулл, муэтзинов, мутефелли (старост), имамов, деврихунов (вседневных чтецов алькорана) и других – 56

Армяно-григорианского – 2

Все они, как и турки, исповедания суннитского. В числе этого духовенства находятся и монашествующие, или дервиши, которые, кроме странного обряда богослужения, ничем не отличаются от прочего магометанского духовенства.

в) Граждан,

Почётный потомственный гражданин – 1

Купцов второй гильдии – 5

Купцов третьей гильдии – 38

Мещан – 9318

В том числе ремесленников – 495

г) Поселян;

Казённых крестьян обоего пола – 765

Помещичьих крестьян и дворовых людей – 79

д) Иностранцев;

Мужского пола – 138

Женского пола – 65

Итого –203 души.

е) Бессрочно – отпускных –4 человека

Внутренней стражи – 82

Кантонистов – 21

Евпаторийского карантина, брандвахты и инвалидной

команды – 12

Общий итог постоянно живущих и временно пребывающих

в Евпатории простирается в настоящее время до 10900 душ

обоего пола.[16, с.4]

Крестьяне.

Так как крестьяне Евпаторийского уезда или вовсе не имеют своей земли или имеют её в самом незначительном количестве, то они вследствие этого находятся в значительной зависимости от тех землевладельцев, на землях которых живут. Зависимость эта, смотря по волостям, существует при различных условиях. Так, например, по Сакской волости: 80 душ живут с копны, отдавая одну десятую, и работают на помещика – 160 дней; 26 душ – две десятых, и работают 200 дней; 35 человек – 1,1/2 копны с десятины и работают 150 дней; 40 человек, две десятых дают копны и работают – 175 дней.[13, с.4]

Крестьяне Таврической губернии принадлежит к следующим разрядам: колонистов, государственных крестьян, помещичьих, получивших полный надел и помещичьих с дарственным наделам. С упразднением колониального управления, заменением подушной подати и земельной оброчной подати выкупным платежам у государственных крестьян, разряды эти утратили всякое юридическое значение. Крестьяне различных разрядов были наделены землёй в различных размерах и на различных основаниях, до самого последнего времени они несли различную податную тягу, а потом экономическое состояние их далеко не одинаковое. Часто одно указание на разряд, которому принадлежит – а известная группа крестьян, служит уже достаточным пояснением, почему она достигла той или другой степени экономического благосостояния. Поэтому в сборниках статистических сведений до сих пор ещё крестьянское население группируются по разрядам, утратившим юридическое значение.[2, отд.2,с.36]

Размещение населения по жилищам можно проследить только по данным «Статистики поземельной собственности», в которой мы находим: В Евпаторийском уезде: во всех поселениях – 3390; из них в селениях государственных и помещичьих крестьян – 550; в колониях – 45. На одно жилое строение приходятся душ мужского пола: в среднем для всех посёлков – 2,7, в селениях государственных и помещичьих крестьян – 3,5, в колониях – 3,5. На 100 строений приходится каменных: во всех посёлках – 98, 2, у бывших помещичьих крестьян – 100,0; у бывших государственных крестьян – 88,9; у колонистов – 100,0[2, отд.2, с.25]

В 1874 году мещан было:

россиян – 1420; цыган – 513;

греков – 259; евреев – 138;

караимов – 1123; армян – 60;

татар – 1217; иностранцев – 7;

всего:4780.

купцов:

россиян – 3; евреев - 8;

греков – 11; караимов – 39;

армян – 3; татар – 6.

В течении 1874 года к городскому сословию было причислено 36 мужчин, 31 женщина; исключено 19 мужчин, 8 женщин. [7, лист 2, 3, 6]

На основании Дела Евпаторийской государственной Управы «О купцах объявивших и не объявивших капиталы на 1874г.» автор делает вывод о том, что причисление в Евпаторийские купцы, второй гильдии не может состояться до полной выплаты повинностей.

По данному документу можно определить когда, сколько и какой национальности евпаторийцы были причислены к купцам), ись даётся по 10 народной переписи и вновь прибывшие, с семействами)

РОССИЯНЕ:

1869г. 15 февраля – Семён Лусков (4 сына)

1872г. 5 декабря – Федосей Ротанченко (5 сыновей)

ГРЕКИ:

1859г. апрель – Михаил Памуров (2 сына)

1869г. 13 февраля - Лоранасий Вутера

4  Павел Куюшдри

1872г. 22 декабрь - Илья Васильев

1871г. – Вдова Маргарита Караянова (2 сына)

 9б - Параскева Пашурова

1877г. апрель - Константин Попандопуло

1870г. 17 декабря – Григорий Богдаши

1859г. 18 апрель – Иван Демерджи (5 сыновей)

АРМЯНЕ:

1863г. 27 июля – Вдова Кална Осипова (4 сына)

ЕВРЕИ:

1872г. 28 ноября – Перц Фельдман (3 сына)

1872г. ноябрь – Вдова Добриш Падольская (4 сына)

176 Абрам Скелер (3 сына)

1869г. ноябрь – Абрам Ланфвер (3 сына)

1872г. 31 декабрь – Мендень Гартинов

1864г. – Берех Коган (3 сына)

1869

13 январь - Эзра Дуван (2 сына)

173  - Бераха Коракоз (7 сына)

1871 ноябрь - Мартхай Сарач

102  - Абрам Шамуилов

103  1872г. 18 февраля – Саломон Бота

104  1873г. 17 января – Илья Мананы и ещё 13 караимских семей.

ТАТАРЫ:

1864г. 11 марта – Абляй Нурт оглу (сын умер)

1870г. 7 июля – Вдова Эмине Караманова (7 сына) и ещё 3семьи.

Временно торгующих – 18 человек

Вновь причисленные – 3 семьи.[6,листы23-39]

На основании документа Евпаторийской Городской Управы от 9 января 1874г.: Почетных граждан в городе:

Караимов – 123; Греков –3; Евреев – 6;

Степенных Граждан:

Греков – 1 и татар – 1;

Мещан:

Россиян – 1408, Караимов – 1130; Евреев – 191; Армян – 59; Татар – 1190; Цыган – 513; Греков – 258 и иностранцев – 7.

Купцов.

Русских – 11; Греков – 21; Армян – 10; Евреев – 34; Караимов – 66 и Татар – 39.К городскому сословию причислена 32 душ обоего пола. [3, лист 2]

Выводы по главе

В Евпаторийском уезде проживало население следующих сословий: дворяне, духовенство, поселяне, мещане, купцы, военнослужащие, крестьяне. Наиболее активным был переход в сословие мещан и купцов.

2.2. Характеристика профессионального состава и трудовой занятости населения.

Число ремесленников в Евпатории 1846 года (по каждому ремеслу) есть следующее: башмачников и сапожников –58, войлочников – 18, золотых и серебряных дел мастеров – 2, жестянщиков и лудильщиков – 19, каменщиков – 54, кузнецов – 36, меховых мастеров, приготовляющих смушки и овечьи кожи для тулупов – 48, колесников, столяров, плотников и бондарей – 66, портных – 34, хлебников – 63, свечников – 16, мыльников –3.

[17, с.3]

Русские – или служащие и отставные чиновники, или дворяне, имеющие какую – либо недвижимую собственность; нижние военные чины и частью мещане и крестьяне, занимающиеся разными промыслами. Они вместе с греками имеют и свою православную церковь.

Французы и итальянцы, пребывая здесь только по торговым делам, и до тех пор, пока собственные их выгоды того требуют, потом переселяются, куда вздумают, как перелётные птицы.

Греки – народ торговый в полном смысле этого слова, есть однако - же между ними и ремесленники, как то: серебряники и в особенности пекари и цирюльники, столь необходимые при магомедданском населении, для бритья голов правоверным, как честят себя татары. Многие из греков – турецкие подданные и живут здесь по паспортам лет по двадцати и более, не неся никаких городских повинностей.

Армяне по торговле, промыслам и сметливости – родные братья греков. Они принадлежат к двум религиозным сектам: 1) армяне арианского исповедания, переселившиеся сюда с давних времён из нынешней Армянской области и терпевшие при ханах многие притеснения; теперь же они живут в довольствии и изобилии.

Армяне грегорианско – католического исповедания живут в Евпатории со времён генуэзцев. Они занимались хотя теми – же торгами и промыслами, как армяне, но богаче их и предприимчивее.

Евреи не отличаются ничем от своих собратий в здешнем краю. Евреи обыкновенно или портные и сапожники, или серебряники, кузнецы и т. п.

Из татар – 2 только купца – капиталиста, прочие же занимаются или поденной работой, или мелочной переторжкой, большей частью турецкой торговли.

Караимы народ торговый и между собою согласный. Нищих между ними нет, потому что они бедных и сирот содержат на общественном иждивении.

Караимы владеют почти всей крымской торговлей, чему много содействуют им знание местности, их капиталы и неутомимая деятельность. Всякому иностранцу трудно производить торговлю без содействия караимов.

Лавок в Евпатории находится до 400, из которых 1/2 принадлежат караимам. Они имеют виноградные сады и ведут торговлю вином с Херсонесом, Николаевом, Харьковом. В 1834г. одного непроданного вина оставалось в Евпатории до 60.000 вёдер.

Многие из караимов имеют землю и занимаются землепашеством, в особенности скотоводством, по большим от него выгодам; каждая овца у хорошего хозяина приносит в год до 5 руб. ассигнациями чистой прибыли, при самом малом расходе.[19, с.4]

Трудовое население (1853 – 1856) на 10 – 12 тыс. жителей Евпатории - ¾ приходится на долю татар, но это вычисление не определяет ещё цифры русского населения. Кроме русских здесь были ещё греки, караимы, евреи, армяне и другие. Словом в Евпатории пестрота населения была видна на каждом шагу, и связали всю эту разношерстную толпу вместе, в одно целое, не было никакой возможности.

Татары жили совершенно обособленной жизнью. Они занимались мелкими торговлями, ремесленники, необходимыми в быту татар, выделкой кожи и кожевенных изделий, выделкой смушек, изготовлением телег, держали кузницы, занимались ковкой лошадей и т. д. Многие из них ходили работать на соляные озёра, занимались извозом, нагрузкой судов. Большая часть из них представляла бедноту, живущую исключительно физическим трудом, но каждый из них имел свою лачугу, обычно свои работы, и строго держался своих единоверцев. Все они, за очень малым исключением, говорят только на своем родном языке, и поэтому всем, кто желал изъясниться с ними без помощи переводчика, надобно изучать татарскому языку. Татарский язык приобретал право гражданского, стал господствующим, стал своего рода международным в Евпатории – ему не изменяли даже в общественных собраниях.

Остальные 3000 жителей не представляли из себя, как татарской сплочённой массы, а разновидность или по национальностям, или по роду занятий на мелкие кружки.

Греки по преимуществу, баркасники, держались своего общества; они хорошо сохранили свои национальные черты и родной язык.

Караимы, солепромышленники, более крупные торговцы, так – же держатся твёрдо своего общества,

Что касается евреев, то они не разбирали обществ, а по роду своего занятия факторства – держались не общества, а дела. Русских в Евпатории было меньше всех других. Главным образом то были чиновники, судьбой занесённые сюда и служившие в разных учреждениях; конечно, были и крестьяне, но в общей сложности русских было всё же очевидно мало.[27, с.4]

Летом резко возрастает число строителей – их насчитывается до 1,5тыс(1862). Они сооружали и ремонтировали предприятия, мастерские, пристани, благоустраивали город, особенно «аристократическую», приморскую часть, строили для богачей дачи, особняки. Во – второй половине года (с июня по ноябрь), когда шла добыча соли в ближайшем озере Сасык – Сиваш, на промысле трудились до тысячи и более рабочих.[36, с.21]

Многие помещичьи хозяйства занимаются таким прибыльным делом, как разведение овец.

Важнейшая местность Евпаторийского уезда известна под общим названием «Тарханкута». Здесь, преимущественно в обширных имениях князя С.М. Воронцова («Ахмечетская бухта») и В.П. Попова(«Караджи») и некоторых других, и прежде (до военного времени и опустения уезда) и в последующее время самую прибыльную отрасль хозяйства составляет разведение простых крымских (малич) серых овец для получения серых смушек, не только не уступающим известным «решетиловским», но даже далеко превосходящих эти последние(1867г.). Этих смушек ежегодно идёт в продажу от 7.000 до 10.000 штук и более, оцениваемых на месте не дешевле 2 руб. 50 коп. и 3 руб. серебром за штуку. Лучшие до военного времени, продавались не дешевле 2 рублей серебром штука. Серые овцы, по общему здесь убеждению, только в Тарханкуте не перерождаются и только в этой местности возможны подобные превосходные смушки, что приписываются свойства тамошних пастбищ.[14, с3]

Занятие степным огородничеством или разведением баштанов (по татарски бостан и постан) в Евпаторийском уезде до последней Крымской войне составляла немаловажную отрасль местного сельского хозяйства. Под баштаны преимущественно снимались земли, окружающие Евпатории и вёрст на 20 – 25 от этого города. Баштанщики были исключительно татары, частью евпаторийские мещане, а ещё более государственные крестьяне. Снимали исключительно землю целинную на три года, засаживая её первый год арбузами и дынями, во второй – луком, в третий засевая пшеницей: За первые два года платили владельцу земли от каждого баштана деньгами (по 10 и по 12руб. серебра), а в третий отдавали 10-ю часть собранного хлеба. Каждый баштан (2.2/3 указн. десят.) приносил баштанщику 150 до 210 руб. серебром чистого дохода. Луку, известного здесь особенною крепостью, собиралось огромное количество. Кроме сбыта в Симферополе, Евпатории, Севастополе и по другим городам губернии значительное количество отправляли морем в Одессу и даже в Константинополь. Теперь с уменьшением после войны татарского населения, эта отрасль хозяйства пришла в упадок, так как 2/3 земель, которые разбирались прежде под баштаны, никем не разбираются, а разбираемые не приносят земледельцам и половины прежнего дохода. Рыболовство в уезде, никогда впрочем не бывшее значительным, в настоящее время ничтожно. Рыбных заводов 3, из них один в Ахмечетской бухте (имении князя С. М. Воронцова) и два в деревне Караджи (имение В.П. Попова). Жалобы на повсеместное уменьшение рыбы у берегов Чёрного и Азовского морей, с одной стороны, а с другой недостаток в рабочих (на Ахмечетском и Караджинских заводах прежде рабочие состояли из крестьян, ныне – из вышедших из крепостной зависимости) имели последствием то, что названные заводы стали приносить ничтожный доход, примерно до 1800 руб. серебром.[14, с.3]

О профессиях и числе рабочих можно судить из таблицы « О числе ремесленников в г. Евпатории 1873 года».

I. Ремесленников изготавливающих

предметы пищи: мастеров: рабочих: учеников:

хлебников 15 10

булочников 15 10

мясников 6 5

кондитеров

бузников 9 4

II.Приготовляющих

предметы одежды:

портных 4 8 4

сапожников 6 9

модисток -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.